Музыка как средство мотивации на уроках физической культуры
статья по физкультуре (3 класс) на тему

Рябкова Мария Петровна

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ  ЭМОЦИОНАЛЬНОГО  ФОНА  УЧАЩИХСЯ

 

Рябкова Мария Петровна

Учитель физической культуры

 ГБОУ  гимназия №52 г. Санкт-Петербург

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryabkova_muzyka_2.docx28.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ  ЭМОЦИОНАЛЬНОГО  ФОНА  УЧАЩИХСЯ

 

Рябкова Мария Петровна

Учитель физической культуры

 ГБОУ  гимназия №52 г. Санкт-Петербург

  Если физическая культура просто важна для взрослого человека, то для детей она просто жизненно необходима. Уже давно стало аксиомой – каждому человеку необходимо хорошее здоровье и всестороннее физическое развитие.      Реформа общеобразовательной школы призвана поднять работу преподавателя, в том числе и преподавателя по физическому воспитанию, на качественно новый уровень путем применения прогрессивных методик и технических средств обучения. Одним из действенных средств, способствующих достижению этой цели, можно считать проведение занятии по физвоспитанию с музыкальным сопровождением.

  Наши школы работают в рамках концепции “Рефлексивная самоорганизация учащихся как средство для реализации творческой личности”, поэтому основная цель учителя, работающего в системе развивающего обучения,– создать на каждом уроке условия для развития ребенка, становления его как субъекта учения. То есть учитель должен выполнить свою работу так, чтобы ребенок смог, захотел, а главное научился работать самостоятельно.

  Правильное формирование двигательных способностей ребенка является фундаментом для гармонического развития личности, для раскрытия его потенциальных возможностей и способностей, а также комфортного нахождения в социуме. Задачи физического воспитания младшего подростка направлены на воспитание ценностных ориентаций, на его физическое и духовное развитие, на формирование потребности и мотивов занятиями физическими упражнениями, формирование навыка здорового образа жизни, приобретение опыта общения, ориентация на самостоятельные занятия физическими упражнениями и использования их в целях отдыха, досуга и физического самосовершенствования.

  В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формирование его отношения к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к действию запроектированного образа личности её нужно организовать и разумно направить.

   Эффективность развития обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает свою душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность.

   Такая деятельность приносит удовольствие, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важна не только деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности проявляемая. Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник потребности.

    На уроках физического воспитания музыка имеет весьма большое значение и применяется для решения целого ряда задач.

   Эти задачи, на мой взгляд, она решает не изолированно, а в единстве, в комплексном воздействии:

  • развитие и совершенствование чувство ритма и согласованности движений;
  • воздействие музыки на эмоциональное состояние, в целях создания лучших условий для восприятия изучаемого материала и выработки выразительности движений;
  • повышение физиологического воздействия упражнений на организм учащихся;
  • повышение двигательной и музыкальной культуры, развитие слуха, воспитание музыкального вкуса у учащихся, эстетическое воспитание.

  Эти задачи наиболее успешно осуществляются при систематическом использовании музыки во время занятий по развитию координационных способностей, которые являются базой для формирования всех двигательных качеств. Координация движений является объективным показателем развития двигательных функций, способностью к согласованию определенных двигательных действий и объединению их в единое целое. В.И Лях (1989) подразумевает под КС способность оптимально регулировать двигательные действия, точно, быстро, рационально разрешать различные двигательные задачи, осуществлять дозированные движения в условиях дефицита времени. Применительно к учащимся младшего подросткового возраста выделяются следующие способности к координации: способность к равновесию, ориентировка в пространстве, воспроизведение ритма.

     В период полового созревания у многих подростков отмечается ухудшение координации движений и проявляется снижение синхронности и точности совместных и обособленных движений рук и ног, что подтверждается моими наблюдениями. Предлагая занимающимся из урока в урок различные по форме и характеру упражнения, органически увязанные с музыкой, с музыкальным темпом и ритмом, этим самым постепенно я развиваю у них чувство ритма, тонкое умение точно и правильно распределять движения и усилия во времени и пространстве.

     Как показывает практика у учащихся 5-6классов, не развито чувство ритма и нет согласованности музыки и движения. И начинаем мы с простейших упражнений, например, учимся ходить под музыку, что считаю самым трудным для учащихся в начале. Подсчет ноги, подаваемый мной в начале ходьбы или по мере необходимости, должен согласовываться с музыкой, а именно: счет "раз" и "три", произносимый в момент постановки на пол левой ноги, должен совпасть с первой и третьей долями маршевого такта. В этом случае постановка левой ноги будет всегда совпадать с сильными долями такта. Необходимо иметь в виду, что выработка чувства ритма имеет очень большое значение в быту и трудовой деятельности человека. Ритмичная работа сопровождается ощущением легкости, и человек, нашедший правильный ритм движений, меньше устает от работы. В этих случаях работа выполняется при правильном чередовании усилия, напряжения и отдыха. Упражнения типа заданий на согласование движений рук и ног, определенное количество счетов /тактов/ музыки концентрирует внимание, обеспечивает собранность занимающихся, а четкий ритм марша с динамичностью звучания, с устремленностью вперед тона является мощным средством для создания приподнятого, жизнерадостного настроения, рабочей установки, обеспечивающих успешное выполнение стоящих перед уроком задач.

     При выполнении общеразвивающих упражнений музыка, помимо регулировки темпа и ритма, создает и тот эмоциональный фон, который стимулирует желание занимающихся выполнять движения как можно лучше, полнее. Воздействие музыки на эмоциональное состояние учащихся находится в определенной связи и с ее влиянием на физиологические процессы, происходящие у них в организме, музыка как показали исследования советских физиологов, затрагивает и функциональное состояние организма.

     На уроках физического воспитания я не ставлю основной задачей изучение музыки. Главным в уроке должно быть повышение двигательной культуры, с упором на развитие координационных способностей. С девочками проблем не было никогда, они от природы любят двигаться под музыку. Я предполагала, что появятся сложности с мальчиками, но и они очень быстро вошли в эту деятельность. Обучение упражнениям, развивающим координацию, под музыкальное сопровождение – это, прежде всего, педагогический процесс, он требует планомерной и методически правильной организации действий преподавателя и учащихся.

    Учащиеся должны правильно понимать музыку, её темп, ритм и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности, а я, как преподаватель, должна организовать и вести обучение движениям.

 Процесс обучения упражнениям под музыку условно разделяю на три этапа:

  • 1-й этап – начальное обучение новым движениям под музыку;
  • 2-й этап – углубленное разучивание;
  • 3-й этап – закрепление и совершенствование музыкально-ритмических упражнений.

   На 1-м этапе обучения учащиеся овладевают умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствие со средствами музыкальной выразительности, моя задача постоянно наблюдать за выполнением, учащимися движении в соответствии с темпом, ритмом; регулировать ритм, амплитуду движений подсчетом, исправлять их ошибки. В результате совместной активной работы на 2 этапе обучения происходит овладение основными движениями во взаимосвязи с музыкой. 3-й этап обучения направлен на стабилизацию и совершенствование движений во взаимосвязи с музыкой.

При подборе музыки, как для отдельных упражнений и заданий, так и для целых групп или серий упражнений и для урока в целом, я использую таблицу, в которой указаны темп музыки и движения.

Таблица №1

Темп музыки

Возможные упражнения

медленный

Дыхательные упражнения, упражнения на расслабление,

волны руками, туловищем, упражнения на равновесие.

Умеренный

Упражнения на растягивание, для мышц шеи.

Средний

Упражнения спортивно-гимнастического стиля: махи, наклоны, выпады, на силу, Упражнения для плечевого пояса, туловища, разновидности ходьбы, танцевальные шаги.

Быстрый

Бег, прыжки, танцевальные движения.

Очень быстрый

Бег, подскоки, танцы типа рок-н-ролла.

Темп музыки определяет часть урока:

  • умеренный и средний – подготовительный;
  • быстрый и очень быстрый – основная;
  • медленный – заключительная.

          Говоря о музыкальном сопровождении, неправильно ставить вопрос так: Как лучше заниматься – с музыкой или без нее? Результат зависит от метода использования музыки. Когда применяется правильный метод, то музыка способствует общей успеваемости, особенно на уроках по усвоению двигательных навыков. Основными способами контроля и диагностики по развитию координации считаются : ходьба по прямой на расстоянии 10 метров с закрытыми глазами, согласование движений рук, ног при выполнении симметричных и ассиметричных движений, различные виды прыжков, ведение мяча. Практика показывает, что до занятий с музыкальным сопровождением согласованное движений рук, ног при выполнении симметричных и ассиметричных движений при выполнении упражнений наблюдалось у 42% учащихся, а при систематическом применении музыки на уроках, развивающих координацию, увеличивает процент до 67%.

  Между физической подготовкой и усвоением двигательных навыков существует определенная закономерная связь: чем лучше общая физическая подготовка, тем успешнее проходят учебные занятия.

  Способствуя более эффективному решению самых разнообразных педагогических задач, музыка тем самым становится верным и надежным помощником преподавателя. Прикладное применение музыки полезно и необходимо далеко не при всякой выполняемой на уроке работе. В одни виды работ музыкальное сопровождение органически вписывается, существенно повышает их эффективность, помогает учащимся более успешно и с эмоциональным подъемом выполнять предлагаемые учителем задания, в другие - наоборот, не вписывается, неоправданно отвлекает на себя внимание учащихся и мешает выполнению работы.

   Музыкальную стимуляцию на уроке целесообразно использовать не постоянно (так она быстро надоедает и теряет свое стимулирующее значение), а эпизодически, лишь в тех работах, которые характеризуются повторяющимся выполнением простых или твердо заученных упражнений, не требующих от учащихся большого сосредоточения внимания на выполняемой деятельности.

   Целенаправленное применение функциональной музыки ведет к утверждению нового, более высокого типа педагогической организации урока, в процессе которого у учащихся улучшается координация движений, совершенствуется чувство ритма, развиваются положительные эмоции, воспитывается уверенность в себе, эстетические чувства, повышается эмоциональный фон и работоспособность.    

  Музыкальную активизацию деятельности учащихся в основной части урока  лучше всего применять в тех случаях, когда им дается задание выполнить какое-либо специальное упражнение, отдельный прием несколько раз подряд или несколько минут. Режим запланирован педагогом, выполнение заданий происходит с определенной интенсивностью.

   Главные задачи музыки, применяемой в основной части урока,- замедлить процесс развития пресыщения выполняемой работой, сделать ее эмоционально приятной и незаметно активизировать уставших учащихся.

  Применяемая для этого музыка должна выполнять роль ритмического, приятного для слуха звуколидера, к которому занимающиеся подсознательно приспосабливают ритмику своих ранее заученных движений.

   Каждый насыщенно проведенный урок физической культуры закономерно вызывает у учащихся значительные сдвиги в функциональном состоянии нервной, мышечной, сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма. Занимающимся бывает очень трудно самостоятельно погасить свое излишнее возбуждение и переключиться на дальнейшую учебную деятельность. Для организованного снятия физических и психоэмоциональных напряжений и планомерного перехода организма к относительно спокойному состоянию в структуре урока физической культуры предусмотрена заключительная часть продолжительностью около 5 минут.

Литература:

  1. Двейрина О.А. Развитие координационных способностей на уроках физической культуры. – М., 2000.
  2. Матов В.В., Иванова О.А. Ритмическая гимнастика для школьников. – М., 1988.
  3. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся 5–7 классов. – М.: Просвещение, 1997
  4.  Столяренко, Л.Д. Педагогика. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов-на-Дону.: "Феникс", 2000-448с.
  5. Физическая культура: Сценарии праздников и игровых занятий: 1-6 кл., книга для учителя - М.: Изд. "Первое сентября", 2003-224с, кл.
  6.  Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. "СА-ФИ-ДАНСЕ". Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. СПб.: "Детство-пресс", 2001. 350 с., ил.
  7. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов ВУЗов - М.: Изд. центр "Академия", 2000-480с.
  8. Чаленко, И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе – Ростов – на - Дону: Феникс, 2003-256с, ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физической культуры в 3 классе. Тема: «Подвижные игры как средство совершенствования физических качеств»

Урок физической культуры в 3 классе. Тема: «Подвижные игры как средство совершенствования физических качеств»Цель: использование подвижных игр для всестороннего и гармоничного  развития детей мла...

«Дифференцированный подход на уроках физической культуры как средство повышения физической подготовленности учащихся».

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, ос...

"Проектная деятельность на уроке физической культуры, как средство повышения мотивации школьников"

quot;Проектная деятельность на уроке физической культуры, как средство повышения мотивации школьников" разработана для начальной школы.Педагогический проект посвящен использованию исследовательс...

Презентация. Дифференцированный подход на уроках физической культуры как средство повышения мотивации к обучению

Влияние дифференцированного подхода на физическое развитие и воспитание учащихся зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методов....

Формирование мотивации на уроках физической культуры

Формирование мотивации к обучению – важнейшее условие эффективной реализации ФГОС. В начальной школе проблема актуализации занятий, не включающих игровые моменты, стоит очень остро.С момента пос...

Конспект урока физической культуры по разделу программы «спортивные и подвижные игры» для учащихся 2 класса   Тема урока: «Развитие основных физических качеств средствами подвижных игр»

На уроке физической культуры ученики 2 класса помогают герою произведения Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Ребята вместе с Незнайкой развивают физические качества с помощью под...

Конспект урока физической культуры по разделу программы «спортивные и подвижные игры» для учащихся 2 класса   Тема урока: «Развитие основных физических качеств средствами подвижных игр»

На уроке физической культуры ученики 2 класса помогают герою произведения Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Ребята вместе с Незнайкой развивают физические качества с помощью под...