Внеклассное мероприятие "Речевой этикет"
план-конспект занятия (1 класс)

Цель: познакомить обучающихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.

В конспекте по  внеурочной деятельности по формированию навыков речевого этикета младших школьников  использовались  материалы по формированию новогот коллектива, обучения практическим навыкам социального поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_etiket.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Начальная школа-детский сад №235».

«Воспитание школьников»

Раздел «Уроки хорошего поведения»

для обучающихся  1 А  класса

Составитель:

                                                                           воспитатель  Маркевич  Марина Николаевна

                                                                                           

 

Новокузнецкий городской округ, 2022г.

Уроки хорошего поведения

«Речевой этикет и культура общения»

Цель: познакомить  обучающихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.

Задачи:  

- расширять знания обучающихся о правилах этикета - правилах поведения, регулирующих внешние формы взаимоотношения людей;

- развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память;

- воспитывать интерес к речевым играм,  умение работать в команде;

- умение рассуждать, анализировать и решать ситуативные задачи.

Оборудование: Лист бумаги А4 разрезанный на части с надписью "Этикет- это правило хорошего поведения"; макет солнца; сюжетные картинки на тему доброты и вежливости.

Ход занятия

Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,
«До свиданья!», «Будь здоров!»,
«Я вас рада видеть очень»,
«Мы не виделись сто лет»,
«Как дела?», «Спокойной ночи»,
«Всем пока», «Прощай», «Привет»,
«Буду рад вас видеть снова»,
«Не прощаюсь!», «До утра!»,
«Всем удачи!», «Будь здорова!»
И «Ни пуха, ни пера!».

Сегодня мы поговорим о том, что непременно должен знать абсолютно каждый человек. Знания эти нужны для того, чтобы всем нам жилось лучше, чтобы мы хорошо общались, чтоб настроение друг другу не портили. Эти знания включают в себя понятие «этикет», так постепенно эти знания увеличивались со временем. Начиная с самого раннего возраста, мы обретаем определённую культуру поведения. Все без исключения наши поступки могут быть красивыми или не красивыми. Мы можем говорить грубо или учтиво, наши движения могут быть изящными или неуклюжими, манеры – изысканными или вульгарными, отношения к другим – достойным или невежливым. Общая культура поведения складывается из многих составляющих. Насколько приятно иметь дело с людьми, умеющими вести себя красиво, и сколь тягостно общение с грубыми, невежливыми людьми.

А вы ребята умеете общаться? Давайте это проверим. Я буду задавать вам вопросы, а вы мне отвечать так, как вы считаете «правильно или нет».

*Вы входите в помещение, где уже кто-то есть. Кто должен здороваться первым: вошедший или те, кто находится в помещении?

*Вы знакомитесь с человеком. Что вы сообщите друг другу в качестве самых важных сведений о себе?

*. Если, заходя с улицы в здание, Вы видите идущего вслед за Вами человека, нужно ли придержать для него дверь?

*Должен ли мужчина встать, когда его представляют?

*Что принято говорить, когда процедура представления закончилась?

*Возможна ли громкая беседа на улице?

* Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?

* Обязательно ли уступать место в транспорте пожилым людям?

* Вы чихнули, а находящиеся рядом пожелали: «Будьте здоровы!». Как быть?

* Мальчик крикнул прохожему: "Скажите, сколько сейчас часов? " Обращаясь к прохожему, мальчик допустил три ошибки. Назовите их;

*   В классе два учителя — Нина Алексеевна и Анна Васильевна. Уходя из класса, Коля сказал своей учительнице: "До свидания, Анна Васильевна! " Правильно ли поступил Коля?

Игра "Волшебные слова". Дети становятся вокруг ведущего. Один из играющих говорит любое "волшебноеслово. Ведущий должен отгадать, кто говорил. Если отгадал, то ведущим становится другой;

Игра "Собери и прочитай" Сейчас вы получите разрезанный лист бумаги, на котором  написано правильное понятие «этикета». Соберите, и прочитайте что получилось! (Этикет- это правила хорошего поведения.)Дети делятся на 2 команды, кто быстрее соберет, зачитывает в слух запись.

(на доске  макет солнца без лучей)

Солнце- это символ тепла, доброты и света. Ребята, посмотрите, -Солнышко не просыпается, потому что у него нет лучиков. Солнышко - волшебное, и лучики у него- это волшебные слова.

Какие волшебные слова Вы знаете? (Дети называют, воспитатель добавляет лучики).

Посмотрите, ребята, солнышко проснулось и улыбается Вам.

(на доске картинки с разными сюжетами на тему вежливости, доброты.)

Теперь, ребята, посмотрите на картинки и подумайте, какие ситуации здесь изображены и какие  волшебные слова можно использовать. (Дети рассматривают на доске картинки , рассуждают, составляют рассказ с использованием вежливых  слов.)

 А играть вы любите? Приготовьтесь к игре, но игра не простая. Называется " Не ошибись, пожалуйста!". Я даю команды, но выполнить их надо, только если я назову волшебное слово. Не ошибись, пожалуйста!

1. Встаньте, пожалуйста, кто хочет играть.

2. Поднимите руки.

3. Будьте добры, похлопайте!

4. Потопайте.

5. Подпрыгните, пожалуйста.

6. Присядьте, пожалуйста.

7. Встаньте.

8. Встаньте, пожалуйста.

9. Тихо сядьте.

10. Будьте любезны, займите свои места.

 Анализ ситуаций и решение задач ( в парах)
- Обратитесь к соседу по парте с просьбой дать вам ручку или карандаш;
- Обратитесь к прохожему и узнайте у него, который час;
- Обратитесь к маме с просьбой купить вам игрушку;
- Вы едете в автобусе. Попросите пассажира передать деньги за проезд водителю;
- Вы пришли в магазин. Спросите у продавца, есть ли в продаже свежий хлеб;
- Обратитесь к библиотекарю и попросите интересную книгу;
- Школьный буфет. Попросите у Нины Ивановны добавки салата;
- Обратитесь к прохожему и узнайте, как вам доехать до Луганска;
- Попросите бабушку почитать вам книгу перед сном.

А "вежливые" пословицы вы знаете? Задание - закончить пословицы и поговорки

1. Людей сближает. (улыбка)

2. Кто ленив, тот и. (сонлив)

3. Добро помни, а зло. (забывай)

4. Других не суди, на себя. (погляди)

5. После драки кулаками не. (машут)

6. Больше слушай, меньше. (говори)

7. Красив тот, кто красиво. (поступает)

8. Наш Филат не бывает. (виноват)

9. Не будь тороплив, будь. (терпелив)

Этикет – не этикетка

И не новенький костюм,

Это – жизненная сметка,

И воспитанность, и ум.

Во дворе и в школьном классе,

Дома и когда в гостях

Прост и вежлив оставайся –

Это вовсе не пустяк.

Вместо окрика злого

Лучше доброе слово

И улыбку не надо стеречь.

Жизнь устроена мудро:

Это вовсе не трудно –

Берегите, пожалуйста, речь!

 Наше занятие подошло к концу. Подойдите ко мне и встаньте в круг.

- Вам понравилось наше занятие?

- Что больше всего запомнилось?

- У вас хорошее настроение? Давайте с помощью мимики покажем свое настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарим друг друга за работу(аплодисменты) и скажем все вместе (спасибо).

 Для того чтобы стать вежливыми, вы, ребята, должны как можно чаще пользоваться «волшебными словами»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по теме "Школа этикета"

Итоговое занятие в 3 классе по теме "Школа этикета"...

Внеклассное занятие "Уроки этикета"

Данный проект проводится в рамках факультатива "Уроки этикета в начальной школе"Цель: Воспитание у детей нравственности и культуры поведения в разных жизненных ситуациях. Развитие коммуникативных навы...

Внеклассное мероприятие "Урок веселого этикета"

Потерявшийся ребенок должен помнить, что егоНадо действовать умнее, говорите: «Я живуВозле пальмы с обезьяной на Гавайских островах».Потерявшийся ребенок, если он не дурачок,Не упустит верный сп...

Внеклассные занятия в ГПД по этикету

Внеклассные занятия в группе продлённого дня по этикету:1. Что берём в школу (1 класс)2. Самый вежливый3. Мы в театре.4. Отношение к учёбе (1, 2 класс)5. Отношения с одноклассниками6. Поведение за сто...

Внеклассное мероприятие "Этикет за столом"

Небольшое по объёму занятие по этикету. Можно использовать во внеурочной деятельности....

Внеклассное занятие "Правила этикета. Как вести себя за столом»

В игровой форме дети познают правила поведения за столом,правила поведения в гостях...

Конспект внеклассного мероприятия "Правила этикета. Назначение салфеток."

Рассказ о правилах этикета, появлении и назначении салфеток....