Дорогою добра
классный час

Шалимова Валентина Александровна

Классный час, направленный на воспитание у детей совершать  добрые поступки, стремление становиться лучше и милосерднее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_dorogoyu_dobra.docx39.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Нижнемамонская основная общеобразовательная школа

Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»

Классный час:

«Дорогою добра»

3 класс

                                             

                                                                                              Разработала:

                                                             учитель начальных классов

                                                  Шалимова В.А.

2017-2018 уч. г.

Классный час:  «Дорогою добра»

Цели:

           1.Способствовать формированию представлений детей о добре и зле;

           2.На примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло».

 3.Расширение кругозора учащихся;

          4.Воспитывать доброе отношение к окружающим людям;

           5. воспитывать стремление совершать добрые поступки, дела;   развивать самооценку;

Планируемые результаты: умение на слух воспринимать произведение; умение оценивать свои поступки, поступки окружающих; умение формулировать свое мнение и позицию.

Оборудование:   презентация ,музыкальное сопровождение  песня «Дорогою добра»(сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова) «Если добрый ты»  (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского), отрывок  из мультфильма «День рождения кота Леопольда», пословицы, индивидуальные листы

        Ход классного часа

Мотивация

Звучит видеоклип «Дорогою добра».

– Здравствуйте, дорогие друзья! Я очень рада, что мы собрались здесь сегодня все вместе.

-А о чём пойдёт речь может уже кто-то догадался?

Сегодня мы с вами поговорим о доброте.  

Слайд №1

 Добро – это ты!

 Добро – это я!

 Добро – это целая наша Земля!

 Добро – это праздник в семье,                                                    

 Добро – это песня ручья по весне,

 Добро – это радости море и смеха,

 Добро – это также прекрасно, как лето!

 Когда мама с папою рядом – Добро!

 И люди идут, улыбаясь в метро,

 Ну, в общем, добро – это что-то такое,

 Что объяснить мы не в силах порою!

Слайд №2

У. Что такое доброта?  ( Ответы учащихся)

 Слайд №3

Учитель. Доброта. Какое странное слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет. Споры идут, а люди страдают от  того, что доброты в их жизни так не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь,  какими  недружелюбными и равнодушными порой бывают люди по отношению друг к другу.

Слайд №4

    Доброта - это лекарство от многих болезней, и, прежде всего от дурных. Это чудесное, светлое свойство помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и прекрасной. Как же оно возникает? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить - чего там больше, зла или добра.

     Добро начинается с любви ко всему живому.  Слайд  №5

У. Кто такой добрый человек?

Д. Добрый человек - тот, кто уважает людей, помогает им; он любит и охраняет природу. А любовь и доброта согревают, как солнце. А если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.

У. – И, наверное, добрый человек тот, кто умеет дружить, правда?

- Послушайте стихотворение и скажите, настоящая это дружба или нет?

Стихотворение «Такая дружба»     Маслов Кирилл

Я свою соседку Олю
За косичку дёрнул в школе,

— Эта Оля мне опять
Не дала ответ списать.

Ручкой больно ткнул я в спину
Одноклассницу Марину,
Нужно с ней, вообще, построже,
Чтоб не строила мне рожи.

Я стиралкой кинул в Лену,
Ей же – как горох об стену,


Слайд № 6

А весёлую Катюшку,
Обозвал я хохотушкой.

В сумку ябеды Ларисы
Я с утра подкинул крысу,
Та устроит в сумке нору,

— Вот потеха будет скоро!

На весь класс одну Иришку
Уважаю, как мальчишку,
С Ирой я давно дружу –
Ей лишь кнопку подложу…

У. Представьте, что солнце и доброта одно и то же. Что было бы с миром, если бы солнце перестало светить?

- А чтобы произошло, если бы в мире исчезла доброта?

Д. Все кругом стали бы злыми.

-У.  А что такое зло? 

Д.- Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.

Со всем, что приносит людям и всему живому вред.

 Выставка рисунков  Слайд № 8

    К сегодняшнему празднику ребята приготовили рисунки на тему: «Добро» и «Зло». (Домашнее задание)

Какие замечательные работы получились.

- Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на планете добро и зло, значит  люди могут творить и добрые и злые поступки.

У. В одной из своих басен великий русский писатель Л.Н. Толстой очень хорошо и убедительно рассказал о  добре и зле.

Слайд№ 9

                           Басня  «Белка и волк»

     Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на спящего Волка. Волк вскочил и захотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня», на что Волк ответил: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там наверху - все играете и прыгаете». Белка сказала: « Пусти меня прежде на дерево, я тебе оттуда скажу, а то я боюсь тебя». Волк отпустил ее, белка ушла на дерево и оттуда сказала:

     Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

У. Какова главная мысль? ( Хорошо тому, у кого доброе сердце).

Слайд № 10

Каждый знает, этот мир
Словно кто-то разделил:
На хорошее, плохое –
В нас живут вот эти двое.

2 ученик:

Они борются с годами
В сказках, фильмах и в нас с вами.
Каждый вправе выбирать
Кому в этом помогать.

3 ученик:

Если хочешь в мире темном
Обижать людей с порога,
Драться, хмурить свои брови
В царство зла тебе дорога.

4 ученик:

Ну, а если ты с улыбкой
И хорошим делом тоже
Помогаешь всем на свете,
То добро всегда поможет.

5 ученик:

Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!

У. А как вы думаете, где живет доброта? (Ответы детей) 

– Прежде всего в наших сердцах, наших словах и наших делах, поступках!

Слайд№ 8

 Когда вы станете взрослыми, у вас будут разные профессии. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться. И поэтому вы должны как можно чаще пользоваться добрыми, волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее.

Слайд №11

 Ребята, поиграем в игру “Подскажи словечко”

Вам нужно внимательно выслушать меня и в конце стихотворения подсказать всем вместе потерянное слово.

Выглянет солнышко, спрячется тень.

Если с улыбкой сказать…(добрый день).

Дед про внучку говорил: “Экая досада,

Я портфель ей подарил, вижу – очень рада,

Только вот молчит как рыба,

А должна сказать …(спасибо)

Если мама нас бранит за шалости,

Мы ей говорим…(прости, пожалуйста).

За чаем, обедом и ужином

Приветливо, а не сердито,

Сказать обязательно нужно

Приятного … (аппетита!)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого …(спасибо).

Уходя, обернись на прощанье

Что ты должен сказать… (До свиданья)

 

Слайд № 12

У. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Не только слова должны быть у вас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были  такими, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезными людям. Наверное, вы все согласитесь с героем стихотворения С. Погореловского «Попробуй волшебником стать».

Дети читают стихотворение:

Ученик 1

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости вовсе

Не нужно особой.

Понять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие,

Честное слово!

Ученик 2

На клумбе – цветок,

Его листья повисли.

Грустит он. О чем?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться.

Эй, дождик, полей!

И дождик струится

Из лейки твоей.

      Ученик 3

А что же сестренка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестренке!

И ты обернулся

Ретивым конем –

Галопом сестренка

Помчалась на нем!

Ученик 4

Хоть мама

Еще не вернулась с работы,

Нетрудно узнать

Ее думы, заботы.

      «Вернусь –

Хорошо бы пошить, почитать...

Да надо с уборкой возиться      опять».

И ты совершаешь веселое чудо

Пол засверкал,

Просияла посуда!

       И ахнула мама,

Вернувшись домой:

– Да это как в сказке,

Волшебник ты мой!

 - Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство – это доброта.

   

 Добру, вежливости, порядочности  нас  учат и пословицы.

Давайте попробуем собрать пословицы. К началу пословиц в левой части, найдите продолжение в правой части и соедините.

1)Жизнь дана на добрые дела.

2)Про доброе дело говори смело.

3) Мир не без добрых людей.

4) Доброе слово и кошке приятно

5) Добро творить – себя веселить.

6) От доброго дерева – добрый плод.

Слайд № 13

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…

2.Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Слайд № 14

Некоторые дети стесняются быть добрыми! Послушайте стихотворение А. Барто

 

На глазах растут ребята!

Жил в стихах моих когда-то

Вовка - добрая душа.

(Так прозвали малыша!)

А теперь он взрослый малый,

Лет двенадцати на вид,

И читателей, пожалуй,

Взрослый Вовка удивит.

С добротой покончил Вовка,

Он решил - ему неловко

В зрелом возрасте таком

Быть каким-то добряком!

Он краснел при этом слове,

Стал стесняться доброты,

Он, чтоб выглядеть суровей,

Дергал кошек за хвосты.

Дергал кошек за хвосты,

А дождавшись темноты,

Он просил у них прощенья

За плохое обращенье.

Знайте все, что он недобрый,

Злее волка! Злее кобры!

- Берегись, не то убью! -

Пригрозил он воробью.

Целый час ходил с рогаткой,

Но расстроился потом,

Закопал ее украдкой

В огороде под кустом.

Он теперь сидит на крыше,

Затаившись, не дыша,

Лишь бы только не услышать:

"Вовка - добрая душа!"

- Можно ли бояться быть добрым? Чтобы вы посоветовали  мальчику? 

                                                 

   Слайд № 15

  Игра “Вежливо — невежливо”.

Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором, - отвечать - вежливо или невежливо

• Поздороваться при встрече?

• Толкнуть и не извиниться?

• Помочь поднять упавшую вещь?

• Говорить “Спасибо” за подарок?

• Громко разговаривать?

• Поздороваться при встрече?

• Перебивать во время разговора?

• Обозвать обидным словом соседа?  

• Уйти и не попрощаться?

• Помогать родителям?

• Не уступить место старшим в автобусе?

• Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

У. Послушайте еще один рассказ, который называется   Слайд №16

«Как белочка дятла спасла»

         Среди зимы потеплело, пошёл дождь, а потом снова ударил  мороз.  Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на ёлках. Нечего есть Дятлу. Сколько не стучит о лёд, до коры не достучится. Сколько не бьёт клювом шишку, зёрнышки не вылущиваются.

       Сел Дятел на ель и плачет.  Падают горючие слёзы на снег, замерзают.  Увидела Белочка из гнезда  -  Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

     -  Почему это ты,   Дятел, плачешь?

     - Нечего есть, Белочка…

       Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.

       Положила между стволом и веткой.  Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

       А Белочка сидит возле дупла и радуется.  И бельчата в дупле радуются.  И солнышко радуется.

Вопросы:

- Какое чувство у вас возникло к героям сказки?

- Почему  радуются Белочка и Бельчата?

- Какое дело совершила Белка?

- Могла ли она поступить иначе?

- Чем бы это обернулось?

- Значит, любой человек имеет право выбора. Вы можете сами решить, как поступить.

Уч-ль: А сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое “хорошо” и что такое “плохо”.   Слайд № 17

Выступление детей:

1. Если с другом разделил

Ты свои конфеты-

Хорошо ты поступил,

Каждый скажет это.

2. Ты узнал чужой секрет

И разнёс сейчас же,

Это плохо, хуже нет,

Это подло даже!

3. Если подал ты при всех

Девочке пальтишко,

Ты - культурный человек,

Мировой мальчишка!

4. Если ты, как дикий зверь,

Сразу лезешь драться,

Не достоин ты, поверь,

Человеком зваться!

5. Если ты пригрел кота,

Кормишь птичек в стужу,

Это - просто красота,

Только так и нужно!

6. Ты подбил собаке глаз,

Бросил кошку в лужу.

Будь уверен, в сорок раз

Ты собаки хуже.

7. Уважай людей вокруг,

Старших, младших тоже.

И тогда тебя, мой друг,

Назовут хорошим.

8. - Но как бы нас жизнь ни ломала,

В ней некое есть волшебство…

Хороших людей слишком мало.

И все – таки их большинство.

Стань добрым волшебником

Ну-ка попробуй

Тут хитрости вовсе не нужно особой

Понять и исполнить желание другого

Одно удовольствие, честное слово.

9. Не стой в стороне равнодушным

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку можно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит

На свете живешь ты не зря.

Песня «Я рисую этот мир»  Слайд № 18

Наши гости засиделись

И на праздник засмотрелись

Предлагаю дружно встать

С нами вместе поиграть.

.

Слайд № 19    Сказочные герои

Игра “Сказочные герои”.

      Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечать, добрый он или злой. Если злой, вы закрываете лицо ладошками, а если добрый – радостно хлопаете.

(Иван-царевич,  Кащей Бессмертный, Золотая рыбка,  Дюймовочка,  Карабас-Барабас, Красная шапочка, гуси-лебеди, Водяной, баба Яга, Золушка, Мальвина, Кот Леопольд.

Слайд № 20

У: А сейчас предлагаем посмотреть сценку «Курочка Ряба»

Показ сценки «КУРОЧКА РЯБА»  

Действующие лица; Автор, Дедушка и Баба, Внучка и Курочка Ряба.

Автор.      Жили-были Дед и Баба.

Жили, не тужили.

Сухарь чаем запивали,

Один раз в месяц колбасу жевали.

И все ладно бы,

да Курочка-невеличка

Взяла и снесла яичко.

Яичко не простое,

Яичко золотое.

А теперь по нашим ценам

И вообще оно бесценно.

На семейный на совет

Собрал Внучку с Бабкой Дед.

Дед.        Так и так. Такое дело.

Что с яичком этим делать?

Может, скушать? Иль продать?

Иль на доллары сменять?

Может, чтоб упали стены,

Центр музыкальный купим современный?

 Бабка.  Что ты, Дед?! Побойся Бога!

Музыка не стоит много!

Лучше купим телевизор,

Пылесос или транзистор

Иль возьмем телегу мыла,

Чтобы в доме чисто было.

Внучка.    Может, купим мне духи?

Обалдеют женихи!

Иль французскую помаду?

Я ей тоже буду рада!

Автор.      Начался тут сыр да бор

   И житейский шумный спор.

   То не сё, да то не так.

Дед.        Ты балда!

Бабка.      А ты дурак!

Автор.    Начался такой скандал -

Свет такого не видал!

Только Курочка молчит,

Около стола стоит.

Курочка.  Ну никак не ожидала

Стать причиною скандала.

Чтобы это прекратить,

Надо мне яйцо разбить.

 Автор.      Подошла она тихонько

И, крылом взмахнув легонько,

Яичко на пол уронила,

Вдребезги его разбила!

Плачет Внучка, плачет Баба...

 

Внучка и Бабка.

Что наделала ты, Ряба?

Автор.      Дед не плакал, как ни странно,

Вывернул с дырой карманы.

Дед.        Нету денег, ну и что же?!

Мир в семье всего дороже!

У. Я хочу рассказать вам одну небольшую притчу.

ПРИТЧА- небольшой рассказ, в котором заложен глубокий смысл.

Слайд № 21     Волки

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, ложь…  Другой  волк представляет добро — мир, любовь, надежду, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 У. В каких словах содержится  мораль притчи? Как вы их понимаете?

Д. Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 Эти два волка всю жизнь ведут борьбу?

Рефлексия

Желаю, чтобы с вами

Людям было веселей,

Чтобы добрыми глазами-

Вы смотрели на людей,

Чтобы были справедливы

И в решениях мудры.

К людям будете добры вы –

Люди будут к вам добры.

 -  Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни!

   - Я желаю вам добра, любви, взаимопонимания.

Слайд№ 22

Просмотр видеоролика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорога добра

Минусовка и текст песни...

Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Дорогами Добра"

Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта....

"Дорогою добра"

Урок литературного чтения...

Презентация к уроку "Дорогою добра"

Презентация к уроку "Дорогою добра"      по духовно-нравственному воспитанию...

урок по курсу ОРКСЭ с презентацией "Дорога добра"

подробный конспект урока-путешествия с презентацией. Модуль - Основы православной  культуры...

Из опыта работы. " Иди , мой друг, всегда иди Дорогою Добра!"

С понятиями " добро " и "зло" дети знакомятся ещё в дошкольные годы.Моя задача - развить дальнейшее представление учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела....

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...