Тему: «Проектная деятельность на уроках физической культуры как средство развития информационной компетентности младших школьников».
методическая разработка по физкультуре (3 класс)

Карлова Валерия Сергеевна

Тема для сомооброзования учителей физической культуры, с примерами ее реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proetnaya_deyatelnost.docx123.41 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применять полученные знания, умения и навыки в реальной жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на развитие у учащихся таких компетентностей, которые способствовали бы  самореализации его личного потенциала.  То есть школьник, обладая правом являться субъектом образования, кроме знаний, должен овладеть компетентностями, которые определят его готовность  к жизни в современном обществе.

Термин «информационная компетентность» относится к основным терминам образовательных стандартов нового поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий».

Информационная компетентность развивается на протяжении всего периода обучения, но закладываются именно в младшем школьном возрасте.

Для формирования ключевых компетенций успешнее всего используется проектная методика. Она широко применяется в современном образовательном процессе и дает хорошие результаты.

Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который он выбрал сам, участвует в совместной деятельности, в процессе общения. При этом повышается мотивация к изучению предмета, приобретаются умения результативно планировать свою деятельность, формируются различные компетенции. На наш взгляд, использование метода проектов на уроках физической культуры – необходимая составляющая современного образовательного процесса.

Теоретической базой проводимого исследования послужили работы, посвященные сущности проектной деятельности О.И. Агаповой, А. Л. Блохина, М. Ю.  Бухаркиной, В.В. Гузеевой, Н. В. Матяш, и др.

 Изучив и проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме современную ситуацию в теории и практике образования, можно охарактеризовать сложившимся противоречием между:

- требованиями образовательных стандартов второго поколения к уровню сформированности информационной компетентности младших школьников и недостаточностью использования проектной деятельности на уроках физической культуры в практике работы учителей.

Выявленное противоречие обозначило проблему исследования – какова организация проектной деятельности на уроках физической культуры с целью развития информационной компетентности младших школьников?

Ответ на этот вопрос и составила цель нашего исследования.

Объект исследования: процесс развития информационной компетентности младших школьников.

Предмет исследования: проектная деятельность на уроках физической культуры как средство развития информационной компетентности.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогические аспекты развития информационной компетентности младших школьников посредством проектной деятельности на уроках физической культуры.
  2. Изучить особенности организации проектной деятельности на уроках физической культуры.
  3.  Спроектировать и апробировать проектную деятельность на уроках физической культуры; оценить результативность опытно-практической работы.

Методы исследования:

- теоретические: анализ печатных источников, анализ понятийного аппарата;

- эмпирические: анкетирование. 

База исследования: одна из школ о. Муром, 4 класс.

Глава I Теоретическое обоснование проблемы формирования информационной компетенции младших школьников посредством проектной деятельности.

1.1Общее понятие компетенции и компетентности.

           Competent (лат.) – соответствующий, способный; competence (англ.) – способность (компетенция) [1].

Компетенции в самом обобщенном их понимании – это ожидаемые и измеряемые конкретные  достижения младших школьников, которые определяют, что будет способен делать младший школьник по завершении всей или части образовательной программы.

В макете Федерального государственного образовательного стандарта начального образования компетентность представлена как способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Компетентность включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов  и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [15].

Под компетентностью понимают:

  • Владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
  • Основывающийся на знаниях интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека.
  • Совокупность сформированных у личности компетенций, готовых к практическому применению.

Наиболее точно отличие двух терминов определяет А.В. Хуторской [3],

Компетенция – некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика.

Компетентность – уже состоявшееся его личностное качество.

Другими словами, компетентность есть уровень практической реализации компетенции.

В этой связи в структуре компетенции необходимо выделить следующие компоненты:

  • Когнитивный: знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать).
  • Операциональный: знание, как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям, способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности).
  • Аксиологический: знание, как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте) – воспитательный компонент.

В настоящее время нет общепринятого определения понятий «компетенция» и «компетентность», а также единой классификации и состава компетенций.

Согласно большинству дефиниций, компетентность – это наиболее общий язык и единая форма описания результатов обучения, несводимые к знаниям, умениям и навыкам. Компетентность включает в себя не только когнитивный, но и мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты. Применительно к педагогическому образованию компетенцию следует рассматривать как характеристику качества подготовки будущего учителя (педагога), относящуюся к категории результата обучения. Таким образом, в общем виде компетенции  представляют собой совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта деятельности и рефлексии учащегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Компетенции предлагаются ученикам для овладения, формирования у них соответствующих компетентностей. Под компетентностью понимается личностное качество будущего педагога и реальный уровень его образования, приобретенные в процессе обучения.

Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода сводится к созданию педагогических условий и ситуаций, которые могут привести к формированию той или иной компетентности [16].

1.2 Виды компетентности.

  1. Ценностно-смысловые.

- формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;

-осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

  • владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
  • уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия,
  • осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм .
  1. Учебно-познавательные.

-иметь опыт восприятия картины мира.

  • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
  • выбирать условия проведения наблюдения или опыта;
  • выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями;
  • использовать элементы вероятностных и статистических методов познания;
  • описывать результаты, формулировать выводы;
  1. Социокультурные.

- уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;    

 -  определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;

- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;

-действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; [26].

-владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;

  • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;
  • владеть эффективными способами организации свободного времени;
  • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
  • иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
  • владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
  1. Коммуникативные.

-иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

  • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
  • уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;
  • выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения;
  • умениями искать и находить компромиссы; [21].
  1. Информационные.

-ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;

  • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет;
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;    
  • уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;    
  • владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;
  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
  1. Ключевые компетенции – система универсальных знаний, умений, навыков, качества и способности.

Классификация ключевых компетентностей дан А. В. Хуторским [4], доктором педагогических наук.

  1. Технологическая компетентность :
  • готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей;
  • готовность к пониманию инструкций, описания технологии, алгоритма деятельности; 
  • четкое соблюдение технологии деятельности;
  • освоение и грамотное применение новых технологий [2].
  1. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. [17].
             Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. [13].
  •  Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:
    • формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;

• развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;
• воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;
• формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;
• воспитание моральных и волевых качеств;
• развитие опыта межличностного общения.

   

           Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся [14].

1.3. Информационная компетентность как педагогическая категория.

Понятие "информационная компетентность" достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно (В.Л.Акуленко, М.Г.Дзугоева, О.Б.Зайцева, А.Л.Семёнов, Н.Ю.Таирова, О.М.Толстых). Так, в исследованиях учёных понятие " информационная компетентность" трактуется как: сложное индивидуально - психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств [6]; новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств [5].

Ключевым основанием, объединяющим исследования по проблеме становления и развития компетентности, с нашей точки зрения, является понятие "информация".

В философском энциклопедическом словаре понятие "информация" (от лат. informatio - ознакомление, разъяснение, представление, понятие) трактуется следующим образом:

  • сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чём-либо, передаваемые людьми;
  • уменьшаемая, снимаемая неопределённость в результате получения сообщений;
  • сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик;
  • передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы) [7].

Ведущим основанием нашего исследования является информационный подход (информационный метод познания), т.к. любой объект изучения, процесс, явление, действие имеет свое изоморфное информационное отображение. Возникновение информации, эволюция ее ценности, нелинейный характер комплексных процессов самоорганизации, протекающих в сверхсложных системах в материальной и интеллектуальной сферах деятельности человека предъявляют требования объединенного системного подхода со стороны естественных и гуманитарных наук и искусств. Мы полагаем, что информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности. [22].

В структуре категории "информационная компетентность" выделяются компоненты:

  1. когнитивный: отражает процессы переработки информации на основе микрокогнитивных актов (анализ поступающей информации, формализация, сравнение, обобщение, синтез с имеющимися базами знаний, разработка вариантов использования информации и прогнозирование последствий реализации решения проблемной ситуации, генерирование и прогнозирование использования новой информации и взаимодействие её с имеющимися базами знаний, организация хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти);
  2. ценностно-мотивационный: заключается в создании условий, которые способствуют вхождению ученика в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций; характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение индивидов к работе и к жизни в целом, выделяются четыре доминирующих типа побуждений - к достижениям, принадлежности к группе, обладанию властью, компетентности;
  3. технико-технологический: отражает понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; знание различий автоматизированного и автоматического выполнения информационных процессов; умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определённого технического средства в зависимости от его основных характеристик; включает: понимание сущности технологического подхода к реализации деятельности; знание особенностей средств информационных технологий по поиску, переработке и хранению информации, а также выявлению, созданию и прогнозированию возможных технологических этапов по переработке информационных потоков; технологические навыки и умения работы с информационными потоками (в частности, с помощью средств информационных технологий);
  4. коммуникативный: отражает знание, понимание, применение языков (естественных, формальных) и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных);
  5. рефлексивный: заключается в осознании собственного уровня саморегуляции личности, при котором жизненная функция самосознания заключается в самоуправлении поведением личности, а также в расширении самосознания, самореализации.

Свойствами категории "информационная компетентность" являются следующие:

Дуализм - наличие объективной (внешней оценки информационной компетентности) и субъективной (внутренней - самооценки своей информационной компетентности индивидуумом) сторон;

относительность - знания и базы знаний быстро устаревают и их можно рассматривать как новые только в условно-определённом пространственно-временном отрезке;

структурированность - каждый человек имеет свои особым образом организованные базы знаний;

селективность - не вся поступающая информация трансформируется в знания, встраиваемые в имеющиеся организованные базы знаний;

аккумулятивность - знания и базы знаний с течением времени имеют тенденцию к "накоплению" - аккумуляции, становятся шире, глубже, объёмнее;

самоорганизованность - процесс самопроизвольного возникновения в неравновесных системах новых структур баз знаний.

"полифункциональность" - наличие разнообразных предметно- специфических баз знаний (семантическая составляющая баз знаний является полифункциональной).

Функциями категории "информационная компетентность" являются:

- познавательная, направленная на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя;

- коммуникативная функция, носителями которой являются семантическая компонента, "бумажные и электронные" носители информации педагогического программного комплекса;

- адаптивная функция, позволяющая адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;

- нормативная функция, проявляющаяся, прежде всего, как система моральных и юридических норм и требований в информационном обществе;

- оценочная (информативная) функция, активизирующая умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную.

- интерактиавная, которая формирует активную самостоятельную и творческую работу самого субъекта, ведущую к саморазвитию, самореализации.

Эти функции тесно взаимодействуют между собой, переходят одна в другую и фактически представляют единый процесс, позволяющий видеть взаимосвязь проблем различных учебных дисциплин в целостной системе знаний учащихся[8].

1.4 Метод проектов на уроках физической культуры..

Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени [19].

Метод проектов – педагогическая технология ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых ( порой и путём самообразования ). Активное включение учащегося в создании тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде [20].

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. [23].

Но суть ее остается прежней стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. другими словами, от теории к практике; соединение академических знаний с прагматическими и соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации познания. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект»,  его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно – следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.[8]

Особенности использования метода проектов на уроках и во внеурочное время по физической культуре:

  1. Большое количество проектов - не всегда означает качество!
  2. Проект имеет отличительные особенности, не присущие  докладам, рефератам или простыми сообщениями.
  3. Проект – это самостоятельная работа учащихся, выполняемая под руководством учителя. Здесь учитель должен выступать лишь в роли консультанта, советчика, направляющего, но не более того.[9]
  • Основные требования к использованию метода проектов [10]:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему ; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, пр.).

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий по охране леса в разных местностях, совместное сочинение нескольких учащихся, сценарий школьного спектакля, пр.);

3.Самостоятельная ( индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4.Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;

5.Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.

6.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

7.На третьем этапе Проекта обязательно следует провести коллективную рефлексию, с тем, чтобы дети сами подвели итого: что они делали, как соотносили различные факторы и как приводили новые условия задач к привычным «школьным знаниям».

8.Использование исследовательских методов:

  • определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
  • оформление конечных результатов;
  • анализ полученных данных;
  • подведение итогов, корректировка, выводы ( использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, пр.).

Последнее особенно важно, так как относится как бы к технологии проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как бы предварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и технологией самого проектного метода.

Типология проектов [11]:

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
  2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
  4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  5. Количество участников проекта.
  6. Продолжительность проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта [12]:

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.
  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
  6. Защита проектов, оппонирование.
  7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Главные условия организации работы над проектом. [24].

1. Профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности.

2. Обучение учащихся технологии проектной деятельности (умению определять цель, задачи, видеть предмет исследования, выдвигать гипотезу, планировать собственную деятельность и деятельность своих товарищей). Способность четко, систематически выполнять спланированную работу, что является непременным условием для развития школьников, участвующих в реализации проекта.

3. Стремление учащихся участвовать в работе над проектом; определенный уровень владения знаниями по предмету; движение в общеучебном интеллектуальном развитии.

4. Начатую совместную работу учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя ее промежуточные результаты.

5. Доступность информации о ходе проекта.

6. В школе должна быть обширная библиотека - медиатека, в любую минуту доступная ученикам и учителям.
7. Внутри и вне классного помещения должны быть уголки, где дети могут работать индивидуально или в небольших группах (в частности, ребята могут пользоваться коридорами, где тоже можно устроить рабочие уголки).
8.Часы в каждом классе.
9. Наличие в классах и других рабочих комнатах справочной литературы и материалов для самопроверки.
10. Учебные пособия и другие материалы, отобранные в соответствии с их полезностью для самостоятельных занятий [17].

Этапы проектной деятельности [13].

  1. Выбор проблемы, обоснование практической значимости ее результата: разработка основных идей, констатация изученности проблем, сбор и анализ данных, обоснование актуализации, формулирование гипотезы.
  2. Определение цели и поэтапных задач, разработка содержания этапов, определение форм и методов управления и контроля.
  3. Определение масштабов работы, средств и методов достижения цели, рамок интеграций с другими предметами предполагаемых сложностей, сроков, этапов работы.
  4. Формирование гипотезы проекта.
  5. Выбор команды для осуществления проекта, распределение обязанностей, мотивация участников.
  6. Информационное обеспечение проекта (можно выбрать учащихся, отвечающих за выпуск информационного бюллетеня.)

Выявление и формулировка общей проблемы. На заседании цикловой комиссии учителей школы в начале года анализируется проектная деятельность в прошлом году, выбирается примерное направление проектной работы на текущий год с учетом преемственности тематики, определяются сроки.

Организация проектной мастерской.

Данный этап осуществляется совместно с учащимися и включает в себя:

- подбор участников проекта (если работа по данной технологии проводится систематически, то обычно трудностей не возникает; если нет – возможно начинать с небольшой группой учащихся);

- обсуждение на организационном собрании идеи и предложений по ее корректировке; утверждение места и времени проведения презентации, условий работы;

- определение круга тем и проблем;

- определение правил работы; текущая отчетность и корректировка работы; взаимопонимание и взаимопомощь; критический подход к себе и другим;

- распределение заданий по группам в зависимости от содержания проекта и уровня учащихся.

В ходе сбора информации участники проекта уточняют рамки и этапы работы на текущих встречах всех участников или при индивидуальных консультациях с педагогом. Учителя контролируют ход работы в группах, отвечают на вопросы, регулируют споры, порядок работы и, в случае крайней необходимости, оказывают помощь отдельным учащимся или группам в целом.

Исследования.

Учащиеся при неявном руководстве учителей определяют, где и как можно собрать информацию. В рамках проекта это можно сделать путем обращения к литературе, беседы с учителем, анкетирования учащихся, различных исследований обращения к электронной базе данных и т.д.

Обработка полученной информации. [25].

Обработка статистических данных, построение диаграмм, составление вторичных текстов с соответствующими иллюстрациями, озвучиванием видеороликов, отбор фотографического материала и составление к нему комментариев, реферирование научной или научно-популярной литературы, обобщение и осмысление материала, составление выступлений, подбор тезисов. Выдвижение гипотез, определение дальнейших действий.

Трансформация тем и проблем.

Полученную информацию необходимо осмыслить и выбрать только приоритетную для данной темы. Возможно появление новых тем и проблем, отказ от ранее выбранных.

Подготовка к презентации.

Определение способов оформления результатов исследований, подготовка рефератов и выступлений, подготовка сопровождающих конкретных и творческих номеров, проектирование, возможности применения полученных вызовов и способов их реализации.

Оценка предельной работы и анализ возможностей ее продолжения. [18]

Выводы.

Метод проектов - личностно-ориентированный метод обучения, основанный на самостоятельной деятельности обучающихся по разработке проблемы и оформлении практического результата. Метод проектов позволяет организовать обращение к субъектному опыту школьников, а также акцентирует признание уникальности и самобытности каждого ученик.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения по физической культуре. Целью этих технологий является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Выводы.

Метод проектов - личностно-ориентированный метод обучения, основанный на самостоятельной деятельности обучающихся по разработке проблемы и оформлении практического результата Метод проектов позволяет организовать обращение к субъектному опыту школьников, а также акцентирует признание уникальности и самобытности каждого ученик.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения по физической культуре. Целью этих технологий является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Глава 2. Опытно - практическая работа по развитию информационной компетентности младших школьников посредством метода проектов.

2.1. Диагностика уровня сформированности информационной компетентности младших школьников.

Цель данного этапа работы - выявить уровень сформированности информационной компетентности у детей младшего школьного возраста.

Базой нашего исследования являлась школа №10 г. Мурома 4 класс.

В выборку испытуемых вошли учащиеся в количестве 25 человек ( 11 мал. и 14 дев.).

Первичная диагностика проводилась с целью выявления уровня сформированности информационной компетентности младших школьников.

Ученикам были даны задания в виде тестов, у каждого из которых была своя цель.

Задание 1.

Цель: выявить знания учащихся об источниках информации и умение классифицировать их по группам.

Задание: Данные источники информации распредели по предложенным группам.

Источники информации: разговор с другом, фильмы, советы родителей, рисунки, книги, энциклопедии, картины, интернет, музыка, мультфильмы, рекомендации учителя, пение птиц, чертежи, доклады, статьи, схемы, фотографии, сигналы машин, шелест листвы, SMS-сообщения, электронные ссылки, рингтон телефона.

Задание 2

Цель: проверить знания компьютерных технологий.

Задание: Для подготовки наглядного, демонстрационного сообщения по теме урока окружающего мира ты можешь воспользоваться умением работать на компьютере. Перед тобой название нескольких компьютерных программ. Поставь знак «+» рядом с теми программами, которые могут тебе понадобиться :

Калькулятор                                              Адресная книга

Блокнот (текстовый редактор)                Paint (графический редактор)

Word Pad (текстовый редактор)              Microsoft PowerPoint ( презентации )

Задание 3

Цель: выявить умение находить нужный источник информации в реальной жизни.

Задание:

Рассмотрим жизненную ситуацию:

На осенних каникулах москвичи – семья Ивановых (мама и 12- летний сын Артем) и семья Кирсановых (мама и 9- летний сын Илья) – посетили г. Санкт – Петербург. По приезду в Москву мальчики стали обмениваться впечатлениями. В разговоре детей выяснилось, что семья Ивановых на приобретение билетов из Москвы в Санкт – Петербург потратила 8 112 рублей, а семья Кирсановых истратила истратила 6 084 рубля. Младший мальчик Илюша пришел в недоумение обиделся на Артема, считая, что тот обманул его. Подумай, как такое могло произойти. Может быть, Илья зря обиделся? Попытайся найти источники информации, которые помогли бы тебе найти ответ на вопрос. Свои размышления запиши.

Задание 4

Цель: проверить умение выделять недостоверные и сомнительные элементы.

Задание:

Найди ошибки в тексте, и исправь их.

Скелет человека очень крепкий и тяжелый. Масса его составляет большую часть  массы всего тела. Он состоит из костей и мышц. Кости мягкие, они легко гнуться, и поэтому человек может нагибаться, поворачивать голову ,поднимать руки.

Задание 5.

Цель: проверить умение обобщать, сравнивать данные, выносить суждения по теме и аргументировать

Задание: Вставьте в пустые клетки цифры по порядку от причины к следствию, чтобы объяснить, почему в степи так много зверей ведет подземную жизнь. Письменно аргументируйте свой ответ.

  1. Солнце стоит высоко.
  2. Стоит жаркая погода, и осадки быстро испаряются.
  3. Подземные части растений развиты.
  4. Растения пытаются найти влагу под землей.
  5. Многие звери ведут подземную жизнь.
  6. В почве много червей и личинок насекомых.

Задание 6.

Цель: Выявить умение структурировать информацию учащимися и представлять ее в различных формах.

Задание: Прочитайте текст и заполните таблицу, вписывая всех животных и указывая, сколько у каждого из них бывает детенышей.

Посредством этих заданий, авторами которых являются С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова, был установлен уровень информационной компетенции.

Результаты по данным тестирования представлены на диаграмме 1.

На основании полученных данных класс условно разделился на 3 группы:

  1. Высокий уровень - 24% (6 человек)

Использует два и более источника различной степени сложности, содержащие не только прямую, но и косвенную информацию.

Умеет самостоятельно сформулировать цели работы, спроектировать образ формы представления результата, подобрать соответствующую целям информацию.

Представляет информацию в виде связного структурированного текста, содержащего собственную аргументацию на основе данных, полученных в результате работы с разнородными источниками, содержащего обоснованный вывод.

  1. Средний уровень - 56% (14 человек)

Использует два или более источника различной степени сложности (обращение к архивным материалам, документам, представленным в Интернете, литературных источников).

Умеет самостоятельно находить в источниках необходимую информацию, систематизировать, обобщать. Может сам сформулировать параметры и критерии необходимой для раскрытия задания информации. Представляет информацию в виде связного текста, умеет аргументировано и логично презентовать.

  1. Низкий уровень  - 20% (5 человек)

Использует 1-2 простых для понимания (адаптированных) источника: учебник, журналы по физической культуре. Систематизация информации по 1-2 заданным параметрам. Воспроизведение информации - в соответствии с заданием.

Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что уровень сформированности информационной компетентности данной выборки учащихся средний.

2.2 Практическая работа по развитию информационной компетентности младших школьников.

Исходя из результатов первичной диагностики, мы начали работу по развитию информационной компетентности учащихся данного класса.

С этой целью нами были подобраны несколько учебных проектов.

Первый проект называется «Сочи 2014». 

Этот проект является творческо – информационный проект, групповой.

Актуальность темы:

Воспитание здорового ребенка - приоритетная, наиглавнейшая задачапедагога, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. Важно заметить, что физическое воспитание в современной школе неразрывно связано с умственным, эстетическим и нравственным, что создает условия для гармоничного развития ребенка. В 2014 году в нашей стране проводится Олимпиада Сочи 2014. Это серьезное и значимое событие для нашей страны. Задачей педагога, познакомить детей с этим событием, привлечь внимание родителей к необходимости занятия спортом и физкультурой. Обратить внимание на такие термины как «сила воли», «стремление к победе», «гордость за страну».  Этот проект как педагогическая технология-это совокупность исследовательских и творческих методов.

Целью нашего проекта стала задача ознакомить детей с предстоящей олимпиадой в Сочи.

Задачи проекта:

  • Расширение культурного кругозора, формирование и художественного вкуса и детей и родителей.
  • Осуществление деятельности пропаганды здорового образа жизни, актуализация потребностей детей и их родителей в занятиях физической культурой и спортом.
  •  Ознакомление с широкой палитрой, содержанием и правилами спортивных игр.
  •  Формирование волевых качеств, стремления к победе и чувства уверенности в своих возможностях.
  • Развитие умения сотрудничать в команде, подчиняться правилам, ощущать ответственность за команду, свою семью и своих товарищей. Приобщение к историческому наследию спортивных достижений своей Родины и мирового олимпийского движения.

Второй проект, который мы предложили ученикам, называется « Здоровый образ жизни ».

Этот проект является познавательно-творческий, групповой, краткосрочным (2 урока).

Актуальность темы:

Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников.

Цель этого проекта:

Формирование и развитие необходимых представлений о здоровье, мотивация на здоровый образ жизни у детей и их родителей.

Задачи проекта:

  • Углублять и систематизировать представления детей о факторах влияющих на состояние своего здоровья и окружающих;
  • Формировать осознанное выполнение требований к безопасности жизни;
  • Развивать интерес к физической культуре и спорту.

2.3. Анализ результатов практической работы.

Для подтверждения эффективности практической работы по развитию информационной компетентности учащихся посредством проектной деятельности, нами была проведена итоговая диагностика с помощью методик, используемых на первом диагностическом этапе (см. п. 2.1.).

Результаты итоговой диагностики представлены на диаграмме 2.           Диаграмма 2

Высокий уровень- 24% (6 человек)

Средний уровень -  64% (16 человек)

Низкий уровень-  12% (3 человека)

Сравнение результатов первичной и итоговой диагностики.

           Диаграмма 1                                                  Диаграмма 2

     

Таким образом, при сравнении результатов первичной и итоговой диагностики, можно сделать следующие выводы: уменьшилось число детей с низким уровнем информационной компетентности   на 8% (2 человека).

Полученные данные позволяют сделать вывод об эффективности применения метода проектов на уроках физической культуры  с целью формирования информационной компетентности  младших школьников.

Выводы.

Таким образом, по результатам опытно-практической работы можно сделать следующие выводы:

- Первичная диагностика свидетельствует о том, что у учащихся данного класса разные уровни сформированности информационной компетентности.

- Исходя из результатов первичной диагностики, нами были подобраны учебные проекты, используемые на уроках физической культуры.

- Итоговая диагностика показала эффективность использования нами проектной деятельности на уроках физической культуры как средства развития информационной компетентности младших школьников.

Заключение

Цель данной работы – обосновать необходимость применения проектной деятельности на уроках физической культуры с целью развития  информационной компетентности детей младшего школьного возраста.

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую  литературу по данной проблеме мы сделали следующие выводы:

  1. Младший школьный возраст является сензитивным для формирования информационной компетентности.
  2. Информационная компетенция – это новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.

3) Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.

В опытно – практической работе нами были подобраны и апробированы несколько проектов по развитию информационной компетентости младших школьников.

Полученные результаты опытно-практической работы, на наш взгляд, убедительно продемонстрировали, что использование проектной деятельности способствует формированию информационной компетентности младших школьников.

Использование метода проектов имеет практическую перспективу применения: в деятельности учителя физической культуры, родителей, студентов педагогического колледжа. Проведенное научно-педагогическое исследование позволило решить задачи и общую цель, а также наметить пути дальнейшего исследования. Хотелось бы изучить опыт применения метода проектов других педагогов и использовать их рекомендации в своей педагогической деятельности.

           

Список литературы.

  1. Антонова С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования // Высшее образование в России.  - 2003.
  2. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций. – М., 2003.
  3. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
  4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Ин-т развития проф. образования. – 2001.
  5. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика. – 2002.
  6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
  7. Зимняя  И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2004.
  8. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - № 4.
  9. Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист»/ Сост. Е.М. Пахомова; Науч. Ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиПРО, 2004.
  10. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технологического творчества: Книга для учителя. - М.: Народное образование, 2005.
  11. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.
  12. Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2001.  
  13. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
  14. Полат  Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования  -  М., 2000.
  15. Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер.1. – 1994. - № 7.
  16. Хуторской  А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005.
  17. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212. htm.
  18. http://do.znate.ru/docs/index-32738.html
  19. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm.
  20. http://cl.rushkolnik.ru/docs/268/index-30443.html
  21. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625a2bd68a4c43b89521316d26_0.html
  22. http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/razvitie-klyuchevyh-kompetenciy-na-urokah-fizicheskoy-kultury.
  23. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
  24. http://www.pandia.ru/text/77/171/2242-6.php
  25. http://www.uch.znate.ru/docs/1001/index-3969.html?page=2
  26. http://festival.1september.ru/articles/410356/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие информационной компетентности младших школьников средствами интегрированных уроков

Статья из сборника к международному студенческому форуму «Реформы образования начала века: ожидания и перспективы»  май 2011г....

Статья "Групповые технологии как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников"

Статья содержит практические примеры использования групповых технологий на уроках литературного чтения по теме: "Творчество И.А.Крылова"...

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников

В  работе описывается инновационный опыт работы  по данной теме...

Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.

Игровые технологии в начальной школе являются средством решения ряда задач воспитания школьника, таких как: развитие творческого мышления, воображения, развитие инициативности, самостоятельности, дисц...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «Работа с данными»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «Работа с данными»...

Применение сервисов веб. 2.0. на занятиях как средство развития ИКТ-компетентности младших школьников

Статья на тему "Применение сервисов веб. 2.0. на занятиях как средство развития ИКТ-компетентности младших школьников"...

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы.

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной  образовательной среды начальной школы....