Авторская рабочая программа художественной напрвленности для кружка
рабочая программа (1, 2 класс)

Муллагулова Альбина Миниахметовна

Рабочая программа разработана для детей младшего школьного возраста. Декоративно- прикладное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zr_1.docx39.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Принята на заседании                                 Утверждаю:      

 методического совета                                Врио директора

МОБУ ДО ДДТ «Радуга»                           МОБУ  ДО Д«Радуга»                        

от «___» ______20 ____г.                               __Мухаметшина И.Р.

Протокол №______                                     «____»_______20__г.                                                              

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

КРУЖКОВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ РУКОДЕЛИЕ »

Возраст обучающихся: 7 – 8лет.

Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель:

Муллагулова Альбина Миниахметовна,

педагог дополнительного образования

2021 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа кружкового объединения «Занимательное рукоделие» разработана для занятий с обучающимися 1-2 классов во  второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего  образования второго поколения.  

Рабочая программа кружкового объединения «Занимательное рукоделие»  составлена на основе:

- ФГОС НОО (приказ Минобразования и науки РФ от 06.10.2009г.)

-Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013г.)

- Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)

- Положения о рабочей программе кружкового объединения «

Данная программа

по направленности является художественной, так как направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления;

по целевому назначению является общеразвивающей, так как обеспечивает общее разностороннее развитие и формирование теоретических знаний и практических навыков;

по содержанию и видам деятельности является профильной, так как содержит одну образовательную область;

по степени авторства является модифицированной(адаптированной), так как разработана на основе типовой рабочей программы и изменена с учетом собственного видения предмета;

по уровню освоения является общекультурной, так как  предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности;

по сроку реализации является краткосрочной, рассчитана на один год;

по особенностям развития является общей, так как ориентирована на широкий контингент кружковцев;

по уровню освоения является базовой, так как направлена на формирование знаний, умений и навыков базового уровня и предполагает занятия с основным составом кружкового объединения.

Актуальность

Данная программа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Практическая значимость

Кружок «Занимательное рукоделие» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Деятельность направлена на формирование художественно-творческих способностей, положительно-эмоционального восприятия окружающего мира, овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, поделок , различных полезных предметов для школы и дома.

Основная цель программы:

формирование творческих способностей обучающихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.

Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:

обучающие:

- сформировать у детей необходимые знания о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов;

развивающие:

- развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;

воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма;

- воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.

Организационные условия реализации программы

В реализации программы участвуют дети 1-2 классов (7-8 лет).                                              

Срок реализации программы - 1 год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Продолжительность одного занятия – 45 минут, между занятиями перерыв – 15 минут. Педагог во время перерыва находится вместе с детьми.

Состав группы постоянный, норма наполняемости группы 15 человек

Форма проведения занятий: комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность).

Организационные формы – групповая, мелкогрупповая – позволяют педагогу более детально донести материал до детей, а детям дают больше возможности уточнить непонятные или интересующие моменты.

Местом проведения занятий является кабинет кружкового объединения.

Материально-техническое обеспечение:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- ноутбук;

- тетрадь, ручка, карандаш, линейка.

Ожидаемые результаты к концу обучения

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- контролировать действия партнёра.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте.

Предметными результатами сформированности следующих умений:

- называть и знать виды материалов и их свойства;

- разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания;

- название и назначение инструментов и приспособлений, правила работы с ними;

- приобретение навыков самообслуживания;

- усвоение правил техники безопасности.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Формы

аттестации/

контроля

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

1

1

2

Опрос

2

Работа с природным материалом

2

12

14

Выставка

3

Работа с бумагой и картоном

2

14

16

Выставка

4

Работа с бросовым материалом

2

14

16

Выставка

5

Работа с пластическими материалами

1

11

12

Выставка

6

Итоговое занятие

2

2

Опрос

ИТОГО

10

52

62

Содержание курса кружкового объединения «Занимательное рукоделие»

Раздел 1. Вводное занятие.

Теория:

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка «Занимательное рукоделие».

Знакомство с программой.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

Презентация «Путешествие в мир рукоделия»

Практика:

Организация рабочего места, экономное использование материала, выбор инструментов.

Раздел 2.Работа с природным материалом.

Теория:

Легенды и придания о растениях, сроки и особенности сбора природного материала, хранение, виды поделок из природного материала.

Инструменты и приспособления при работе с природным материалом, правила использования и безопасной работы.

Ознакомление с техникой изготовления поделок из природного материала.
Презентация «Поделки из природного материала».

Практика:

Осенний букет. Изготовление сувенира «Лесовичок». Панно «Осенняя сказка». Композиция из засушенных листьев и цветов.

Поделки из сосновых шишек. Объѐмная аппликация по собственному замыслу.

Раздел 3. Работа с бумагой, картоном.

Теория:

История происхождения бумаги, виды бумаги и картона, различные способы ее обработки и использования. Сколько у бумаги родственников. Волшебные свойства бумаги.

Инструменты и приспособления, правила использования и безопасной работы.

Из истории происхождения  ножниц. Правила работы с ножницами. Ознакомление с техникой изготовления поделок из бумаги и картона.

Презентация «Поделки из бумаги и картона».

Практика:

Симметричное вырезывание из бумаги овощей, фруктов, листьев. Аппликация «цветочный мир».Узоры из полосок, кругов и квадратов. Изготовление закладки по образцу.

Объемная аппликация. Изготовление игрушки.

Раздел 4. Работа с бросовым материалом

Теория:

Сведения о бросовом материале.

 Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала.
Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек. Формирование устойчивого интереса к работе с различными материалами.

Презентация «Поделки из бросового материала».

Практика:

Поделки из бумажных и картонных коробок. Поделки из пластиковых бутылок, баночек. Игрушки из «киндер-сюрприза».

Раздел 5. Работа с пластическими материалами

Теория:

Сведения о пластических материалах (тесто соленое, пластилин) , приемы передачи художественного образа в объемной и плоской формах. Ознакомление с техникой изготовления поделок из пластических материалов. Инструменты и приспособления при работе с пластическими материалами, правила использования и безопасной работы.

Презентация «Чудесные поделки из теста, пластилина».

Практика:

Тестопластика Коллективная композиция «Фантазия».

Лепка из пластилина. Веселая гусеница. Дары леса. Коллективная композиция «фантазия». Рисование пластилином на картоне по шаблону.

Раздел 6. Итоговое занятие.

Организация итоговой выставки «Мир рукоделия»

Подготовка, отбор и эстетическое оформление творческих работ к выставке.

Методическое обеспечение:

- методические разработки занятий, мастер-классов, воспитательных мероприятий, бесед;  

- рекомендации по проведению практических работ;  

- мультимедийные презентации;

- дидактический и лекционный материалы;

- тематические подборки материалов;

- учебные пособия, журналы, книги.

Методические условия реализации программы

Методы, используемые на занятиях:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Особенности возрастной группы обучающихся начальных классов:

Дети 6,5 -8 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:

- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;

- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности:

- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;

- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.

Прогноз результативности

Прогнозируемый результат:

- скоординированы движения кистей рук;

- развито творческое воображение;

- сформирован интерес к творческой деятельности;

- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.

В результате занятий по предложенной программе обучающиеся получат возможность:

- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

- достичь оптимального для каждого уровня развития;

- сформировать навыки работы с информацией.

Формы и виды контроля знаний и умений обучающихся:

  1. Входной контроль, проводится с целью определения умений и практических навыков. Формы проведения входного контроля: беседа, опрос, практические задания.
  2. Текущий контроль, проводится с целью определения степени усвоения обучающимися изученного материала, определение готовности к восприятию нового материала. подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Формы проведения текущего контроля: педагогическое  наблюдение, кроссворды и тесты, самостоятельное выполнение практических заданий.
  3. Итоговый контроль, проводится с целью определения изменения  уровня умений и практических навыков обучающихся, определения результатов обучения, получение сведений для совершенствования методов обучения. Формы проведения итогового контроля: выставка, конкурс, творческая работа, презентация творческих работ, опрос и др.

Литература.

I. Нормативные документы.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы.

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

4. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей.

5. Гигиенические требования к условиям обучения в  учреждениях дополнительного образования: Сан Пин 2.4.4. 3172-14.

6. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»

7. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2005.

8. Целевая программа «Дети Башкортостана»:

  • Одаренные дети;
  • Дети-сироты, с ограниченными возможностями, малообеспеченные, девиантные;
  • Организация оздоровления, досуга и летнего отдыха детей.

 II. Рекомендуемая педагогическая литература.

1. Инесон Полин. Волшебные цветы из ткани. Лоскутное шитье и аппликации. – Клуб семейного досуга, 2013.

2. Педагогика  /Под редакцией Пидкасисто – Педагогическое наследие России, 2007.

3. Педагогика: педагогические теории, системы, Технологии / Под редакцией С.А. Смирнова – М.: Академия, 2008.

4. Подласый И.П. Педагогика – М: Просвещение, 2007.

5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных программ технологии. – М: Народное образование, 2006

6. Сластенин В.А. Общая педагогика в 2-х частях. – М.Академия, 2008.

10. Труханова А. Т. Технология женской и детской одежды. – М. Академия, 2010.

III. Литература, рекомендуемая для чтения детям.

1. Большая энциклопедия шитья. – Мир книги, 2009.

2. Информационные ресурсы сети «Интернет». Блохина И. В. История костюма. – Харвест, 2009.

3. Нестерова Д.В. Лоскутные фантазии. Лоскутное шитье. – АСТ, Астрель, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по внеучебной деятельности «Интеллектуальная радуга»

Представленная программа актуальна с точки зрения реализации ФГОС второго поколения....

Авторская рабочая программа "Мир праздников"

Одной из задач данной программы является организация культурно - досуговой деятельности учащихся....

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности Искусство слова ФГОС 1-4 класс

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс внеурочной деятельности "Искусство слова" нацелен на ра...

Авторская рабочая программа по музыке 1-4 класс ФГОС

Программа разработана на основе ФГОС нового поколения авторской программы Е.Г.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной....

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

Авторская рабочая программа по декоративному творчеству для кружка

Рабочая программа разработана для детей младшего школьного возраста. Декоративно- прикладное творчество....