Внеурочное занятие по формированию финансовой грамотности у учащихся 4 классов "Что такое валюта"
план-конспект занятия (4 класс)

Занятие проводится в форме игры-квеста . Учащиеся распределяются на команды и ходят по станциям , выполняя интересные задания и получая "валютики"(баллы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_chto_takoe_valyuta.docx563.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

                       Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 

высшего образования 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ 

 

 

ВЛАДИМИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР 

 

 

 

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему: 

Что такое валюта 

Проект выполнили: 

Гаврилова Наталья Викторовна

Ерохина Елена Сергеевна

Неганова Юлия Николаевна

Пожарская Светлана Владимировна

Солодовникова Антонина Федоровна

 

 

 

 

 

 

 

Г. Владимир 

 

2020 

 

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ 

Тема: «Что такое валюта» 

Цель занятия: обеспечить развитие представлений о валютах разных

стран.

 Ключевой вопрос. Что такое национальная валюта страны?

Основные понятия: обмен, деньги, бумажные деньги,  валюта,

национальная валюта, мировая валюта, рубль, доллар, евро, фунт стерлингов. 

Личностная установкаповышение уровня практических знаний в области финансов.

Планируемые результаты  

Предметные результаты:  

-умение правильно использовать термины: обмен, деньги, бумажные деньги,  валюта, национальная валюта, мировая валюта, рубль, доллар, евро, фунт стерлингов.

-умение объяснять причины обмена валюты; 

-умение считать наличные деньги; 

-умение приводить примеры валют; 

-умение решать и составлять задачи с простыми денежными расчетами. 

Метапредметные результаты:  

-формирование компетенции постановки личных целей для развития финансовой грамотности; 

- формирование компетенция соотношения знаний из курса «Окружающий мир» (о странах) с новой информацией; 

    - формирование компетенция проявления познавательной и творческой инициативы при выполнении поисковых заданий; 

    - формирование компетенция составления простого плана своих действий в соответствии с финансовой деятельностью. 

Личностные:  

понимание того, что деньги- не цель, а средство обмена. 

- формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

- воспитание самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки в области финансов;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.

Описание учебного процесса 

Этап 

Продолжительность 

Действия экспертов 

Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся 

  1. Оргмомент.

15 минут

Учитель создаёт условия для возникновения

внутренних

потребностей

включения в

деятельность (хочу!), а эксперты готовят работу станций.

Подготовка к усвоению

нового знания.

  1. Основная часть игры

40 минут

Учитель выступает в

роли организатора при делении детей на группы. Выбирает ответственного в каждой группе и вручает маршрутные листы.

Пытаются выполнить

самостоятельно

индивидуальные

задания на применение

нового знания,

запланированного для

изучения на данном занятии, зарабатывают «валютики».

III.  Рефлексия

5 минут

Организует рефлексию

по  «Плюс-минус-интересно» и самооценку деятельности.

Определяет домашнее задание для

самостоятельной

работы с элементами

выбора и творчества.

Соотносят цель и

результат учебной

деятельности.

Фиксируют степень

соответствия.

Оценивают и

корректируют работу

друг друга.

Намечают цели

дальнейшей

деятельности.

V. Подведение итогов игры

3 минуты

Организует подсчет «валютиков», вручает грамоты.

Подсчитывают «валютики» в группах.

 

 

Этап 

Метод 

Типы заданий контрольно-измерительных процедур 

I. Оргмомент.

Развивающая

технология:

словесный, наглядный

методы.

История чеканки монет

Жеребьёвка

II.  Основная часть

Работа в группах,

практический,

словесный, наглядный,  проблемный  и проектный методы.

Игра-квест

III. Подведение итогов урока

Словесный, наглядный методы.

Подсчет «валютиков»  и награждение победителей.

IV.  Рефлексия

Технология критического мышления, словесный, наглядный методы.

Заполнение карты:  «Плюс-минус-интересно». Самооценка

учебной деятельности.

        

  1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ 

 

Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке:

Педагогические технологии:

Игровые

Кейс-технология

Информационно-коммуникационная технология

Технология критического мышления

 

Методы проведения мероприятия:

  1. Проблемный;
  2. Практический;
  3. Творческий;
  4. Проектный.
  5. Наглядный
  6. Словесный

Методические приёмы:

  1. Решение финансовой задачи;
  2. Создание валюты будущего;
  3. Установление соответствия между страной и валютой;
  4. Восстановление купюры-пазла.

Методика оценки педагогической эффективности занятия: 

Подведение итогов – рефлексия «Плюс-минус-интересно» и самооценка собственной учебной деятельности. Определение домашнего задания для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества:

А) найти из дополнительной литературы интересные факты о деньгах;

Б) Найти материал о денежных единицах разных стран мира.

РЕФЛЕКСИЯ: 

 «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс

Минус

Интересно

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

Краткое описание игры-квеста:

Игра проводится как внеурочное интерактивное образовательное событие, являясь групповым соревновательным квестом.

Для проведения игры необходимо:

  • создать 4 команды по 5-6 человек;
  • подготовить просторный зал, лучше школьные рекреации, на которых будут размещены Старт, 5 точек-станций, Финиш;
  • разработать маршрутные листы , где будут указаны станции в определенном порядке для каждой команды;
  • подготовить « ВАЛЮТИКИ» и листы с заданиями по каждой станции;
  • подготовить наградной материал по итогам игры;
  • назначить 6 ведущих (учеников 10-11 классов или учителей): по 1 ведущему на каждую станцию. У ведущих будет комплект заданий, критерии и монетки, которые заработают команды;

Каждая команда получает маршрутный лист, в котором станции указаны в определенном порядке (очень важно, чтобы команды не пересекались на станциях и не мешали друг другу):

1. Станция «Познавательная»

2. Станция «Строительная»

3. Станция «Творческая»

4. Станция «Обменная»

5. Станция «Туристическая»

                         

Ход занятия

1.Организационный момент

Сказка в гости к нам пришла,

В мир финансов позвала.

Всё про деньги мы расскажем

Свои знания покажем.

2.Сообщение темы и цели занятия  

-Ребята, на прошлых занятиях мы говорили об истории денежной системы.

Какая денежная единица в нашей стране? (Ответы детей).

- Правильно, рубль.

- А как называется денежная единица любой страны? (Ответы детей).    

- Валюта-это денежная единица любой страны. И сегодня на занятии мы

будем говорить о денежных единицах  разных стран и об истории  монет в

разных странах.

3. Обсуждение темы

- История чеканки монет в странах дальнего зарубежья, конечно, своя,

отличающаяся от российской.

Монеты можно рассматривать как «путеводитель» по истории государств.    

-Ребята, как вы думаете, почему? (Ответы детей).    

-На монетах изображены великие личности, легендарные здания, памятники,

героические эпизоды и т.д.

  В разных странах существует и развивается наука, которая называется

«Нумизматика». Чем же она занимается? (Ответы детей).    

- Наука «Нумизматика» изучает монеты, их происхождение и связь с

историей развития того государства, которому эти монеты принадлежат.    

Археологи постоянно пополняют музеи  найденными на раскопках

монетами, которые представляют большой интерес.

Отмечая,  что  с  точки  зрения  художественных  достоинств  самыми

красивыми  считаются  африканские,  французские  и  бразильские  деньги.

Например,  на  купюре  50  франков  изображен  с  одной  стороны  Антуан  де

Сент  Экзюпери,  а  с  другой  его  аэроплан,  с  обеих  сторон  его  знаменитый

Маленький Принц.

-А как вы думаете, что изображено на африканских деньгах? (Ответы

детей).    

- Африканские деньги очень экзотичны, ярки, необычны, как и люди этих

стран.

Деньги являются социокультурным явлением, играют весьма активную роль

и могут выступать активным проводником национальной идеи страны.

Приведу некоторые примеры:

«Не завидуем никому на свете» - написали на воле всегда довольные своей

жизнью корейцы.

На советском рубле в 1927 году было написано: « Пролетарий всех стран,

соединяйтесь!»

  Что бы это значило? (Ответы детей).    

- Потому что это была национальная идея и украшала наш рубль до 1992 года.

 «Каждый смертен» - эта надпись была на двухпенсовой монете.

  Как вы думаете, о чем говорит эта надпись? (Ответы детей).    

- Эта надпись говорила о многом и в первую очередь об уверенности в своих

чувствах к Богу и королеве Англии.

«Свобода превыше всего» - было вычеканено рядом с гербом Испании на

деньгах и монетах по инициативе Франко.

   - О чем это говорит? (Ответы детей).    

- Ребята, а какая валюта до 2002 года, была валютой № 1 в мире? (Ответы

детей).    

- Американский доллар.  « С нами бог»- это великая национальная идея Америки.

  Посмотрите на картинку и скажите, что же изображено на американских

долларах? (Ответы детей).          

- На американских долларах изображен первый президент Америки.

Правда, 2001-2002 годы показали, что нет ничего вечного, т.к. евровалюта

активно начинает вытеснять доллар.

- Ребята, какая валюта вам известна? (Ответы детей).

Организатор квеста проводит жеребьевку среди участников игры,

участники делятся на 4 команды по 5-6 человек.

Участникам разъясняются правила игры, раздаются маршрутные

листы.

  1. Игра  «Квест»

Приглашаем принять участие в игре - квесте "Что такое валюта?». В ходе игры вы должны правильно и как можно быстрее выполнить много интересных заданий, получить монетки «ВАЛЮТИКИ". Желаем успеха!"

Для того, чтобы вам было куда собирать монетки, давайте сделаем сейчас КОШЕЛЁК.

Создание оригами – кошелька.

hello_html_m3ca2e9b6.jpg

Станция « Познавательная»

Игра «Где живут купюры»        

Цель: Учить детей определять принадлежность денежной купюры стране, где она используется.    

Ответы (соответствующие буквы) впиши в таблицу.

Установи соответствие между страной и её валютой.

а) Соединённые Штаты Америки                    1) рубль

б) Франция                                                             2) доллар

в) Россия                                                                 3) фунт стерлингов

г) Италия                                                                4) евро

д) Великобритания

е) Германия

1

2

3

4

Станция «Строительная»

Пазл «Угадай валюту»

Цель: учить дифференцировать денежные знаки России и других стан по внешнему виду. Развивать аналитическое мышление, память.

https://thumbs.dreamstime.com/b/dollar-puzzle-6802154.jpg

https://d2v9y0dukr6mq2.cloudfront.net/video/thumbnail/UD7CEz6/currency-puzzle-china-renminbi-crisis-value-future-devalue_q1y7watv__F0004.png

Станция «Творческая»

Цель: актуализировать опорные знания по теме «Валюта». Развивать творческое мышление.

- Внимательно рассмотрите современные деньги (валюта) и деньги, которыми пользовались раньше. Как, по вашему мнению, будут выглядеть деньги в далёком будущем?

- Нарисуйте, пожалуйста, денежную единицу США , России, которой будут пользоваться наши правнуки в далеком будущем.

 https://static.auction.ru/offer_images/2018/07/17/07/big/C/cAgOQNws5ZF/avstralija_10_lunnykh_dollarov_2014_god_unc_oficialnyj_sertifikat_na_poluchenie_10_gramm_serebra.jpg

Станция «Обменная»

Цель: формировать умение переводить одну валюту в другую по заданному курсу.

  • Если 1 доллар стоит 80 доллар, сколько долларов должен поменять приехавший в Россию Кристофер, чтобы купить 3 матрёшки по 200 рублей?

  • Семья Ивановых  отправилась в путешествие в США. На личные расходы они решили потратить 70000 руб.

Определи, в какой валюте будут производиться расчёты на территории данного государства ?

 Какую сумму в национальной валюте данного государства получит семья?  (Примерный валют: 1 доллар=80 рублей).

У каждого из участников игры есть таблички с номерами от 1 до 10. Перед ними находится табло с десятью графами, где даются варианты ответов. Ведущий читает вопрос, дает ребятам 15 секунд на обдумывание ответа, после чего они поднимают табличку с номером ответа, который выбрали. За правильные ответы участникам вручаются звездочки.

Ответы на табло

Вопросы:

Деньги присутствуют на страницах многих литературных произведений. Сейчас будут звучать названия книг, знакомых с детства. На табло - названия валют: крупных и мелких, реальных и вымышленных. Вспомните, в какой из книг какие деньги упомянуты:

«Малыш и Карлсон» (9)

«Три мушкетера» (7)

«ТиК| Талер, или Проданный смех» (1)

«Приключения Пинноккио» (2)

«Остров сокровищ» (3)

«Али-Баба и 40 разбойников» (6)

«Незнайка на Луне» (8).

Станция «Туристическая»

Цель: формировать умение составлять простой план своих действий  в соответствии с финансовой целью

Задание.

Представь, что ты приехал в гости к другу в Лондон. У тебя есть некоторая сумма, на которую ты можешь посетить достопримечательности города.

Бюджет:32000 рублей

Курс фунта стерлингов: 100 рублей за 1 фунт стерлингов

Стоимость на 1 человека.

  1. Экскурсия в Лондонский Тауэр………………………………10https://img2.freepng.ru/20180707/qeg/kisspng-pound-sign-pound-sterling-number-sign-clip-art-pound-sterling-5b41410fd90440.6313145415310031518889.jpg 
  2. Билет на Тауэрский мост……………………….…………… 10https://img2.freepng.ru/20180707/qeg/kisspng-pound-sign-pound-sterling-number-sign-clip-art-pound-sterling-5b41410fd90440.6313145415310031518889.jpg
  3. Экскурсия на Небоскреб «Осколок»………………………. .27https://img2.freepng.ru/20180707/qeg/kisspng-pound-sign-pound-sterling-number-sign-clip-art-pound-sterling-5b41410fd90440.6313145415310031518889.jpg
  4. Билет в музей Мадам Тюссо…………………………….……30https://img2.freepng.ru/20180707/qeg/kisspng-pound-sign-pound-sterling-number-sign-clip-art-pound-sterling-5b41410fd90440.6313145415310031518889.jpgСобор Святого Павла ………………………………………...17https://img2.freepng.ru/20180707/qeg/kisspng-pound-sign-pound-sterling-number-sign-clip-art-pound-sterling-5b41410fd90440.6313145415310031518889.jpgЭкскурсия в дворец Элтем…………………………………….24https://img2.freepng.ru/20180707/qeg/kisspng-pound-sign-pound-sterling-number-sign-clip-art-pound-sterling-5b41410fd90440.6313145415310031518889.jpgОдна поездка на метро………………………………………….5https://img2.freepng.ru/20180707/qeg/kisspng-pound-sign-pound-sterling-number-sign-clip-art-pound-sterling-5b41410fd90440.6313145415310031518889.jpgЗавтрак в «Макдональдс»……………………………………….4https://img2.freepng.ru/20180707/qeg/kisspng-pound-sign-pound-sterling-number-sign-clip-art-pound-sterling-5b41410fd90440.6313145415310031518889.jpg
  5. Завтрак в ресторане «Вилла»…………………………………  15https://img2.freepng.ru/20180707/qeg/kisspng-pound-sign-pound-sterling-number-sign-clip-art-pound-sterling-5b41410fd90440.6313145415310031518889.jpgОбед в столовой около моста Тауэр……………………………25https://img2.freepng.ru/20180707/qeg/kisspng-pound-sign-pound-sterling-number-sign-clip-art-pound-sterling-5b41410fd90440.6313145415310031518889.jpg
  6. Обед в столовой дворца Элтем…………………………………26https://img2.freepng.ru/20180707/qeg/kisspng-pound-sign-pound-sterling-number-sign-clip-art-pound-sterling-5b41410fd90440.6313145415310031518889.jpg
  7. Ужин в кафе «Прованс»…………………………………………17https://img2.freepng.ru/20180707/qeg/kisspng-pound-sign-pound-sterling-number-sign-clip-art-pound-sterling-5b41410fd90440.6313145415310031518889.jpg
  8. Ужин в кафе около дома………………………………………  .13https://img2.freepng.ru/20180707/qeg/kisspng-pound-sign-pound-sterling-number-sign-clip-art-pound-sterling-5b41410fd90440.6313145415310031518889.jpg

План на день:

Время

Место

Цена на 1

Всего

Утро

Завтрак

Проезд до места

Развлечение

День

Обед

Проезд до места

Развлечение

Вечер

Ужин

Проезд до места

Развлечение

Проезд до дома

ИТОГО

  1. Рефлексия:

 «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс

Минус

Интересно

7. Подведение итогов: подсчет набранных «ВАЛЮТИКОВ» в каждой группе, награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность" на тему "Что такое деньки и откуда они взялись" 2 класс.

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того, чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансов...

Технологическая карта внеурочного занятия по курсу «Финансовая грамотность». Тема: "Путешествие рубля". 2 класс

В современном мире просто необходимо быть финансово грамотным человеком. И давать азы этой грамотности можно и нужно уже  с начальной школы. И именно поэтому одним из направлений внеурочной деяте...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность"для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)начального общего образования

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...

Внеурочное занятие по курсу "Финансовая грамотность" 2 класс

Занятие в игровой форме учит как грамотно распоряжаться деньгами. Цель занятия:Создание условий для начального представления о правильном распределения расходов и степени их необходимости.За...

Занятие внеурочной деятельности по формированию финансовой грамотности в 1 Б классе на тему «За покупками»

Занятие внеурочной деятельности по формированию финансовой грамотности в 1 Б классе на тему «За покупками»...

Конспект внеурочного занятия по направлению "Финансовая грамотность. Учимся для жизни"

Данная методическая разработка занятия по функциональной грамотности поможет в проектировании занятия  с позиции формирования УУД.  Может быть полезна как молодым специалистам, так и учителя...

Формирование финансовой грамотности у учащихся начальной школы.

В данной статье рассматриваются вопросы формирования финансовой грамотности у учащихся начальной школы....