Классный час "Казачьи обычаи, традиции, нравы"
классный час (3 класс)

Струкова Анна Ивановна

Знакомство учащихся  с обычаями, традициями и нравами казаков,

развитие  познавательного интереса к истории своей малой родины .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_klassnogo_chasa.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

 Составила и провела:

Струкова А. И.,

учитель МБОУСОШ№14 Х. Красный Пахарь

Классный час  

Тема: Казачьи обычаи, традиции, нравы.

ТЕМА: Казачьи  обычаи, традиции, нравы.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Образовательная. Познакомить учащихся  с обычаями, традициями и нравами казаков.

2. Развивающая. Развивать у учащихся познавательный интерес к истории своей малой родины – Ставропольского края, города Минеральные Воды.

3. Воспитательная. Воспитывать у учащихся патриотические чувства, уважение к истории, традициям родной страны.

4. Здоровьесберегающая. Создать условия для успешного усвоения нового материала, выбрать средства обучения с учётом психофизиологических особенностей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: формирование коммуникабельной культуры, сплоченности учащихся. Умение использовать полученные знания в школьной жизни и семейных традициях.

КЛАСС: 3Б

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, доска, компьютер, проектор.

ВИДЫ РАБОТ: наблюдение над языковым материалом, слово учителя, сообщения учащихся, беседа, работа с раздаточным материалом, музыкальное сопровождение (исполнение песен).

НАГЛЯДНОСТЬ:  костюмы, оружие – шашки, куклы.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: история, литература, музыка.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный этап.

- Рада видеть вас бодрыми и жизнерадостными! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и, как вы знаете, в любом деле главное – доброе начало.   

- Итак, мы начинаем наш классный час.  Мы сегодня будем говорить о Родине, точнее об истории нашей малой Родины.

II. Формулирование темы

- А что значит наша малая Родина? (Ответы учащихся)

- Сейчас мы попробуем определить, о чём именно пойдёт речь на нашем классном часе.

 (Исполняется песня: «Браво, казаки»)

- Ребята, давайте выведем тему нашего классного часа. (Ответы учащихся)

- Действительно речь у нас с вами пойдет о терских казаках, познакомимся с их традициями, обычаями, нравами. Сегодня мы разделились на две команды. Первая – это ребята, которые занимаются в кружке «Казачата» уже третий год. И вторая команда – учащиеся, которым очень хочется к нам присоединиться, пополнить ряды наших казачат. Вот сегодня проверим и расширим их знания.

- Какими качествами, по- вашему мнению, должен обладать казак?

1.Вступительное слово учителя. Казаками с конца 15 века называли вольных людей, работавших по найму или несших военную службу на пограничных окраинах России. Казаки, служившие на Кавказе на нынешней территории Чеченской республики, получили по  месту службы  имя «гребенских» (от старого казачьего слова гребень – гора), а позднее «терских» (по названию реки Терек).

На Ставрополье издревле жили терские казаки. Откуда пошло слово «казак»? От татар, которые называли казаками передовые разведывательные отряды.

Летописи указывают на то, что первые служивые казаки вместе с астраханскими стрельцами прибыли на Терек в 1563г. по приказу Ивана Грозного для помощи кабардинскому князю Темрюку в местных междоусобицах.

С 1577 началась регулярная служба терских казаков в России. Вступить в Терское войско мог любой подданный Российской империи.

На протяжении всего времени своего существования терские казаки отражали большое количество кровопролитных набегов многих горских народов на свои селения. Казачьи войска мужественно обороняли свои территории, несли регулярную воинскую службу, придерживаясь заповеди: «Самим не нападать, но казачьи потери возмещать сторицей».

 III. Неписаные законы казаков.

- А что такое казачьи заповеди?

Это законы, главные принципы казачьей нравственности.

1. Сообщения учащихся.

1.  Казак человек вольный. Казак не посягает на свободу других людей. Испокон веков казаки дорожили своей свободой. «Побеждать, но не порабощать!».

2.  Казак воин по духу и по плоти своей. Столетия казаки с оружием в руках отстаивали свою свободу. В тяжелых битвах и испытаниях закаливался казачий характер, формировался казачий дух. Без дисциплины нет ни казака, ни казачества.

3.  Погибай, а товарища выручай. Так было всегда у казаков.  Взаимная выручка - основа казачьего братства.

4. Казаки все равны в правах. Помни: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы божии 

5. Честь и доброе имя для казака дороже жизни. Береги честь смолоду. Достоинство сохраняй в любой обстановке. Имей волю признать свою неправоту.  

6. По тебе судят обо всем казачестве, о народе твоем. Не совершай дурных поступков и удерживай от них других. Будь честен.

7. Служи верно, своему народу, а не вождям.  Казак за народ и Отечество  готов пролить кровь свою.

8. Держи слово. Слово казака дорого. Казак! Помни, что каждое твое слово - это слово твоего народа, слово Казачества.

9. Чти старших, уважай старость.  Каждого старика почитай отцом своим, а престарелую казачку - матерью.

10. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа. Казачий обычай всегда скреплял семью, общину и все Казачество.

11. Будь трудолюбив, не бездействуй.  Любое дело должно «гореть» в твоих руках.

12. Береги семью свою. Служи ей примером. Крепкая семья — фундамент казачества. Глава семьи - отец, с него спрос за все. Воспитай детей своих честными, смелыми, добрыми, преданными Отчизне. Казак, оберегай женщину, защищай ее честь и достоинство.

2. Беседа со второй группой учащихся.

-Зачем казаку совершенствовать свою силу?

- Что является основой казачьего братства?

-Назовите лютого врага казака?

-Какие действия казака, совершившего позорный поступок?

- Каково главное предназначение казачества?

-Что являлось фундаментом казачества?

- С кого в семье был спрос?

3. Микроитог.

Помни, брат, что у казаков:

Дружба – обычай;

Товарищество – традиции;

Гостеприимство – закон!

IV. «Одежда казаков»

-А сейчас минуточка внимания. Черный ящик. Ваша задача определить, что находится в этом ящике?

Подсказка:  Голове не будет страха,

                     Если есть на ней…….ПАПАХА.

Папаха – не просто шапка, согревающая владельца, она - постоянный спутник казака во всех делах. Ее нельзя потерять или отдать, с непокрытой головой не выходят из дома. Она – символ достоинства, чести, ответственности и благородства казачьего рода.

На собрании, так называемом круге, казак всегда должен был находиться в шапке. Снималась она лишь во время молитвы, присяги, была вызовом на поединок, в казачьей хате красовалась на самом видном месте , самое интересное: в шапку зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы.

  1. Рассматривание одежды кукол казака и казачки. Работа с куклами.

-Для казаков своеобразным паспортом, по которому можно многое сказать, являлась одежда. Её он воспринимал как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду. Костюм казаков складывался веками. За столетия покрой их не изменился.

-Внимание вторая команда,  ваша задача назвать наибольшее количество ярких и значимых отличий одежды казака и казачки.

Учащийся 1 Какие брюки! Широкие. О, а штаны-то с лампасами. Я тоже люблю спортивки с лампасами.

Учащийся 2. Рубаха. А почему рубахи разного покроя? Что одна праздничная, а другая для будничных дней?

Учащийся 3. А у казачки кофта и юбка.

  1. Сообщения детей 1 команды.

Учащийся 1. Не брюки, а шаровары. Понятно, в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги  сотрут, и движения всадника будут сковывать. Лампасы знаменовали принадлежность их хозяина к вольному воинству. А почему у терских казаков лампасы синего цвета?

Учащийся 2.  Рубахи были двух видов - русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск.

Учащийся 3.  А вот сапог было великое множество - без них невозможна верховая езда.

Учащийся 4. Ценилась одежда, шитая матерью или женой.

Учащийся 5. Основу верхней женской одежды составляла парочка - юбка и кофта. В богатых семьях ее шили из шелка, шерсти и бархата, в бедных - из ситца. Так что каждая казачка могла одеться по собственному вкусу и возможности.

Учащийся 6. Кофты украшались тесьмой, кружевами, вышивкой и бисером. Сзади или сбоку они застегивались на множество мелких пуговиц. Юбки предпочитали широкие. Снизу юбки также украшали кружевами и оборками.

Учащийся 7. В праздничные дни казачки покрывали головы красивыми шелковыми платками, в косы вплетали бархатные и атласные ленты.

Учащийся 8. Одежда детей напоминала  взрослую. Детей не баловали и часто они донашивали рубахи и шаровары своих старших братьев, сестер и других родственников.

Слово учителя: Наиболее распространенным видом обуви были сапоги. Рабочая обувь — поршни, бахилы. Зимой носили валенки, летом — сапоги, ботинки. Лапти не носились.

3. Игра «верно – не верно»

- Нужно распределить карточки с названием элементы одежды на две группы. Первая группа – элементы одежды казаков, вторая группа – название одежды, не принадлежащая казакам.

4. Проверка выполненного задания.

Казачата проверяют правильность выполненного задания.

V.  Конь  у казака.

- А без кого мы не можем представить казака?  

- Кто был его верным спутником в бою?

Силен и  крепок казак своей вековой  дружбой с конем.
Сильнее этой дружбы на всем свете  нет. 

        Не принято было у казака иметь боевого коня – кобылицу.
У терских казаков при выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена, сестра, а иногда и мать. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая:
 « На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой».

Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осеняя себя крестным знамением.  Привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату, на палисадник перед окнами, на вишнёвый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора.
        Они и встречали, коня расседлывали, при необходимости и следили, чтоб конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.
        Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями. При проводах казака в последний путь за гробом шёл боевой его конь под чёрным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конём шли родные и близкие.

VI. Посиделки .

Слово учителя:  Казаки были общительными людьми . Во многих хатах собиралась молодёжь на вечёрку. В казачьих хатах часто звучали девичьи песни. Летом молодёжь предпочитала «улицу», в холодное время -  «посиделки». На посиделках девушки мяли и чесали шерсть, пряли, вязали и вышивали. Работа сопровождалась песнями.

  1. Исполнение песни «Утица».

          На таких посиделках присутствовали и казачата. Девочек с раннего детства приучали к работе. Воспитывая девочку, взрослые старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение, отзывчивость. Росла девочка с мыслью, что она - будущая мать и хозяйка.

         А воспитание мальчиков было довольно строгое. Обучение мальчика начиналось после праздника первых штанов.  Когда сын в семье достигал пятилетнего возраста, ему преподносили его первые в жизни казачьи штаны, да не простые штаны, а с лампасами.

  1. Сообщение казачат.

Самой главной задачей казачонка всегда была учеба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно, достойно.

Взрослые казаки считали, что необходимым элементом обучения и воспитания казака являются игры. И относились к детским играм серьезно, поощряли их проведение. Терские казачата любили игры в чехарду, нагайку и кнут, городки, лапту, прыгалку через веревочку.

VII. «Казачья сила»

Казаки народ не только быстрый да удалой, но ещё и сильный. Сейчас казаки покажут свою силу!

- Что, девчата, засиделись? Не пора ли нам поиграть и ловкость свою показать?

Исполняется пеня «Шли солдаты на войну»

Идет показ работы с шашками.

Предлагается детям из второй команды проверить свои силы и сноровку.

Шашка- символ всей полноты прав у казака. Вручалась казаку в 17 лет стариками. В 20 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк. Потеря шашки– большой позор.

VIII. Составление сенквейна.

- Итак, сейчас мы подведём итог всему, о чём мы с вами говорили.

- Кто такие казаки? (Выслушиваются ответы обучающихся)

- Давайте вместе с вами составим небольшую характеристику казака из пяти строк.

1-ая существительное

2-ая два прилагательных

3-ья три глагола

4 -ая предложение

Например:

Казак

вольный, мужественный

защищает, любит, уважает

Казаки вольнолюбивый народ, любящий и защищающий своё Отечество и семью.

Патриот

Для нашей школы поддержание казачьих традиций – важная задача.

- Как вы думаете, ребята? Нужно ли нам придерживаться казацких принципов и традиций сегодня?

- Почему?

- Что это даст нам всем?

IX. Итог.

Слово учителя.

В 1991 году возродилось вновь терское казачество и сейчас в наше время казачество также находится на страже порядка. История терского казачества является частью истории нашего города.  Поэтому нам необходимо знать эту историю .

 Вы знаете, что в нашем городе жили и живут терские казаки? Я предлагаю вам, расспросить своих бабушек и дедушек и узнать были ли у вас в роду казаки. Может быть, они знают, у кого в семьях были казаки. Постарайтесь собрать всю возможную информацию. Может быть, удастся собрать фотографии. Все то, что вы узнаете, мы объединим в наш классный проект, который назовем: «Память наших дедов и отцов».

Сегодня ребята показали свои знания, готовность изучать  традиции и обычаи казачества, мы принимаем их в наши ряды. Сейчас мы  встанем все вместе в казачий круг и споем песню «Шашку, бери, бери».

Вот такие мы ребята-

Все лихие казачата

Век готовы в дружбе жить

И Россией дорожить.

- На этом классный час закончен. Я надеюсь, что любовь и преданность своей Земле, своему народу вы пронесёте через всю свою жизнь.

Наказ для казаков

        - Всем будущим казакам следует узнать науку – науку побеждать.

        - Помни и знай свое славное прошлое, своих дедов и прадедов – продолжай их дело усердием.

        - Люби Ставрополье родное и землю русскую.

        - Почитай мать родную и отца своего, заботься о них.

        - Меж собой живите ладно, песни пойте складно.

Наказ для казачек

        - Уважай и люби родителей своих: отца – батюшку, родную матушку.

        - Навек запомни – ближе их нет никого.

        - Будь всегда к людям приветлива, добра, ласкова и они отзовутся на доброту твою.

        - Будь трудолюбива, помни пословицу давнюю «Делай как лучше, как хуже – само собой срубится».

        - Береги обычаи сторонушки ставропольской.

        - Никогда не унывай. Знай: «Что счастье – долюшка у веселых чаще гостит».

        - Меж собой живите ладно, песни пойте складно.

  1. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. 3-е изд. М.: Флинта; Наука, 2001. С.9.
  2. Бондарь Н.И. Традиционная духовная культура кубанского казачества (конец XIX – первая половина XX вв.) // Традиционная культура и дети. – Краснодар: Экспериментальный центр развития образования, 1994. – 271 с.
  3. По материалам официального сайта Храма святых апостолов Петра и Павла в п. С.Лог. hramlog.cerkov.ru
  4. Кашкаров А.П. Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака). Ростов н/Д.: Феникс, 2015. С.35–36.
  5. По материалам сайта Казачьего информационно-аналитического центра kazak-center.ru
  6. Боевой листок Енисейских казаков. Последний форпост. [Электронный ресурс]. URL: последнийфорпост.рф
  7. Автор книги «Донцы» М.Х.Сенюткин (1825–1879) – журналист, редактор «Донских войсковых ведомостей»
  8. Кузнецов В. М. — диссертация, посвященная семейно-брачным отношениям народов Южного Урала, 1998. С. 152; Лоргус Андрей, Дудко Михаил. Книга о Церкви. М.: Паломник, 1997.
  9. Конспект открытого занятия: Праздники и обряды казаков. [Электронный ресурс]. URL: nsportal.ru
  10. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества в XVIII – начале XX вв. [Электронный ресурс]. URL: gipanis.ru
  11. [Электронный ресурс]. URL: ruszizn.ru
  12. Бондарь Н.И. Указ. соч.
  13. В изложении Бахмета Ю.Т. Погребальный обряд в казачьей традиции (структурно-семантическая характеристика) // Проблемы изучения и развития казачьей культуры. Майкоп, 2000. С.89. Цит. по электронному ресурсу. URL: dikoepole.com
  14. По материалам сайта Казачьего информационно-аналитического центра kazak-center.ru
  15. По книге В.Ф. Никитина «Традиции казачества».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Традиции и реликвии моей семьи"

Классный час для учеников 4 класса подводит итоги коллективного творческого дела "Откуда мы родом"...

Классный час "Традиции России"

Рекомендован 3-4 классам. Игровая форма. Знакомство с традициями России....

Классный час "Традиции России"

Орг. моментВводная беседа. Сообщение темы.Чтобы узнать тему нашего классного часа, предлагаем выполнить первое задание по командам.Из представленных элементов составить изображения. (ученики собирают ...

Обычаи, традиции, нравы казаков.

Дополнительный материал к уроку кубановедения в 3 классе. О традициях и обычаях, о любви казаков к труду с мылых лет, о почитании Бога, о товариществе и братстве. Материал содержит карточки для работы...

ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ, НРАВЫ КАЗАКОВ

ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ, НРАВЫ КАЗАКОВ...

Конспект классного часа "Традиции - семейные и классные" (2 класс)

Цель: углубление представления обучающихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.Оборудование: презентация, раздаточный материал.Подготовительная работа: пр...