Главные вкладки

    Методическая разработка внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность" на тему "Что такое деньки и откуда они взялись" 2 класс.
    план-конспект занятия (2 класс) на тему

    Титова Елена Викторовна

    Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того, чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности. Подрастающий ребёнок  в любом случае отталкивается от своего жизненного опыта и, конечно же учится считать деньги. Для лучшей адаптации и правильного напраления в современном мире  подрастающее  поколение необходимо учить азам финансовой грамотности. Предлагаю Вам внеурочное занятие по этому направлению.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл технологическая карта 39.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта

    Предмет: занятие внеурочной деятельности по курсу «Финансовая грамотность»

    Тема: «Что такое деньги и откуда они взялись»

    Класс: 2

    Цель занятия: создание условий для формирования начальных представлений о деньгах как средстве приобретения товаров

    Задачи:              - рассмотреть выгоды обмена;

                                - объяснить неудобства бартера и причины появления денег;

                                - познакомить учащихся с историей денег.

    Компетенции:  - объяснять выгоды обмена;

                                - описывать свойства предмета, выполняющего роль денег;

                                - объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами;

                                - описывать ситуации, в которых используются деньги;

                                - сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

    Планируемые результаты

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    1. Усвоение понятий по теме: деньги, обмен, товар, ликвидность, продажа, покупка.
    2. Знание видов денег.
    3. Овладение предметными умениями: понимание и правильное использование термина «деньги»; представление о роли денег в обществе;  умение характеризовать виды и функции денег; проследить процесс развития денег от примитивных форм до современных.

    Познавательные:

    1. Использование сбора информации (извлечение необходимой информации из различных источников)
    2.  Освоение способов решения проблем поискового характера
    3. Овладение логическими действиями сравнения, обобщения.

    Регулятивные:

    1. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
    2. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
    3. Адекватное восприятие предложений товарищей, учителей.

    Коммуникативные: 

    1. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценить собственное поведение и поведение окружающих
    1. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых ситуациях.
    2. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

    Основные понятия и термины: товар, деньги, покупка, продажа, ликвидность, драгоценные металлы, монеты, бумажные деньги, банкноты, купюры.

    Форма обучения: групповая

    Авторы: учителя начальных классов МОБУ «Лицей» г.о. Рошаль Московской области Титова Е. В. и Данилова С.Е.

    Этапы занятия

    (по характеру деятельности учащихся)

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Задача этапа

    Способы взаимодействия

    (методы)

    Задача этапа

    Регулятивные действия

    Познавательные действия

    Коммуникативные действия

    I этап

    Эмоционально установочный

    (эмоциональное включение)

    Организация межличностного взаимодействия

    Коммуникативная ситуация

    Предлагает учащимся разделиться на четыре группы по цвету жетона.

    1 группа:  

    МУМБА

    2 группа:

    ЮМБА

    3 группа:

    У-ГУ-ГУ

    4 группа:

    ХРУМ-ХРУМ

    Побуждение  

    -Посмотрите отрывок из мультфильма

    https://www.youtube.com/watch?v=rV6byzXOcEI

    - Какое слово не знал Незнайка?

     - А знаете ли Вы, что такое деньги? Подберите ассоциации к слову «деньги»

    Чтобы вы хотели узнать о них?

    Составление кластера на доске:

    Что такое деньги?

    Как они возникли?

    Откуда они взялись?

    - Какова цель нашего занятия?

    Вступление в межличностный контакт для решения практических и жизненных задач

    Применяют установленные правила в планировании способа решения; преобразовывают практическую задачу в познавательную; ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

    Записывают ассоциации на цветных стикерах и прикрепляют к   «Корзине ассоциаций».

    Обрабатывают

    информацию (определение основной и второстепенной информации); самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

    Определяют тему и цель занятия.

    Определяют цели, функции участников, способы взаимодействия; строят понятные для партнёра высказывания.

    Распределились по группам, сев за парты согласно своему жетону, который  выбрали.

    II этап

    Пропедевтический

    (подготовительный)

    Создание

    условий для успешного включения в деятельность

    Показ коллекции монет

    Демократическая беседа:

    - Кто знает, какими были деньги до появления монет? Давайте разберёмся и  отправимся в музей.

    Слайд 1

      Долго люди искали то, что было бы деньгами. Для этого подошли драгоценные металлы: золото и серебро… Драгоценные камни тоже дороги, редки и красивы, как золото и серебро. Почему их не стали использовать люди?

    Слайд 2

    Потом на эти кусочки стали наносить надписи и картинки – название страны, города, портрет короля или герб. Это и были первые монеты… Как вы думаете, почему в древности не делали монеты из дерева?

    Слайд 3

    А знаете ли Вы, что первая монета на Руси называлась «грош» – это монета две копейки. Почему так иногда говорят: нет ни гроша за душой?

    Слайд 4

    …Так в Китае примерно тысяча лет назад появились первые бумажные деньги. Их называли летающими, т.к. они были гораздо легче ожерелий из монет. Кто знает, как называются современные бумажные деньги?

    Как возникли деньги и где,  думаю Вы запомнили.

    - Как Вы думаете, были ли деньги у первобытных людей?

    Предлагаю отправиться в прошлое и поиграть.

    Сюжетно-ролевая игра «Обмен»

    Представьте, что Вы древние люди разного племени. Вот вам предметы (рыба, лук и стрелы, ожерелье)

     У вашего племени очень хорошо ловилась рыба, а у вашего отлично получались лук и стрелы. Каждому племени захотелось иметь такие предметы. Что Вы сделаете? Проходит год, вы опять встречаетесь. У вас опять есть много рыбы, а у вас много лука и стрел. Второе племя хочет покушать рыбу, а вот лук и стрелы первому племени уже не нужны. Они у них есть, зато они хотят ожерелье, которое есть у 3 племени. Что же делать???

    . . .

    Почему люди обмениваются? Всегда ли это удобно?

    Подготовка к мотивационной

    деятельности и выбор способов её реализации.

    Применяют установленные правила в планировании способа решения; различают способ и результат действия.

    Слушают рассказ экскурсовода, рассматривают музейные экспонаты.

    Постановка проблемы, работа с предметами

    Поиск решения.

    Самостоятельно

    создают алгоритмы

    деятельности

    при решении

    проблем

    различного

    характера

    Извлекают новое из рассказа экскурсовода.

    Рассматривают, анализируют и отвечают на вопросы.

    Используют жизненный опыт, делают выводы о выгоде обмена, правилах бартера, свойстве денег и их назначении.

    Формулируют собственное

    мнение

    и позицию;

    Вступают

    в диалог

    с учителем.

    Задают

    встречные

    вопросы

    на уточнение

    и понимание.

    Решают практическую задачу по обмену предметами.

    III этап

    Деятельностный

    (исследовательска изобразительная, конструкторская…)

    Скрытое

    руководство

    деятельностью

    Организует обсуждение в каждой группе.

    Если бы Вы обменивались игрушками, например, фигурками из наборов «Лего», какая игрушка становилась бы самой ценной? Почему?

    В таком случае говорят, что эти фигурки обладают высокой ликвидностью. Товар, ликвидность, деньги, бартер…

    А что про них говорится в словарях?

    Работа в группах:

    1 группа найдёт объяснение слову «товар».

    2 группа – «деньги»

    3 группа – «бартер»

    4 группа – «ликвидность»

    Мы с вами узнали, что такое деньги, их виды. А были ли деньги в древнем мире? Давайте обратимся к учебнику. Откоем стр. 8.

    1 группа найдёт про Индию.

    2 группа – про Эфиопию.

    3 группа – про остров Санта-Крус.

    4 группа – про остров Яп в Тихом океане.

    Моделирование: смоделируйте из предложенных карточек ответ на вопрос:

    А были ли деньги в древнем мире? и заполните полученную таблицу.

    Дискуссия

    Посмотрите на эту картинку и скажите: сколько «соляных» денег (плиток соли) вам придётся добавить, чтобы купить ожерелье у девочки?
    Сколько рыб пришлось бы для этого ещё поймать?

    Разгадывание кроссворда:

    1. Продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.

    (товар)

    1. Метллические и бумажные знаки.

    (деньги)

    1. Товары, которые хорошо обмениваются, обладают …

    (ликвидность)

    1. Прямой безденежный обмен товарами или услугами

    (бартер)

    1. Передача товара  кому-нибудь в собственность за плату.

    (продажа)

    Последователь-ная реализация

    компонентов групповой деятельности

    Выполняют учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах; используют речь для регуляции своего действия.

    Изучают материалы учебника с. 8-15. Составляют рассказ о видах денег в древнем мире и их свойствах.

    Решают логическую

    задачу.

    Решают

    кроссворд

    Моделируют, т.е. выделяют и обобщенно фиксируют группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

    Используя словари  дают определение основным понятиям :  товар, деньги, бартер,  ликвидность.

    Представляют отчет о проделанной работе в виде моделирования слов и картинок.

    Проверяют решение задачи по эталону

    Проверяют решение кроссворда по эталону

    Проявляют активность

    во

    взаимодействии

    для

    решения коммуникативных

    и

    познавательных

    задач; аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности;

    сравнивают

    разные точки

    зрения и

    находят

    лучшее

    назвние.

    Выступление групп

    IV этап

    Эмоционально-рефлексивный

    (оценочный)

    Неперсонифицированная оценка личностных и метапредметных результатов внеурочного занятия  

    Какую цель ставили?  Что такое деньги? Как Вы думаете, может ли вода служить в качестве денег?  Почему?

    Продолжите фразы:

    Я научился…

    Я открыл для себя новое…

    Меня удивило…

    Меня огорчило…

    Мне хочется еще узнать… Молодцы!

    Презентация результатов деятельности и отношения к ним

    Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; построение рассуждения, обобщение.

    Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

    Осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение

    окружающих.

    ИТОГОВОЕ  ОЦЕНИВАНИЕ:

    1 уровень: фактологический

    2 уровень: описательный


         

               

    3 уровень: доказательный

    4 уровень: творческий

    Учебно-методическое обеспечение

    Учебник и/ или учебное пособие для учащихся:

    Федин, C. Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях.  — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С. 8-111.

    Методические материалы для учителя: Ю. Н. Корлюгова. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

    Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С. 14-32, 33-54.

             Оборудование: презентация, компьютер, экран, мультимедийный проектор, раздаточный материал.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."

    В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья....

    Программно-методическая разработка внеурочной деятельности " Математика и конструирование"

    В целом спец курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования прост...

    Методическая разработка внеурочной деятельности по математике Тема: «Многоугольник»

    Методическая разработка  внеурочной деятельности по математике Тема:«Многоугольник»...

    Методическая разработка внеурочной деятельности "Мой край-родная Белгородчина"

    Данная разработка раскрывает историю Белгородчины, дает познать интересные факты, и приориты на родной Белгородчине...

    Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района

    Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...