Классный час по противопожарной безопасности
план-конспект занятия (2 класс)

Людмила Николаевна Маркелова

Классный час по противопожарной безопасности "Пожарным можешь ты не быть, но правила противопожарной безопасности знать обязан"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час : «Огонь - друг и враг человека!»

2 « А» класс

Классный руководитель: Маркелова Л.Н.

Цель:  формирование  адекватного поведения в экстремальных условиях и  осторожного обращения с огнём. 

Воспитательные задачи:

  •  показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную;
  • познакомить со знаками пожарной безопасности
  • познакомить детей с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии;
  • проверить знания школьников по правилам пожарной безопасности;
  • убедить в недопустимости шуток с вызовом пожарной команды;
  • воспитывать людей, ориентированных на лучшие нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность, скромность;

 

Оборудование: мультимедийный  проектор, презентация, плакаты по противопожарной безопасности, знаки ПБ,  игрушечный  телефон,  шарик для игры.

Ход занятия.

Слайд 2 (по очереди)

Учитель: Прежде чем я сообщу тему классного часа, отгадайте загадки:

Слайд 2

 1) Рыжий зверь в печи сидит.

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злобы ест дрова,

Целый час, а может два.

Ты рукой его не тронь,

Искусает всю ладонь. (Огонь.)

Слайд 3

2)        Пламя бьется из под крыши,

Крик о помощи мы слышим,

Суетятся все, кошмар!

Это  бедствие-  … (Пожар.)

 (на экране появляются  картинки - отгадки)

Учитель: Посмотрите на картинки – отгадки. Догадались ли вы, какая тема нашего классного часа? 

Слайд 4(посвящен противопожарной безопасности).

Учитель:  В жизни человека  огонь играет  исключительную  роль.  Обогрев  наших  домов, приготовление  пищи, развитие науки и техники – всё связано с огнём.

Слайд 5

Ученик:   Знают все-человек без огня

Не живет ни единого дня.

При огне как при солнце светло,

При огне и зимою тепло.

Посмотрите  ребята вокруг:

Нам огонь- повседневный наш друг.

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом.    

Слад 6

  Учитель:

-Когда огонь нам друг? Приведите примеры.

-Когда огонь нам враг ? Приведите примеры

Слайд 7

 Пожар – неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, опасность жизни и здоровью людей.

Большая  часть  пожаров происходит  по  вине  самих  людей,  из-за их беспечности,  а  примерно каждый  6-й  пожар  происходит  по  вине  детей и подростков. Именно поэтому тема нашего классного часа  очень актуальна.

Беседа по стихотворению  «Как сгорел  один  дом».

Слайд 8

Расскажу  я  вам  о  том,

Как  сгорел  однажды  дом.

Две  девчонки,  две  сестрички.

Раздобыли  где-то  спички.

- Знаешь, что? – сказала  Валя, -

Мы  туристы  на  привале,

Разожжём  костёр  сейчас,

Ну а будет он у нас

Под столом.  Неси  газеты,

Пускай хворост будет это.

- А в корзинке сварим кашу, -

Подсказала ей  Наташа. –

Чиркнем спичкой.  Раз, два, три!

Огонёк   горит.  Смотри!

Ай!  Упала  спичка!  Ой!

Ой!  Какой  огонь  большой!

- Как  вы  думаете,  что  произошло  потом?

Испугались  те  девчонки,

Растерялись,  как  тут  быть?

Чуть дыша,  стоят  в  сторонке:

Убегать  или  тушить?

- Как  бы  вы  поступили  в  данной  ситуации?

Что  нужно  было сделать?

Валя  быстро  догадалась:

- Надо  бы  водой  плеснуть!

Но  воды – то оказалось

Только  в  чайнике  чуть-чуть.

И опять  сказала  Валя:

- Мы  его  накроем  шалью

И платком, и одеялом.

Но  огню  и горя  мало

Шали нет, платка  не  стало,

Загорелось  одеяло.

- Правильно  ли  поступили  девочки?

- В  каком  случае  нужно  воспользоваться  платком  или  одеялом?

А  огонь-то  разгорался,

Влез по скатерти на стол,

В книгу  папину  забрался,

Вдоль  по  комнате  прошёл.

Побежал  по  занавескам,

По  картине  на  стене,

Разошёлся  с  шумом,  с  треском,

Всё  вокруг  уже  в  огне.

А  Наташа  вместе  с  Валей

Больше  медлить  уж  не  стали,

Побежали в коридор,

А  потом  скорей  во  двор.

Пламя  выше,  пламя  круче,

Дым  столбом  до  самой  тучи,

А  народ  кругом  толпится,

Кто с лопатой,  кто с ведром,

И  пожарная  уж  мчится,

Но  в  огне  уже  весь  дом,

Долго  бились  все  с  пожаром,

Не  один  час и не  два,

Да  усилия  все  даром,

Нет  ни  дома,  ни  двора.

Онемев,  стоят  сестрички,

А  народ  шумит  кругом:

- от  одной  лишь  только  спички,

Как  в  костре  сгорел  весь  дом.

Говорят  все  и  недаром:

- Трудно  справиться  с  пожаром.

Твёрдо  помните,  подружки:

Спички – это  не  игрушки!

Знать  бы  надо  всем,  друзья,

Что  с  огнём  играть  НЕЛЬЗЯ!

Учитель: Какое  правило  пожарной  безопасности  вы  усвоили  из  этого  стихотворения?

Практическая работа.

- Что делали девочки  в этом стихотворении?  (играли)

- Во все ли игрушки можно играть?

- Назовите огнеопасные предметы, которые вы видите на слайде

Слайд 9

Беседа

«Что мы знаем о правильных действиях в случае возникновения пожара».

Учитель:  повторим правила  пожарной  безопасности   по   вопросам:

1. Можно ли играть со спичками? Почему?

2. Почему детям не разрешают включать газовую плиту?

3. Можно ли оставлять включенный телевизор без присмотра?

4. Можно ли открывать окна, двери при возгорании предметов в жилище?

5. Где следует укрываться при возникновении пожара?

6. Что будете делать, как поступите, увидев пламя из квартиры, дома, мимо которого проходите?

 Дидактическая игра «Если возник пожар».

Учитель: В руках у меня воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому участнику.

Если участник замедлил с ответом или ответил неправильно, он выбывает из игры, а шар вновь переходит к ведущему.

Учитель: Этот шар в руках недаром.

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар,

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет...  Злой пожар. (Передача шара.)

Учитель: Раз, два, три, четыре –

У кого пожар в ... ?   Квартире. (Передача шара.)

Учитель:  Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил ... ?  Утюг. (Передача шара.)

Ведущий. Красный отблеск побежал.

Кто со спичками ... ?  Играл. (Передача шара.)

Ведущий. Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над ... ?   Газом. (Передача шара.)

Ведущий. Столб огня чердак объял.

Кто там спички ... ?    Зажигал. (Передача шара.)

Ведущий. Побежал пожар во двор.

Это кто там жег ... ?  Костер. (Передача шара.)

Ведущий. Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег ... ?  Траву. (Передача шара.)

Ведущий. Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые ... ?   Предметы. (Передача шара.)

Ведущий. Помни, каждый гражданин,

Этот номер ...  «01». (Передача шара.)

Ведущий. Дым увидел – не зевай.

И пожарных ... Вызывай. (Передача шара.)

Ведущий. Это всем должно быть ясно,

Что шутить с огнем ...  Опасно. (Передача шара.)

Учитель:  А по какому номеру мы должны позвонить, при пожаре? (01) 

Слайд 10

Легче, чем пожар тушить,

Нам его   ПРЕДУПРЕДИТЬ!

Пусть знает каждый гражданин:

Пожарная служба  –  01.

Пожар мы быстро победим

Коль позвоним  по   01.

Учитель:  Как называют людей, которые, рискуя своей жизнью, борются с огнем? (Пожарные)

Кто такие «Пожарные?», «Пожарники?»  (Пожарный – профессия, пожарник – погорельцы!)

Чем занимаются пожарные?

Слайд 11

Ученик читает стихотворение "Пожарные".

В нашей трудной службе важно

Быть умелым и отважным.

Поверьте! Не хочу себя хвалить,

Но струсишь – и огонь не победить.

Знает весь честной народ,

Что пожар – такой же фронт...

Против огненной лавины

Вместе с нами в свой черед

В бой – пожарные машины,

Катера и вертолет...

Вы не верьте анекдотам:

Мол, легко пожарным жить

Дескать, вся-то их работа

На пожаре воду лить.

Шутка есть и будет шуткой,

Спор решится сам собой –

Посмотреть бы вам минутку,

Как ведет с огнем он бой.

Как горит, но не сгорает,

Задыхается в дыму.

И как пламя умирает,

Покоряется ему.

И тогда вам ясно станет,

Как опасен этот труд!

Учитель:  На борьбу с огнём направляются смелые и отважные люди.  Они,  бросаясь в огонь и дым, спасают людей, имущество, даже ценой своей жизни.

Учитель. «У меня зазвонил телефон…» Кому из вас с детства не знакомы эти строчки Корнея Чуковского?

О чем эти детские стишки?  (Об играх с телефоном).

 А теперь поднимите руки те, кто хоть раз позвонил и пошутил по телефону. А теперь признайтесь, шутники, кто вызывал пожарную команду для соседей?

А знаете ли вы, почему такие действия недопустимы?

Ученики.

– Бесполезные затраты бензина.

– Изнашивается пожарный автомобиль.

– Но самое главное: в это время действительно где-нибудь может случиться пожар, и кому-то нужна помощь пожарной бригады.

Слайд 12

Игра  «Набери  номер  пожарной  службы!»

(Используя  телефон ведущий  3 –х участников  классного часа   и  просит  по  телефону  вызвать  пожарных,  дети  определяют,  кто  вызвал  правильно, кто сообщил четко адрес, что горит, где горит и фамилию).

Слайд 13

Конкурс «Надень форму пожарного» (“Сборы пожарной команды на вызов”).

При пожаре, чтобы успеть.

Нужно быстро всё надеть.

Нас не нужно долго ждать –

Любим форму примерять.

Ведущий напоминает детям, что у пожарных имеется специальная одежда. Она защищает их от огня. Представьте себе, что вы пожарная команда. Вам нужно быстро одеть спецодежду (в данном случае условно это будет личная верхняя одежда.) Каждый поочерёдно подбегает к вешалке с одеждой и быстро её надевает, возвращается в команду, рукой передавая эстафету.

Слайд 14

Конкурс «Помоги спасти животных»

Беда! В зоопарке пожар у зверей.

Приезжайте, помогите поскорей!

Ребенок надевает марлевую повязку, бежит по стульям, пролезает через обруч, добирается до «животного» и выводит его из «огня» той же дорогой.

Слайд 15

ИГРА. “Это я, это я, это все мои друзья”

Учитель:

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу

От огня?                    (Это - я, это - я, это все мои друзья!)

Учитель:

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?    (Это - я, это - я, это все мои друзья!)

Учитель:

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол —

Еле сам живой ушел?

Учитель:

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят:

Школьников и дошколят?  (Это - я, это - я, это все мои друзья!)

Итог занятия.

Слайд 16

Учитель:  

-Кто узнал новое о правилах Пожарной безопасности?

-Кто что-то забыл , а сегодня вспомнил?

-Кто считает, что хорошо запомнил правила  Пожарной безопасности?

-Кому было интересно?

Сегодня мы  много говорили об  опасностях, которые возникают при неосторожном обращении с огнём, познакомились с профессией пожарного,  повторили правила противопожарной безопасности.

Теперь вы знаете, что с огнём шутить опасно, и всегда будете выполнять правила пожарной безопасности. Я надеюсь, что никогда вам не придётся набирать телефон 01. Будьте предельно осторожны в обращении с огнем.

Слайд 17

Наше мероприятие подошло к концу. Спасибо всем за внимание.