Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся УО (ИН)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Шарф Лариса Викторовна

  " Азбука жизни". Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся УО (ИН) , социальное направление, 1-4 класс .

 " Радуга добра". Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся УО (ИН) , духовно-нравственное направление, 1-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_zhizni.docx48.19 КБ
Файл raduga_dobra.docx43.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа- интернат основного общего образования г. Татарска

               Принято решением                                                               СОГЛАСОВАНО

Методического объединения учителей                                                 Зам. директора по ВР

       начального классов                                                       ______________/Г.В. Малахова/

                 Протокол №

       от "___"________2021 г.                                                     от "___"________2021 г.

           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

 «АЗБУКА ЖИЗНИ»

(1-4 класс)

2021-2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1- 4 классов по социальному направлению  «Азбука жизни» разработана  в  соответствии с требованиями: федерального государственного образовательного стандарта учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; программой внеурочной деятельности МБОУ школы- интерната.

Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Современные дети воспитываются в условиях деформированного процесса социализации: в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения учащегося в различные виды практической деятельности; в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта. Всё это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребенка.

Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, а так же усвоению правил поведения предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности. Это обусловлено проблемами вхождения школьника в социальную среду, усвоения социального опыта школьника.

У учащихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) страдают все виды высшей нервной деятельности, и самые видимые среди них – речь, общение и поведение. А ведь именно общение обогащает внутренний мир человека, только в общении рождается духовная близость, исчезает чувство одиночества. Поэтому вопросы культуры общения, характера и стиля поведения человека являются основными в программе курса «Азбука жизни». Курс призван также формировать и корректировать импрессивную и экспрессивную речь учащихся, вырабатывать положительные динамические стереотипы поведения.

Занятия окажут помощь в расширении знаний об окружающем мире, в обогащении активного и пассивного словаря учащихся, в повышении уровня культуры в целом, в умении самостоятельно использовать свои знания в жизни.

Занятия способствуют адаптации учащихся к взрослой жизни, способствуют коррекции мышления, развивают внимание, память, формируют нравственные нормы и положительные качества личности.

Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития школьников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные  способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «я хочу» и «я могу»  как основы взаимодействия школьника с другими детьми, учителями, родителями. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков – это и многое другое учитывается в программе «Я познаю мир».

Цель программы: 

- формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом через самопознание, общение, деятельность;

- формирование «личности безопасного типа», знающей основы защиты человека и общества от современного комплекса опасных факторов и умеющей применять эти знания на практике.

Задачи:

- дать учащимся знания об искусстве человеческих взаимоотношений;

- учить ребят самостоятельно ориентироваться в разнообразии жизненных ситуаций, правильно проявлять свои чувства и эмоции, адекватно реагировать на слова и поступки других людей;

- сформировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, представителям противоположного пола, сверстникам и взрослым людям;

- развивать у  учащихся навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми;

- корректировать у детей нежелательные черты характера и нарушенные формы поведения;

- воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других;

- познакомить с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формировать «личность безопасного типа», знающей основы защиты человека и общества от современного комплекса опасных факторов и умеющей применять эти знания на практике;

- воспитывать  ответственное отношение  к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства.

Формы проведения занятий: комбинированные и практические занятия, познавательная беседа, этическая беседа, профилактическая беседа игра-беседа, игра-занятие, игра - занятие с элементами рисования,  занятия с использованием художественных средств выразительности, игры (сюжетно-ролевая, ситуационная),  экскурсия, просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов, детских передач.

Количество часов и их место в учебном плане.

Программа рассчитана на 270  часов и предполагает проведение 2 часа в неделю, которое состоит из теоретической и практической части.   Срок реализации 4 года (1-4 класс):

1 класс – 66 часов

2 класс – 68 часов

3 класс – 68 часов

4 класс – 68 часов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.

На I уровне учащиеся получают представление:

- о биополярных качествах личности и нравственных нормах поведения;

- своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

- конфликтах и способах их разрешения;

- основных моделях коммуникативного поведения;

- правилах поведения в различных ситуациях: в школе, магазине, на улице, на транспорте и др.;

На II уровне:

- соблюдает личную неприкосновенность и достоинство других, нравственные нормы поведения;

- умеет анализировать поступки свои и других людей;

- способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;

- владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных  жизненных ситуациях;

- адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения и т.д.

На III уровне приобретает опыт:

- использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;

- адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;

- адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;

- взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Формирование базовых учебных действий.

Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность  у  учащегося личностных,  коммуникативных,  регулятивных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей социальной деятельности и управление ею. К ним относятся:

- способность учащегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;

- умение контролировать и оценивать свои поступки, вносить коррективы в своё поведение на основе оценки  учёта характера ошибок;

- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа,  установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- любознательность, активность  и заинтересованность в познании мира.

Личностные универсальные учебные действия:

- положительное отношение к учению;

- желание приобретать новые знания;

- способность оценивать свои действия;

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Регулятивные базовые учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- работать по плану;

- организовывать свое рабочее место с помощью учителя;

- адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные  базовые учебные действия:

- вести диалог с учителем и одноклассниками;

- задавать вопросы;

- слушать и отвечать на вопросы других;

- высказывать свою точку зрения;

- работать в парах и рабочих группах.

        Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание программы курса «Азбука жизни» реализуется через систему внеурочных занятий с детьми. Первое занятие по каждому разделу является вводным. В нём раскрываются общие понятия, которые затем будут конкретизированы на других занятиях четверти. Последнее занятие темы является обобщающим. Такое занятие проводится, как правило, в игровой форме, но могут быть использованы другие формы: устный журнал, путешествие и др. Целесообразно проводить обобщающее занятие совместно с родителями учащихся в форме детско-родительских праздников.

В 1 классе предпочтение должно отдаваться игровым формам проведения занятий. Важно включить детей в активную деятельность, для этого используются беседы с учителем и одноклассниками, дидактические и ролевые игры, разыгрывание и анализ конкретных ситуаций, упражнения.

Во 2 – 4 классах занятия проводятся с использованием мультимедийных ресурсов, дидактических материалов.

Внеурочные занятия во 2 – 4 классах включают в себя несколько обязательных компонентов: эмоциональное введение в тему занятия; информационная часть - чтение текстов, рассказ детей, работа над понятиями, рассказ учителя. Обмен информацией в группах, в парах; чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение; выполнение коммуникативных заданий.

Дополнительные формы работы по программе: игры, тренинги, экскурсии, праздники. По содержанию они тесно связаны с обязательной частью программы, но при этом связаны с другими направлениями внеурочной деятельности (познавательной, художественно-эстетической, краеведческой и др.)

Класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

1

Модуль «Мои обязанности и права»

Модуль «Азбука безопасности»

Модуль «Я и мы»

Модуль «Азбука здоровья»

2

Модуль «Мой безопасный дом»

Модуль «Азбука безопасности»

Модуль «Я и мы»

Модуль «Азбука здоровья»

3

Модуль

«Моя безопасность »

Модуль « Разговор о правильном питании»

Модуль «Мои обязанности и права»,

Модуль

« Если нужна моя помощь»»

4

Модуль «Азбука экономиста»

Модуль « Азбука здоровья»

Модуль «Здоровье и безопасность»

Модуль «Я и мои друзья»

Календарно - тематическое планирование

1 класс (66 часов)

№ п/п

Тема занятия

Базовые учебные действия

(БУД)

Количество часов

Модуль «Мои права и обязанности» - 16 часов

Задача: формирование представлений о поведении в школе, школьном укладе жизни.

1.

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики.

Умение контролировать своё поведение

2.

Мои одноклассники. Наши школьные обязанности.

Умение установить доброжелательное, бесконфликтное общение

3.

Школьные вещи – наши помощники.

Умение ориентироваться в учебнике, тетради, портфеле.

4.

Книги – наши друзья и помощники

Умение бережно обращаться с книгой

5.

Мои учителя.

Формирование нравственных чувств: благодарность, уважение.

6.

Школьные традиции.

Формирование интереса к традициям школы.

7

 «День рождения класса »

Формирование нравственных чувств: дружба, доброта, вежливость.

8.

Обобщающее занятие

Модуль «Азбука безопасности» -18 часов

Задача: формирование ответственного и безопасного поведения на улице.

1.

Азбука безопасного поведения на улице

Применять полученные знания на практике.

2.

Умелый пешеход

Применять полученные знания на практике

3.

Как рождаются опасные ситуации на дороге.

Воспитывать культуру поведения пешехода.

4.

Мы пассажиры.

Воспитывать дисциплинированность и внимание.

5.

Островок безопасности

Развивать навыки определения опасных зон и ситуаций.

6.

Машины и пешеходы

Оценивать правильность и безопасность действий водителей, пешеходов и пассажиров.

7.

Как разговаривает улица

Развивать познавательные процессы обучающихся.

8.

Что значит быть ответственным?

Формирование ответственного и безопасного поведения на улице.

9.

Знай правила движения как таблицу умножения.

Сознательное выполнение правил дорожного движения.

Модуль «Я и мы» - 18 ч

Задача: Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.

1.

Азбука эмоций.

Формирование межличностных отношений на основе способности сопереживать, помогать другому.

2.

Правила жизни.

Развитие навыков позитивного социального поведения на основе умения сотрудничать друг с другом.

3.

Город вежливости.

Овладение современными средствами коммуникации.

4.

Будь человеком.

Развитие эмоциональной и волевой сферы.

5.

Что такое чувства?

Владение приёмами изменения эмоционального состояния и настроения

партнёра.

6.

Этюды на распознавание жестов и мимических средств выражения эмоциональ-ного состояния.

Формирование умения управлять своими эмоциями.

7.

Час нравственного разговора «Что такое хорошо»

Оценивание своих поступков, чувств, переживаний.

8.

Давайте говорить друг другу комплименты

Этюды для моделирования положитель-ных черт характера.

Формирование коммуникативных навыков.

Формирование уважительного отношения друг к другу.

9.

Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других

Регулирование собственного эмоционального

состояния.

Цикл «Азбука здоровья» - 14 часов

Задача: формирование представлений о своем физическом «Я»

1.

Азбука здоровья.

Формирование навыков ЗОЖ.

2

Твой организм.

Формирование знаний о строении тела человека.

3.

Режиму дня – мы друзья.

Формирование представлений о режиме дня.

4.

Откуда берутся грязнули?

Формирование представлений о личной гигиене.

5.

Как и чем мы питаемся?

Формирование представлений о правильной и здоровой пище.

6.

Как стать нехворайкой?

Формирование физического и психического развития учащихся.

7

«Румяные щёчки»

Формирование культуры здоровья.

Календарно - тематическое планирование

2 класс (68 часов)

№ п/п

Тема занятия

Базовые учебные действия

(БУД)

Количество часов

Модуль «Мой безопасный дом»- 16 часов

Задача: формирование навыков самозащиты, избегания ситуаций риска

1.

Наши помощники и враги

Учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей.

2.

Огонь – друг и враг человека

Учить детей безопасному обращению со взрослыми опасными предметами.

3.

Упражнения и игры на развитие быстроты принятия решений

Учить детей ориентироваться в сложившейся ситуации.

4.

Экстренные вызовы. Общие правила.

Учить детей диалогу общения при вызове служб.

5.

Как не стать жертвой преступления?

Учить детей наблюдательности и вниманию

6.

Как принять правильное решение?

Учить детей умению не растеряться в сложившейся ситуации.

7

 «Мой безопасный дом»

Учить владеть навыками самозащиты и самосохранения.

8.

Итоговое занятие

Модуль «Азбука безопасности» -18 часов

Задача: формирование ответственного и безопасного поведения на улице.

1.

Азбука безопасного поведения на улице

Применять полученные знания на практике.

2.

Умелый пешеход

Применять полученные знания на практике

3.

Как рождаются опасные ситуации на дороге.

Воспитывать культуру поведения пешехода.

4.

Мы пассажиры.

Воспитывать дисциплинированность и внимание.

5.

Островок безопасности

Развивать навыки определения опасных зон и ситуаций.

6.

Машины и пешеходы

Оценивать правильность и безопасность действий водителей, пешеходов и пассажиров.

7.

Как разговаривает улица

Развивать познавательные процессы обучающихся.

8.

Что значит быть ответственным?

Формирование ответственного и безопасного поведения на улице.

9.

Знай правила движения как таблицу умножения.

Сознательное выполнение правил дорожного движения.

Модуль «Я и мы» - 20 ч

Задача: Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.

1.

Эмоции положительные.

Формирование межличностных отношений на основе способности сопереживать, помогать другому.

2.

Эмоции отрицательные.

3.

Толерантность -что это?

Развитие навыков позитивного социального поведения на основе умения сотрудничать друг с другом.

4.

Вежливые слова.

Овладение современными средствами  коммуникации.

5.

Добро и зло.

Развитие эмоциональной и волевой сферы.

6.

Что такое чувства?

Владение приёмами изменения эмоционального состояния и настроения партнёра.

7.

Мимика, жесты

Формирование умения управлять своими эмоциями.

8.

 «Что такое хорошо»

Оценивание своих поступков, чувств, переживаний.

9.

Давайте говорить друг другу комплименты

Формирование коммуникативных навыков.

10.

Мой характер

Формирование уважительного отношения друг к другу.

Регулирование собственного эмоционального состояния.

Цикл «Азбука здоровья» - 14 часов

Задача: формирование представлений о своем физическом «Я»

1.

Что такое ЗОЖ.

Формирование навыков ЗОЖ.

2

Мой организм.

Формирование знаний о строении тела человека.

3.

Режим дня.

Формирование представлений о режиме дня.

4.

Личная гигиена.

Формирование представлений о личной гигиене.

5.

Правильная и здоровая пища

Формирование представлений о правильной и здоровой пище.

6.

Играй!

Формирование физического и психического развития учащихся.

7

Журнал здоровья

Формирование культуры здоровья.

        Календарно - тематическое планирование

3 класс (68 часов)

№ п/п

Тема занятия

Базовые учебные действия

(БУД)

Количество часов

Модуль «Моя безопасность» - 16 часов

Задача: формирование навыков самозащиты, избегания ситуаций риска 

1.

Юный друг природы .

Учить детей бережному отношению к природе.

2.

Опасные предметы

Учить детей безопасному обращению со взрослыми опасными предметами.

3.

Службы спасения. Упражнения и игры на развитие быстроты принятия решений.

4.

Экстренные вызовы. Общие правила.

Учить детей диалогу общения при вызове служб.

5.

Непредвиденные жизненные ситуации.

Учить детей наблюдательности и вниманию

6.

Как принять правильное решение?

Учить детей умению не растеряться в сложившейся ситуации.

7

 «Один дома»

Учить владеть навыками самозащиты и самосохранения.

8.

Итоговое занятие

Модуль «Разговор о правильном питании» - 16 часов

Задача: формирование у обучающихся навыков культуры питания, здорового образа жизни 

1.

Разговор о правильном питании. Из чего состоит наша пища.

Формирование понимания значимости правильного питания

2.

Здоровье в порядке - спасибо зарядке.

Овладение и принятие норм физической культуры

3.

Закаляйся, если хочешь быть здоров

Развитие навыков заботы о своём здоровье

4.

Как правильно питаться, если занимаешься спортом

Формирование и поиск своей позиции

5.

Где и как готовят пищу

Формирование основ гигиены питания

6.

Блюда из зерна

Формирование правильного отношения к хлебу как результату труда многих людей

7.

Молоко и молочные продукты

Формирование правильного отношения к потреблению молочных продуктов

2ч\

8.


Вода и другие полезные напитки

Формирование правильного отношения к потреблению воды, её охране

Модуль «Мои обязанности и права» - 18часов

Задача: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самопознания

1.

Я – ребёнок, я – человек.

Формирование системы правовых знаний.

Формирование необходимых навыков правовой и демократической культуры у молодого поколения.

2.

Я – гражданин России.

3.

Я и мои права.

Воспитание уважения к правам и свободам личности.

4.

Сказка ложь, да в ней намёк. Выборы в Лесную думу.

Формирование уважительного отношения к закону.

5.

Герои книг имеют право.

Развитие правового самопознания.

6.

Ответственность в семье и обществе.

Формирование правовых знаний законопослушного поведения и основ толерантности.

7.

Братья наши меньшие.

Знать правила достойного поведения.

Уметь отвечать за свои поступки.

8.

Мы в ответе за тех, кого приручили

9.

Как надо относиться к природе и животным.

Модуль « Если нужна моя помощь» - 18 часов

Задача: формирование знаний, умений и навыков в оказании первой помощи.

1.

В стране здоровья.

Учить владеть своим телом и элементами саморегуляции.

2

Если из раны идёт кровь. Первая помощь при порезах, ссадинах, ушибах.

Формирование сознательного и ответственного отношения к здоровью.

3.

Первая помощь при укусах.

Формирование знаний об основных правилах личной гигиены.

4.

Первая помощь при термических ожогах.

Формирование навыков ответственного поведения.

5.

Средства индивидуальной защиты.

Формирование здоровых установок.

6.

Первая помощь в различных ситуациях.

Формирование здорового образа жизни.

7

Что можно есть в походе

Формирование ответственного и безопасного поведения на природе

8

Обобщающее занятие

Формирование бережного отношения к внутреннему миру человека.

9

Заключительное занятие «Подари улыбку миру»

        Календарно - тематическое планирование

4 класс (68 часов)

№ п/п

Тема занятия

Базовые учебные действия

(БУД)

Количество часов

Модуль «Азбука экономиста» - 16 часов

Задача: формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.

1.

Что такое экономика?

Формирование основных экономических понятий

2.

Что значить экономить?

Формирование умений ориентироваться в жизненных ситуациях.

Формирование основных взаимоотношений в обществе.

3.

Без чего человеку не обойтись?

4.

Магазин.

Формирование деятельностного подхода в процессе использования приобретённых знаний.

5.

Потребность в образовании.

Формирование потребности в обучении.

6.

Бюджет: доходы и расходы семьи.

Формирование умения «по приходу делать расход»

7

Может ли человек обеспечить себя сам?

Формирование культуры экономического мышления.

Воспитание экономической культуры и общения.

8.

Экономическое поле чудес.

Модуль «Азбука здоровья» - 16 часов

Задача: формирование знаний, умений и навыков в профилактике инфекционных заболеваний.

1.

Понятие об инфекционных заболеваниях.

Формирование навыков личной гигиены.

2.

Коварный грипп.

Формирование бережного отношения к собственному организму.

3.

Чем опасна корь?

Формирование умения сообщать взрослому о недомогании.

4.

Кишечные инфекционные заболевания.

Формирование умения следить за своим телом.

5.

Полезные привычки воспитывай с детства.

Формирование потребности следить за собой.

6.

Чистота и здоровье

Формирование потребности в здоровом образе жизни.

7.

«Наше здоровье»

Формирование у обучающихся необходимый уровень грамотности по вопросам ЗОЖ

8.

«Я помогу себе не болеть»

Воспитывать активную позицию в отношении ЗОЖ.

Модуль «Здоровье и Безопасность»- 20 часов

Задача: формирование ответственного и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

1.

Что такое чрезвычайная ситуация?

Формирование знаний о чрезвычайных ситуациях.

Формирование представлений о грозных явлениях природы.

2.

Стихийные бедствия.

3.

Снежные опасности.

Формирование безопасного поведения.

4.

Чрезвычайные ситуации природного характера.

Формирование готовности к действиям в ЧС.

5.

Правила поведения и эвакуации при ЧС.

Формирование умения предвидеть опасность.

6.

Аварии на транспорте.

Формирование знаний, которые помогут сохранить жизнь.

7.

Пожары и средства пожаротушения.

Формирование у обучающихся умения быстро принимать решение в сложившейся ситуации.

Формирование наблюдательности и внимательности.

Формирование ответственного и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

8.

Город как источник опасности.

9.

Я учусь думать и действовать.

10.

«Что значит быть в ответе за себя и за других»

Формирование ответственного и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Модуль «Я и мои друзья»- 16 часов

Задача: формирование у младших школьников ценностной ориентации, способности формулировать нравственные суждения

1.

Я творю свою жизнь.

Формирование у обучающихся общечеловеческих ценностей.

2

А ты вежлив?

Формирование нравственных правил общения.

3.

«В стране хорошего тона»

Формирование навыков и привычек, облегчающих установление контактов в общении.

4.

"Если добрый ты"

Формирование интереса к другому человеку как к личности.

5.

«Дело в шляпе, или ещё раз о дружбе»

Формирование коммуникативной компетенции.

6.

Воспитание и воспитанность

Формирование личностного нравственного опыта.

7

Мир человеческих отношений.

Формирование бережного отношения к внутреннему миру человека.

8

Итоговое занятие



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального общего образования.

Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Программа внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации адаптированной образовательной программы общего образования, определяющим содержательное наполнение направлений внеурочной деятельности для обучающихся, время, отводимое на внеурочную деятельность по классам, а также требования к организации внеурочной деятельности.

Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО УО ОВЗ понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы.

Организация внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья несколько отлична от общепринятого утверждения о том, что данная деятельность организуется во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности при освоении основных учебных предметов, приобретении социально-значимых навыков, способствующих их социализации и адаптации в современном обществе, повышающих качество их жизнедеятельности.

Цель:

Способствовать формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья нравственных чувств и этического сознания.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, между этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп, в общественных местах, на природе.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разных возможностей на основе взаимопомощи и поддержки.

Формирование базовых учебных действий

Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность  у  учащегося личностных,  коммуникативных,  регулятивных базовых учебных действий:

- способность учащегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;

- умение контролировать и оценивать свои поступки, вносить коррективы в своё поведение на основе оценки  учёта характера ошибок;

- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа,  установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- любознательность, активность  и заинтересованность в познании мира.

Личностные универсальные учебные действия:

- положительное отношение к учению;

- желание приобретать новые знания;

- способность оценивать свои действия;

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Регулятивные базовые учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- работать по плану;

- организовывать свое рабочее место с помощью учителя;

- адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные  базовые учебные действия:

- вести диалог с учителем и одноклассниками;

- задавать вопросы;

- слушать и отвечать на вопросы других;

- высказывать свою точку зрения;

- работать в парах и рабочих группах.

Планируемые результаты освоения программы

Предполагается, что в результате осуществления программы у многих учащихся появится потребность в духовно-нравственном совершенствовании.

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и  не одобряемых формах поведения в обществе и т.п. ), первичных умений принимать и использовать данные нормы поведения в собственной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с ОВЗ со своими наставниками, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с ОВЗ между сверстниками на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищенной, дружественной  среде, в которой ребенок получает первое практическое применение социальных знаний.

Третий  уровень результатов – получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у ребят социально становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

  1. Личностные результаты:

- осознание себя как ученика, одноклассника, друга;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие

  соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

2. Предметные результаты:

Достаточный уровень

Минимальный уровень

  • имеет нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • почтительно относится к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знает  традиции своей семьи и школы, бережно относится к ним.
  • имеет первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • имеет первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • имеет начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • приобретение опыта  доброго общения с людьми;
  • проявление сильных добрых сторон характера;
  • возникновение устойчивого  желания совершать добрые поступки;
  • построение жизни коллектива по законам победы добра над злом.

Содержание курса

Программа предназначена для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья от 7 до 12 лет (учащиеся 1–4 классов).

Программа внеурочной деятельности рассчитана на 270 часов (2 часа в неделю, 66 часов в год для 1 класса, 68 часов в год для 2-4 классов). Продолжительность одного занятия 35минут.

Занятия проводятся в форме тренингов,  игровых программ, бесед, экскурсий, встреч с интересными людьми, ролевых игр, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, выставки.

Содержание  курса

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Правила поведения

10

12

12

-

Формирование навыков общения и культуры поведения, развитие и совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. Употребление в своей речи вежливых слов.

Школьный этикет

12

-

-

-

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Осознание себя, как личности. Видение в себе положительных и отрицательных качеств характера, желание меняться к лучшему.

Уроки доброты

24

10

8

-

Развитие умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Преодоление эгоцентрической позиции, восприятие чужой точки зрения, развитие эмпатии.

Поговорим о дружбе

-

14

10

20

Формирование умения общаться и сотрудничать. Развитие уважительного отношения к людям: дружелюбие, желание помочь товарищу, доброжелательность, взаимопонимание.

Поговорим о справедливости

4

14

12

18

Формирование способности согласовывать свои собственные желания с нуждами и законами общества в целом. Правильное оценивание своих и чужих поступков, желание поступать, по справедливости.

Поговорим о честности

-

-

12

16

Формирование такой важной нравственной категории, как честность, верность слову и обещаниям. Умения оценивать собственные поступки и поступки окружающих.

Труд в почёте любой

16

10

-

14

Формирование представлений о такой нравственной категории, как трудолюбие. Умение давать нравственную оценку поступкам других людей. Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

Развитие трудовых навыков.

Привила личной гигиены

"Мойдодыр"

-

8

-

-

Развитие умения выглядеть опрятно и аккуратно. Разработка режима дня, умения придерживаться его.

Развитие  навыка самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья.

Тематическое планирование

1 класс (66ч)

Тема

Кол-во часов

Правила поведения в школе (10 ч)

1

«Жил-был Я» (Знакомство учащихся с интересами одноклассников)

2ч.

2

«Пусть будет удачным и смелым твой школьный ответственный старт» (Правила поведения на уроках)

2ч.

3

«Когда я ем – то глух и нем» (Правила поведения в столовой).

2ч.

4

«Правила поведения на переменах»

2ч.

5

«Правила дежурных»

2ч.

Школьный этикет (12 ч)

6

Этикет, или просто хорошие манеры

2ч.

7

«Что такое школьная дисциплина?»

2ч.

8

«Мои обязанности»

2ч.

9

«Доброжелательность и равнодушие»

2ч.

10

«Вежливость. Правила вежливости»

2ч.

11

«Культура приветствия, обращения и знакомства»

2ч.

Уроки доброты (24 ч)

12

«Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем»

2ч.

13

«Тепло родного очага»

2ч.

14

«Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»              

2ч.

15

Что такое «Добро и зло»

2ч.

16

«Доброе дело делай смело»

2ч.

17

«Где добрые люди – там беды не будет»

2ч.

18

«Любую болезнь лечит доброе слово. Поверь, и не нужно рецепта иного»

2ч.

19

«Когда у друзей лад, каждый этому рад»

2ч.

20

«Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом»

2ч.

21

«Дружба начинается с улыбки»

2ч.

22

«Дал слово - держи его»

2ч.

23

«Внимательность к окружающим».

2ч.

Уроки экологии (4 ч)

24

«Не торопись забрать птенца – обдумай помощь до конца»

2ч.

25

«Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным»

2ч.

Труд в почете любой (16 ч)

26

«Люблю я в комнате цветы, как, может, любишь их и ты».

2ч.

27

«Каждой вещи – свое место»

2ч.

28

«Мои домашние обязанности»

2ч.

29

«Труд в почете любой!»

2ч.

30

"Мир профессий большой"

2ч.

31

«Профессии моих родителей»

2ч.

32

«Профессии моих бабушек и дедушек»

2ч.

33

Итоговое занятие

2ч.

66ч.

2 класс (68 часов)

Тема

Кол-во часов

Правила поведения (12ч)

1

Мы на уроке и на перемене

2ч.

2

Мы в общественных местах

2ч.

3

Мы в столовой

2ч.

4

Мы в библиотеке

2ч.

5

Мы на школьном дворе

2ч.

6

Как приветствовать людей и знакомиться с ними

2ч.

О добром отношении к людям (10ч)

7

Что такое «добро и зло»

2ч.

8

«Ежели вы вежливы…»

2ч.

9

Ты и твои друзья

2ч.

10

Помни о других

2ч.

11

Жизнь дана на добрые дела

2ч.

Как стать трудолюбивым (10ч)

12

«Ученье – свет, а неученье – тьма»

2ч.

13

Как быть прилежным и старательным

2ч.

14

Наш труд в классе

2ч.

15

Как помочь маме

2ч.

16

Папины помощники

2ч.

«Мойдодыр» (8ч)

17

Культура внешнего вида

2ч.

18

Создание памятки опрятного человека

2ч.

19

Каждой вещи свое место

2ч.

20

Презентация своего домашнего рабочего места

2ч.

Культура общения (14ч)

21

Что такое «этикет»

2ч.

22

Устное приглашение на день рождения (ролевая игра)

2ч.

23

Письменное приглашение на день рождения (проект открытки-приглашения)

2ч.

24

Встреча и развлечение гостей

2ч.

25

Поведение в гостях

2ч.

26

Как дарить подарки

2ч.

27

Умей ценить свое и чужое время

2ч.

Дружеские отношения (14ч)

28

Дружба каждому нужна

2ч.

29

Верный друг

2ч.

30

«Когда у друзей лад, каждый этому рад»

2ч.

31

О доброте и бессердечии

2ч.

32

Об уважительном отношении к старшим

2ч.

33

О зависти и скромности

2ч.

34

«Внимательность к окружающим».

68ч.

3 класс (68 часов)

Тема

Кол-во часов

Понять другого(14ч)

1

Заповеди

2ч.

2

Золотые правила

2ч.

3

Дал слово -  держи

2ч.

4

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам

2ч.

5

О тактичном и бестактном поведении

2ч.

6

Учимся видеть хорошее в людях

2ч.

7

В мире мудрых мыслей

2ч.

Культура общения (12ч)

8

Этикет разговора

2ч.

9

Обращение к разным людям

2ч.

10

Как вежливо выразить отказ, несогласие

2ч.

11

Разговор по телефону

2ч.

12

Этикетные ситуации

2ч.

13

Играем роль воспитанного человека

2ч.

Самовоспитание (12ч)

14

Что значит быть вежливым?

2ч.

15

Мои достоинства и недостатки

2ч.

16

Большое значение маленьких достижений

2ч.

17

О хороших и плохих привычках

2ч.

18

«Мои обязанности»

19

Высказывания великих людей о самовоспитании

2ч.

Общечеловеческие нормы нравственности (12ч)

20

Заповеди: как мы их исполняем

2ч.

21

О сострадании и жесткосердии

2ч.

22

Лгать нельзя, но если…

2ч.

23

Всегда ли богатство – счастье?

2ч.

24

Спешите делать добро

2ч.

25

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

2ч.

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? (10ч)

26

Умение высказать, что тебя волнует

2ч.

27

Попытаемся разобраться в трудной ситуации

2ч.

28

Сочувствовать: чувствовать вместе

29

Добрые мысли созревают в добрые поступки

2ч.

30

Диалоги о хороших манерах, добре и зле

2ч.

            Уроки доброты (8ч)

31

«Что мы Родиной зовем?"

32

«Тепло родного очага»

2ч.

33

"Дом, в котором мы живем»

2ч.

34

«Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»

2ч.

68ч.

4 класс (68 часов)

Тема

Кол-во часов

Культура общения

20ч

1

Культура общения в семье

2ч.

2

Культура общения в семьях разных национальностей

3

Культура общения в современной семье

4

«Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»              

2ч.

5

О терпимости к ближним

2ч.

6

«Культура приветствия, обращения и знакомства»

2ч.

7

Культура спора

8

Этикетные ситуации

2ч.

9

Правила этикета

10

В мире мудрых мыслей

2ч.

Самовоспитание

14ч

11

Познай самого себя

12

Цели, планы

2ч.

13

Определение цели и составление плана на день

2ч.

14

Как я работаю над своими недостатками

2ч.

15

О терпении

2ч.

16

Окончание каждого дела обдумывай перед началом

2ч.

17

Как размышлять над итогами дня

2ч.

Общечеловеческие нормы нравственности

18ч

18

Об источниках наших нравственных знаний

2ч.

19

Совесть – основа нравственности

2ч.

20

Чем ты сильнее, тем будь добрее

2ч.

21

Что такое «честь»?

2ч.

22

Заветы предков

2ч.

23

Россияне о любви е Родине

24

Твоя малая родина

2ч.

25

Мой первый друг, мой друг бесценный

2ч.

26

Приветливость – золотой ключик, открывающий сердца людей

2ч.

Нравственные ценности в искусстве

16ч

27

Что такое нравственность.

2ч.

28

Нравственное содержание древних мифов

29

Народные герои -кто это?

30

За что народ любил и чтил былинных героев

2ч.

31

Положительные герои в эпосах разных народов

32

Положительные герои литературных произведений

2ч.

33

Отрицательные герои литературных произведений

2ч.

34

Обобщающее занятие. Вечное противостояние добра и зла

2ч.

68ч.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа- интернат основного общего образования г. Татарска

               Принято решением                                                               СОГЛАСОВАНО

Методического объединения учителей                                                 Зам. директора по ВР

       начального классов                                                       ______________/Г.В. Малахова/

                 Протокол №

       от "___"________2021 г.                                                     от "___"________2021 г.

           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

 «РАДУГА ДОБРА»

(1-4 класс)

2021-2022 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Активная личность обучающегося»

Социализация – это способность восприятия всех социальных и психологических процессов, посредством которых личность усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ей функционировать в качеств...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-х классов "Динамическая пауза"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-х классов "Динамическая пауза" построена таким образом, что обучающиеся реализуют потребность в двигательной активности при ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 2-х классов Умелые ручки

Пояснительная записка      Программа «Умелые ручки» разработана для занятий с учащимися 2-х классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1- 4 классов «Занимательная математика»

         Рабочая программа занятий по занимательной математике в начальной школе (1-4 классы) составлена в соответствии  с требованиями Федерального государственно...

рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 2 класса Мир вокруг нас".

создание благоприятных условий успешного формирования и развития индивидуальности каждого обучающегося, формирование и развитие у воспитанников чувства принадлежности к обществу в котором они живут....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я в мире спорта» для обучающихся 4 класса на 2021-2022 учебный год (в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруш

Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я в мире спорта» для обучающихся 4 классана 2021-2022 учебный год(в соответствии с ФГОС образов...