ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «Работа с данными»
статья на тему

Абдрахманова Аделя Хайдаровна

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «Работа с данными»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «Работа с данными»

  Российское образование в настоящее время выходит на новый уровень развития, что подтверждено усиленным вниманием со стороны государства и правительства важными стратегиями его совершенствования на основе международных подходов и стандартов. С этой точки зрения рассматривается и Миссия школы. Она определена как необходимость воспитания гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, отвечающего требованиям информационного общества.

На основании приказа Министерства образования и науки РФ №373 от 6 октября 2009 года на территории России введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Таким образом, задача школы сформировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности, то есть современные ключевые компетенции у обучающихся. [7]

 Базой, основой для формирования ключевых компетенций, безусловно, является образование, полученное в начальной школе. А его качество, в настоящее время во многом связано с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, навыков и умений, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся. Доминантным, следовательно, для процесса обучения младших школьников становится формирование набора необходимых компетенций. Исследования феномена компетенций в настоящее время приобретают особую актуальность не только для теоретиков, но и для практиков. Под компетенциями понимают совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и, иметь практический опыт работы. А.В. Хуторской выделил семь основных ключевых компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция или компетенция личностного совершенствования.

Наблюдаемый в настоящее время лавинообразный рост информации требует от человека соответствующих умений и навыков. Не случайно одной из самых актуальных проблем в образовании стала проблема повышения информационной грамотности учащихся как основы самостоятельной учебной деятельности. Информационная грамотность является начальным уровнем формирования информационной компетентности. Она включает совокупность теоретических знаний, а также навыков практического применения, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для её успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.

Информационные компетенции, по мнению Бурмакиной В. Ф, это навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. [1] Информационная компетентность, как определяет Зимняя И.А., характеризуется как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде.

Под информационной компетентностью мы понимаем способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Информационная компетентность включает в себя: способность к самостоятельному поиску и обработке информации; способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий; готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий. [3]

Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации. Работая с информацией, важно научить, передавать ее содержание в сжатом и развернутом виде, составлять план текста, создавать сами тексты: тезисы, доклады, сообщения различных жанров.

Так, например, в разделе «Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)» Примерной общеобразовательной программы (ООП) НОО зафиксировано, что «в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью… освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Учащиеся смогут использовать полученную из разных видов текста информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом» [4]. Формирование основ информационной компетентности происходит на всех предметах образовательного цикла. Например, на уроках русского языка формируются различные способы передачи информации (буквенный, пиктографический, иероглифический, рисуночный); дети знакомятся с возможными источниками информации и способами ее поиска.

А, вот в дисциплину математика включен  новый раздел, который так и  называется «Работа с данными». Этот раздел  отдельно не выделялся.

Сущность этого раздела в том, чтобы за четыре года обучения научить детей:

  • читать несложные таблицы, диаграммы, схемы, графики;
  • понимать смысл представленной информации;
  • извлекать информацию;
  • заполнять несложные готовые таблицы, схемы, диаграммы, графики.

Предполагается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь:

  • оценивать потребность в дополнительной информации;
  • определять возможные источники информации и способы ее поиска;
  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;
  • получать информацию из наблюдений, при общении;
  • анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
  • организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
  • наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно следственных связях;
  • использовать информацию для построения умозаключений;
  • использовать информацию для принятия решений;
  • при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий.

Проанализировав программы  таких авторов как: Л.Г. Петерсон (Перспектива), М.И. Моро (Школа России), Н.Б. Истомина (Гармония), Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А П. Тонких (Начальная школа ХХI века) можно сделать вывод что, программами  предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией, общим является то, что каждой программой предусмотрено формирование таких умений как: читать несложные готовые таблицы; заполнять несложные готовые таблицы; читать несложные готовые столбчатые диаграммы; читать несложные готовые круговые диаграммы; достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму; сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; распознавать одну и туже информацию, представленную в разной форме- (таблицы, диаграммы, схемы).Но способы формирования этих понятий в различных программах разные. Например, в программе Начальная школа ХХI века больше уделено внимание работе с таблицами и диаграммами, в программе Школа России работе с таблицами. Приведем пример задания базового уровня на умение читать несложные готовые столбчатые диаграммы, понимать смысл и извлекать информацию, представленную в каждом столбце диаграммы.

Рисунок 1 – Данные по росту мальчиков

а) Кто из мальчиков самый высокий?

б) Какой рост у Миши?

в) На сколько сантиметров Игорь выше Руслана?

Анализ программ и учебников показал, что раздел «Работа с данными» является неотъемлемой частью каждой темы начального курса математики. В соответствии с логикой построения курса учащиеся учатся понимать информацию, представленную различными способами (рисунок, текст, графические и символические модели, схема, таблица, диаграмма), использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно - следственных связей.

В учебники по математике для начальной школы авторы заложили задания, которые позволят обучающимся приобрести умения и навыки работы с информацией.

Уже с первого класса начинается работа над развитием информационной культуры учащихся. В этот период большинство детей не умеют читать, поэтому уже с первого класса учитель задает вопросы по иллюстрациям в учебнике.  (пример посмотреть)

Например: Что изображено? Сколько человек? Что можно узнать, рассматривая рисунки? Ребенок учится ориентироваться на странице учебника, анализировать информацию, представленную на иллюстрации. Отвечая на вопрос «Где ты живешь?», ребенок, опираясь на иллюстративный ряд, сможет расширить первоначальное знание, рассматривая картинки. Они дают ему возможность формировать представление о Родине как о месте своего проживания, расширяют представления о мире в целом [1].

Ответы на учебные вопросы предполагают развитие умения монологического высказывания (ответы на вопросы), а сравнение рисунков развивает умение описывать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки, а также формулировать выводы по результатам наблюдений. (Вопросы типа «Чем похожи?», «Чем различаются?».)

Поскольку, отвечая на вопрос, учащиеся будут давать разные варианты ответов, в том числе ошибочные, то в процессе выполнения будет развиваться умение подвергать сомнению полученную информацию, находить в ней сомнительные места.

Учитель обращает внимание детей на то, что информацию можно получать из других источников. Например, о многом могут сказать позы и жесты людей.

Одной из наиболее удобных и ясных форм записи информации в соответствии с принятой классификацией является таблица, так как в каждую строку или столбец заносятся объекты, имеющие сходные черты (признаки). Таблицы широко используются во всех предметных областях и в повседневной жизни, поэтому очень важно научить ребёнка пользоваться ими (читать и записывать информацию), а для этого им надо сначала рассказать о том, что таблица состоит из строк и столбцов, с помощью простейших таблиц показать, как в них записывается информация. Пример. Коля нарисовал домик-таблицу. Какие фигуры здесь есть? Какие фигуры нарисованы на каждом «этаже»? В каждом «подъезде»?

В этом задании таблица представлена в виде домика, дети учатся видеть её строки и столбцы, называя их для простоты восприятия «этажами» и «подъездами». Они выделяют фигуры, которые нарисованы в строках и столбцах таблицы и определяют закономерность их размещения: в каждом «подъезде» расположены фигуры, имеющие общий признак – форму, на каждом «этаже» – цвет. Таким образом, дети учатся читать простейшую таблицу. Затем, предлагаются задание на запись информации в таблице. Пример. Рассмотри рисунок Оли. Какие фигуры ей надо нарисовать в каждой «квартире» домика-таблицы.

Запись данных, содержащихся в тексте, в таблицу

Первыми в ряду заданий, относящихся к этой группе, целесообразно предлагать задания, в которых детям предлагается прочитать информацию, занесённую в таблицу, и проанализировать её. Пример. Городской парк разбит на 3 участка. Расскажи по таблице: а) на каком участке больше всего деревьев, меньше всего деревьев; б) каких деревьев больше всего,        меньше всего;

 Далее школьникам можно предложить задания, в которых надо прочитать информацию, представленную в виде рисунка и вспомогательного текста и занести эту информацию в таблицу. Пример. Сосчитай число прямых, острых и тупых углов на рисунке. Занеси данные в таблицу. Расскажи, каких углов больше всего; меньше всего.

 Использование заданий, относящихся к разделу «Работа с информацией» на уроках математики, способно преобразить учебный процесс, сделав  его эффективным и интересным для учащихся. Для ребенка обучение станет более творческим, насыщенным поисковой и исследовательской деятельностью, от которого можно получить положительные эмоции и удовлетворение от работы, у  обучающихся более высокими темпами развиваются мышление, воображение, необходимые для качественного обучения,  познавательная и самостоятельная активность. Формируя информационную компетентность учащихся начальной школы, осуществляется развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе.

В заключение, хотелось бы сказать, что какие бы новые веяния, рожденные требованиям времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирования информационной компетентности школьников, способствующей интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, всегда будет одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллект и творчество – это то, что способствует прогрессу в любой сфере человеческого бытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие информационной компетентности младших школьников средствами интегрированных уроков

Статья из сборника к международному студенческому форуму «Реформы образования начала века: ожидания и перспективы»  май 2011г....

Развитие познавательного интереса младших школьников в рамках ФГОС (из опыта проведения исследований, создания экологических проектов)

Современное общество нуждается в активных и творческих личностях. Введение в учебный процесс новых педагогических технологий способствует развитию познавательного интереса обучающихся, формиров...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.

Воспитательная программа  класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...

РОЛЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС

В статье описывается  роль метода проектов в развитии экологического образования младших школьников  в рамках новых стандартов....

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» В мире добра

Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения МБУСОШ №1 г. Советский в соответствии с Федеральным государственным образовательным ст...