Урок мужества "Дети блокадного Ленинграда" (3 класс)
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Кудряшова Анна Михайловна

Урок мужества "Дети блокадного Ленинграда" (3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_blokadnogo_leningrada.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества

«Дети блокадного Ленинграда»

  • Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте с ними поздороваемся (здороваются кивком головы). Тихонечко садитесь.
  • В этом году наша страна отмечает 75-летие Победы в Великой отечественной войне. А когда началась эта война?

Ученик: Великая отечественная война началась 22 июня 1941 года.

 Июнь! Клонился к вечеру закат.

И белой ночью разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят.

НЕ знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда еще не знали мы.

Со школьных вечеров к Неве шагая.

Что завтра будет первый день войны,

А кончится лишь в 45-ом в мае.

 И песня над рекой лилась Невой,

Мы шли навстречу  утру и смеялись,

НЕ знали мы еще тогда с тобой,

Что с детством мы и с юностью прощались.

(включить речь Левитана «Говорит Москва...»)

  • Именно эти слова о начале войны услышал каждый житель нашей огромной страны.
  • Сколько по времени длилась война с Германией?

Ученик: Война с Германией длилась ровно 1418 дней и ночей и завершилась 8 мая 1945 года полной победой нашей страны, а 9 мая был подписан мирный договор с Германией.

  • Нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Гитлер планировал захватить Советский Союз, частично истребить наш народ, а остальных превратить в своих рабов. Он утверждал, что Москва – это сердце страны, а Ленинград ее душа. А раз человек не может жить без души, то и страна потеряет свой боевой дух, если лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов был направлен  именно на этот город  с целью стереть его с лица земли. Но планам фашистов не суждено было сбыться. Защитникам Ленинграда удалось остановить вражеские войска в нескольких  километрах от города. Город не был захвачен, но его жители оказались в кольце блокады, отрезанные от окружающего мира.
  • Осада города продолжалась 900 дней, с 8 сентября 1941г. до 27 января 1944 г.  (ПЕРЕВЕРНУТЬ ЛИСТЫ)Именно 8 сентября 1941 года гитлеровские войска замкнули кольцо и для ленинградцев начался настоящий ад.
  • В ужаснейшем положении оказалось мирное население, труднее всех пришлось детям. На начало блокады их в городе было почти 400 тысяч разных возрастов. Детям было хуже, чем взрослым! Как вы думаете, почему?

Ученик: Они не понимали, что происходит: папы нет, мама постоянно плачет, им очень хочется есть, а услышав визг сирены, всем приходится быстро бежать в бомбоубежище ...

Нам, живущим, не понять,
Что чувствовал ребёнок, угасая,
Везя на санках умершую мать
И губы от бессилия кусая…
Звучат сирены, метронома звук
Тревожит память деточек блокадных,
Им выпало без счёта адских мук,
Труда для фронта без речей парадных,
Им выпало, но люди не сдались,
Не сдался город, взрослые и дети!
Их памяти, живущий, поклонись
И расскажи – пусть помнят! – нашим детям.

  • Гитлеровские войска не смогли сразу захватить Ленинград, поэтому решили начать долговременную осаду города. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет, как переспелый плод». Начались постоянные бомбежки и артобстрелы.

(включить звук бомбежки)

  • На защиту Ленинграда встали все его жители. Многое пришлось перенести и детям блокадного города. Ребята дежурили на чердаках во время налётов вражеской авиации. Им приходилось тушить зажигательные бомбы.  Дети  работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. (ПЕРЕВЕРНУ ЛИСТ 1)
  • В 12 лет ребята становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. (ПЕРЕВЕРНУТЬ ЛИСТ 2) Чтобы дотянуться до станка, им приходилось вставать на подставки. Дети работали наравне с взрослыми без отдыха, делали снаряды, оружие.
  • Маленькие защитники Ленинграда также вместе со взрослыми рыли окопы (ПЕРЕВЕРНУТЬ ЛИСТ 3)  и работали на первых ленинградских огородах. (ПЕРЕВЕРНУТЬ ЛИСТ 4) А ведь сами они едва держались на ногах от голода. Во время бомбежек по команде учителя или воспитателя дети быстро снимали свои белые панамки и падали лицом на землю, закрыв голову руками. И никто не боялся испачкаться в земле, ведь жизнь дороже.
  • Все дети от мала до велика наравне с взрослыми боролись за победу. Девушки-комсомолки обошли 282 000 квартир и обнаружили там 70 тысяч беспомощных больных. Одних доставили в больницы. За другими — ухаживали на дому. 10 тысяч детей были устроены в дома малюток и детские сады. (ПЕРЕВЕРНУТЬ ЛИСТ 5 ШКОЛА)
  • А вы знаете, какой самый великий подвиг школьников Ленинграда? (отрицательно качают головой)
  • А их самый великий подвиг в том, что они учились. Да, да, они учились, несмотря ни на что…  Занятия в первый блокадный год начались, конечно же, не 1 сентября, как обычно, а во всех школах по-разному. Дети еще долгое время привыкали к гулу самолетов и свисту зажигательных бомб. Но холодной осенью 1941 года они с удовольствием пошли в школу, (ПЕРЕВЕРНУТЬ ЛИСТ 6 ШКОЛА) так как находиться одним дома гораздо страшнее, а после уроков учителей и учеников кормили горячим супом.
  • В самые суровые дни блокады зимы 1941 года в осажденном городе работали 39 школ.

Ученик: А как дети учились, если город постоянно бомбили немцы?

  • Занятия, конечно же, проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле.

(включить вой сирены)

  • Услышав такой звук, ученики быстро спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.
  • Чтобы не бегать с учениками начальной школы из класса в бомбоубежище и обратно, уроки для них проводились только там. (ПЕРЕВЕРНУТЬ ЛИСТ 7 ШКОЛА)
  • Учиться в таких жестоких условиях зимы стало настоящим подвигом. Учителя и ученики сами рубили дрова и топили печки, (ПЕРЕВЕРНУТЬ ЛИСТ 8) возили на санках воду, (ПЕРЕВЕРНУТЬ ЛИСТ 9) следили за чистотой в школе. Урок продолжался всего 25 минут, поскольку больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. В тетрадях не вели никаких записей, так как в не отапливаемых классах мерзли не только руки, но и даже чернила. Уроки учили наизусть.
  • Из воспоминаний одного школьника мы знаем следующее: «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное окно.  Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... "  

Ученик: Так во время этой страшной блокады, получается, у детей совсем не было праздника Нового года?

  • Хотя обстановка в осажденном Ленинграде  была очень тяжелой, тем не менее  зимой 1942 года было принято решение о проведении школьных елок. В замерзшем темном городе звучала музыка, перед ребятами выступали артисты. Но детям не это было главное.  А главное для них было то,  что в пригласительных билетах было написано, после представления детей  ждет  обед. Ребята получали небольшую порцию супа, каши – роскошная еда  по тому времени. А еще в город  привезли мандарины, которые раздали детям. Это был самый лучший  подарок от Деда Мороза. Его,  прижимая под одеждой, уносили домой – маме,  младшим братьям и сестренкам.

Физкультминутка:

  • Ребята, давайте представим, что мы с вами маленькие ленинградцы. Я буду называть виды работ, а вы их изображать. Не забудьте, что по команде «Бомба» надо присесть на корточки и закрыть голову руками: рубим дрова, работаем на огороде, бомбежка, гуляем, бомбежка, находимся на уроке в школе, работаем на огороде, бомбежка, бомбежка. Молодцы! Тихонечко садитесь!

  • Самой главной бедой во время блокады был голод. Немцы уничтожили все склады с продовольствием, подвезти к городу новые продукты не представлялось возможным, поскольку город был заблокирован. Голод принял невиданные масштабы. Многие жители, ослабев, падали и умирали на улицах. Особенно тяжелым было положение детей, оставшихся без родителей. Обессиленные, они лежали в холодных квартирах, едва передвигались. Все ценные вещи, что были в семье, старались обменять на продукты питания. (ПЕРЕВЕРНУТЬ ЛИСТ 10).
  • Хлеб выдавали населению города по карточкам. Такую хлебную карточку получали раз в месяц и, если вдруг она терялась или ее крали, то новую уже никто получить не мог. Люди попросту оставались без хлеба. Да и по такой карточке норма выдачи хлеба составляла 250 г рабочим и 125 г - всем остальным. (ПЕРЕВЕРНУТЬ ЛИСТ 11, 12)

Ученик: А я знаю один из рецептов блокадного хлеба. В него входят следующие ингредиенты:

  • Мука ржаная дефектная 45%,
  • жмых 10%,
  • соевая мука 5%,
  • отруби 10%,
  • целлюлоза 15%,
  • обойная пыль 5%,
  • солод 10%.

Добавляли в тесто также различные ингредиенты  органического происхождения, например опилок из древесины. Из-за этого сильно страдало качество выпускаемой продукции. Ведь доля опилок составляла более, чем  70%.

Ученик: (выносит хлеб, после прочтения стихотворения ставит на стол около свечи)

Я-хлеб. У меня есть душа.

Я-хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

Я слышу осколков удушливый свист.

Я-ломтик,  прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони как лист,

Голодный блокадный ребенок.

  • Ребята, посмотрите вот те самые 125 г хлеба, что получал ребенок в те блокадные дни. (ВКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ)

Ученик: Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

(ЗАПУСТИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ И ВКЛЮЧИТЬ ТЕЛЕВИЗОР)

Сценка: (закутанная в платок девочка сидит за столом и при свете огарка свечи пишет)

  • Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове, 2 линия, дом 13 . И сейчас стоит дом, в котором жила большая и дружная семья: мама, бабушка, братья Тани – Лека и Миша, сестры – Женя и Нина, да еще на верхнем этаже жили 2 дяди – братья отца. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.

Таня Савичева: Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 год.

(Холод, голод, болезни. Первой в семье Савичевых умерла сестра Женя. В начале января бабушке Евдокии Григорьевне Арсеньевой поставили страшный диагноз: третья степень алиментарной дистрофии) Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 год. (Третьим в семье Тани ушел из жизни брат) Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 год. (Вскоре не стало и дяди Василия Родионовича) Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 год. (Чуть позже умер еще один дядя Алексей Родионович. Страница на букву «Л» была уже занята Лекой, поэтому Таня пишет на развороте, слева) Дядя Леша - 10 мая в 4 дня 1942 год. (Маме Марии Игнатьевне было 52 года, когда не стало и ее) Мама - 13 мая в 7.30 утра 1942 год. (Со смертью матери у Тани совсем пропала надежда на победу, на то , что Нина и Миша наконец-то вернутся домой. Она их тоже считала умершими) Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

  • Эти листки из старой записной книжки лежат под стеклом в Музее истории Ленинграда. Никогда не проходят, не могут пройти люди мимо этих листков. Когда последней умерла мама, Таня сложила все записи в картонную коробку и ушла из дома. Ее определили в 48 детский дом Смольнинского района, который готовился к эвакуации. Эшелон, в котором находилась Таня, неоднократно попадал под бомбежки. И только в августе 1942 года  прибыл, наконец, в поселок Шатки. Но из всех прибывших тогда детей детского дома № 48 не удалось спасти только одну Таню. Она умерла от туберкулеза.
  • Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.

Ученик:

Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо

        Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»

  • 18 января 1943 года, после 7-дневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда.
  • 14 января 1944 года наши войска перешли в наступление и 27 января 1944 года полностью освободили город от фашистской блокады.
  • Город выстоял! Но героические дни Ленинградской обороны впечатаны в историю навечно. Это прошлое не померкнет, не исчезнет, не забудется никогда.
  • За эти ужасные 900 дней блокады умерло почти 175 тысяч детей.  15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль "За оборону Ленинграда". Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Именно этим маленьким героям с большой буквы в Ленинграде воздвигли памятник «Детям Ленинграда».
  • Прошу встать и почтить память всех погибших в Великой отечественной войне минутой молчания.

(включить звук метронома)

  • И в заключении нашего урока хочу угостить всех пайкой замечательного блокадного хлеба. И спасибо всем за работу!

Слова для Учеников

( А когда началась эта война?)

Ученик: Великая отечественная война началась 22 июня 1941 года.

 Июнь! Клонился к вечеру закат.

И белой ночью разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят.

НЕ знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда еще не знали мы.

Со школьных вечеров к Неве шагая.

Что завтра будет первый день войны,

А кончится лишь в 45-ом в мае.

 И песня над рекой лилась Невой,

Мы шли навстречу  утру и смеялись,

НЕ знали мы еще тогда с тобой,

Что с детством мы и с юностью прощались.

(Сколько по времени длилась война с Германией?)

Ученик: Война с Германией длилась ровно 1418 дней и ночей и завершилась 8 мая 1945 года полной победой нашей страны, а 9 мая был подписан мирный договор с Германией.

(Детям было хуже, чем взрослым! Как вы думаете, почему?)

Ученик: Они не понимали, что происходит: папы нет, мама постоянно плачет, им очень хочется есть, а услышав визг сирены, всем приходится быстро бежать в бомбоубежище ...

Ученик:

Нам, живущим, не понять,
Что чувствовал ребёнок, угасая,
Везя на санках умершую мать
И губы от бессилия кусая…

Звучат сирены, метронома звук
Тревожит память деточек блокадных,
Им выпало без счёта адских мук,
Труда для фронта без речей парадных,

Им выпало, но люди не сдались,
Не сдался город, взрослые и дети!

Их памяти, живущий, поклонись
И расскажи – пусть помнят! – нашим детям.

(А вы знаете, какой самый великий подвиг школьников Ленинграда?) (отрицательно качают головой)

(В самые суровые дни блокады зимы 1941 года в осажденном городе работали 39 школ.)

Ученик: А как же дети учились, если город постоянно бомбили немцы?

        (Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... )

Ученик: Так во время этой страшной блокады, получается, у детей совсем не было праздника Нового года?

 

(норма выдачи хлеба составляла 250 г рабочим и 125 г - всем остальным.) (после того, как я переверну листы на доске)

Ученик: А я знаю один из рецептов блокадного хлеба. В него входят следующие ингредиенты:

  • Мука ржаная дефектная 45%,
  • жмых 10%,
  • соевая мука 5%,
  • отруби 10%,
  • целлюлоза 15%,
  • обойная пыль 5%,
  • солод 10%.

Добавляли в тесто также различные ингредиенты  органического происхождения, например опилок из древесины. Из-за этого сильно страдало качество выпускаемой продукции. Ведь доля опилок составляла более, чем  70%.

        (После слов Димы Иванова)

Ученик: (выносит хлеб, после прочтения стихотворения ставит на стол около свечи)

Я-хлеб. У меня есть душа.

Я-хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

Я слышу осколков удушливый свист.

Я-ломтик,  прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони как лист,

Голодный блокадный ребенок.

(Ребята, посмотрите вот те самые 125 г хлеба, что получал ребенок в те блокадные дни.)

Ученик: Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

(Катя подходит к столу, закутывается в платок и садится за стол, берет блокнот и ручку)

(В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.)

Таня Савичева: Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 год. Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 год. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 год. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 год. Дядя Леша - 10 мая в 4 дня 1942 год. Мама - 13 мая в 7.30 утра 1942 год. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

(Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.)

Ученик:

Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо

        Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий краеведческого урока по теме "Судьба человека блокадного Ленинграда"

Краеведческий урок по теме "Судьба человека блокадного Ленинграда" Поисковая работа учеников 4 класса вывела на знакомство с интересной личностью человека, который подростком жил во время Великой Отеч...

Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...

Они учились в Ленинграде. Школы блокадного Ленинграда.

Урок памяти, посвящённый блокадным дням Ленинграда. Учащиеся узнают о том, как учились дети в блокадном городе....

Урок мужества "Дети блокадного Ленинграда" (3 класс)

Урок мужества "Дети блокадного Ленинграда" (3 класс)...

Урок мужества "Дети блокадного Ленинграда"

Урок мужества для обучающихся в  начальной школе....

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)        При 235-ой школе Адмиралтейского района работа...