Урок гражданина
классный час

Урок гражданина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_urok_grazhdanina.docx44.55 КБ

Предварительный просмотр:

                 МОУ « Щучейская ООШ»

Внеклассное занятие

« Урок гражданина»

                                        

                                              Подготовила учитель                                            

                                                  начальных классов: Захарова В.Л.

Цель: создать условия для усвоения блока новой информации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитие внутренних мотиваций поведения школьников.

Задачи:
Образовательные:

  1. Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.
  2. Формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию речи, памяти, логического мышления.
  2. Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели.
  3. Создать условия для развития самостоятельности и практической активности учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.
  2. Создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро.

Ожидаемый результат:
Учащиеся узнают функциональное значение государственных символов России, основные права и обязанности граждан.

Оборудование: плакаты с государственной символикой России,  карта России, запись на диске гимна РФ, музыкальный центр, проектор, карточки с гербами, флагами и сказочными персонажами для работы в группах,  слайды с пейзажами России,национальными костюмами, таблички со словами «геральдика» и «вексиллология», выставка книг по теме занятия.

                                                                      Ход занятия.

1.Вступительное слово.

Звучит песня « С чего начинается Родина?»

Учитель: Ребята, прочитайте тему нашего занятия( «Урок гражданина. )

- О чём мы будем говорить?

Каждый из нас является жителем России и её гражданином. И все мы рано или поздно задаём себе вопросы:  Кто мы? Откуда мы? Что такое Родина? С чего она начинается? Кого называют гражданином? Какие есть символы у нашей Родины?

 -Действительно, а с чего начинается Родина?

Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом – Родина. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина- это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями и друзьями.

Как называется то место , где вы родились и выросли?

2.Беседа о Родине.

    «В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился . Это маленькая родина, а из множества таких  маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

      Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.  У каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

    Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.» Ю .Яковлев

Нельзя считать себя гражданином  государства , не зная о нём ничего.

-Как называется наша Родина?

-- Посмотрите на карту. Наша Родина очень велика. Так  велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда  в Москве день, то в Петропавловске – на Камчатке ночь.

. Пейзажи России. Дети читают стихи)

Мать Россия моя,

С чем тебя сравнить,

Без тебя мне не петь,

Без тебя мне не жить.

Мать, Россия моя,

Соловьиный рассвет,

Ранил душу мою

Твой берёзовый цвет.

Всё, что в сердце моём,

Всё. Чем в жизни живу,

Всё, что было и есть,

Я Россией зову.

Ты мудра и добра,

И народы земли

Славят сердце твоё,

Славят думы твои.

Ты Россия моя, золотые края,

Ты, Россия, родная ,заветная!

За твою широту, за твою красоту

Я люблю тебя, родина светлая!

-Вот она какая, Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди.

А как всех их можно назвать одним словом? (Россияне)

 -Верно, но национальность у россиян разная. Россия- единое многонациональное государство.

 Много народов живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью.

- Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру.

3.Конституция

- Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодёжь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как это записано в Конституции  Российской Федерации: «…государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям»

-Что такое Конституция?

-Конституция – это основной закон нашей страны. В переводе с  латинского означает « устройство, постановление»

 В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность.

- А вы являетесь гражданами России? Какие имеете права и обязанности?

- Вы правильно выделили основное право и обязанность- учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины.

Самое главное, самое важное – право человека на жизнь.
Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? 
(Ответы учащихся.)
- Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (Демонстрирую портрет) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
- Итак, каждый гражданин нашей страны имеет право на жизнь. А какие еще права человека вы можете назвать?

 Применение Конституции к сказкам.


В какой сказке герои воспользовались правом на получение медицинской помощи?

  1. «Айболит» (животные из сказки)
  2. «Приключения Буратино». (Карабас Барабас.)
  3. «Колобок».
  4. Баба Яга.

  1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?
  1. «Айболит» (животные из сказки)
  2. «Приключения Буратино». (Карабас Барабас.)
  3. «Колобок».
  4. Баба Яга.

  1. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
  1. «Айболит» (животные из сказки)
  2. «Приключения Буратино». (Карабас Барабас.)
  3. «Колобок».
  4. Баба Яга.


  1. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле?
  1. «Айболит» (животные из сказки)
  2. «Приключения Буратино». (Карабас Барабас.)
  3. «Колобок».
  4. Баба Яга.

-Что такое Конституция?

 Также мы должны с уважением относится к государственным символам страны..

4.Государственные символы

-Что такое « символ»? Какие государственные символы вы знаете?

Герб.

  -Наука, изучающая гербы, называется геральдикой.
Что такое герб? Вот как об этом пишет Владимир Иванович Даль.
 «Герб – род щита с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду».
 Это очень древний герб. Он появился пятьсот лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Третий Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Сначала это был герб Московского государства, потом – Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.
У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.
 Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец – на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он поражает дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Георгий Победоносец почитался как герой и святой покровитель воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах.

 -В статьях 3, 5, 6, 7 Конституции  указывается, что герб изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей. Государственный герб помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через границу.
- Рассмотрите, пожалуйста, герб российской Федерации 
- Как называется наука о гербах? 
- Когда появился первый российский герб?
- Что держит орел в своих лапах на гербе России?
(В правой лапе – скипетр, в левой - держава).
- Что такое скипетр? А держава?
- А что за всадник изображен на груди орла?

 Работа в группах.
- Поработаем в группах. Я раздам вам изображения герба Российской Федерации. Ваша задача: найти недостающие детали. Вспомните правила работы в группе 
(Раздаю гербы с недостающими деталями).

Флаг.

- Что такое флаг?

- Где можно увидеть флаги?

Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флего», что означало «ожигать, озарять, гореть».

 Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета.

Флаг является символом объединения. Наука о флагах называется вексиллология. Флаг состоит из  следующих частей: белый означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и смелость, неустрашимость.

 Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей и уровней государственной власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах.
Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят в знак траура, в этом случае в верхней части древка крепится черная лента, а сам флаг может быть приспущен. Лица, виновные в осквернении Государственного флага, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

  В древности флаги или стяги использовались, чтобы объединять (стягивать) войско в бою, а поверженный вражеский стяг означал победу. В Оружейной палате Московского Кремля хранится стяг «Всемилостивейшего Спаса», с которым русское войско в 1552 году предприняло поход на Казань, а после захвата Казани Иван Грозный повелел на месте, где во время осады находился этот стяг, возвести церковь. В Оружейной палате хранятся и Великий стяг Ивана Грозного, и гербовое знамя царя Алексей Михайловича.

 Именно при царе Алексее Михайловиче (Тишайшем) в ХVII веке впервые на Руси появился бело-сине-красный флаг как отличительный знак главного военного корабля «Орел»; в 1705 году Петр I издал указ, по которому бело-сине-красный флаг стал флагом торговых судов России, эту дату считают датой рождения будущего государственного трехцветного государственного флага.

 В августе 1991 года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации.

- Как называется наука о флагах?
-Как назывался корабль, над которым впервые был поднят бело-сине-красный флаг?
- Когда отмечается День государственного флага Российской Федерации?

 Работа в парах.
- У вас на партах есть карточки с флагами государств. Найдите флаг Российской Федерации.
- А не скажете ли вы, каким государствам принадлежат другие флаги?

Государственный гимн.

( Звучит фонограмма)

- Какая музыка по характеру?

-Что такое гимн?

-Помимо флага и герба высшим символом государства является гимн- торжественное музыкальное произведение. В переводе с греческого языка гимн – это торжественная песнь.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001 года Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова.     Государственный гимн Российской Федерации исполняется при вступлении в должность Президента, руководителей местного самоуправления, при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении торжественных мероприятий, воинских ритуалов и спортивных соревнований.
 При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов.

Александр Васильевич Александров родился 13 апреля 1883 года в селе Плахино Захаровского уезда Рязанской губернии, умер 8 августа 1946 года в Берлине. Начальное музыкальное образование получил в регентских классах Придворной певческой капеллы, затем обучался в Петербургской консерватории по классу композиции, затем в Московской консерватории по классу композиции и пения. С 1918 года преподавал в Московской консерватории. В 1928 году возглавил краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии (ныне носящий его имя), завоевавший огромную популярность в нашей стране и за рубежом. А.В. Александров был удостоен звания народного артиста СССР, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, являлся лауреатом Государственных премий.

 Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 г. Поэт и писатель, Герой социалистического Труда, пятикратный лауреат Государственных премий, много лет возглавлял Союз писателей РСФСР. С.В. Михалков является автором текста Государственного гимна Российской Федерации.

- Что обозначает слово «гимн»?
- Назовите авторов  слов и музыки гимна РФ

5. Итог занятия.

-Молодцы! Вы хорошо поработали. Какие чувства вы испытали на сегодняшнем занятии?
- Какие открытия вам удалось сделать ?

Шопенгауэр говорил: « Самый распространённый вид гордости – это национальная гордость». Каждый человек, живущий на  планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.
 

Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –

Без нее нам не жить,
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой
Берегите Россию –
Нет России другой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок гражданина ( классный час)

Классный час "Урок гражданина" посвящен знакомству с государственными символами - герб,гимн,флаг....

Классный час "Урок гражданина"

Данный классный час познакомит  учащихся с понятиями: «государство», «гра­жданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;будет способствовать развитию интереса к и...

Урок Гражданина

Урок Гражданина...

Классный час "Урок гражданина"

Цель классного часа -  познакомить учащихся с понятиями: «государство», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн». Воспитывать чувство гордости за свою страну,  к ее ...

Материал к уроку в День знаний. "Урок гражданина России".

2 класс. День Знаний.Ребята, что такое РОДИНА, ОТЧИЗНА? Как вы это понимаете? Что они значат для человека?А как вы думаете, с чего начинается Родина для каждого?.. С кем сравнивает автор Россию? Почем...

Урок Гражданина

Цель: расширять представления учащихся о гражданской позиции человека....

Урок гражданина в 1 классе

Знакомство с первоклассниками. Что такое Родина? Наша столица- Москва. Флаг, герб, гимн России.Правила учащихся в школе. Что такое класс?....