Знатоки природы
классный час (3 класс)

Махнычева Инна Николаевна

Внеклассное занятие 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_prirody.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Учитель: Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир – нашу прекрасную планету по имени Земля.

“ Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни” - сказал Сухомлинский

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг…?  (Природа)

(презентация)

И только ахает природа…

Весна! Ручьи не умолкают:

Потоки в буйстве – там и тут.

И в наше озеро стекают

И удобренья и мазут.

Весь берег стал похож на свалку-

Чего, чего тут только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет…

Растут те свалки год от года

По берегам озер и рек,

И сокрушается природа:

-Зачем все это, Человек?!

Иду таёжною долиной…

И снова – горькие слова:

У сосен высохли вершины,

С берез осыпалась листва,

На травах – черные болячки –

Беда, куда ни погляди…

И разъяснил мне  егерь смачно:

- А что? Кислотные дожди…

Лес плакал, точно в непогоду,

Скрипучей жалобой калек,

И я услышал от природы:

Что натворил ты человек?!

Раз в туристическом вояже

Я искупаться захотел.

Но прогуляться возле пляжа

И, верь, раздеться не посмел.

Тянуло от воды отравой –

Шибали запахи волной.

Не море – сточная канава

Плескались тихо предо мной.

Дымили вдалеке заводы,

Шумел космический наш век.

Но грустным был венец природы –

Её созданье -  Человек.

Наш разум стал Природе игом!

А не случится вдруг ли так,

Что нам самим до Красной книги

Останется всего лишь шаг?

 

От термоядерных реакций

И от химических новаций

Не раз рвалась потомства нить.

Волна чудовищных мутаций

Грозит планету затопить.

Все может быть, все может статься…

Вопрос ребром: быть иль не быть?

Никто за нас того вопроса

И не подумает решить.

А между тем всё час за часом

Мы продолжаем зло вершить.

И вот уж нет лесных запасов,

Уже в реке нельзя поить.

 Ракеты бьют по небосводу,

Тревожа мирный наш ночлег,

 И только ахает Природа:

- Да сын ли ты мне, Человек?

                                                          (В. Глебов).

Принцесса Замарашка: Митинг тут устроили! Мусор им не нужен! Да мусор украшает нашу планету! Показывает, что здесь живет люд, а не животные. Прилетишь на другую планету, где людей нет, сразу заметно, что чего-то не хватает – пнуть нечего. Некрасиво! Где приятно отдохнуть, так это у мусорных баков. А вы, ребята, руки не мойте, деревья ломайте, мусор в окна выбрасывайте! Ведь чистота – наш враг! Да у вас здесь непорядок…

Ну ничего, сейчас я наведу порядочек.

(Достает из мешка мусор и начинает его разбрасывать. В это время появляется Король Мусора.)

Король мусора. Молодец, Замарашка! Правильные речи говоришь. А вы угадали кто я? Я – Король Мусора! Смотрите, какой я красивый!

Спасибо ребята тем, кто ломает деревья, мусор оставляет мне на украшение. Всем, кто помогает мне, медали нужно вручить. Пойдем, Замарашка поищем претендентов на награды!

Уборщица. Ой, сколько мусора! Нужно срочно убрать! Как это вы, ребята, до такого дожили?! Не надо мусорить! Вы меня слышите? Мусорить не надо!

Чистота на нашей планете зависит от чистоты каждого уголка, то есть от каждого из вас. Помните, друзья, как говорил Маленький Принц: встал поутру, умылся, оделся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету! А еще, чаще играйте в мою любимую игру «Мусоробол». Кидайте мусор в мою удобную урну!

(Проводит игру «Мусоробол». Из зала приглашаются два участника, которые за одну минуту должны разбросанный мусор забросить в стоящие на определенном расстоянии урны (ведра). Побеждает тот, кто сделает больше точных бросков.)

Уборщица. Вы меня не подвели. Я думаю, что теперь вы уже не будете, где попало бросать мусор. А Замарашек гоните!

 Короля Мусора и Принцессу Замарашку я замету волшебной метлой в урну.

(Под музыку начинает символически заметать Короля Мусора и Принцессу Замарашку в урну)

Ребята, отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у Природы,

А поэтому не оставляйте  после себя беспорядок. Помните, время разложения бумаги – 2 года, консервной банкой – не менее 70 лет,  оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков! На Земле нет бактерий, которые могут его разрушить. А осколки стекла, банки , бутылки способны, как мины, «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из-за битых стёкол, которые легко прорезают даже обувь!

Учитель: За столами собрались участники игры. Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность, смекалку, также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. Давайте познакомимся.

Приветствую всех членов команд и желаю вам победить. Итак, игроки готовы? Внимательно послушайте правила игры.

- На обдумывание и обсуждение задания команде дается указанное время, игрокам разрешается общаться  между собой. После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.

- Подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы будет жюри . Итак, начнем игру!

1. «Разминка» 

(Каждой команде задается по несколько вопросов по очереди, на раздумье 5 сек.  Если команда не отвечает, вопрос переходит команде соперника. За каждый правильный ответ – 1 балл)

1. Что делает еж зимой? (спит)

2. С прилетом каких птиц начинается весна? (грачей)

3. Какой цветок считается самым благородным? (роза) 

4. Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка.)

5. Какая из птиц считается символом мира? (голубь)

6. Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (Белка.)

7. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница.)

8. У какого дерева белый ствол? (У березы.)

9. Что теряет лось каждую зиму? (рога)

10. Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)

11. Самый ядовитый гриб в мире? (бледная поганка)

12. Как называется дом муравьев? (Муравейник.)

13. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)

14. Какая птица выводит птенцов даже зимой? (клест)

15. Какое жизненно необходимое вещество выделяют все зеленые растения? (кислород)

16. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

17. Животное, которое строит дом на реке? (бобр)

18. Разноцветные грибы (сыроежки)

19.Какая птица является подражателем звуков - пересмешником ( сорока)

20.Главный лесной барабанщик (дятел)

21.Какое животное живет всегда под землей? ( крот)

22.Ночная охотница (сова)

23.Какая птица имеет самый длинный язык? (дятел)

24.Какой зверь самый чистоплотный  (барсук)

25.Домик, построенный без топора (гнездо)

26.У какого животного зубы растут на протяжении всей жизни (бобр)

27.Лесной петух (глухарь)

28.Какая птица может доставать семена из сосновых шишек (клест)

29.Какая птица ползает по стволу дерева вверх и вниз (поползень)

30.Беленькая с живота, хвост развернут в два хвоста (ласточка)

2.  «Лесная книга жалоб»

Животные вам, ребята, написали жалобные письма. Давайте их зачитаем, попробуем догадаться от кого они  и успокоим этих лесных жителей.

Жалоба 1. Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут.  А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.

 

Ответ: В первой жалобе говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей, целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу, – и они исчезнут.

Жалоба 2. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим, висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.

Ответ: Во второй – о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от неё огромная. Они поедают вредных насекомых ночью. Как бы сменяя птиц, которые едят насекомых днём.

Дается время. После этого представитель команды читает жалобу и дает правильный ответ.

Жалоба 3:

 Ох, и не любят меня люди! Голос, видите ли, мой их по ночам в лесу пугает, глаза, говорят, выпученные. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда людям без хлеба сидеть. (Сова)

Знаете ли вы, что  сова уничтожает за год тысячу грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1кг зерна, то, значит, одна сова спасёт в год тонну хлеба.

Жалоба 4:

Ругают меня люди, что плохая я мать, не строю своего гнезда,не показываюсь людям, осторожничаю.  Многим не нравятся, что прожорлива я очень, поедаю большое количество насекомых.    (Кукушка)

Знаете ли вы, что  кукушка – очень полезная птица, у неё отменный аппетит, уничтожает множество насекомых-вредителей, опасных гусениц, даже таких, которых не едят другие птицы.

3.  «Загадки» 

1. Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – её краса,

А зовут её .. (лиса)

2. Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (солнце)

3. На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок,

За травой не виден он,

А жильцов в нём – миллион.  (муравейник)

4. Меньше тигра. Больше кошки,

Над ушами кисти – рожки…

С виду кроток. Но не верь:

Страшен в гневе этот зверь. (рысь)

5. Работящие зверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход. (бобры)

6. Не мышь, не птица

 В лесу резвится,

 На деревьях живёт

 И орешки грызёт.  (Белка)

Молодцы! Замечательно справились с загадками.

 

4. « Характер наш и братьев наших меньших»

(Закончи фразу)

1. Хитрый, как……(лиса.)

2.Смелый, как…….(лев.)

3. Коварная, как ... (змея).

4. Трусливый, как ... (заяц).

5. Злой, как ... (собака).

6. Голодный, как ... (волк).

7. Упрямый, как ... (осел).

8. Бестолковый, как ... (баран).

9. Тихий, как ... (мышь).

10. Вольный, как ... (Птица).

Физминутка

5.  «Загадочные животные»

Расшифруйте названия животных, записанные на карточке.

л ь д о ш а  (лошадь)

с о л ь  (лось)

в а й р у е м  (муравей)

з о к а  (коза)

б а к о с а (собака)

к а б е л  (белка)

6. «Узнай  животное по описанию»

1. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив. (Белка)

2. Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик)

3. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков - листоедов. (Скворец)

4. В России этого жучка издавна называли "солнышко". Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. {Божья коровка)

5. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко - красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчъя ягода)

6. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить с свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей - в этом их вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи)

Жюри подсчитывает баллы, а мы поиграем.

«Если я приду в лесок»

Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру “Если я приду в лесок”. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй.

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь!

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.(да)

Ветки дуба не ломай, (да)

И почаще вспоминай:

Мусор с травки убирать!

Зря цветы не надо рвать! (да)

Из рогатки не стрелять, (да)

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, (да)

Топать, хлопать, палкой бить. (да)

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.

Подведение итогов жюри. Награждение команд.

Учитель: Вы сегодня все очень хорошо поработали и показали свои знания об удивительном мире растений и животных. Надеюсь, ваши знания вам пригодятся в будущем и помогут сохранить нашу природу такой красивой и удивительной, как сейчас.

Инсценировка сказки «Репка»

Ведущий: Посадил дед репку. А когда ее сажают? (Дети отвечают: весной)

Дед: Сколько времени прошло, а она не растет. Бабка, иди помоги!

Бабка: Да, мала наша кормилица! Пойду водички принесу из речки, полью. (Приносит воду красного цвета)

Дед: Что-то водичка странная. Где ты ее взяла?

Бабка: В нашей речке. Наверно, надо внучку позвать, посоветоваться. Внучка, иди сюда. Смотри, какая водичка красивая.

Внучка: Бабушка, где ты эту воду взяла?

Бабка: В нашей речке.

Внучка: Что, ты! Что, ты! Такой водой нельзя пользоваться. Репка сразу погибнет. Это завод выливает использованную воду. Пойду принесу воду из родника. (Приносит воду из родника, поливает, все садятся около репки и ждут)

Дед, бабка, внучка вздыхают: Не растет!

Внучка: Жучка, иди помогай!

Жучка: Надо землю взрыхлить! (Жучка лапами рыхлит землю, выбрасывает консервные банки, бутылки)

Жучка: Наверно, туристы отдыхали около нашего огорода. Кошка, иди домой, помогай! (Жучка и кошка рыхлят землю и выбрасывают разный мусор)

Кошка: Ух, устала! Ну и туристы. Отдохнули и все вокруг замусорили. (Жучка и кошка садятся рядом с дедом, бабкой, внучкой)

Все: Расти, репка, большая-пребольшая. Теперь и вода чистая и земля рыхлая. (Репка начинает расти)

Мышка: А что меня не зовете? Репка выросла?

Все (хором): Да!

Ведущий: Дедка за репку, бабка за дедку,

Внучка за бабку, Жучка за внучку,

Кошка за Жучку, мышка за кошку,

Тянут, потянут – и вытянули репку.

Ученик читает стихотворение: « Берегите землю»

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На проталинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите!

Всем Спасибо! До скорых встреч!

Жалоба 1. Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут.  А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.

 

Жалоба 2. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим, висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.

Жалоба 3:

 Ох, и не любят меня люди! Голос, видите ли, мой их по ночам в лесу пугает, глаза, говорят, выпученные. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда людям без хлеба сидеть.

Жалоба 4:

Ругают меня люди, что плохая я мать, не строю своего гнезда,не показываюсь людям, осторожничаю.  Многим не нравятся, что прожорлива я очень, поедаю большое количество насекомых.    

Родничок

Капелька


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра"Знатоки природы" 1 КЛАСС

Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся начальной школы...

Сценарий по экологии"Знатоки природы"

Представлена разработка"Знатоки природы" по экологии...

Викторина "Знатоки природы" для 2 класса

Викторина "Знатоки природы" для 2 класса содержит интересные задания, загадки, вопросы, ребусы и др....

Викторина «Знатоки природы»

Внекласное мероприятие нацеленное на расширение и углубление знаний и представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны,  развитие творческих способностей детей, воспитан...

Знатоки природы

Материал можно использовать в проведении Недели окружающего мира...

турнир знатоков природы

материал содержит занимательные вопросы, загадки о животных и пророде. может быть использован в группе продлённого дня или на уроках окружающего мира в 1 классе...

КВН «Знатоки природы»

материал о родной природе в занимательной форме:загадки, игры, ребусы....