Одаренные дети
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Кузнецова Олеся Сергеевна

Материал для учителей начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metodicheskom_sovete_odarennye_deti.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Доклад на методическом объединении

Дата :18.01.21

Составила:Кузнецова О.С.

                                                                 

Социально-педагогические условия личностного развития одаренных детей в современной школе.

Одарённость – генетически обусловленный компонент способностей. Одарённый ребёнок обладает оригинальностью мышления, гибкостью ума, что заключается в умении находить альтернативность стратегии решения проблем, способностью к анализу и синтезу при решении логических задач. Одарённый ребёнок проявляет любопытство (поиск новой информации, новых знаний), сверхчувствительность к проблеме, способность к прогнозированию.

Классическая фраза "Дети - наше будущее" при внимательном подходе далека от идеала. У детей собственная судьба, которую им и выбирать. Но у них есть и своё настоящее. А вот какое оно, зависит от нас, взрослых, в частности, от учителей, учителей работающих творчески.

 Щедро одарив человека талантом, природа "забывает" порою дать ему шанс - способность развить его, быть понятным в общении с окружающими. В итоге начинается дискомфорт, влекущий за собой стрессовое состояние.

Некоторые с помощью медиков избавляются и от стрессов, и от одарённости. По модной сегодня терминологии, одарённые имеют чрезвычайно уязвимую энергетическую оболочку, они крайне ранимы, и потому у заложников собственных талантов не складывается личная жизнь, рушится карьера, весьма трудно приходит общественное признание, а риск душевных заболеваний в несколько раз выше, чем у обычного человека. Это касается и гениальных личностей.

Самый распространённый вариант – "нормальная одарённость". Специалисты называют её высокой нормой: способность к обучению, позитивная адаптация к внешним условиям, контактность, общительность, хорошее здоровье, воспитанность.

Несостоявшийся вариант одарённости – это подавление гениальности неправильным воспитанием, стандартным обучением, отсутствием индивидуального подхода. В этом случае из одарённого ребёнка вырастает закомплексованный неудачник с тяжёлым характером. Виною всему пресловутая "казарменная педагогика", усредняющая всех детей.

Врождённая одарённость - это от природы. Проявится она или нет, зависит от конкретных условий, многих факторов. Не в последнюю очередь будущее вундеркиндов зависит от общества. И оно обязано сделать всё возможное, чтобы помочь им состояться. В дошкольных учреждениях система нивелирования личности отлажена до совершенства. Штамповать стандартные "винтики" - привычно, а вот работать со "штучными изделиями" некому, кроме, разумеется, родителей, которые зачастую с воспитанием обычного ребёнка не знают, как управиться.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»? Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы. В этой школе должны преподавать высококвалифицированные педагоги. В школе должны быть свои традиции. Школа должна давать современное и качественное образование. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Массовая школа обычно сталкивается с различного рода проблемами в работе с одаренными детьми. Основной проблемой на первых этапах работы является раннее выявление и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей еще в начальном звене.

Более всего в работе с одаренными учащимися подходят следующие формы работы:

  • творческие мастерские, круглые столы, дебаты;
  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • занятия исследовательской деятельностью в НОУ
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • научно-практические конференции;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • летние площадки для одаренных детей.

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

Как бы мы ни рассматривали роль и вес природных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания школы на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим.

Родители делятся на три категории.

Первая категория «отстраненных» родителей, которые в силу своей занятости все вопросы по воспитанию и развитию своего ребенка перекладывают на плечи школы. Именно в таких семьях дистанция между родителями и детьми велика, что сказывается на эмоционально-психологическом состоянии одаренного ребенка. Задача педагога в этом случае привлечение родителей к деятельности ребенка, к школе, к совместной работе.

Вторая категория родителей, так называемые «детоцентричные». Ребенок для таких родителей – единственный смысл в жизни. Они проявляют чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Определенная «детоцен-тричность» семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развить его способности имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у своего ребенка ряда социальных и бытовых навыков, физического и эстетического развития. Такие родители проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу не советуясь с учителем, как их лучше изучать. Родители нередко вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами. В этом случае задача педагогов и психологов состоит в разъяснительной работе с самими родителями.

Третья категория «активных» родителей. В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность - общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера, они всегда готовы помочь школе. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция.

Встречаются все больше родителей первых двух групп. Это вызывает ряд проблем, которые требуют своего решения.

Следующая проблема, с которой нам приходится сталкиваться в школе в работе с одаренными детьми – это проблема саморегуляции одаренных детей. Для особо одаренных детей ситуация развития часто складывается так, что они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, составляющей суть их одаренности. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей, большинство одаренных детей избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей. У многих одаренных детей заметны проблемы, связанные с их физическим развитием. Так, некоторые дети явно избегают всего, что требует физических усилий, явно тяготятся уроками физкультуры, ритмики, не занимаются спортом. В этом случае физическое отставание проявляется как бы в умноженном варианте, когда на естественное возрастное несоответствие накладывается, и явное нежелание ребенка заниматься скучным, по его мнению, делом. Задача педагога в данном случае как можно чаще и активнее вовлекать ребенка в активную творческую и спортивную жизнь класса и школы.

И еще одна, на наш взгляд, серьезная проблема, с которой сталкивается современная школа – это то, что больше всего внимания уделяется интеллектуально одаренным детям. Анализируя современные психолого-педагогические трактовки понятия «одаренность» выделены следующие виды одаренности: общая интеллектуальная одаренность, творческая одаренность, спортивная одаренность. Творческая и спортивная одаренность не связана однозначно с интеллектом. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.

Значит, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования. Чаще всего творчески и спортивно одаренные дети не испытывают тех проблем, с которыми сталкиваются высоко интеллектуальные учащиеся. Но все-таки таких детей необходимо также выявлять на ранней стадии их развития, давать возможность раскрыться, проявить себя. Для этого в школе проводятся различного рода спортивные, танцевальные, музыкальные конкурсы, творческие проекты, театральные мастерские и студии, чтобы способствовать самовыражению творчески одаренных и спортивно одаренных детей.

Дети спортивной и творческой одаренности чаще всего сталкиваются с учебными проблемами. А ведь таким детям так же необходима своя индивидуальная программа обучения. И вообще для развития каждого вида одаренности должна быть разработана своя система мероприятий, разработаны свои программы, чего пока в современных школах нет.

В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию. Необходимо помочь родителям и самому ребенку правильно организовать учебную деятельность. Сегодня на наш взгляд более продуктивное решение проблем мы видим в создании специальных программ для работы с детьми со всеми видами одаренности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ

Многим педагогам кажется, что одаренность увидеть легко. Но так ли это на самом деле?...

Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренности учащихся школы

Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одареннос...

Буклет. Одаренные дети – что такое одаренность?

Одаренные дети – что такое одаренность?...

Одаренные дети .Общая интеллектуальная одаренность.

Общая  интеллектуальная одаренность  является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими  понятиями,  легко запоминают и сохраняют информацию....

Программа "Одаренные дети" (система работы школы с одаренными учащимися)

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорош...