Классный час на тему: "Образ птицы в культуре народов мира" 4 класс.
классный час (4 класс)

Кувшинова Ольга Викторовна

Приобщить учащихся к истокам народной культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ ДРЕЗНЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ

КЛАССНЫЙ ЧАС В 4 КЛАССЕ

«ОБРАЗ ПТИЦЫ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МИРА»

                                                                                        Подготовила и провела

                                                                                              учитель начальных классов:

                                                                      Кувшинова О.В.

                                                            12 ДЕКАБРЯ 2019 ГОД

Тема: «Образ птицы в культуре народов мира».

Цель:

1.Формировать у детей культуру чувств, своего личного отношения к миропониманию, фольклору, поэтике, пониманию своих древних корней.

2.Приобщить учащихся к истокам народной культуры.

3.Учить детей понимать образность легенд, их смысловое значение, несущее информацию от поколения к поколению в закодированном виде.

Оборудование:

-репродукции картин В. Васнецова «Алконост и Сирин», Врубеля «Царевна – лебедь»;

-рисунки детей «Волшебные птицы»;

-предметы быта: роспись на досках, хохломская деревянная посуда, плетёная посуда, вышитые полотенца, глиняные свистульки, глиняные игрушки.

 Сценарий классного часа.

1.Орг. Момент.

2.Сообщение темы и цели.

Тема нашего урока заключена в яйце (учитель показывает деревянное яйцо).

Отгадайте загадку:

Кто два раза родился,

Ни разу не крестился,

А один раз умер? (птица)

Верно. Мы сегодня продолжаем разговор о птице. Но сначала вспомним:

-Как представляли вселенную наши предки?

-На какие части делили весь мир язычники?

-Символом какого мира была птица?

3. Слово учителя.

Птица была посредником между двумя мирами. Это удивительное существо. С давних времён люди с уважением и восхищением относились к птицам. Ведь птица может подняться в небо, она может летать, а человек-не может. В сказках и легендах птицы бывают очень мудры, выполняют такие трудные задачи, которые не под силу решить человеку. Ведь птицы живут рядом с богами и несут правду богов на Землю, помогая героям сказок и легенд.

По славянским преданиям мир сотворил главный владыка вселенной – Сварог. А как же это произошло?  В звёздной книге «Каляды» (показ книги) говорится, что сначала везде была вода. И тогда Сварог послал Серую Уточку достать землю со дна океана. (зачитываю отрывок) Из этой горсти земли Сварог и сотворил Землю-матушку.

В последствии из яиц мировой Уточки и появились на свет мифологические птицы. Из золотого яйца – Орёл, что вознёсся к Солнцу красному, птица Алконост, Стратим, Гамаюн-птица вещая, Финист - ясный сокол и огнепёрый Рарос (на доске записываются названия птиц).

А из железного яйца – чёрный ворон, Грифон да гладкоголосая Сирин. Оперенье у птиц разное: одни подобны золотому, другие – багряные, третьи- синие и зелёные. И щебечут они райскими волшебными голосами.

4. Сообщение ученика.

Давным – давно люди верили,

Что есть в Океане – море остров.

А на острове том лежит бел – горюч камень.

А рядом с тем камнем

Растёт Дерево Жизни –

Вот на нём – то и сидят

Две чудо – птицы

С женскими головами

Да с птичьими телами.

Птицы радости и печали –

Сирин и Алконост.      

Как же выглядели мифические птицы?

5.Рассматривание картин.

Посмотрите на картину В. Васнецова «Песнь радости и печали». Вот это Алконост – птица…..?

Лик её прекрасен, а голос сладок, как сама любовь. Алконост несёт яйца  «на крае моря». Но не высиживает их, а погружает в глубины морские. В руках эта птица держит цветок лотос. А вот птица …..? Сирин наполовину – птица, а на половину – женщина несравненной красоты.

Как называется эта картина?

-Подумайте, какая же из этих птиц несёт радость людям, а какая печаль. (Алконост-радость, а Сирин – печаль, смерть).

- А, как вы догадались? (выражение лиц у птиц разное).

Проматерью всех птиц является Стратим. Обитает она посреди Океана. На ночь прячет Солнце под крыло, а утром – выпускает, отдаёт его миру. А вот птица Гамаюн – птица вещая – всё знает, обо всёи поведает – о происхождении Неба и Земли, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей.

(показ слайдов)

-Что за картина перед вами? (Врубель «Царевна – лебедь»)

Что изображено на этой картине?

-Кто художник?

- В каких сказках вы встречали этот образ?  

6. Птицы народов мира.

-Теперь вспомним легендарных птиц других народов мира. –Какую информацию нашли ребята?

Ученики рассказывают:

-о китайской птице Феньхуа

-о персидской птице Семург

-о птице Рух с острова Мадагаскар

-о птице Феникс из Аравии и Египта

-о Жар – птице из Руси

-Какой источник информации вы использовали? (в кн. «Волшебные Животные)

7. Рассматривание предметов быта.

-Наши предки стремились как можно чаще изображать птиц на предметах быта. Это было оберегом, защищало от злых духов, приносило в дом радость и благополучие.

-Посмотрите на нашу выставку и расскажите, что вы видите. (ребята рассказывают)

Показываю щепную птицу

-А что это за птица – небылица? Где махнёт крылом – там весна наступает. Уже много сотен лет на севере России делают таких щепных птиц. Её называют Птица – Счастье. Её вешали над колыбелью и считали хранительницей домашнего очага, защитницей семейного састья, здоровья и благополучия.

8. Практическая часть

-давайте и мы сделаем свою птицу счастья, только не из щепы, а из бумаги способом «Оригами»  (на столах заготовки: квадрат из бумаги, клей, ножницы, иголка с ниткой)

Молодцы! Спасибо.

C:\Users\Home_2017\Documents\Scanned Documents\Рисунок (30).jpg

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

Рабочая программа  «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» для 4 класса на татарском языке...

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

Рабочая программа для 4 класса по     «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» на татарском...

Классный час по поликультурному воспитанию "Культура народов Поволжья".

Классный час в начальной школе на закрепление пройденного материала о культуре народов Поволжья (русские ,татары,мордва,казахи)....

Конспекты классных часов на тему «Золотая осень», "Год культуры России" 4 класс

Понятие «игра» воспринимается как развлекательная деятельность, присущая детям. Однако уже давно игровые программы рассматриваются учеными как важнейшее средство педагогического воздействия. При грамо...

Рекомендации и занимательные материалы для проведения классных часов на тему "Уважительное отношение к культуре других народов"

Современный человек живет в многонациональной среде, ему приходится общаться с людьми разных национальностей и этносов, чтобы выстраивать ровные дружеские отношения он должен проявлять уважение к куль...

Классный час на тему "Зимующие птицы нашего края" 1- 4 классы

Классный час на тему "Зимующие птицы нашего края" для обучающихся 1-4 классов...