"Проектная деятельность на уроке физической культуры, как средство повышения мотивации школьников"
статья по физкультуре (3 класс)

Морозова Анна Алексеевна

"Проектная деятельность на уроке физической культуры, как средство повышения мотивации школьников" разработана для начальной школы.

Педагогический проект посвящен использованию исследовательской технологии на уроках физической культуры и во внеурочное время, как средства раскрытия интеллектуального потенциала, духовно- нравственного воспитания и формирования всесторонне развитой, социально адаптированной личности. Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход является недостаточным. В современной концепции физического воспитания акцентом является повышение образовательной направленности как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности школьника. Цель своей деятельности учителя вижу в применении комплексного подхода преподавания физической культуры. Это не только физическое, но и интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие. Сегодня перед учителем физической культуры поставлена двуединая задача: не только самому учить детей на уроках, но и делать все, чтобы ученики осознанно включались в процесс обучения. Решая задачи физического воспитания, направляю свою деятельность на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание волевых качеств, приобретение опыта общения. Для поддержания высокого уровня физической, умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий традиционные технологии не могут в полной мере реализовать поставленные цели и задачи.

1.1.Актуальность актуальность можно обосновать следующими положениями:

1. Проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные развивающие программы среднего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Программа также актуальна и её методологической значимостью.

2. Аттестация учеников с ослабленным здоровьем. Свои знания и умения в организации проектной и исследовательской деятельности учащимся пригодятся в будущем и станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д. Особенностью данного проекта является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания, вырабатывать определенные познавательные и практические умения с целью реализации их в спортивно-оздоровительной деятельности. В этом качестве проект обеспечивает реализацию следующих принципов: · Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; · Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе урочной и внеурочной деятельности; · Системность организации учебно-воспитательного процесса; · Раскрытие лидерских, коммуникативных способностей обучающихся и поддержка одаренности детей, а также детей с ослабленным здоровьем с целью их успешной аттестации Новизна Элементы содержания данной проекта могут быть интегрированы с основным содержанием физического образования в календарно-тематическом планировании рабочей программы учителя, в графе «Проектная деятельность» При организации процесса обучения в раках данной проекта предполагается применением следующих педагогических технологий проектной деятельности: ·развивающее обучение; ·информационно- коммуникативные; ·личностно-ориентированное; ·игровые; ·здоровьесберегающие.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА. Цель проекта: создание условий для практического применения исследовательской технологии на уроках физической культуры как средство повышения мотивационных интересов обучающихся. Задачи проекта:

1.изучить методическую и методологическую литературу;

2.разработать авторский модуль применения форм и методов исследовательской технологии на уроках физической культуры как средство повышения мотивационных интересов обучающихся; 3.разработать сценарии уроков и внеурочных занятий с применением методов исследования; 4.создать творческую группу учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью; 5.обобщить результаты исследовательской работы и провести мониторинг результатов реализации проекта.

Для достижения поставленных целей нами использовались следующие методы исследования: · изучение учебно-методической и психолого-педагогической литературы; · анализ нормативных документов об образовании; · анализ учебников и школьной программы по физической культуре; · наблюдение за учащимися во время работы над исследовательскими и проектными работами; · анкетирование участников образовательного процесса: учеников и их родителей. Основные результаты, достижение которых предполагается проектом: · обеспечение качества знаний учащихся не ниже – 90%, успеваемости – 100%; · успешное участие учащихся в олимпиадах и конференциях различного уровня; · рост личностных качеств и общих компетенций учащихся; · повышение мотивации учащихся к изучению физической культуры и занятиям спортом: · приобретение школьниками опыта самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, анализа и оценки полученного результата. Объектом работы является исследовательская деятельность обучающихся. Предмет: методика организации исследовательской деятельности на уроках физической культуры и во внеурочное время. Гипотеза: предположим, что исследовательская деятельность по физической культуре повышает мотивацию учащихся к изучению предмета и осознанию значимости занятий спортом. Продукт педагогического проекта: образовательный модуль «Исследовательская деятельность школьников на уроках физической культуры и во внеурочное время»: Информационный блок Педагогический проект «Учебно-исследовательская работа на уроках физической культуры и во внеурочное время как средство повышения мотивационных интересов обучающихся». Методический блок Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся для школьников, родителей и коллег. Исполнительский блок Разработки уроков физической культуры с использованием исследовательской технологии.

Банк исследовательских работ учащихся.

Контролирующий блок

1.Тестовые задания.  Анкеты. Портфолио ученических проектных и исследовательских работ. Риски: критерии оценки профессиональных качеств учителя и успешности ученика должны учитывать новые требования качества образования: · обученность детей; · соответствие стандарту (нормативные требования); · соответствие социальным запросам и ожиданиям; соответствие личностным запросам школьника и его родителей. Основная часть Что же такое исследовательская деятельность? Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования. Именно эти навыки являются универсальным способом освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция. Исследовательская технология требует реализации педагогической модели «обучение через открытие». Ведущий метод – проблемное обучение; метод проектов. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций. Модель урока: «знаю, но не все; хотел бы узнать – узнал». Обучающие приемы - экспериментирование или моделирование. При построении учебно-исследовательского процесса учитель учитывает следующие моменты: · тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика · совпадать с кругом интереса учителя; · необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно; · организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи; · раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты. К общим характеристикам следует отнести практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности. Структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде; компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию. Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности считаются не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (не успешности). В своей деятельности проявляю большой интерес к деятельностным технологиям обучения. Сначала использую проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся (доклады, рефераты и учебные исследования). Используя технологию учебно-исследовательского обучения (методы исследования), что позволяет вовлечь обучающихся в самостоятельный познавательный процесс. Исследовательская деятельность усиливает познавательный интерес школьников, способствует получению глубоких знаний и развивает умение творчески мыслить. Организую исследовательскую деятельность на уроках в любом разделе программы. Ребятам нравятся такие уроки, они получают возможность публичного выступления, защиты своей работы, отстаивания точки зрения. Дети получают большое удовлетворение от проделанной работы, что повышает интерес к предмету. Продолжением исследований является внеурочная деятельность. За последние три года возросло число учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью по предмету физическая культура или по темам здорового образа жизни. С обучающимися провели уроки - исследования по темам «Что такое гибкость?», «Влияет ли масса тела на умение подтягиваться " Сформированные у школьников навыки исследовательской деятельности позволяют: · выявлять проблемы, осуществлять сбор информации, строить гипотезы, ставить эксперименты; · интересоваться возможностями самостоятельного решения значимых для детей проблем; · приобретать собственные знания из разных областей и источников, которые могут быть использованы в жизни; · критически мыслить; · организовать творческую деятельность по конструированию новых объектов; · прогнозировать результаты и возможные последствия; · ориентироваться в окружающей действительности; · формировать УУД (определение цели, разработка проектного задания, планирование работы, реализация проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. Для детей и педагогов разработаны памятки по исследовательской работе. Данная технология построена на развитии способности учащихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом. Работу строю так, чтобы ученик а) получал знания, б) чувствовал свой рост, в) уважал себя как личность. Это возможно, когда

1. Четко продуманы этапы исследования, формы и методы;

2. Детям ясны цели и задачи (мотивация учения);

3. Есть контакт учителя с детьми;

4. Исследование - процесс, который дает радость ученику, удовлетворение как от общения с учителем, его предметом, так и от своего собственного результата в нем;

5. У школьника должно быть ощущение продвижения вперед (мотивация успешности) Этапы исследовательской деятельности

Этапы совместной исследовательской деятельности можно проиллюстрировать следующей таблицей:

Учитель Ученики 1-й этап (погружение) Формулирует: Осуществляют: 1. проблему, личностное присвоение проблемы, 2. сюжетную ситуацию, вживание в ситуацию, 3. цель и задачи принятие, уточнение и конкретизацию целей и задачей 2-й этап (организация деятельности) Организует деятельность –предлагает Осуществляют: 4. организовать группы, разбивку на группы, 5. распределить роли в группах, распределение ролей в группе, 6. спланировать деятельность по решению задач исследования планирование работ 7. возможные формы презентации результатов. выбор формы и способа презентации результатов 3-й этап (осуществление деятельности) Активно не участвует … Работают активно и самостоятельно! 8. но консультирует учащихся по мере необходимости, каждый в соответствии со своим амплуа и сообща, 9. ненавязчиво контролирует консультируются по необходимости, 10. дает новые знания, когда его ученики просят об этом «добывают» недостающие знания, 11. репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. готовят презентацию результатов. 4-й этап (презентация) Принимает отчёт… Демонстрируют: 12. обобщает и резюмирует полученные результаты, понимание проблемы, цели и задач, 13. подводит итоги, умение планировать и осуществлять работу, 14. оценивает умения общаться, слушать, обосновывать найденный способ решения свое мнение, терпимость и др., проблемы, 15. акцентирует внимание на воспитательном моменте, умение работать в группе на общий результат и др., рефлексию деятельности и её результата, дают взаимооценку деятельности и ее результативности. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных компетенций: · умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий); · умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали); · умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение). В результате проведенных исследований школьник получает не только определенный продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных компетенций. Таким образом, организуя исследовательскую деятельность школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на уроках физической культуры в школе. Условия формирования исследовательских компетенций. Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель - предметник может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем. Мотивированность. Необходимо помочь учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования. Творческая атмосфера Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Личность педагога Для развития творческих способностей нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и, обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности. Учет возрастных особенностей школьника Вопрос об учете психологических особенностей обучающихся очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ШКОЛЬНИКОВ

Основные этапы исследовательской работы:

1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования)

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Правила выбора темы

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным. Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем. Составление плана работы над исследованием 1. Подумать самому о том, что я знаю---------------------------------- 2. Прочитать------------------------------------------------------------------- 3. Посмотреть телепередачи (в Интернете, фильм…)--------------- 4. Спросить у взрослых------------------------------------------------------ 5. Понаблюдать------------------------------------------------------------------ 6. Провести эксперимент------------------------------------------------------ 7. Сделать математические расчеты-------------------------------------- 8. Подвести итог (сделать выводы и умозаключения)--------------- 9. Подготовиться к защите---------------------------------------------------

Подготовка к защите исследовательской работы

Шаг 1. Дать определения основным понятиям.

Шаг 2. Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

Шаг 3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

Шаг 4. Ранжировать основные идеи.

Шаг 5. Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы)

Шаг 6. Выработать суждения и сделать умозаключения.

Шаг 7. Сделать выводы.

Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения.

Шаг 9. Подготовить текст доклада.

Шаг 10. Приготовить макеты, схемы, чертежи и др.

Шаг 11. Подготовиться к ответам на вопросы.

Можно проводить следующие формы занятий, позволяющих представить результаты исследования: · конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории; · презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения участников; · выступления для определенного круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой · представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователь выступает как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение. · выставка достижений проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.

Выводы:

1. Исследовательские и проектные работы могут выполнять учащиеся, относящиеся к любой группе здоровья, освобожденные от уроков физической культуры, чтобы не просто получить оценку, но, прежде всего, почувствовать свою причастность к спорту, более активно использовать в своей жизни физические упражнения.

2. Материалы исследовательских работ и проектов могут использоваться для проведения Олимпийских уроков, создания стендов, подготовки различных мероприятий и др.

3. Материалы проектов могут использоваться учителями-предметниками для проведения метапредметных уроков.

4. Ученики и учитель получают опыт исследовательской деятельности, который пригодится им в дальнейшем. Ресурсы Программно-методические ресурсы: рабочие учебные программы по физической культуре на основе федеральных государственных образовательных стандартов. Нормативно-правовые ресурсы:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

3.«Концепция модернизации российского образования».

4. Программа модернизации «Новая школа Югры».

Основные понятия проектной деятельности: Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в исследовательской деятельности. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития предметной компетенции и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программыосновного и среднего общего образования. Метод проектов на уроках ФК, учитывая возрастные особенности здоровья детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). Проект– это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время. Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технико-технологические, художественные, математические, естественно-научные и др.) и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках. Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие( комплекс упражнений в рисунках, макет тренажера и др), информация (доклад, сообщение, реферат, мультимедийная презентация, видеоролик и др), ,комплексная работа, социальная помощь. Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Проектная деятельность на уроке физической культуры, как средство повышения мотивации школьников" разработана для средней школы.

Педагогический проект посвящен использованию исследовательской технологии на уроках физической культуры и во внеурочное время, как средства раскрытия интеллектуального потенциала, духовно- нравственного воспитания и формирования всесторонне развитой, социально адаптированной личности. Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход является недостаточным. В современной концепции физического воспитания акцентом является повышение образовательной направленности как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности школьника. Цель своей деятельности учителя вижу в применении комплексного подхода преподавания физической культуры. Это не только физическое, но и интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие. Сегодня перед учителем физической культуры поставлена двуединая задача: не только самому учить детей на уроках, но и делать все, чтобы ученики осознанно включались в процесс обучения. Решая задачи физического воспитания, направляю свою деятельность на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание волевых качеств, приобретение опыта общения. Для поддержания высокого уровня физической, умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий традиционные технологии не могут в полной мере реализовать поставленные цели и задачи.

1.1.Актуальность актуальность можно обосновать следующими положениями:

1. Проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные развивающие программы среднего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Программа также актуальна и её методологической значимостью.

2. Аттестация учеников с ослабленным здоровьем. Свои знания и умения в организации проектной и исследовательской деятельности учащимся пригодятся в будущем и станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д. Особенностью данного проекта является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания, вырабатывать определенные познавательные и практические умения с целью реализации их в спортивно-оздоровительной деятельности. В этом качестве проект обеспечивает реализацию следующих принципов:  Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;  Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе урочной и внеурочной деятельности;  Системность организации учебно-воспитательного процесса;  Раскрытие лидерских, коммуникативных способностей обучающихся и поддержка одаренности детей, а также детей с ослабленным здоровьем с целью их успешной аттестации Новизна Элементы содержания данной проекта могут быть интегрированы с основным содержанием физического образования в календарно-тематическом планировании рабочей программы учителя, в графе «Проектная деятельность» При организации процесса обучения в раках данной проекта предполагается применением следующих педагогических технологий проектной деятельности: развивающее обучение; информационно- коммуникативные; личностно-ориентированное; игровые; здоровьесберегающие.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА. Цель проекта: создание условий для практического применения исследовательской технологии на уроках физической культуры как средство повышения мотивационных интересов обучающихся. Задачи проекта:

1.изучить методическую и методологическую литературу;

2.разработать авторский модуль применения форм и методов исследовательской технологии на уроках физической культуры как средство повышения мотивационных интересов обучающихся; 3.разработать сценарии уроков и внеурочных занятий с применением методов исследования; 4.создать творческую группу учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью; 5.обобщить результаты исследовательской работы и провести мониторинг результатов реализации проекта.

Для достижения поставленных целей нами использовались следующие методы исследования:  изучение учебно-методической и психолого-педагогической литературы;  анализ нормативных документов об образовании;  анализ учебников и школьной программы по физической культуре;  наблюдение за учащимися во время работы над исследовательскими и проектными работами;  анкетирование участников образовательного процесса: учеников и их родителей. Основные результаты, достижение которых предполагается проектом:  обеспечение качества знаний учащихся не ниже – 90%, успеваемости – 100%;  успешное участие учащихся в олимпиадах и конференциях различного уровня;  рост личностных качеств и общих компетенций учащихся;  повышение мотивации учащихся к изучению физической культуры и занятиям спортом:  приобретение школьниками опыта самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, анализа и оценки полученного результата. Объектом работы является исследовательская деятельность обучающихся. Предмет: методика организации исследовательской деятельности на уроках физической культуры и во внеурочное время. Гипотеза: предположим, что исследовательская деятельность по физической культуре повышает мотивацию учащихся к изучению предмета и осознанию значимости занятий спортом. Продукт педагогического проекта: образовательный модуль «Исследовательская деятельность школьников на уроках физической культуры и во внеурочное время»: Информационный блок Педагогический проект «Учебно-исследовательская работа на уроках физической культуры и во внеурочное время как средство повышения мотивационных интересов обучающихся». Методический блок Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся для школьников, родителей и коллег. Исполнительский блок Разработки уроков физической культуры с использованием исследовательской технологии.

Банк исследовательских работ учащихся.

Контролирующий блок

1.Тестовые задания.  Анкеты. Портфолио ученических проектных и исследовательских работ. Риски: критерии оценки профессиональных качеств учителя и успешности ученика должны учитывать новые требования качества образования:  обученность детей;  соответствие стандарту (нормативные требования);  соответствие социальным запросам и ожиданиям; соответствие личностным запросам школьника и его родителей. Основная часть Что же такое исследовательская деятельность? Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования. Именно эти навыки являются универсальным способом освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция. Исследовательская технология требует реализации педагогической модели «обучение через открытие». Ведущий метод – проблемное обучение; метод проектов. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций. Модель урока: «знаю, но не все; хотел бы узнать – узнал». Обучающие приемы - экспериментирование или моделирование. При построении учебно-исследовательского процесса учитель учитывает следующие моменты:  тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика  совпадать с кругом интереса учителя;  необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;  организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи;  раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты. К общим характеристикам следует отнести практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности. Структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде; компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию. Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности считаются не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (не успешности). В своей деятельности проявляю большой интерес к деятельностным технологиям обучения. Сначала использую проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся (доклады, рефераты и учебные исследования). Используя технологию учебно-исследовательского обучения (методы исследования), что позволяет вовлечь обучающихся в самостоятельный познавательный процесс. Исследовательская деятельность усиливает познавательный интерес школьников, способствует получению глубоких знаний и развивает умение творчески мыслить. Организую исследовательскую деятельность на уроках в любом разделе программы. Ребятам нравятся такие уроки, они получают возможность публичного выступления, защиты своей работы, отстаивания точки зрения. Дети получают большое удовлетворение от проделанной работы, что повышает интерес к предмету. Продолжением исследований является внеурочная деятельность. За последние три года возросло число учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью по предмету физическая культура или по темам здорового образа жизни. С обучающимися провели уроки - исследования по темам «Что такое гибкость?», «Влияет ли масса тела на умение подтягиваться " Сформированные у школьников навыки исследовательской деятельности позволяют:  выявлять проблемы, осуществлять сбор информации, строить гипотезы, ставить эксперименты;  интересоваться возможностями самостоятельного решения значимых для детей проблем;  приобретать собственные знания из разных областей и источников, которые могут быть использованы в жизни;  критически мыслить;  организовать творческую деятельность по конструированию новых объектов;  прогнозировать результаты и возможные последствия;  ориентироваться в окружающей действительности;  формировать УУД (определение цели, разработка проектного задания, планирование работы, реализация проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. Для детей и педагогов разработаны памятки по исследовательской работе. Данная технология построена на развитии способности учащихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом. Работу строю так, чтобы ученик а) получал знания, б) чувствовал свой рост, в) уважал себя как личность. Это возможно, когда

1. Четко продуманы этапы исследования, формы и методы;

2. Детям ясны цели и задачи (мотивация учения);

3. Есть контакт учителя с детьми;

4. Исследование - процесс, который дает радость ученику, удовлетворение как от общения с учителем, его предметом, так и от своего собственного результата в нем;

5. У школьника должно быть ощущение продвижения вперед (мотивация успешности) Этапы исследовательской деятельности

Этапы совместной исследовательской деятельности можно проиллюстрировать следующей таблицей:

Учитель Ученики 1-й этап (погружение) Формулирует: Осуществляют: 1. проблему, личностное присвоение проблемы, 2. сюжетную ситуацию, вживание в ситуацию, 3. цель и задачи принятие, уточнение и конкретизацию целей и задачей 2-й этап (организация деятельности) Организует деятельность –предлагает Осуществляют: 4. организовать группы, разбивку на группы, 5. распределить роли в группах, распределение ролей в группе, 6. спланировать деятельность по решению задач исследования планирование работ 7. возможные формы презентации результатов. выбор формы и способа презентации результатов 3-й этап (осуществление деятельности) Активно не участвует … Работают активно и самостоятельно! 8. но консультирует учащихся по мере необходимости, каждый в соответствии со своим амплуа и сообща, 9. ненавязчиво контролирует консультируются по необходимости, 10. дает новые знания, когда его ученики просят об этом «добывают» недостающие знания, 11. репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. готовят презентацию результатов. 4-й этап (презентация) Принимает отчёт… Демонстрируют: 12. обобщает и резюмирует полученные результаты, понимание проблемы, цели и задач, 13. подводит итоги, умение планировать и осуществлять работу, 14. оценивает умения общаться, слушать, обосновывать найденный способ решения свое мнение, терпимость и др., проблемы, 15. акцентирует внимание на воспитательном моменте, умение работать в группе на общий результат и др., рефлексию деятельности и её результата, дают взаимооценку деятельности и ее результативности. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных компетенций:  умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);  умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);  умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение). В результате проведенных исследований школьник получает не только определенный продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных компетенций. Таким образом, организуя исследовательскую деятельность школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на уроках физической культуры в школе. Условия формирования исследовательских компетенций. Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель - предметник может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем. Мотивированность. Необходимо помочь учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования. Творческая атмосфера Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Личность педагога Для развития творческих способностей нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и, обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности. Учет возрастных особенностей школьника Вопрос об учете психологических особенностей обучающихся очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ШКОЛЬНИКОВ

Основные этапы исследовательской работы:

1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования)

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Правила выбора темы

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным. Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем. Составление плана работы над исследованием 1. Подумать самому о том, что я знаю---------------------------------- 2. Прочитать------------------------------------------------------------------- 3. Посмотреть телепередачи (в Интернете, фильм…)--------------- 4. Спросить у взрослых------------------------------------------------------ 5. Понаблюдать------------------------------------------------------------------ 6. Провести эксперимент------------------------------------------------------ 7. Сделать математические расчеты-------------------------------------- 8. Подвести итог (сделать выводы и умозаключения)--------------- 9. Подготовиться к защите---------------------------------------------------

Подготовка к защите исследовательской работы

Шаг 1. Дать определения основным понятиям.

Шаг 2. Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

Шаг 3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

Шаг 4. Ранжировать основные идеи.

Шаг 5. Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы)

Шаг 6. Выработать суждения и сделать умозаключения.

Шаг 7. Сделать выводы.

Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения.

Шаг 9. Подготовить текст доклада.

Шаг 10. Приготовить макеты, схемы, чертежи и др.

Шаг 11. Подготовиться к ответам на вопросы.

Можно проводить следующие формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:  конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;  презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения участников;  выступления для определенного круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой  представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователь выступает как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение.  выставка достижений проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.

Выводы:

1. Исследовательские и проектные работы могут выполнять учащиеся, относящиеся к любой группе здоровья, освобожденные от уроков физической культуры, чтобы не просто получить оценку, но, прежде всего, почувствовать свою причастность к спорту, более активно использовать в своей жизни физические упражнения.

2. Материалы исследовательских работ и проектов могут использоваться для проведения Олимпийских уроков, создания стендов, подготовки различных мероприятий и др.

3. Материалы проектов могут использоваться учителями-предметниками для проведения метапредметных уроков.

4. Ученики и учитель получают опыт исследовательской деятельности, который пригодится им в дальнейшем. Ресурсы Программно-методические ресурсы: рабочие учебные программы по физической культуре на основе федеральных государственных образовательных стандартов. Нормативно-правовые ресурсы:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

3.«Концепция модернизации российского образования».

4. Программа модернизации «Новая школа Югры». Основные понятия проектной деятельности: Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в исследовательской деятельности. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития предметной компетенции и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программыосновного и среднего общего образования. Метод проектов на уроках ФК, учитывая возрастные особенности здоровья детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). Проект– это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время. Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технико-технологические, художественные, математические, естественно-научные и др.) и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках. Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие( комплекс упражнений в рисунках, макет тренажера и др), информация (доклад, сообщение, реферат, мультимедийная презентация, видеоролик и др), ,комплексная работа, социальная помощь. Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

В докладе раскрывается суть коррекционной работы на уроках русского языка, её актуальность, виды,методы и приемы работы....

«Дифференцированный подход на уроках физической культуры как средство повышения физической подготовленности учащихся».

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, ос...

Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.

Игровые технологии в начальной школе являются средством решения ряда задач воспитания школьника, таких как: развитие творческого мышления, воображения, развитие инициативности, самостоятельности, дисц...

Проектная деятельность на уроках физической культуры в начальной школе

Любой урок физкультуры можно сделать ярким и запоминающимся, интересным и увлекательным, но очень часто на теоретическую часть урока остается мало времени,  а мне хочется показать своим ученикам ...

Уроки физической культуры как средство воспитания физического развития младших школьников

В связи с тем, что до сих пор урок остается основной формой организации обучения школьников и занимает основное время их пребывания в школе, то именно он является основным средством в осуществлении фи...

Презентация. Дифференцированный подход на уроках физической культуры как средство повышения мотивации к обучению

Влияние дифференцированного подхода на физическое развитие и воспитание учащихся зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методов....