Конкурсно-познавательная игра « Путешествие по железной дороге»
методическая разработка (2 класс) по теме

Демина Наталья Игоревна

 Внеклассное мероприятие во 2 классе 

Конкурсно-познавательная игра  « Путешествие по железной дороге»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №48» ОАО «РЖД»

Внеклассное мероприятие во 2 классе

Конкурсно-познавательная игра  « Путешествие по железной дороге»

Учитель: Зуева Наталья Игоревна

Цели: - продолжать знакомство с железной дорогой и профессиями работников железнодорожного транспорта.

- воспитывать уважительное отношение к профессиям железнодорожной магистрали.

- развивать диалогическую речь, умение правильно строить предложения, четко отвечать на вопросы, расширять активный словарь детей.

-развивать познавательные процессы у детей.

-знакомить детей с историей возникновения железнодорожного транспорта.

-продолжить знакомство с правилами безопасного поведения на железной дороге.

Оборудавание: - картинки-эмблемы команд;

                           - билеты с названием команд;

                          - карточки с ситуациями;

                          - разрезанные картинки паровоза;

                           - Игра-пазл «Поезд»

                         - сигнальные флажки;

                          - жетоны;

                          - картинка паровоза с вагонами для рефлексии;

                          - компьютер, интерактивная доска, презентация.

 Ход мероприятия

Слайд 1

Учитель:

Нам кажется, нет у неё конца,

Железная дорога бесконечна,

Названьям станций тоже нет числа-

Но  это по незнанию, конечно.

Железная дорога все прочней

Плечами, как лучами, мир сближает

От южных гор до северных морей,

От Запада к Востоку пролегает.

Добрый день дорогие гости, ребята! Я приглашаю вас в увлекательное путешествие. Вас ждёт конкурсно-познавательная игра « Путешествие по железной дороге».

А с чего же начинается это путешествие? ( с вокзала)

Я вам подскажу.

Нам открывается страна

С вокзального порога.

Откроешь дверь,

И вот она - железная дорога.

Зелёный, красный свет горит

И каждый миг сигналом

Вокзал с вокзалом говорит

И поезда с вокзалом.

Слайд 2

Сегодня в путешествие отправляются 2 команды: «Паровозик из Ромашково», капитан команды Виталий и «Голубой вагон», капитан команды Максим.

Чтобы отправиться в путь и узнать, в какой команде будет каждый из вас, нужно приобрести билет в кассе.

Каждый ученик выбирает билет, на котором написано название команды. Таким образом происходит деление на команды.

Итак, команды сформированы, прошу занять места. А капитанов  представить свои команды.

Капитаны приветствуют друг друга и представляют команды.

1 капитан.

Наш Паровозик быстро мчится
От границы до границы,
По степям до синих гор –
На зеленый светофор.

2 капитан.

С вами знаньями своими

Мы решили поделиться

В Голубом вагоне

С нами просим прокатиться.

Учитель: Отправляемся в дорогу. А девизом нашей сегодняшней игры будут слова из «Песенки друзей» на стихи С. Михалкова.

Мы едем,едем,едем

В далекие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Я желаю удачи и доброго пути.

Вот она, сторона отправления,

До свидания, домашний уют.

Вот она, сторона удивления,

За которой открытья встают.

    Учитель: Слайд 3

Вот мы говорим: железная дорога, железная дорога. А что она вмещает в себя? Что относится к железной дороге?

        Железная дорога – это целый комплекс, огромное хозяйство, состоящее из многих частей. Сюда относятся и насыпь, рельсы, шпалы, из чего, собственно, и состоит железнодорожный путь; а также тоннели, мосты; железнодорожная магистраль немыслима без вокзалов, станций, полустанков; ей для работы необходимы семафоры, стрелки, платформы; да и такие понятия, как “разъезд”, “билет”, “полка”, “скорость”, “расписание”, вполне применимы к железной дороге. И, конечно же, железная дорога – это вагоны, уголь, пар и электричество.

Слайд 4

Но ведь и сами поезда бывают разные: пассажирские и товарные, скорые и поезда-экспрессы, курьерские, почтовые, местные и пригородные, поезда метро.

И первая станция, на которой мы сделаем остановку, называется  РАЗМИНКА. Слайд 5

Здесь вас ждут вопросы.

Командам по очереди задаются вопросы. Та команда, которая ответит на большее количество вопросов, получает жетон.

Вопросы:

  1. Что за чудо? Вот машина!
    Сто колес! А где же шины?
    По стальной дороге мчится,
    Приглашает прокатиться (поезд)
  2. Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень часто, в час любой

Провезу вас под землёй. ( поезд метро)

  1. Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма и без пара

Паровоза сестричка.

Кто такая? (электричка)

Слайд 6

  1. Я зашел в зеленый дом

Больше суток пробыл в нем

Оказался этот дом

В дальнем городе другом.(поезд  дальнего следования)

  1. У этого поезда есть открытые вагоны, цистерны, платформы. (товарный поезд)
  2. Этот поезд имеет много вагонов, он очень длинный. В его вагонах его нет окон. Этот поезд перевозит письма, книги, журналы, посылки, бандероли. (почтовый)

 Молодцы! Отправляемся дальше.

Вы сейчас пассажиры поезда. А знаете ли вы правила поведения в вагоне?

Ответы команд.  

Учитель: Вот мы и прибыли на вторую станцию, которая называется ИСТОРИЧЕСКАЯ. Слайд 7

Ем я уголь, пью я воду.
Как напьюсь, прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь… (паровоз).

Слайд 8

Давайте вернёмся в прошлое и посмотрим, как выглядели первые паровозы. Паровозы были изобретены в Англии. А первый в России паровоз построили талантливые изобретатели отец и сын Черепановы. Посмотрите, какой необычный был первый русский паровоз. Двигался он со скоростью велосипеда. 

Слайд 9

 Вагоны в этом поезде были открытыми, поэтому путешествовать на нем можно было только летом.

Слайд 10

Со временем паровозы усовершенствовались, стали более сложными, и люди могли ездить в них в любое время года. В качестве топлива у этих паровозов использовался пар от горячей воды ( такой же пар бывает у кипящего чайника). Вот почему появилось название паровоз.

Слайд 11

Позднее появился тепловоз. Топливом для него служил уголь.

Слайд1 2

А вот это уже современный электровоз. Все вы видели, как он выглядит. В движенье его приводит электричество.

На этой станции вам  предстоит выполнить задание. Каждая команда получает конверт с разрезанной картинкой. Нужно собрать картинку и ответить, что же на ней изображено.

Жетон получает команда, которая быстрее справится с заданием.

Учитель:А теперь отдохните и в пути посмотрите отрывок из мультфильма «Паровозик из Ромашково». Слайд 13

Учитель: Внимание! Наши команды прибывают на станцию КАПИТАНСКАЯ. Слайд 14

Конкурс капитанов. Капитаны по-очереди называют объекты железной дороги, кидая мяч друг другу. Побеждает тот, кто назовет больше за 1 минуту.  Победитель получает жетон.

ФИЗМИНУТКА

Подвижная игра « Внимательный вагон»

Участники команд рассчитываются по порядку номеров. Каждый запоминает свой номер-номер вагона. Учитель вызывает детей по номерам и дает им определенное задание: поймать мяч, сделать упражнение, принести эстафетную палочку и т. д.

Учитель: Четвёртая станция, на которой мы сделаем остановку, называется  БЕЗОПАСНОСТЬ Слайд 15

Железнодорожный транспорт – удобное, быстрое средство передвижения, но нельзя забывать о том, что это зона повышенной опасности, потому что локомотив и вагоны поезда больше и тяжелее многих машин, движущихся по асфальту. Современные поезда движутся с большой скоростью, а тормозной путь исчисляется сотнями метров. Мгновенно остановить поезд нельзя. Даже заметив на путях человека, машинист практически ничего не сможет сделать, чтобы предотвратить его гибель.

Давайте вспомним правила безопасного поведения на железной дороге.

Правила эти железнодорожные –

Строгие очень, но вовсе не сложные,

Ты их запомни, слушай внимательно,

В жизни помогут они обязательно.

  1. Помните, что ходить детям по железнодорожным путям, играть в близи железных дорог нельзя. Почему?
  2. Не стойте на краю платформы или перрона в ожидании поезда — это опасно для жизни. Почему нельзя стоять у края платформы?

          Ждать поезд рекомендуется на расстоянии не менее метра от края платформы. Входить в вагон можно лишь тогда, когда пассажиры выйдут, освободив тамбур.

  1. Нельзя пролезать под колёсами стоящего поезда.
  2. Нельзя перебегать железнодорожные пути перед приближением поезда.

Переходить железнодорожное полотно разрешается только в указанных местах (на железнодорожных переездах) по специальным мостам и переходам, расположенным над железнодорожными путями и по подземным туннелям.

А сейчас, ребята, мы поиграем с вами в игру « Опасно- безопасно» и проверим, как вы усвоили эти правила. Команда выбирает карточку с ситуацией. Вам нужно определить опасная она или нет.

Ситуации:

  1. Дима играет с мячиком на платформе.
  2. Ваня идёт по рельсам.
  3. Котёнок сидит на рельсах.
  4. Дети играют в прятки. Маша спряталась под вагон, чтобы её не нашли.
  5. В вагоне электрички жарко, Алёша открыл окно и высунул голову.
  6. Коля в зале ожидания ждёт поезд.
  7. Серёжа переходит железнодорожные пути по надземному переходу.
  8. Катя очень спешила, решила сократить путь и пошла через рельсы.

Молодцы, ребята!

Железная дорога- не место для игры,

Вы правильно усвоили, как себя вести.

А теперь отдохните. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. Посмотрите отрывок из мультфильма и послушайте песенку «Голубой вагон». Слайд 16

Сейчас, ребята, давайте определим  опасная или безопасная ситуация была в мультфильме.

Обсуждение ситуации.

Учитель: Пятая станция – СОРТИРОВОЧНАЯ. Слайд 17

Каждой команде раздаются конверты со слогами. Задание: составить из слогов 5 слов.

Учитель: Следующая станция -  ПРОФЕССИИ Слайд 18

Учитель: Мы с вами живем в красивой и богатой стране. Как она называется?

Ученики: Россия.

Учитель: Кто же делает нашу страну богатой и красивой?

Ученики:Люди.

Учитель: Во всех уголках нашей страны трудятся люди разных профессий.

У меня растут года,

Будет и 17,

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

Летчику хорошо, машинисту лучше.

В машинисты я пошел,

Пусть меня научат.

Железная дорога – это огромное хозяйство, а для работы на таком ответственном комплексе нужны люди-специалисты различных железнодорожных профессий. Работники железнодорожного транспорта заслужили авторитет людей сильных, надёжных, умных, верных. Они очень любят свою профессию и гордятся ею. Сегодня мы говорим о тех людях, которые работают на железнодорожной магистрали.

А кем работают ваши родители?

Ученики рассказывают о профессиях своих родителей.

Все эти специальности объединяет одно и то же – железная дорога.

Он – вежливый, добрый, но строгий –

Работник железной дороги.

Встречает он нас на перроне

И с нами поедет в вагоне.

(Проводник.) Слайд 19

Мы работаем не в кабинете,

Наше место – отрезок пути,

Можем много мы километров

С инструментом в руках пройти.

Мы выносливы и закалены,

Мы решительны и тверды,

Исправляем поломки на рельсах,

Чтоб в поездках не вышло беды.

( Монтеры пути)

Ну, а мы, усталость позабыв,

Не спуская с рельс мелькания,

Вместе поведём локомотив,

Уложившись в сроки расписания.

(Машинист и помощник машиниста-локомотивная бригада)

Пропускаю поезда,

Знаю все-кому куда.

Приму поезд и отправлю,

Зря на месте не оставлю.

(дежурный по станции)

Найти для поезда свободные пути

Могу я, не сходя со стула.

Мне на табло со схемами пути

Светящаяся кнопка подмигнула.

(Диспетчер)

Вам безопасный всем проезд

Мой обеспечит переезд,

Вы звука слушайте сигнал

И уважайте персонал!

(дежурный по переезду)

Грузовые и пассажирские поезда самого разного назначения, идущие во все стороны нашей страны, составляются этими специалистами. Работа эта нелегкая, но очень важная, ведь от нее зависит скорость формирования составов, точность в назначении того или иного вагона или цистерны. Руководит маневрами на станции и несет ответственность за правильное и безопасное их проведение. Формирует и расформировывает поезда, отцепляет и прицепляет вагоны к поездам, подает и убирает вагоны с погрузочно-разгрузочных путей, расцепляет вагоны при роспуске с горки. (Составитель поездов)

Сейчас я предлагаю вам следующее задание. От команд участвуют по 2 человека. Кто быстрее соберет картинку-пазл «Поезд», распределив вагоны по -порядку.

Учитель: Все профессии нужны, все профессии важны! А особенно на железнодорожном транспорте. Сеть железной дороги нельзя себе представить без начальника поезда, машиниста, диспетчера, обходчиков путей, проводников, кассира, уборщика... Здесь работают и представители таких профессий, как медики, педагоги, психологи, экономисты, юристы и даже экологи, работники службы охраны, транспортная милиция, работники культуры и многие другие.

Учитель: Внимание! Внимание! Прибываем на станцию Финальная. 

Слайд 20Финальная для нашей сегодняшней игры, но это не финал вашего знакомства с железной дорогой.

Ведь в старших классах вы можете узнать о ней больше посетив кружок «Юный железнодорожник», а после окончания школы поступить в техникум или университет, чтобы получить профессию по душе.

На этой станции подводятся итоги игры. Подсчитываются жетоны. Объявляется команда-победитель. Награждение.

Учитель: Спасибо ребятам, гостям. Но прежде чем попрощаться со всеми, хотелось бы попросить вас подвести итог нашего мероприятия. А сделаем мы это следующим образом: выразите свое отношение к увиденному и услышанному, прикрепив картинку с животным к вагончику.На доске прикреплены паровоз и 3 вагона.  Прочтите внимательно надписи на вагончиках( рефлексия).

Надписи на вагончиках:

Мне было неинтересно, ничего нового я не узнал.

Мне было интересно, я узнал много нового

Мне было очень интересно,и я хотел бы узнать больше.

Всем спасибо и до свидания!