«Детская ревность. Что делать, если ребёнок ревнует к младшим детям»
материал (3 класс)

Юлия Сергеевна Мелькова

Родительское собрание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра

«Детская ревность. Что делать, если ребёнок ревнует к младшим детям»

(для родителей учащихся третьих классов)

Цель: определить вместе с родителями способы взаимодействия с детьми и реагирования на проявления ревности.

Задачи:

  1. Расширить представления родителей о  такой эмоции ребёнка как ревность.
  2. Рассмотреть вместе с родителями ситуации, в которых проявляется детская ревность, какова роль родителей в этих ситуациях (ошибки родителей).
  3. Определить способы реагирования на проявления ревности.

Категория участников: педагог, педагог-психолог, родители.

Этапы:

  1. Организационный. На данном этапе педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы  
  2. Основной. На данном этапе педагог проводит основную работу по теме в виде упражнений, игр, дискуссии.
  3. Заключительный. На данном этапе подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.

Материалы и оборудование:

  1. Стулья по количеству участников
  2. Видеопроектор и экран.
  3. Фрагмент фильма «Серёжа».

Ход собрания:

Все  участники сидят в кругу и, передавая друг другу мяч, рассказывают о своей семье (в двух словах) – называют своё имя, сколько в семье детей, как их зовут, сколько им лет.

  1. Выступление классного руководителя.

Ревность – это естественная человеческая эмоция. Она не зависит от возраста, пола, социальной роли. Любой человек может испытывать чувство ревности. Люди ревнуют своего супруга, брата или сестру, отца или мать. Сильное чувство ревности доставляет немало страданий человеку. Часто это порождает другие негативные эмоции: гнев, обиду, страх и заставляет человека вести себя агрессивно, противоречиво, приводит к конфликтам. Агрессия может проявляться не только в адрес того, к кому ревнуют, но и в адрес того, кого ревнуют. В основе ревности лежит чувство собственности (должно принадлежать мне, кто-то хочет забрать).

Когда ребёнок был единственным у своих родителей, всё внимание и заботу получал он один. Но тут вдруг появляется младший, с которым ему приходится делить родительскую любовь. У старшего ребёнка неизбежно возникает чувство ревности.

Бывает, что прикрываясь заботой, оправдывая себя лучшими побуждениями, ребёнок проявляет агрессию к младшему: например, очень сильно качает, слишком крепко обнимает, «случайно» роняет, толкает. Конечно, ребёнок действительно может делать всё это случайно, потому что ещё не научился обращаться с малышом, но если это происходит длительное время и регулярно, то это может быть признаком ревности. Вполне нормально то, что дети ревнуют друг к другу родителей.

Главное, чтобы чувство ревности не было мучительным, чтобы не приводило к разрушению отношений, потере гармонии в семье. Как же это предотвратить? Об этом наш с вами сегодняшний разговор.

  1. Просмотр и обсуждение видео сюжета (организовать обсуждение и анализ ошибок в поведении взрослых, которые приводят к возникновению ревности у детей). 

Вопросы для обсуждения:

- Что в поведении взрослых вы считаете правильным, а что не правильным?

- Какие чувства, по вашему мнению, испытывает главный герой в этом сюжете?

- Что этому способствовало, какое поведение взрослых?

  1. Выступление  педагога-психолога (психолого – педагогическое просвещение родителей).

Классическое проявление ревности — когда старший ребенок втайне от родителей причиняет вред беззащитному новорожденному: щиплет, дергает за волосы, ломает или прячет его вещи и игрушки. Однако не все дети выражают свою ревность таким способом. Иногда эта обида проявляется в внешне беспричинном плохом поведении, капризах, даже болезнях. Так первенец дает понять, что ему не хватает маминой любви, пытается вновь вернуть себе родительское внимание.

Как помочь детям ужиться вместе?

  1. Прежде всего, не настраивать старшего ребенка на то, что младший сразу станет для него товарищем по играм, чтобы не было разочарования. Наоборот, поначалу родившийся малыш будет лишь забирать львиную долю маминого времени и внимания. Однако старший при этом ни в коем случае не должен быть ущемлен.
  2. По возможности, сохранить его прежний режим дня старшего ребенка – любые резкие перемены, особенно в первое время после появления малыша, нежелательны. Крайне важно, чтобы в первые месяцы после рождения младшего ребенка мама находила время играть со старшим, гулять с ним и делать все то, что делала раньше. Тогда он постепенно привыкнет к существованию брата или сестры, не почувствует себя обделенным маминым вниманием и не будет испытывать болезненной ревности.
  3. Иногда старший ребенок может начать вести себя как младенец. В таком случае лучше всего подыграть ему — так он быстрее успокоится.
  4. Очень важно хвалить детей, когда они уступают друг другу. Если младший ребенок еще не может сказать «спасибо», родители должны поблагодарить старшего от его имени.
  5. Покупая что-то для малыша, родители не должны забывать о старшем.
  6. Старшего ребенка нельзя ругать в присутствии малыша, даже если проблема ревности не стоит остро.
  7. Поскольку дети очень чувствительны к языку жестов и прикосновений, стоит уделять больше внимания именно этой стороне общения. Родители ни в коем случае не должны обделять своего первенца лаской, им нужно стараться как можно чаще гладить по голове, обнимать его, прижимать к себе.
  8. Очень привязывает старшего ребенка к младшему его участие в жизни малыша, его заботы о маленьком, активная помощь маме. Мама ни в коем случае не должна забывать подчеркивать его значимость и хвалить старшего ребенка.
  9. Важно уделять индивидуальное время каждому ребёнку. Проводите хотя бы по 15 минут в день наедине с каждым ребёнком.

Можно ли избежать детской ревности?

Родители нередко заблуждаются, уверяя себя, что в их семье детской ревности не будет. Внимательным и заботливым родителям нередко удается минимизировать эту проблему, но полностью избежать ее не удается практически никому. Нормальный ребенок должен пройти испытание ревностью, прожить этот тяжелый момент конкуренции с родным братом или сестрой. Только от родителей зависит, научится ли он справляться со своими эмоциями без ущерба для психического здоровья.

Должен ли ребенок стараться подавлять чувство ревности?

По мнению экспертов, очень важно давать ребенку возможность проявить свой гнев, ревность и агрессию в то время, когда это еще относительно безопасно и может контролироваться. Если малышу предоставить такой шанс, он, скорее всего, благополучно минует стадию ревности и забудет о ней. В противном случае ревность и обида укоренятся в его душе, в то время как истинная причина может постепенно забыться. [1]

  1. Игра «Родители и дети» (способствовать самостоятельному анализу ситуации родителями).

Все участники делятся на три группы: «родитель», «старший ребёнок в семье», «младший ребёнок», им прикалываются соответствующие значки (чтобы было понятно, кто какую роль играет). Ведущий раздаёт всем участникам карточки с фразами, которые им необходимо будет произносить.

«Родителям»: «Уступи ему, он же маленький!» - в адрес старшего ребёнка, «Вот подрастёшь, и тоже будешь гулять один как твой брат/ сестра» - в адрес младшего ребёнка.

«Младшим детям»: «Мама/ папа, он не даёт мне игрушку!» - в адрес родителя, «Я всё маме расскажу» - в адрес брата/сестры.

«Старшим детям» предлагается действовать по ситуации и отвечать так, как они сами посчитают нужным.

После того, как роли распределены, участники начинают двигаться  по аудитории, общаясь друг с другом, согласно правилам.

По истечении 5 минут игра прекращается и начинается обсуждение.

Первым дают право высказаться «старшим детям».

- Какие чувства и эмоции вы испытывали при общении с «родителем», с «младшим братом/ сестрой»?

- Как вы реагировали на их высказывания, как отвечали им?

- Какого обращения, отношения вам хотелось бы со стороны родителей?  

- Что Вы хотели бы сказать сейчас своим собеседникам, какие дать советы?

Вопросы для «родителей» и «младших детей»:

- Удалось ли вам войти в роль?

- Как вы чувствовали себя в этой роли?

- Как вы расцениваете реакции «старшего ребёнка на ваши слова»?

Подведение итогов родительского собрания.

Продолжите фразы:

- Я сегодня узнал…

- Я был удивлён…

- Теперь я буду…

Источники:

  1. URL: http://mama.ru/articles/detskaya-revnost[дата обращения: 25.01.2017 г.]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский лекторий "Что делать если ребёнок не хочет учиться"

Методическая разработка включает в себя конспект и презентацию....

Что делать, если ребёнок агрессивен?

В статье дана характеристика агрессивного ребенка, причины детской агрессивности и рекомендации родителям по устранению причин детской агрессии....

Что делать, если ребёнок не успевает в учебной дятельности?

Что делать, если ребенок не успевает в учебной деятльности? Причины, советы....

"Что делать,если ребёнок не хочет учиться? Или ходить в школу?"

Ребенок не хочет учиться: советы психолога, как помочь ребенку, что делать родителям....

"Что делать, если ребёнок не хочет учиться"

Когда ребёнок заявляет о том, что не хочет учиться, у родителей возникает удивление, растерянность и беспокойство. Что же делать? Как поступить?...