Классный час на тему: "Образ птицы в культуре народов мира" 4 класс.
классный час (4 класс)
Приобщить учащихся к истокам народной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час на тему: "Образ птицы в культуре народов мира" 4 класс | 327.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ ДРЕЗНЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ
КЛАССНЫЙ ЧАС В 4 КЛАССЕ
«ОБРАЗ ПТИЦЫ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МИРА»
Подготовила и провела
учитель начальных классов:
Кувшинова О.В.
12 ДЕКАБРЯ 2019 ГОД
Тема: «Образ птицы в культуре народов мира».
Цель:
1.Формировать у детей культуру чувств, своего личного отношения к миропониманию, фольклору, поэтике, пониманию своих древних корней.
2.Приобщить учащихся к истокам народной культуры.
3.Учить детей понимать образность легенд, их смысловое значение, несущее информацию от поколения к поколению в закодированном виде.
Оборудование:
-репродукции картин В. Васнецова «Алконост и Сирин», Врубеля «Царевна – лебедь»;
-рисунки детей «Волшебные птицы»;
-предметы быта: роспись на досках, хохломская деревянная посуда, плетёная посуда, вышитые полотенца, глиняные свистульки, глиняные игрушки.
Сценарий классного часа.
1.Орг. Момент.
2.Сообщение темы и цели.
Тема нашего урока заключена в яйце (учитель показывает деревянное яйцо).
Отгадайте загадку:
Кто два раза родился,
Ни разу не крестился,
А один раз умер? (птица)
Верно. Мы сегодня продолжаем разговор о птице. Но сначала вспомним:
-Как представляли вселенную наши предки?
-На какие части делили весь мир язычники?
-Символом какого мира была птица?
3. Слово учителя.
Птица была посредником между двумя мирами. Это удивительное существо. С давних времён люди с уважением и восхищением относились к птицам. Ведь птица может подняться в небо, она может летать, а человек-не может. В сказках и легендах птицы бывают очень мудры, выполняют такие трудные задачи, которые не под силу решить человеку. Ведь птицы живут рядом с богами и несут правду богов на Землю, помогая героям сказок и легенд.
По славянским преданиям мир сотворил главный владыка вселенной – Сварог. А как же это произошло? В звёздной книге «Каляды» (показ книги) говорится, что сначала везде была вода. И тогда Сварог послал Серую Уточку достать землю со дна океана. (зачитываю отрывок) Из этой горсти земли Сварог и сотворил Землю-матушку.
В последствии из яиц мировой Уточки и появились на свет мифологические птицы. Из золотого яйца – Орёл, что вознёсся к Солнцу красному, птица Алконост, Стратим, Гамаюн-птица вещая, Финист - ясный сокол и огнепёрый Рарос (на доске записываются названия птиц).
А из железного яйца – чёрный ворон, Грифон да гладкоголосая Сирин. Оперенье у птиц разное: одни подобны золотому, другие – багряные, третьи- синие и зелёные. И щебечут они райскими волшебными голосами.
4. Сообщение ученика.
Давным – давно люди верили,
Что есть в Океане – море остров.
А на острове том лежит бел – горюч камень.
А рядом с тем камнем
Растёт Дерево Жизни –
Вот на нём – то и сидят
Две чудо – птицы
С женскими головами
Да с птичьими телами.
Птицы радости и печали –
Сирин и Алконост.
Как же выглядели мифические птицы?
5.Рассматривание картин.
Посмотрите на картину В. Васнецова «Песнь радости и печали». Вот это Алконост – птица…..?
Лик её прекрасен, а голос сладок, как сама любовь. Алконост несёт яйца «на крае моря». Но не высиживает их, а погружает в глубины морские. В руках эта птица держит цветок лотос. А вот птица …..? Сирин наполовину – птица, а на половину – женщина несравненной красоты.
Как называется эта картина?
-Подумайте, какая же из этих птиц несёт радость людям, а какая печаль. (Алконост-радость, а Сирин – печаль, смерть).
- А, как вы догадались? (выражение лиц у птиц разное).
Проматерью всех птиц является Стратим. Обитает она посреди Океана. На ночь прячет Солнце под крыло, а утром – выпускает, отдаёт его миру. А вот птица Гамаюн – птица вещая – всё знает, обо всёи поведает – о происхождении Неба и Земли, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей.
(показ слайдов)
-Что за картина перед вами? (Врубель «Царевна – лебедь»)
Что изображено на этой картине?
-Кто художник?
- В каких сказках вы встречали этот образ?
6. Птицы народов мира.
-Теперь вспомним легендарных птиц других народов мира. –Какую информацию нашли ребята?
Ученики рассказывают:
-о китайской птице Феньхуа
-о персидской птице Семург
-о птице Рух с острова Мадагаскар
-о птице Феникс из Аравии и Египта
-о Жар – птице из Руси
-Какой источник информации вы использовали? (в кн. «Волшебные Животные)
7. Рассматривание предметов быта.
-Наши предки стремились как можно чаще изображать птиц на предметах быта. Это было оберегом, защищало от злых духов, приносило в дом радость и благополучие.
-Посмотрите на нашу выставку и расскажите, что вы видите. (ребята рассказывают)
Показываю щепную птицу
-А что это за птица – небылица? Где махнёт крылом – там весна наступает. Уже много сотен лет на севере России делают таких щепных птиц. Её называют Птица – Счастье. Её вешали над колыбелью и считали хранительницей домашнего очага, защитницей семейного састья, здоровья и благополучия.
8. Практическая часть
-давайте и мы сделаем свою птицу счастья, только не из щепы, а из бумаги способом «Оригами» (на столах заготовки: квадрат из бумаги, клей, ножницы, иголка с ниткой)
Молодцы! Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль
Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
Рабочая программа «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» для 4 класса на татарском языке...
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
Рабочая программа для 4 класса по «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» на татарском...
Классный час по поликультурному воспитанию "Культура народов Поволжья".
Классный час в начальной школе на закрепление пройденного материала о культуре народов Поволжья (русские ,татары,мордва,казахи)....
Конспекты классных часов на тему «Золотая осень», "Год культуры России" 4 класс
Понятие «игра» воспринимается как развлекательная деятельность, присущая детям. Однако уже давно игровые программы рассматриваются учеными как важнейшее средство педагогического воздействия. При грамо...
Рекомендации и занимательные материалы для проведения классных часов на тему "Уважительное отношение к культуре других народов"
Современный человек живет в многонациональной среде, ему приходится общаться с людьми разных национальностей и этносов, чтобы выстраивать ровные дружеские отношения он должен проявлять уважение к куль...
Классный час на тему "Зимующие птицы нашего края" 1- 4 классы
Классный час на тему "Зимующие птицы нашего края" для обучающихся 1-4 классов...