Классный час: "Сурско-Казанский оборонительные рубежи"
учебно-методический материал (4 класс)

Иванова Татьяна Марковна

76 лет прошло с того незабываемого времени, когда залпы тысячи орудий возвестили миру о Великой Победе над фашизмом.  Всё дальше в историю уходят эти дни, всё меньше остается живых свидетелей, и тем ценнее и дороже для нас оставшиеся сведения о том времени. Победа ковалась не только на фронте. Она рождалась на фабриках и заводах, обеспечивая войска боеприпасами и снаряжением, она рождалась на полях и фермах колхозов, бесперебойно снабжавших армию продовольствием. «Всё для фронта!», «Всё для победы!»- вот какими мыслями жили герои тыла, пламенные советские патриоты, беспредельно преданные Родине. Сегодня о них рассказ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_otpravka.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Карамышевская средняя общеобразовательная школа»

Козловского района, Чувашской Республики

Конкурс методических разработок, посвящённых 80-летию строительства Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

Классный час: «Героические страницы Сурского и Казанского

оборонительных рубежей». (1-9 кл.)

к Положению о Конкурсе методических разработок

Название ОУ  МБОУ «Карамышевская СОШ» 

ФИО авторов полностью Иванов Павел Николаевич, Иванова Татьяна Марковна 

Место работы (полное наименование школы (детского сада), район, город

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Карамышевская СОШ» Козловского района ,Чувашской Республики

Должность преподаватель- организатор ОБЖ,   учитель начальных классов 

Педагогический стаж работы 24 года, 20 лет

Преподаваемый предмет  ОБЖ, начальные классы

Название работы, подаваемой на конкурс  «Героические страницы Сурского и Казанского оборонительных рубежей».

Пояснительная записка

76 лет прошло с того незабываемого времени, когда залпы тысячи орудий возвестили миру о Великой Победе над фашизмом.  Всё дальше в историю уходят эти дни, всё меньше остается живых свидетелей, и тем ценнее и дороже для нас оставшиеся сведения о том времени. Победа ковалась не только на фронте. Она рождалась на фабриках и заводах, обеспечивая войска боеприпасами и снаряжением, она рождалась на полях и фермах колхозов, бесперебойно снабжавших армию продовольствием«Всё для фронта!», «Всё для победы!»- вот какими мыслями жили герои тыла, пламенные советские патриоты, беспредельно преданные Родине. Сегодня о них рассказ. 

Одной из ярких и показательных страниц истории из жизни тыла в годы Великой Отечественной Войны, стало строительство Сурского и Казанского оборонительных рубежей, где героический труд наших земляков помог  в тяжелейших условиях войны  приблизить Победу. Строительство линии оборонительного рубежа началось в конце октября 1941 года, когда немецкие войска стояли уже под Москвой.

Мы должны сохранить в истории память о трудовом подвиге тружеников тыла; отдать долг нашим детям, прадедам, бабушкам, прабабушкам, которые ценой неимоверных усилий в жесточайших условиях суровой зимы за рекордный срок возвели оборонительную линию и на примере поколения военного времени привить молодежи чувство патриотизма и гордости за Родину.

Тема классного часа: «Героические страницы Сурского и Казанского оборонительных рубежей»

Цель: расширять знания о Великой Отечественной войне, увековечивание памяти и истории.

Задачи:

  • обучающая: познакомить учащихся со страницами истории нашей Родины, с историческими фактами времён Великой Отечественной войны;
  • развивающая: развивать интерес к работе по изучению истории своего края.
  • воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, гордость за страну, понимание, уважение к  ветеранам ВОВ и труженикам тыла.

Место занятия – внеклассное занятие в месячнике  оборонно-массовой и спортивной работы.

Тип занятия: тематический классный час

Используемое оборудование: интерактивное оборудование, рисунки гвоздик и свечей.

Ход мероприятия

1.Организационный момент.

Мир – это очень большое богатство,
Мир – это милость, улыбки и братство,
Мир – когда солнце всегда улыбается,
Мир – когда наши задачи решаются.

-Здравствуйте, мои дорогие ребята! Я снова рада видеть вас на уроках Победы.  Начинаем наш урок с минуты молчания в память о тех, кто не вернулся с войны, кто отдал свою жизнь за наше мирное небо, за наши улыбки и наше счастливое будущее.

2.Сообщение темы, цели и задач занятия.

– Ребята, давайте вспомним, когда началась ВОВ? (22 июня 1941 г.) 

– Когда закончилась война? (9 мая 1945 г.) 

– Сколько лет прошло с окончания ВОВ? (75 лет) 

– Почему война называется отечественная? (Потому что люди сражались за своё отечество, защищали свою Родину) 

– На фронте служили солдаты, а в тылу работали мирные люди, которые поднимали дух солдат на фронте.

–  Мы с вами вспомнили  сроки ВОВ и почему война называется именно так.

– Ребята, а чтобы узнать тему сегодняшнего занятия вам необходимо прослушать стихотворение русской писательницы Натальи Фокиной и сказать о чем это стихотворение?

Труженики Тыла,

Вы не воевали,

Но до капли силы

Фронту отдавали!

Сутками с завода

Вы не выходили,

Фронту и народу

Вы оплотом были!

Женщины, подростки

У станков стояли,

Но мужскую, взрослую

Норму выполняли!

Токари-мальчишки

Воевать мечтали,

Трудовые книжки

Их не отпускали... (Слайд 1)

 3.Рассказ учителя о «Героизме тружеников тыла».

– Советские люди в тылу не жалели сил ради победы над врагом. Все, кто жил и работал в тылу, оказывали помощь фронту. Прошло 76 лет со времени окончания Великой Отечественной войны. Но значение её, ход и итоги не перестают быть актуальными и сегодня в современном мире. « Героизм тружеников тыла» - это тема, которая раскрывает трудовой подвиг тружеников тыла, тех людей, которые внесли огромный вклад в победу над немецкими захватчиками. Старики и женщины, подростки мальчишки и девчонки принимали не меньше участие в борьбе с германскими захватчиками, чем воины, находившиеся на линии фронта. Все работали под девизом «Всё для фронта».

 Есть такие события, которые не стираются из памяти народа, а с каждым годом приобретают особенную значимость, становятся бессмертными.

Сурский и Казанский оборонительные рубежи – пример трудового героизма чувашского народа . Сурский и Казанский рубежи для обороны от фашистских захватчиков строились в Чувашии с 28 октября 1941-го по 21 января 1942 года. По информации Государственного архива современной истории Чувашии, на строительстве рубежей трудились около 200 тысяч человек. Это треть трудоспособного населения республики по состоянию на 1 октября 1941 года.

Важная роль укреплений

Осенью 1941 года, когда враг уже был под Москвой, руководство СССР приняло стратегическое решение. На случай, если немцы пойдут вглубь нашей страны, им должны помешать оборонительные рубежи в глубоком тылу на берегах рек. Так появились Сурский оборонительный рубеж и Казанский обвод. Они должны были задержать гитлеровские войска на подступах к Казани, Куйбышеву, Ульяновску (Слайд 2).

Сурский рубеж обороны соорудили по правобережью рек Сура, Уза, Няньга, Чарды на территории Марийской, Чувашской, Мордовской АССР, Горьковской, Пензенской, Саратовской и Ульяновской областей. Организовали 6 Военно-полевых сооружений: четыре по Сурскому строительному рубежу – с центрами в Ядрине, Шумерле, Порецком, Алатыре и два на Казанском направлении – в селах Октябрьское и Янтиково. Процессом руководили в Чебоксарах. (Слайд 3)

Работы на берегу Суры начались 28 октября, мобилизации подлежали жители ЧАССР «не моложе 17 лет, физически здоровые». По факту же привлекались 15 и 16-летние. Всех трудоспособных (преимущественно женщин) практически со всех районов Чувашии свозили на рытье окопов и противотанковых рвов. Работали по 10 часов в день без выходных, было очень тяжело. А еще голод и холод – пришли 40-градусные морозы.

Всего было мобилизовано 171 450 рабочих, 13 660 человек конных. Ежедневно на строительстве трудились в среднем 85 тысяч человек, а в отдельные периоды эта цифра доходила до 110 тысяч человек. (Слайды 4, 5)

И за 45 дней сделали практически невозможное – построили 380 километров оборонительных конструкций. 

Объем вынутой земли – 5 млн. кубических метров, отстроено 2 347 огневых точек (дзотов и площадок), 1 970 землянок и 80 км окопов с ходами сообщений, противотанковые рвы (эскарпы)» (Слайд 6).

4.Строителям безмолвных блиндажей. Память

4 мая 2010 года, на границе Октябрьского и Карабашского сельских поселений Мариинско-Посадского района Чувашии состоялось торжественное открытие обелиска в честь Казанско-Сурского оборонительного рубежа (Слайд 7).

В октябре 2014 года было заявлено о начале строительства в Большеберезниковском районе Мордовии военно-исторического комплекса «Сурский рубеж». (Слайд 8)

6 мая 2015 года в Ядринском районе Чувашии состоялась презентация нового туристского маршрута «Сурский оборонительный рубеж»: село Засурье — поселок Совхозный — деревня Стрелецкая — город Ядрин — село Ильина Гора. Экскурсионный маршрут знакомит туристов с местом прохождения Засурской линии обороны, сохранившегося со времен Великой Отечественной войны, осени 1941 года.

По инициативе Совета ветеранов войны и труда Порецкого района и Порецкого отделения ветеранов Великой Отечественной войны и военной службы 9 мая 2015 года в селе Порецкое открыт памятный знак-обелиск строителям Сурского рубежа обороны (автор эскизного проекта — заслуженный художник Чувашии А. В. Ильин). (Слайд 9)

18 ноября 2021г. недалеко от села Шоркистры Урмарского района торжественно открыли памятную стелу в честь строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей. (Слайд 10)

У деревни Байгулово в Козловском районе Чувашии продолжается строительство федерального мемориала «Строителям безмолвных рубежей», который ... Проект мемориала в честь строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей в Чувашии. (Слайд 11)

Книга «Подвиг тружеников Чувашии: строительство Сурского и Казанского оборонительных рубежей» рассказывает о героизме тружеников военно-полевого строительства, на основе архивных и опубликованных источников, воспоминаний участников строительства всесторонне раскрывается история массового трудового подвига населения нашей республики. В издании приводятся схемы, карты рубежей, архивные фотографии. Авторы книги – кандидат исторических наук, доцент Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова Олег Васильевич Андреев. (Слайд 12)

«Сюда не ступит нога врага»  художественно-документальный фильм. Режиссер Алексей Енейкин. Картина основана на личных воспоминаниях участников строительства Сурского и Казанского оборонительных рубежей, исторических и архивных документах. (Слайд 13)

Сводная команда правоохранительных органов (сотрудники прокуратуры Чувашии, МВД и Росгвардии сотрудники прокуратуры Чувашии, МВД и Росгвардии) отправились для восхождения на гору Эльбрус. Участники прошли специальную подготовку и в течение двух недель шли к высоте 5642 метра над уровнем моря. На месте восхождения они водрузили флаги и символику представляемых ведомств, а также памятный знак в честь 80-летия трудового подвига Сурского и Казанского оборонительных рубежей. (Слайд 14)

4.1 Просмотр видео роликов с рассказами участников …

4.2 Чтение записи воспоминания одной из участниц данного события.

Семенова Серафима Семеновна – землекоп, колхозник колхоза «Красный луч».

Родилась она в с. Карамышево, в многодетной семье 13 июля 1906 года. В семье их было 6: Мария, Анна, Серафима, Зинаида, Александр, Елля. Серафима Семеновна, участница Казанского рубежа у с. Байгулово. Мне удалось найти записи ее воспоминаний о том страшном времени: «Многие из нашей деревни были отправлены на рытье окопов. Мороз был жуткий, доходил до 35-40 градусов. Оттаивали землю кострами, затем долбили ее сантиметр за сантиметром тяжелыми ломами. Трудились без выходных. Жили на квартире в Байгулово. Но люди работали не покладая рук, понимали всю важность и необходимость своего труда… Так продолжалось 3 месяца».

В послевоенное время Серафима Семеновна трудилась в колхозе им. Чапаева бригадиром промогорода, выращивали овощи. Умерла в возрасте 90 лет, в апреле 1977 года.

5. Составление синквейна.

– Сейчас возьмите листы и ручки. Попробуем составить синквейн. Вспомним правила написания синквейна:

На первой строчке записывается одно слово-существительное. Это и есть тема синквейна. (Сурско – Казанский рубежи)

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. ( оборонительная, тяжелая)

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.( строили,копали, рыли)

На четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составление в контексте темы. (Сурский и Казанский оборонительные рубежи – пример трудового героизма чувашского народа)

6. Рефлексия.

-Ребята, как мы чтим память солдат, которые не вернулись с войны? ( Минутой молчания, возлагаем цветы, ухаживаем за памятниками, помогаем по хозяйству ветеранам, которые живут рядом снами. )

-Я предлагаю вам сейчас тоже почтить память и тех, кто сражался на фронте, и тех, кто работал в тылу. У вас на партах лежат рисунки гвоздик и свечей. Разукрасьте их и на доске оформим уголок памяти. Это будут наши слова благодарности за их мужество. Каждая свеча, каждая гвоздика будут означать: « Мы помним ваш подвиг! Мы гордимся вами! Спасибо вам от всего человечества!»

( Звучит песня « Журавли» и ребята разукрашивают и вешают на доску свечи и гвоздики.) .

   Ученица: Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей. Бороться за мир - обязанность живущих на земле, поэтому одной из важнейших тем нашего времени является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Ученик: С глубоким чувством восхищения и гордости мы преклоняемся перед ними, устоявшими в грозные годы войны. Их имена и трудовые подвиги наше поколение и грядущие просто обязаны знать и помнить.

 Учитель: Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.
Совершая действия, помни, что ты – Человек!

Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!

Информационные ресурсы

  1. Алексеева Н. П., Сосунова Е. Г., Юманова Р. Н. Взаимодействие с семьей в процессе воспитания нравственно-патриотических качеств дошкольников //Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. – 2021. – С. 100-101.
  2. Москаленко М. Р., Бурых А. А., Юдин И. В. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ВКЛАДЕ ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА В ПОБЕДУ КАК ФАКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ //Строительство Сурского и Казанского оборонительных рубежей-трудовой подвиг народов Поволжья. – 2021. – С. 276-279.
  3. Петрова А. С. СУРСКИЙ РУБЕЖ: НЕЗАБЫТЫЙ ПОДВИГ //Вторая мировая война в лицах и документах: проблемы развития права и государства. – 2021. – С. 154-157.
  4. Смирнова Н. Б. ПАМЯТНИК СТРОИТЕЛЯМ СУРСКОГО РУБЕЖА ОБОРОНЫ В СЕЛЕ ПОРЕЦКОЕ КАК ПРИМЕР УВЕКОВЕЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ПОДВИГА НАРОДА //Строительство Сурского и Казанского оборонительных рубежей-трудовой подвиг народов Поволжья. – 2021. – С. 304-307.
  5. Учватов П. С. УСЛОВИЯ ТРУДА СТРОИТЕЛЕЙ СУРСКОГО РУБЕЖА НА ТЕРРИТОРИИ МОРДОВИИ В 1941-1942 ГГ.(ПО ВОСПОМИНАНИЯМ УЧАСТНИКОВ СОБЫТИЙ) //Строительство Сурского и Казанского оборонительных рубежей-трудовой подвиг народов Поволжья. – 2021. – С. 220-225.
  6. Яковлев А. А. и др. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ИСТОРИЯ ОДНОГО РИСУНКА»(К 80-летию трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей в Чувашии) //Чувашский Национальный музей: люди, события, факты. – 2021. – №. 16. – С. 169-173.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Когда тыл становится фронтом: начало оборонительного периода Сталинградской битвы».

Цели: формировать патриотические чувства; воспитывать чувство гордости за свою родную землю.Предварительная работа: заранее раздать слова ведущим, снять видео воспоминаний тружеников тыла . Весь класс...

Исследовательская работа учащихся 4 класса Герои Туапсинской оборонительной операции. Гора Семашхо.

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 С.КРИВЕНКОВСКОЕ    Ис...

Классный час "На рубеже эпох"

Семейный праздник во втором классе, посвященный окончанию учебного года....

Сурский оборонительный рубеж

Памятником трудового подвига народа стал Сурский оборонительный рубеж - длинная укрепленная полоса земли, на которой могли расположиться войска, чтобы оборонять, защищать территорию. За 45 дней и ноче...

флешмоб "На Сурском оборонительном рубеже"

В 1941—1942 годах в Чувашии строился Сурский оборонительный рубеж и Казанский обвод. Тогда в народе их называли «идти на окопы». Хотя это была всенародная стройка, самая масштабная д...

Интеллектуальная игра "Белгородская оборонительная черта"

Разработка данной игры – совместный проект ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества» и МБОУ «Начальная школа-детский сад№ 44» г. Белгорода – итогово...