Классный час. "Большое путешествие по железной дороге".
классный час (3 класс)

Никулина Лариса Борисовна

 Материал содержит информацию для детей о путешествиях по  железной дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материал о путешествиях по Ж/Д23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №48 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Классный час.

Тема: «Большое путешествие по железной дороге»

Учитель: Л.Б.Никулина

Цель: Выявить знания детей о железной дороге, о людях работающих на железной дороге.

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, музыкальная, продуктивная.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать знакомство с железной дорогой;
  • расширять представление о железнодорожных профессиях и закрепить уже имеющиеся знания;
  • учить соотносить профессию и орудия труда (машинист, проводник вагонов, обходчик, билетный кассир).

Развивающие:

  • расширять активный словарь детей: машинист, локомотив, локомотивная бригада, путеец монтёр путей, обходчик путей, кувалда, лапка, лом;
  • развивать монологическую речь, умение правильно строить предложение, отвечать на вопросы;
  • учить детей составлять рассказ о профессиях, производить мысленный отбор значимого материала;
  • развивать познавательные процессы у детей.

Воспитательные:

 - воспитывать интерес и уважение к профессии железнодорожника, желание в будущем работать на железнодорожном транспорте.

Материал, оборудование:

Видеофильм познавательного характера, подставка с книгами о железной дороге, силуэты вагонов, железнодорожная форма, ноутбук, ИД, загадки о железнодорожном транспорте, стихотворение «Приехали», д/и «Кому, что нужно для работы», д/и «Кто быстрее соберёт поезд», музыкальное оформление «Голубой вагон» (фонограмма)

Предварительная работа:

Экскурсия в мини-музей, рассматривание железнодорожной формы, иллюстраций с изображением инструментов. Чтение рассказа Б. Житкова «Что я видел», рассказа А. Белова «На железнодорожном транспорте»; рассматривание иллюстраций к книгам «Весёлый семафор» Н. Кнушевицкой, «Где кончаются рельсы» Е. Ивановой.

Подготовка воспитателя:

Подготовка конспекта, подбор загадок, видеофильма, подбор дидактических игр, музыки.


Примерный ход занятия:

Дети стоят около воспитателя.

В.: Ребята, вы любите путешествовать?

Ответ детей.

В.: Тогда, я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по железной дороге.

По просторам нашей страны на север, запад, юг и восток протянулись нити железных дорог.

Железная дорога – это не только рельсовый путь. Это целая империя со своими станциями и полустанками, машинистами и проводниками, бригадирами поездов и начальниками станций. Но за внешней стороной скрывается титаническая работа техников, операторов, диспетчеров, путевых рабочих и мастеров депо – именно они координируют движение пассажирских и грузовых поездов на железной дороге, следя за безопасностью, обеспечивают своевременное отправление составов.

В.: Ребята, прежде чем нам с вами отправиться в путешествие вспомните и назовите, что для этого нужно сделать?

Детям предлагается выстроить алгоритм действий.

Карточки с алгоритмом действий крепятся на магнитной доске:

  • Прийти на вокзал.
  • Купить билет на поезд в железнодорожной кассе.
  • Выйти на перрон, подождать прибытия поезда.
  • Найти свой вагон.
  • При посадке предъявить билет и документ(паспорт) проводнику.
  • Сесть в вагон, заняв своё место.

В.: Теперь мы с вами можем смело отправляться в наше путешествие. А встречать вас у вагона буду я.

Воспитатель надевает головной убор проводника.

В.: Ребята, станции на которых будет остановка поезда,  носят необычные названия.

И так, в путь!

1 станция «Знакомство»

Воспитатель предлагает посмотреть видеофильм познавательного характера о железной дороге.

После просмотра блиц-опрос:

  • Для чего нужны железные дороги?
  • Какие виды железнодорожного транспорта вы знаете?
  • Какие грузы перевозят по железной дороге?
  • Люди, каких профессий работают на железной дороге?

2 станция «Профи»

На ИД появляются фотографии людей, разных, профессий.

В.: Ребята, скажите есть ли среди этих людей, те чья профессия связана с железной дорогой? Если да, то назовите их и расскажите, что вы знаете об этой профессии.

Воспитатель даёт алгоритм рассказа:

  • Что это за профессия?
  • Носят ли люди этой профессии форменную одежду? Если да, то какую?
  • Какие инструменты нужны людям этой профессии?
  • Это какая профессия – мужская, женская или общая?
  • С кем или с чем работают люди этой профессии?
  • Что делают люди этой профессии?

Рассказы детей.

3 станция «Отдых»

(физкультминутка)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Сто вагонов я тащу (дети интенсивно двигают руками)

Раздаётся стук колёс,

Это мчит электровоз (стучат ногами).

Мимо рощи, мимо яра,

Мчит без дыма, мчит без пара (бег змейкой, на носках).

Чу-чу-чу

Я по рельсам всех домчу (бег замедляется, останавливаются и восстановление дыхания).

В.: Продолжаем наше путешествие и следующая остановка станция «Загадка».

4 станция «Загадка»

Воспитатель загадывает загадки о железной дороге.

Ровненьким шнурочком

На тысячу вёрст тянутся,

Нигде не затеряются (рельсы).

Железные избушки

Прикреплены друг к дружке.

Одна из них с трубой

Везёт всех за собой (локомотив, вагоны).

Я вошёл в зелёный дом,

Но не долго пробыл в нём,

Оказался этот дом

Быстро в городе другом (пассажирский поезд).

Мимо рощи, мимо яра,

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровоза сестричка…

Кто такая? (электричка)

В.: А теперь самая увлекательная станция.

5 станция «Игра»

В.: на этой остановке я предлагаю вам поиграть в игры.

1 игра «Назови слова – действия»

В.: Я читаю стихотворение, а вы прослушав его называете слова, которые обозначают действия.

(Проводник, диспетчер, пассажир, стрелочник)

Проводник

С нами он в вагоне едет,

И в пути за всё в ответе,

Чай и свежее бельё

Пассажирам выдаёт.

Остановки объявляет,

В вагоне чисто подметает,

На колёсах жить привык,

Потому, что – Проводник.

(Едет, выдаёт, объявляет, подметает)

Диспетчер

Поезд стоит, делать нечего,

Но поступила команда диспетчера,

Он дирижёр для железных дорог,

Поезд отправит в назначенный срок.

Его задача развести друг с другом поезда

Чтоб не столкнулись на пути

Составы никогда.

(Отправит, развести)

Пассажир

В кассе билет я заранее взял.

В точное время пришёл на вокзал,

К поезду вышел на длинный перрон,

Не перепутал, нашёл свой вагон.

Вещи на место в купе положил,

Сел у окна – я теперь пассажир.

(Взял, пришёл, нашёл, положил, сел)

Стрелочник

По рельсам ходят поезда.

Проложен прямо путь,

Но как же поездам тогда

Куда – то повернуть?

На помощь стрелочник придёт,

И рельсы разведёт – сведёт,

Чтобы состав направить,

Налево и направо.

(Придёт, разведёт, сведёт, направит)

Носильщик

Что там едет по перрону

Высотою с два вагона?

Рядом граждан целых пять –

Им ту гору не поднять.

Нашему же силачу

Тяжесть эта по плечу.

Сам, шутя везёт тележку,

Знай, подкладывай, не мешкай!

Чемоданы и баулы,

Два ковра, три новых стула,

Пылесос, велосипед –

Ну чего здесь только нет!

Он доставит по перрону

Вещи к нужному вагону.

И в вагон их занесёт –

Только, чур, плати вперёд!

(Везёт, доставит, занесёт)

2 игра «Кому, что нужно для работы»

В.: Ребята, правила игры такие: посмотрев на картинку, вы должны назвать предметы, относящиеся к данной профессии.

На ИД показаны картинки с изображением (машиниста, проводника вагона, монтёра путей).

3 игра «Кто быстрее составит поезд»

У каждого ребёнка есть конверт с геометрическими фигурами. Задача – составить из них изображение паровоза по предложенной схеме.

6 станция «Поэтическая»

В.: Я предлагаю вам прочитать стихотворение.

Дети читают стихотворение «Приехали»

Подъезжаем мы к вокзалу,

Путешествию конец.

Нам ясней дорога стала.

Семафор наш – молодец!

Подружил нас с машинистом,

А ещё с проводником.

Наш вагон уютный, чистый

Заменил на время дом.

Кто нас на перроне встретит?

Что такое переезд?

Узнавать про всё на свете

Никогда не надоест.

Для чего подходим к кассам?

Где ответ на всё найти?

И какая ждёт опасность,

Если по путям идти.

Этих правил очень много,

И без них нам – никуда.

Мы с железною дорогой

Подружились навсегда.

В.: Вот и закончилось наше путешествие. Я надеюсь вам было интересно. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсно-познавательная игра « Путешествие по железной дороге»

Внеклассное мероприятие во 2 классе  Конкурсно-познавательная игра  « Путешествие по железной дороге»...

путешествие по железной дороге.

Это сюжетный урок для учащихся 1 класса. Было опубликовано в журнале "Физическая культура в школе"1998г. Автор О.А.Губарева. я провела его в 1а классе. урок понравился и детям и их родителям....

Путешествие по железной дороге (игра-путешествие)

Осуществлять профессионально-ориентационное воспитание младших школьников.Усвоение моральных и правовых норм поведения через овладение правилами дорожного движения.Формировать у учащихся навыки сотруд...

Сценарий классного часа «Большое путешествие в Страну Знаний»

В документе представлен конспект классного часа для первоклассников на 1 сентября. Для станции Попрыгайкино использовался видеофрагмент физкультминутки "Капитан Краб - Делай так!", для ...

Классный час "Правила безопасности на железной дороге"

Цель: знакомство с правилами безопасности на железной дороге....