РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ « ПЕРВЫЕ УРОКИ ШКОЛЬНОЙ ОТМЕТКИ»
учебно-методический материал

Вильчинская Надежда Вячеславовна

Измени свое мнение о вещах, которые тебя   огорчают

и ты будешь в полной безопасности от них.

Марк Аврелий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie_otmetka_v_shkole.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

ТЕМА: « ПЕРВЫЕ УРОКИ ШКОЛЬНОЙ ОТМЕТКИ»

                                 Измени свое мнение о вещах, которые тебя   огорчают

и ты будешь в полной безопасности от них.

Марк Аврелий

Задачи: 1) показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка;

               2) формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего    

                ребенка.

Форма проведения: родительский педагогический тренинг.

Подготовительная работа к педагогическому тренингу:

  • Анкетирование родителей по проблеме собрания.
  • Анкетирование учащихся по проблеме собрания.
  • Анализ учащимися картины И. Репина «Опять двойка»
  • Подготовка памяток для родителей по проблеме собрания.

Ход собрания

 1. Вступительное слово учителя

Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Чтобы сохранить у ребёнка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребёнка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно, школа не отказывается от своих обязанностей. Но это дело не только школы, но и родителей. Учителя объясняют детям приёмы работы, а как усвоил ребёнок эти приёмы, как он их использует и использует ли вообще, остаётся вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребёнка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий.

Уважаемые папы и мамы! Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка часто является яблоком раздора между членами семьи и мерилом ценностей в воспитании ребенка.

Сегодня мы построим родительское собрание так, чтобы больше проиграть те ситуации, которые связаны со школьной отметкой. Это поможет избежать часто встречающихся ошибок в семейном воспитании, связанных с этой проблемой.

Сегодня мы поговорим о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка часто является яблоком раздора между членами семьи и мерилом ценностей в воспитании ребенка.

Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,

разумеется, если она максимально точна и достоверна.

Оценка нетождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания; отметка – результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах.

Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором учитель или родитель сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, дает рекомендации, отмечает усилия и старания школьника и только затем, КАК ВЫВОД из сказанного, называет заслуженную отметку.

«С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого – жесткий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит – детям непонятно. Ведь не может семилетний ребенок понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий – для него это пока непостижимо. Он старается удовлетворить или  - на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки», - писал В.А.Сухомлинский.

Родители редко разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами-то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе.

Выходит, что учителя и родители достаточно успешно взаимодействуют друг с другом посредством отметок, используя их в качестве обратной связи, однако потребности и интересы школьника при этом не учитываются. Однако без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы.

Отметки необходимо обсудить. Если они хорошие – похвалить, спросить, за что ребенок получил отметку, доволен ли оно своей работой, ответом. Если же балл невысокий, ребенка не надо укорять. Необходимо детально проанализировать, почему работа оценена низко, какие трудности испытывал ребенок, и обязательно подбодрить, вселить уверенность в силы ученика, наметить план исправления оценки.

Отметка не отражает меру усилий ученика в учебной работе. Известно, что одному школьнику даже “тройка” достается с большим трудом, а другому и “пятерка” — без особых усилий. Из отметки эти различия не видны.

Ребенок должен знать, что родители его поймут, и какими бы ни были отметки, дома будет доброжелательная атмосфера.

Психолог Ш.А.Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок. Их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».

Рассмотрим отрицательную сторону отметок.

В отметках сосредоточена вся власть взрослых, так как отметки сменили множество форм физического наказания в школах, переложив часть педагогического воздействия на родителей (пусть родители сами решают, какие им принимать меры воспитания).

Отметки стали олицетворять всю личность ребенка (хорошим учеником считается тот, кто получает хорошие отметки, плохим – плохие).

Отметка стала главным и единственным средством общения между школой и семьей. Для ребенка плохая отметка – предвестник неприятностей в семье.

Отметка – валютная купюра на школьном и семейном рынках. Часто детям отметки нужны не как действительные измерители их знаний и умений, а как валюта, на которую можно приобрести чуть больше свободы, более доброе и доверительное расположение к себе близких, товарищей, какие-то льготы, получить в подарок игрушку, прогулку и т.д. Ребенок хочет получить высокую отметку любой ценой, независимо от того, заслуживает он ее или нет.

Отметка – способ соревнования детей. Соревновательность – полезное чувство, но отметка в действительности вызывает преимущественно зависть. Зависть же разрушает товарищескую среду учащихся и является фактором, затрудняющим нормальный ход воспитания и обучения.

Родители, связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.

Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь.

Ребенок пришел из школы. Не следует спрашивать его « Какие у тебя сегодня отметки?» или « Что ты получил?» Ведь именно так приучаем детей ценить не знания, не положительные эмоции, связанные с процессом познания, а отметку, балл, выставленный в тетрадь или дневник, делаем его наивысшей ценностью. Не лучше ли выяснить, был ли сегодняшний день приятным, интересным и почему?

2. Педагогический тренинг

Упражнение 1

-Какой вопрос задал папа в этой сценке?

По результатам анкет, на которые отвечали ученики и родители можно отметить, что чаще всего родители задают вопрос «Что получил сегодня?»

  • Какой метод воспитания предлагает папа в этой сценке? Как вы к нему относитесь?
  • Проанализируйте поведение мамы. Отметьте положительное.

Герой сценки прячет свой дневник с плохими отметками, наши дети, как говорят анкеты, этого не делают, но не спешат с порога сообщить весть о плохой отметке: « Если я получу плохую отметку, то держу в секрете», «Я не хочу об этом говорить», «Плохо себя чувствую».

Упражнение 2

- Каждый из нас был когда-то тоже учеником. Приведите примеры своих воспоминаний детства, связанных со школьной отметкой. Что вы тогда чувствовали? Проанализируйте их с родительской позиции.

Упражнение 3

- Что значит для вас школьная отметка? (Обсуждение мнений)

Упражнение 4

- Сейчас я предлагаю вспомнить картину «Опять двойка». Нарисуйте финал данной картины, но с позиции 21 века.

Далее зачитывание сочинений учащихся класса. Обсуждение мнения учащихся.

Упражнение 5

- Обсудите в группах типичные ситуации, связанные со школьной отметкой и выработайте коллективно стратегию поведения взрослых предложенной ситуации:

  1. Ребенок не хочет учить уроки самостоятельно и ждет родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы.
  2. Ребенок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает выполненное задание плохой отметкой.
  3. Во время выполнения домашнего задания ребенок отвлекается, делает ошибки, неохотно доводит начатое до конца;
  4. Ребенок пишет плохо, неаккуратно, а переписывать задание не хочет;
  5. Ребенок приходит домой с очередной плохой отметкой.
  6. Ребенок получает плохую отметку, но говорит родителям, что получил отличную отметку. Это повторяется довольно часто.
  7. Ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний.

Упражнение 6.

Родители знакомятся с анализом анкет учащихся класса.

Анализ представлен в виде плаката. Плакат разделен на две половины: на первой половине плаката - положительное мнение учащихся об отношении родителей к их отметкам.

На второй половине - отрицательное мнение. По каждому отрицательному мнению они должны высказать свое суждение. Свое суждение они начинают со слов: Я считаю, что ребенок ...

Советы родителям:

  • памятка «Как относиться к отметкам ребенка»;
  • памятка «Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий»;
  • памятка «Полезные советы на каждый день».

Рефлексия.

Выскажите свое мнение по содержанию собрания: что нового узнали, в чем смогли убедиться, что вызвало негативную реакцию. ( Заполняют «Отзыв о собрании»)

Я узнал (а), что …

Новым для меня стала то, что …

Я убедился (лась), что …

Меня не смогли убедить в том, что …

Я категорически против того, чтобы …

Я возмущен (а) тем, что …  

Приложение 1.

Анкетирование учащихся по проблеме собрания.

Анкета № 1.

Если я получаю хорошую отметку, то ...

Если я получаю плохую отметку, то …

Мои родители говорят, что я могу учиться ...

Если я получаю« пять», то родители мне ..

Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители говорят ...

Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они ...

Родители хотят, чтобы я был ...

 Анализ учащимися картины И. Репина «Опять двойка».

План ответа на вопросы по картине.

Понравилась тебе картина или нет?

Как чувствует себя мальчик, изображенный на картине?

Как ему живется в родном доме?

Как, по твоему мнению, относятся к нему родные и близкие люди?

Хотелось бы тебе ему помочь?

Бывают ли в твоей жизни ситуации, похожие на изображенную на картине?

Как, по твоему мнению, закончится эта история?

Анкетирование родителей по проблеме собрания

Анкета 1

      1.  Я знаю, что школьная отметка – это…

  1. Я говорю своему ребенку, что школьная отметка- это…
  2. Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его …
  3. Когда мой ребенок идет в школу, то я требую от него…
  4. Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему …
  5. Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я …

               7.    Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я        …

Анкета № 2

Отметьте те фразы, которые вы чаше всего используете в общении с ребенком:

  1. Что ты получил сегодня?
  2. Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.
  3. Я так и знала. И в кого ты такой уродился?
  4. Марш в свою комнату и не показывайся мне на глаза.
  5. Ты ведь умница, и в следующий раз учительница в этом убедится.
  6. Сколько можно тебе объяснять!
  7. Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь еще раз сделать самостоятельно?
  8. Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты?
  9. Садись и учи еще раз, а потом я проверю!
  10. Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
  11. Знаешь, когда я была маленькой, мне этот материал тоже давался с трудом.
  12. Давай еще раз заглянем в учебник. Я думаю нам это поможет.
  13. Вот так и будешь на двойках и тройках ехать!
  14. Вот придет отец! Он тебе покажет за двойку!
  15. Посмотри, как я учился, а ты?

Анкета № 3

Я узнал (а), что …

Новым для меня стала то, что …

Я убедился (лась), что …

Меня не смогли убедить в том, что …

Я категорически против того, чтобы  …

Я возмущен (а) тем, что …        

Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,

разумеется, если она максимально точна и достоверна.

Приложение 2

Памятка «Как помочь ребенку в приготовлении домашних заданий»

  1. Посидите со своим ребенком на первых порах выполнения домашних заданий. От того на сколько спокойными и уверенными будут его первые шаги, зависят его будущие школьные успехи.
  2. У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без окриков, будьте терпеливы.
  3. Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед начатом выполнения уроков.
  4. Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
  5. Объясните ребенку главное правило учебной работы - учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.
  6. Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он будет убирать сам свое рабочее место.
  7. Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.
  8. Если ребенок делает что-то не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.
  9. Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков, если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
  10. Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.
  11. Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.
  12. Старайтесь как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.
  13. Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.
  14. Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием и без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.
  15. В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье- с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть.

Памятка «Как относиться к отметкам ребенка»

  1. Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
  2. Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного и упорного труда.
  3. Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце триместра ради вашего душевного спокойствия.
  4. Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
  5. Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.
  6. Есть сомнения - идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
  7. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
  8. Поддерживайте ребенка в его, пусть незначительных, но победах над собой, над своей ленью.
  9. Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенку надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы вы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
  10. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

Памятка «Полезные советы на каждый день»

  1. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?»

Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться с чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

  1. После школы не торопите садиться за уроки, необходимо 2-3 часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра все придется начать сначала.
  2. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные переменки.
  3. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но, уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.
  4. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.

Завтра новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"

Задача родительского собранияпоказать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка;  формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка.Именно школьная отметка час...

Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"

Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка, формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка....

Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"

Презентация для родительского собрания...

Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"

Презентация для родительского собрания...

Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"

1. Памятка для родителей2. Схема проведения родительского собрания...

Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"

родительское собрание для родителей первоклассников...