Программа ДЛО
методическая разработка

Данная программа предназначена для реализации в летнем лагере отдыха на базе общеобразовательной школы и рассчитана на детей  в возрасте от 7 до 14 лет. Обязательным для лагеря является вовлечение в его работу ребят из многодетных и малообеспеченных семей, трудных подростков.

Летний лагерь отдыха с дневным пребыванием – это учреждение, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, выработки коллективных навыков через привлечение к общественно-полезной работе. Деятельность воспитанников лагеря отлична от  типовой учебной деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а система работы лагеря  направлена на создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня самоуважения и самореализации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx59.6 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Марий Эл

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №21 с.Семеновка г.Йошкар-Олы» Республики Марий Эл

Утверждена                           Согласовано                                Утверждаю

педагогическим советом      Зам.директора поВР                  Директор МБОУ СОШ №21

№      от                              _______Мишина О.М.              ________ Антропов Ю.Д.

 

ПРОГРАММА

детского  лагеря отдыха  

«Маленькая страна Семицветик»

Исполнитель программы:   МБОУ

«Средняя общеобразовательная  школа №21 с.Семеновка г.Йошкар-Олы»  Республики Марий Эл

Руководитель программы:

Мингазова Р.Р., учитель начальных классов, начальник лагеря

Йошкар-Ола 2013

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………… 3

Информационная карта…………………………………………………………............ 5

Паспорт программы………………………………………………………………….…. 6

Этапы и сроки реализации………………………………………………….……….….. 8

Концепция программы……………………………………………………….…………..9

Положение о школьном лагере отдыха…………………………………….…………. 9

Цели и задачи программы …………………………………………………………….. .10

Обеспечение программы……………………………………………………………….. 11

        Нормативно – правовое ………………………………………………………….11

        Кадровое …………………………………………………………………………..12

        Научно – методическое …………………………………………………………..12

        Ресурсы смены ………………………………………………………….…........... 12

        Материально – технические условия ……………………………………………13

Механизм реализации программы …………………………………………….……..…. 14

Особенности организации досуговой деятельности лагеря ………………….……….14

Основное содержание программы ……………………………………………................16

        Физкультурно –оздоровительное направление ………………………................16

        Художественно – творческое ……………………………………………….….. 16

        Досуговое направление ………………………………………………………..….17

        Интеллектуально – исследовательское …………………………………………17

        Кружковая деятельность …………………………………………………………18

Режим дня………………………………………………………………………………..…19

Ожидаемые результаты ………………………………………………………………… 19

Используемая литература ………………………………………………………….……20

Пояснительная записка

        Данная программа предназначена для реализации в летнем лагере отдыха на базе общеобразовательной школы и рассчитана на детей  в возрасте от 7 до 14 лет. Обязательным для лагеря является вовлечение в его работу ребят из многодетных и малообеспеченных семей, трудных подростков.

Летний лагерь отдыха с дневным пребыванием – это учреждение, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, выработки коллективных навыков через привлечение к общественно-полезной работе. Деятельность воспитанников лагеря отлична от  типовой учебной деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а система работы лагеря  направлена на создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня самоуважения и самореализации.

        Летний лагерь отдыха с дневным пребыванием является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой -  пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

        Процесс организации воспитательной работы в летнем лагере направлен на вовлечение ребенка в общественную жизнь с учетом его индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на это основе его нравственного, эстетического, гражданского сознания. С этой целью в лагере выстроена система воспитательно-оздоровительной работы, что позволяет обеспечить полноценное воспитание и оздоровление детей.

        Установка на всестороннее развитие личности предполагает непрерывную работу, направленную на овладение детьми основами физической культуры в период летних каникул. Воспитание у детей осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни является одной из главных задач программы.

        Организация спортивных соревнований, проведение подвижных игр, конкурсов, встречи с медицинскими работниками, оздоровительные процедуры призваны  способствовать  укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и функциональных способностей детей, воспитанию нравственных и волевых качеств личности.

        Организация досуга построена так, чтобы наиболее полно  и ярко раскрыть естественную потребность в свободе и независимости ребенка, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, преодолеть трудности возрастных проблем. Реализация программы осуществляется через организацию различных видов деятельности.

        Программа также способствует формированию самостоятельности детей и организации совместной деятельности, через включение ребят в управление делами на уровне микрогрупп, отряда и предусматривает развитие и воспитание детей в коллективе.

        Отдых – это смена деятельности. Энергия ребенка в период летнего отдыха находит выход в деятельности творческой, которая, по сути своей, всегда несет психотерапевтический эффект.

        Школа имеет богатые традиции работы пришкольного лагеря. Летний лагерь работает с момента открытия школы, с 1987 года. Данная программа является комплексной, рассчитана на детей 7-14 лет. В 2013 году ДЛО «Маленькая страна Семицветик» посетит 105 человек. Это в основном учащиеся начальных классов.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Название программы

Программа лагеря отдыха 

«Маленькая страна Семицветик»

Руководитель

Учитель начальных классов Мингазова Р.Р.

Территория, представившая программу

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная  школа №21 с.Семеновка  г.Йошкар-Олы»  Республики Марий Эл

Название проводящей организации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная  школа №21 с.Семеновка  г.Йошкар-Олы»  Республики Марий Эл

Адрес организации, телефон

424918  Республика Марий Эл  с. Семеновка, ул. Молодежная, д.11

Цель программы

Создание воспитательного пространства, организованного для включения обучающихся в социально-значимую, спортивную,  творчески развивающую деятельность.

Сроки реализации

Краткосрочные, с 03 июня  по 02 июля  2013 года

Место реализации

МБОУ  СОШ  №21

Официальный язык

Русский

Количество участников программы

105

География участников

Все участники программы – обучающиеся одной школы

Условия участия в программе

Осознание необходимости усиления воспитания детей и подростков в семейной, школьной и общественной жизни, наличие кадрового и научного потенциала.

История осуществления

 На 2013 год выпадает немало знаменательных дат. Президент страны Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» в целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду. Лагерь состоится в преддверии самого ожидаемого спортивного события лета – проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в Казани.  Впереди - международное спортивное мероприятие XXII зимние Олимпийские игры в г. Сочи (2014 г.)

В  связи с   этим программа лагеря построена на расширение кругозора детей об окружающей среде,   активное вовлечение  в значимую общественно-полезную, спортивную  деятельность  под девизом ««Мы – будущее страны. Цвети, расти и процветай мой край родной».

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

программы

Программа ДЛО «Маленькая страна Семицветик»

Основание для разработки

Организация каникулярного отдыха детей и подростков в рамках воспитательного процесса школы.

Основные разработчики программы

 Мингазова Р.Р., учитель начальных классов,  начальник лагеря.

Цель и задачи программы

Цель: создание воспитательного пространства, организованного для включения детей  в социально-значимую, спортивную, творчески развивающую деятельность.

Задачи:

  1. Организовать значимую общественно-полезную деятельность и активный отдых детей, способствовать развитию научно – исследовательских, творческих, художественных  и организаторских качеств детей.  
  2. Развитие коммуникативных навыков в совместной творческой деятельности. Формирование у детей навыков позитивного взаимодействия.
  3. Способствование укреплению навыков к здоровому образу жизни.
  4. Продолжить целенаправленную проектную деятельность школьников.
  5. Воспитание уважительного отношения  к людям, природе.
  6. Воспитание  потребности в занятиях физической культурой, спортом.

Условия достижения цели и задач программы

Поддержка администрации школы, наличие кадрового обеспечения, научно-методического обеспечения, ресурсного обеспечения.

Наличие предыдущего положительного опыта и социальных связей.

Основные направления программы

1. Физкультурно–оздоровительное.

2. Досуговое.

3. Интеллектуально- исследовательское.

4. Художественно – творческое.

Сроки реализации программы

Краткосрочные,  с 03 июня  по 02 июля  2013 года

Исполнители основных мероприятий программы

Педагогический коллектив школы.

Источники финансирования программы

Средства социального страхования.

Ожидаемые результаты

  • Укрепление физических и психологических сил детей,  развитие творческих способностей, поисковой деятельности, детской самостоятельности и самодеятельности.
  • Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
  • Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
  • Личностный рост участников смены.
  • Формирование активной  жизненной позиции.
  • Воспитание  любви к окружающему миру,  формирование гражданского самосознания,  ответственности за судьбу родины.

Система контроля

Текущий и итоговый контроль в форме тестов, анкетирования, опросов детей, педагогов, родителей, используя методику мониторинга.

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

Этап

Сроки

  Задачи

Начальный этап

Апрель

2013 г.

  • Разработка программы.
  • Подбор кадров.        
  • Подготовка материально-технической базы и территории лагеря.

 

Подготовительный этап

Май

2013 г.

  • Информирование населения.
  • Комплектование и подготовка кадров (обучающие семинары, организационные собрания).
  • Создание информационного буклета, рекламных листовок.

 

Основной  этап   (реализация программы)

Июнь

2013 г.

  • Организация и проведение педагогами спортивных, культурных, интеллектуальных, познавательных конкурсов, соревнований,  викторин.  
  • Коллективная и индивидуальная творческая  деятельность
  • Личностный рост воспитанников    
  •   Реализация подпрограмм:

 - «Почемучка» (исследовательская)

 - «Веселые нотки» (музыкальная)

 - «Каблучок»» (танцевальный)

 - «Волшебная бумага» (оригами)

 - «Я и мой мир» (психологическая)

 - Спортивные секции

Заключительный

Июнь

2013 г.

  • Создание и выпуск буклета о деятельности лагеря.
  • Размещение информации о деятельности лагеря в летний период на сайте школы.
  • Участие в городском конкурсе вариативных программ в сфере летнего отдыха.
  • Обобщение и анализ опыта работы.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

        Основная миссия лагеря отдыха дневного пребывания – организация  свободного времени детей, сохранение и укрепление их здоровья в летний период. Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания физического здорового, крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.

        Лагерь с дневным пребыванием детей организуется на базе МБОУ СОШ №21 с.Семеновка г.Йошкар-Олы. Участниками лагерной смены явлются педагогический коллектив и обучающиеся школы. Возраст детей с 7 до 14 лет. Продолжительность смены 21 день.

   ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

1. Общие положения

1.1. По желанию и запросам родителей (законных представителей) и с учётом финансовых возможностей образовательного учреждения в летний период создаётся пришкольный лагерь отдыха с дневным пребыванием детей.

1.2. Деятельность лагеря регламентируется Уставом учреждения, Правилами поведения обучающихся, настоящим Положением.

 2. Организация и содержание деятельности

2.1. Пришкольный  лагерь отдыха открывается на основании приказа по учреждению и комплектуется из обучающихся 1-4 классов. Зачисление производится на основании заявления родителей (законных представителей).

2.2. В лагере организуются отряды с учётом возрастных особенностей и интересов обучающихся, строго соблюдаются требования санитарно-гигиенических норм и правил, правил техники безопасности.

2.3. Содержание работы лагеря отражает  план его работы, которая основана на  принципах демократии и гуманизма, развития инициативы и самостоятельности, привития норм здорового образа жизни.

2.4. В лагере создаются условия для осуществления спортивно-оздоровительной работы, трудового воспитания, развития творческих способностей детей.

2.5. Администрация лагеря самостоятельно определяет программу деятельности, распорядок дня.

2.6. В лагере действует орган самоуправления.

3. Кадровое обеспечение

3.1. Приказом по учреждению назначаются начальник лагеря, его заместитель, воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель спортивно-оздоровительной работы из числа педагогических работников учреждения.

3.2. Начальник лагеря руководит его деятельностью, несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, ведёт документацию.

3.3. Старшая вожатая лагеря организует воспитательную деятельность, осуществляет связь с культурно-просветительными и спортивными учреждениями.

3.4. Воспитатели, музыкальный работник и руководитель спортивно-оздоровительной работы осуществляют воспитательную деятельность по плану лагеря, проводят мероприятия, следят за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной безопасности.

3.5. Орган самоуправления представляет собой совет командиров отрядов, который совместно с вожатыми реализует коллективные, творческие, оздоровительные мероприятия с детьми.

4. Охрана жизни и здоровья детей

4.1. Начальник лагеря, воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель по спортивно-оздоровительной работе несут ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в лагере.

4.2. Педагогические сотрудники, работающие в лагере, и дети должны строго соблюдать дисциплину, режим дня, план воспитательной работы, технику безопасности и правила пожарной безопасности.

4.3. Начальник лагеря проводит инструктаж по технике безопасности для сотрудников, а воспитатели - для детей под личную подпись инструктируемых.

4.4. В лагере действует план эвакуации на случай пожара или чрезвычайных ситуаций.

4.5. Организация питания осуществляется на основе примерных норм питания. За качество питания несёт ответственность бракеражная комиссия, утверждённая директором учреждения на время работы лагеря.

4.6. Организация походов и экскурсий производится на основании соответствующих инструкций директора образовательного учреждения.

5. Финансовое обеспечение

5.1. Фонда социального страхования, родительских средств. Для содержания лагеря могут быть привлечены спонсорские средства.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: создание воспитательного пространства, организованного для включения детей  в социально-значимую, спортивную, творчески развивающую деятельность.

Задачи:

  1. Организовать значимую общественно-полезную деятельность и активный отдых детей, способствовать развитию научно – исследовательских, творческих, художественных  и организаторских качеств детей.  
  2. Развитие коммуникативных навыков в совместной творческой деятельности. Формирование у детей навыков позитивного взаимодействия.
  3. Способствование укреплению навыков к здоровому образу жизни.
  4. Продолжить целенаправленную проектную деятельность школьников.
  5. Воспитание уважительного отношения  к людям, природе.

Воспитание  потребности в занятиях физической культурой, спортом.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 Нормативно-правовое обеспечение

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Конвенция ООН о правах ребенка (ООН, Нью-Йорк, 1991 г.)
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 года № 751).
  • Концепция модернизации российского образования (одобрена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756/р)
  • Федеральная целевая программа «Дети России»
  • Об основных гарантиях прав детей в РФ
  • Программа «Подросток и закон»
  • Программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи города Йошкар-Олы
  • Программа совершенствования системы образования
  • Городская целевая программа «Организация летнего отдыха и оздоровления детей»
  • Приказы Управления образования
  • Устав МБОУ СОШ №21 с.Семеновка г.Йошкар-Олы
  • Локальные акты школы, лагеря:
  • положение о лагере дневного пребывания;
  • правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
  • правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
  • рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
  • инструкции по организации и проведению  экскурсий;
  • должностные инструкции работников;
  • санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
  • заявления от родителей;
  • правила регистрации детей при поступлении и выбытии;
  • экспертное  заключение о приемке лагеря;
  • планы работы;
  • договор с детской поликлиникой на оказание медицинского обслуживания.

Кадровое обеспечение:

  • директор оздоровительно  лагеря;
  • воспитатели;
  • педагог-психолог,  социальный педагог;
  • медицинская сестра;
  • музыкальный работник;
  • хореограф, аккомпаниатор;
  • работник по физическому воспитанию.

Научно – методическое обеспечение

  • наличие необходимой документации, программы, плана работы;
  • проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
  • проведение мероприятий в форме коллективных творческих дел;
  • индивидуальная работа;
  • деловые и ролевые игры.

Ресурсы смены

  • теле-аудио-видео-фото аппаратура;
  • аудиотека, фонограммы;
  • библиотека;
  • канцелярские принадлежности;
  • компьютеры с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийные проекторы;
  • материально-техническая база школы  (в т.ч. актовый зал, спортивная площадка,   учебные кабинеты, спортзал)

Материально-технические условия

Применение

Источник финансирования и материальная база

Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Игровые комнаты.

Материальная база школы.

Канцелярские принадлежности для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивный

зал

Занятия спортом, состязания,  линейка (в случае плохой погоды)

Материальная база школы

Воспитатели, учитель физкультуры

Спортивная площадка

Линейка, проведение общелагерных  игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Материальная база школы

Воспитатели, учитель физкультуры

Школьный двор

Отрядные дела, игры

Материальная база школы

Воспитатели, администрация лагеря

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед, полдник

Материальная база школы

Повар, администрация лагеря

Комнаты гигиены

Туалеты, раздевалки

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основные принципы деятельности:

● Принцип включенности детей  в  реальные социально-значимые отношения – создание реальных возможностей для включения детей в деятельность лагеря, обеспечение выбора вида и содержания деятельности, средств ее осуществления, создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другую в рамках смены, текущего дня, предоставление права и возможностей отстаивания мнения.

● Принцип сочетания общечеловеческих и культурных норм и ценностей в организации жизнедеятельности детей – признание личности ребенка с ее достоинством и потенциалом, подготовка детей и подростков в системе проблемных, жизненных ситуаций и выбору ценностей для их разрешения.

●  Принцип индивидуального и личностного подхода к детям.

● Принцип демократизма в управлении – партнерские, доверительные отношения между всеми участниками воспитательного процесса.

● Принцип коллективной творческой деятельности.

● Принцип сочетания воспитательных и оздоровительных мероприятий – создание благоприятных условий для физического, социального, интеллектуального и психологического благополучия ребенка, на поддержку и развитие его здоровья.

                    Методы деятельности:

● игры и игровой тренинг,

● состязательность,

● воспитывающие и творческие ситуации,

● воодушевление,

● сдерживание отрицательного,

● информация и убеждения.

Особенности организации досуговой деятельности лагеря

          Основные содержательные блоки и игровой сюжет программы:

В качестве основополагающего метода организации жизнедеятельности лагеря используются сюжетно-ролевая игра и КТД. Это маленькая жизнь длиной в 21 день, которая проживается каждым участником и позволяет ему получить опыт, ценный для их настоящей, сегодняшней жизни.

В рамках реализации программы на территории лагеря создано игровое пространство, где каждое направление реализуемое в течение одной смены, неповторимо, имеет собственную идею.

На протяжении всей смены дети через активное участие во всех мероприятиях, конкурсах, викторинах, творческих заданиях получают единицы денежной валюты (цветики), которые в конце смены в познавательной игре по станциям «Тропа испытаний» служат дополнительным бонусом. Дети имеют возможность проявить себя в том или ином деле, но при этом каждый ребенок знает, что его личный успех или неуспех может повлиять на ход игры.

Игра делится на три этапа: организационный – под названием «Тайна семицветика», основной – «По дороге приключений» и итоговый – «Открытие тайны семицветика».

Организационный этап - «Тайна семицветика».

На организационном этапе игры основная роль отводится: знакомству, выявлению и постановке целей развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы и подготовке к дальнейшей деятельности на последующих этапах смены. Длится он 3-4 дня и завершается мероприятием, посвященным старту сюжетно-ролевой игры, на котором принимаются законы совместной деятельности, происходит знакомство с главными героями и ее идеей, с картой мира приключений и основными маршрутами путешествия в поисках цветка.

Основной этап - «По дороге приключений».

Основной этап занимает большую часть времени пребывания в лагере – 15 дней. Именно в этот период реализуются все поставленные цели и задачи смены. На протяжении всей смены ее участники и организаторы действуют согласно распределенным ролям:

- педагогический коллектив, администрация лагеря (в лице взрослых) представляют собой команду «Хранители семицветика;

- участники смены (в лице детей) становятся командой «Искатели цветка».  

  Главной целью всех участников команды «Искателей» является поиск лепестков семицветика. Для этого они отправляются в путешествие по волшебной Маленькой стране приключений. В необычной заколдованной поляне спрятано соцветие. Она состоит из отдельных фрагментов, которые нужно собрать воедино. Фрагменты «Цветка» команды «Искателей» находят, путешествуя по Маленькой стране  приключений. А он многообразен: Красный, Голубой, Синий, Фиолетовый, Зеленый, Желтый, Оранжевый с увлекательной и познавательной деятельностью на  «Цветнике талантов», «Лужайке  научных открытий», «Долине фантазии и юмора», «Холме здоровья и спорта», «Роще юных экологов».

Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. За смену проводится 19 тематических дней, в каждом из которых имеется ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня.

С целью достижения максимального результата на протяжении основного этапа игры «По дороге приключений» отряды живут активной внутренней жизнью: проводятся отрядные и межотрядные мероприятия, коллективные творческие дела, минутки здоровья и т. д.

В рамках смены проводятся занятия кружках: «Веселые нотки», «Башмачок», «Умелые ручки», «Волшебная бумага», «Я и мой мир», спортивные секции.

Исходя из идеи и поставленных целей и задач, день в лагере строится следующим образом: первая половина дня – культурно-массовые мероприятия, вторая  половина дня – отрядные, кружковые, проектные работы. В конце каждой недели подведение итогов за неделю.

Итоговый этап -  «Открытие тайны семицветика».

На этом этапе изучаются результаты прохождения участниками программы. Подводится итог совместной деятельности и оценивается работа каждого ребенка из команды «Искателей», в результате - собирается цветок, а в завершающей игровой программе команда «Искателей» находит клад. Вторым важным событием итогового этапа становится мероприятие – «Посвящение в «Хранители цветка», для которых величайшими сокровищами  навсегда останутся: дружба, воспоминания, успехи, понимание, поддержка друзей, искренность, активность, творчество и доброта.

 

Основное содержание программы

Физкультурно–оздоровительное направление «В здоровом теле - здоровый дух » осуществляется через:

•        вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

•        выработку и укрепление гигиенических навыков;

•        расширение знаний об охране здоровья.

 

Основные формы организации:

•        Утренняя гимнастика (зарядка);

•        спортивные игры на стадионе, спортивной площадке  (футбол, волейбол, теннис, пионербол);

•        подвижные игры на свежем воздухе «Охотники и гуси», «Белые медведи», «Перестрелка», «Коршун и наседка», «Часики», «Вышибалы», «Цепи»;

•        эстафеты («Веселые старты», «Зов Джунглей», «Быстрее, сильнее, выше», «Эстафетный бег», «Большие гонки», «Спортивная эстафета по ПДД»);

•        часы  здоровья;

•        солнечные ванны (ежедневно);

•        воздушные ванны (ежедневно).

Проведение бесед «Оказание первой доврачебной помощи», «Осанка – основа красивой походки», «Твой режим дня на каникулах», выпуск профилактических газеты, ежедневное ведение «Журнала здоровья»

Художественно – творческое направление «Цветик-семицветик»   осуществляется через:

•        изобразительная деятельность (конкурсы  рисунков «Мы за безопасное движение», «Наша школьная страна», «Лето – это …», «Все обо всем»,  и т.д.;

•        конкурсные программы;

•         творческие конкурсы ( «Коллективное панно»);

•         игровые творческие программы («Огонек знакомств», «Угадайка», «Компас», «Знатоки пословиц», «Знатоки русской народной сказки», «Если был бы я волшебником»);

•        Концерты («Алло! Мы ищем таланты.»);

•        творческие игры («Если был бы я волшебником»);

•        праздники (День защиты детей, День независимости, Закрытие лагерной смены);

•        выставки рисунков - отчетов «Мой лагерный день».

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Рисование в лагере даст большие возможности в развитии  художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплотят собственное видение мира, свои фантазии. Участвуя в конкурсе «Мой лагерный день» дети научатся передавать свои эмоции через рисунок.

Досуговое  направление  «Искатели приключений»  осуществляется через:

•        вовлечение наибольшего количества  ребят в игру «В поисках семиицветика»,  в различные формы организации досуга;

•        организацию  деятельности творческих мастерских.

         В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создадутся  условия для духовного нравственного общения, закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

     Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Интеллектуально - исследовательское направление  осуществляется через:

•        проведение интеллектуальных игр, марафонов, викторин;

•        проведение исследовательской работы с защитой проекта.

День леса (Экскурсия по нестандартной программе «Сказочный лес», рассказы детей о лесе, придумывание новых правил, «Веселая викторина», рисование волшебного леса, сочинения «Окно в природу»)

День Земли (Посещение ботанического сада, Музея леса, Зоомузея, Зоопарка, Парка культуры и отдыха, виртуальные экскурсии по планете).

Акции: «Цвети, родная школа!», «оБЕРЕГАй!», сбор пластиковых бутылок.

Проектная деятельность: «Наблюдения за погодой», «Экология в жизни человека», «Экология родного города», «Животные и растения Марий Эл», «Красная книга», «Интересный подход к отходам»

В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Поэтому интеллектуальная работа  направлена на расширение кругозора, развитие интеллекта воспитанников и их познавательной деятельности, развитие мышления, памяти, внимания, формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании.

Кружковая деятельность  осуществляется через работу кружков:            

•        Спортивные секции

•        «Веселые нотки» (музыкальный)

•        «Умелые руки»

•        «Волшебная бумага»

•        «Каблучок» (танцевальный)

•        «Я и мой мир» (психологический)

Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер,  для функционирования которой имеется обеспеченность педагогическими кадрами. Так же расширяется  кругозор воспитанников, развиваются  познавательные  интересы и творческие  способности детей.

Режим дня

Время

Режимные моменты

8:30- 8:40

приход детей

8:40 – 9:00

зарядка

9:00 – 9:20

завтрак

9:20 – 11.30

посещение театров, музеев по плану

11:30 – 12:30

научная работа, проектная деятельность,

занятия по интересам

12:30 – 13:00

свободное время

13:30 – 13:30

обед

13:00 – 14:20

воспитательное мероприятие, работа кружков

14:20 – 14:30

организационный момент «Подведение итогов дня»

14:30

уход детей домой

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Укрепление физических и психологических сил детей,  развитие творческих способностей, поисковой деятельности, детской самостоятельности и самодеятельности.
  2. Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
  3. Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
  4. Личностный рост участников смены.
  5. Формирование активной  жизненной позиции.
  6. Воспитание  любви к окружающему миру,  формирование гражданского самосознания,  ответственности за судьбу родины.

ЛИТЕРАТУРА

1.        Афанасьев, С.П. Что делать с детьми в загородном лагере / С.П. Афанасьев, С.В. Коморин. - 1998

2.        В помощь организаторам летнего отдыха:  Конкурсно - игровые программы \ Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2004г. – 38с.

3.        Директор школы журнал 2004год

4.        Загородный летний лагерь. /Сост. С.И. Лобачёва, В.А. Великородная – М.: ВАКО, 2006

5.        Материалы школьной библиотеки.

6.        Петровский А.В. Психология о каждом из нас – М., 1992г.

7.        Планета счастья: Из опыта работы детского оздоровительного центра «Сережа» - Нижний Новгород: Педагогические технологии, 2003г.

8.        Проектирование образовательных программ.: Ц РС ДОД, 2001г.

9.        Сборник авторских программ дополнительного образования детей \ сост. А.Г. Лазарева – М.; 2002

10.        Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград, Учитель, 2001

11.        Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...