Классный час "Открой сердце добру"
классный час (4 класс)

Микаелян Кристина Сергеевна

Классный час по теме: «Пусть откроется сердце добру».

 

Цель:

- расширить представление детей о духовно-нравственных категориях,  как добро и доброта.

- воспитание добрых чувств, человеческой доброты, умение радоваться и переживать за других людей.

Задачи:

- показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты;

- формировать у учащихся активную жизненную позицию.

- расширить знания о качествах человека как «доброта».

- подвести к мысли о необходимости совершать добрые дела на благо людям.

- формировать навыки самоорганизации в индивидуальной, групповой, коллективной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_otkroy_serdtsu_dobro.docx204.91 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по теме: «Пусть откроется сердце добру».

Цель:

- расширить представление детей о духовно-нравственных категориях,  как добро и доброта.

- воспитание добрых чувств, человеческой доброты, умение радоваться и переживать за других людей.

Задачи:

- показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты;

- формировать у учащихся активную жизненную позицию.

- расширить знания о качествах человека как «доброта».

- подвести к мысли о необходимости совершать добрые дела на благо людям.

- формировать навыки самоорганизации в индивидуальной, групповой, коллективной работе.

Этапы мероприятия:

Ход классного часа:

  1. Организационный момент.

Тема классного час написана на доске не полностью – закрыто слово «ДОБРУ».

Тема: «Пусть откроется сердце ……….»

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный классный час. Я предлагаю вам самим определить, о чем пойдет речь на нашем классном часе, прослушав удивительные строки стихотворения

Добрых людей, как всегда не хватает,

Добрых людей, как всегда дефицит,

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые щедро больным помогают,

Добрые дарят тепло и уют,

Добрые в ногу со слабым шагают,

И никакого спасибо не ждут.

Учитель: Итак, ребята, как вы уже поняли, мы будем с вами говорить о доброте. Скажите, а где у человека живет добро?

Ученик: ( Примерные ответы) Добро живет в душе, в сердце.

Учитель: Обратите внимание на доску, давайте прочтем тему классного часа. Чего-то не хватает, давайте дополним название темы нашего классного часа (ответы детей), в теме дописываем слово «ДОБРУ».

  1. Актуализация внимания. Упражнение «Грецкий орех»

Учитель: Ребята, попрошу вас взять грецкий орех (грецкие орехи в центре стола на тарелке)

Учитель: Рассмотрите внимательно скорлупу ореха, индивидуальные его чёрточки, сравните с другим орехом (посмотрите орех у своего одноклассника)

Интересно узнать, ваше мнение, что вы заметили?

(На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные)

- Как это можно сравнить с людьми?

(Люди все очень разные, у каждого свои особенности, индивидуальность, своя красота и привлекательность)

- Бывает так, что снаружи орех - красив, а внутри гнилой, сухой и наоборот? Можно это сказать о людях? (дети делают вывод)

Люди разные по внешнему качеству и внутреннему. Бывают люди красивые, но злые и наоборот неприглядные на вид, но совершающие добрые дела.

В конце классного часа орехи я вам подарю, надеюсь сердцевина будет сочной, доброй, как и ваша душа.

  1. Беседа о добре.

Учитель: сейчас я вам предлагаю поговорим о качестве (достоинстве), которое делает человека лучше, без этого качества человек не может называться человеком.

             "Добро" - это древнее славянское слово, которое сегодня встречается повсюду в нашем языке. Вы даже не подозреваете как часто вы используете слова с этим корнем.

Еще более 4500 лет назад, в праиндоевропейском языке существовал корень "dhabh". Означал он "подходящий, правильный". Разошелся корень по многим языкам. В армянском со временем появилось слово "darbin" - кузнец. В латыни "faber" - ремесленник, создатель.

Попал этот корень и в праславянский язык. "Dobь" - это слово означало "пора, время". При добавление суффикса "р" получилось слово "*dobrъ". Изначально имели ввиду, что добро это то, что приходит в пору, вовремя. Со временем слово стало обозначать, что то хорошее, подходящее, хорошего качества.

Так же из этого корня "dobь" в праславянском языке пошли слова:

"dobjь" - проверенный, надежный, сильный, храбрый

"podoba" - украшение, орнамент

"u-dobь" - легкий

"uḫdobьnъ" - подходящий.

Конечно, во многих словах мы узнали современные: доблестный, подобный, удобный. Мы можем вспомнить слова: надобный, сдобный, надо, сподобиться - они имеют всё тоже происхождение.

Древнерусское слово "добръ" имело не один смысл. Его употребляли и когда говорили и о нравственных качествах, и о знатности, и о почете, и о качестве. А уж слов с корнем "добр" в древнерусском языке, кажется не счесть. В словаре Даля перечислено более 160 слов: добромысл, добродей, доброхот, добродышка, доброгласие, добровище, добросовестный и т.д. И кажется что почти к любому слову русского языка можно поставить слово "добр-" в качестве приставки.

Каким русским словам дает начало слово «добро»?

Изобилие удивительное, ни в одном другом языке нет ничего подобного. Давайте вспоминать

Учащиеся: доброжелательность, добролюбие, добросердечность, добропорядочность, добрососедство, добросовестность.

Учитель: Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Птица рождена для полета, а человек для счастья. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других”. Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам в первую очередь должен к ним относится хорошо. Мы постараемся сегодня разобраться с вами в том, какие же качества должны в себе воспитывать, чтобы стать счастливым и изменить мир в лучшую сторону.

Учитель: Какого человека можно назвать добрым? Продолжите фразу - Добрый человек – это тот,

Учащиеся:  кто любит людей; готов в трудную минуту прийти им на помощь; любит природу и бережет ее, любит животных, птиц; вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим; кто всегда доброжелателен к людям; кто думает не только о себе, но и о других.

Учитель: Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное. Давайте и мы с вами поищем положительные и отрицательные качества людей. Я прочитаю стихотворение, а вы разделите эти качества на две группы

Жизнь наша, как сама природа, непроста:

С жестокостью соседствует в ней доброта,

Сраженье мудрость с глупостью ведёт,

Отвага рядом с трусостью идёт.

А справедливости стрела,

С пороком счёты так и не свела,

За трудолюбием как тень,

Из века в век плетётся лень.

Учитель. Прочитайте положительные качества человека, которые вы выписали запомним их, и будем следовать им по жизни. доброта мудрость отвага справедливость трудолюбие жестокость глупость трусость порок лень Вывод:

Доброта, мудрость, справедливость, трудолюбие, человечность, отзывчивость, душевность создают основу человеческого счастья.

Читает ученик

Не прячьте доброты своей,

Откройте сердце всем наружу. 

Тем, что имеете, щедрей 

Делитесь, распахните душу. 

Дарите только теплоту: 

Ребенку, женщине и другу, 

И отодвиньте пустоту. 

Жизнь все вернет сполна по кругу. 

К вам возвратятся свет, любовь, 

Мечта и счастье к вам вернется. 

И нежной лаской вновь и вновь 

В вас чья-то радость отзовется.

Учитель. Все эти качества, которые вы перечислили, украшают любого человека. Ибо доброта творит чудеса. Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче. Поэтому, самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки. Человек – самое совершенное, самое разумное существо на Земле. Как он красив, когда благодарен, честен, творит добро, самыми незначительными поступками украшает нашу Землю. Все в обществе взаимосвязано. Все мы зависим друг от друга. Мы участники цепной реакции добра и зла. Добро и добрые дела противостоят злу и жестокости мира, поэтому никак нельзя забывать о тех, кто вершит добро на своем жизненном пути. Настоящая доброта, в чем она проявляется? Может бать, в необыкновенной любви к людям? И такие люди, бескорыстно помогающие нуждающимся, были всегда. Как вы думаете, а с чего можете начать вы свой путь добрых поступков, благородных решений?

(Ожидаемые ответы учащихся: помощь родителям, играть с младшими, сходить за хлебом, за лекарством, …)

Учитель. Что такое добро? Это все хорошее, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,…. Добро – это когда люди содействуют, помогают, дарят нам возможность почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни.

Ученица 

Если хочешь протянуть руку помощи,

Но не можешь

Пожелай человеку добра в пути

Добрым словом ты также поможешь.

Добро и зло творить всегда 

Во власти всех людей 

Но зло творится без труда 

Добро творить трудней. 

Рождает зверя зверь 

Рождает птица птицу 

От доброго – добро 

От злого – зло родится. 

Добро, коль не было б оно мало 

Гораздо лучше, чем большое зло.

Учитель: Мы с вами узнали историю возникновения слова «добро»

А как вы понимаете, что такое доброта? (ответы детей)

- О доброте говорили всегда и, прежде всего великие писатели.

«Добро - нечто положительное, хорошее, полезное».

«Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

- Как вы думаете, кто такой добрый человек?

Примерные ответы детей:

- Тот, кто чувствует себя счастливым, когда делает добрые дела.

- Тот, кто думает не только о себе, но и о других людях.

- Тот, кто всегда готов помочь товарищам.

Классный руководитель. Как вы считаете, может ли добрый человек совершить нехороший поступок? Почему? (Дети отвечают.)

- Может ли добрый человек простить другим людям ошибки, обиды?

(Дети высказываются.)

Каждый человек может совершить ошибку. Человека, который совершил проступок и осознал свою вину, можно простить. Прощение дает ему возможность исправиться, стать добрее. В свою очередь, умение простить и понять другого характеризует доброго человека.

Много хороших качеств у доброго человека, их можно перечислять бесконечно.

О доброте В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро - всё положительное, хорошее, полезное.

Мы сейчас узнали, что такое доброта.

Мы часто говорим о хороших людях. Что значит добрый человек? Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый, добросовестный и т.д.) Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

Ребята, а какие добрые дела совершали вы?

(Ответы учащихся.)

Очень приятно, что у вас воспитано сочувствие, желание помочь близкому человеку. Это и служит началом добрых дел. Доброжелательный человек, желающий другим всего доброго, и ведёт себя соответственно. Он не может быть злым, грубым и жестоким.

ПОСЛОВИЦЫ и поговорки о доброте

Доброта - это самое ценное нравственное качество любого народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создано народной мудростью! Вспомните некоторые из них.

«Соедини пословицы»

Соедините начало и конец пословицы, объясните её смыл

(каждая группа объясняет смысл одной пословицы).

начало пословицы (поговорки)

… продолжение пословиц

Не одежда красит человека,

добрые  дела

Не хвались серебром,

а его добрые дела

Жизнь  дана  на  

а хвались добром


Вы составили пословицы, используя добрые слова. Можно ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, судить о его доброте? (ответы детей)

Вывод: Не только слова, но и дела должны быть добрыми.

Посмотрите видео и внимательно послушайте притчу.

Вам надо обсудить смысл притчи.

Притча «Осколки доброты»

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка.

Её седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку.

Родители подозвали детей и велели им держаться от старушки подальше. Когда она проходила мимо, нагибаясь то и дело, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто на её приветствие не ответил.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Учитель: давайте посмотрим видео-притчу «Осколки доброты»

Ребята как вы думаете

- Хорошо поступили родители детей?  (ответы детей)

- Как вы думаете можно ли судить по одёжке человека? (ответы детей)

-Что вы можете сказать про старушку? (ответы детей)

Творческая работа.

Учитель: А сейчас, ребята, я вам предлагаю взять лепестки цветка на котором написаны слова и разукрасит их в теплые, яркие цвета если они относятся к добру и в холодные тусклые цвета, если они относятся к злу.

А после соберем цветы и посмотрим что у нас получится.

Рефлексия

Кто желает закончить предложение?

Я задумался о том, как важно…

Теперь я буду всегда стараться…

Я понял, как важно…

Доброту в себе надо “тренировать”: замечать в людях хорошее, совершать добрые поступки, дела

Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет, развивается и разрастается.

Спасибо за работу.

Всего вам доброго!  фото на память.

C:\Users\User-r\Desktop\все по работе\ТЕЛЕФОН\IMG-20210930-WA0014.jpg

C:\Users\User-r\Desktop\все по работе\ТЕЛЕФОН\IMG-20210930-WA0016 - копия.jpg

Пусть откроется сердце добру!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Научите свое сердце добру"

Классный час с использованием презентации....

Классный час "Научи своё сердце добру!"

Классный час "Научи своё сердце добру" для учащихся 2 класса. Цель- формирование нравственных качеств. Задачи: 1. Учить детей видеть и чувствовать мир. 2 .Воспитывать дроброжелательное ...

Классный час "Научи своё сердце добру" для 2 класса

Классный час "Научи своё сердце добру" для учащихся 2 класса.Формирует нравственные качества личности, учит детей видеть и чувствовать мир, развивает чувство товарищества., взаимопонимание....

Классный час "Научи своё сердце добру"

Цель занятия -сформировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;развивать умение отличать плохое от хорошего;поразмышлять о важнейших нравственных ценностях: добре, любв...

Классный час в 4-м классе "Пусть сердце добрым будет"

Cпособствовать воспитанию у детей чувства товарищества и взаимовыручки....

Классный час в 4-м классе "Пусть сердце добрым будет"

формирование  багажа  знаний  учащихся  о  роли  дружбы, вежливости  в  жизни  человека- образовательная:...