Игровая деятельность учащихся в группе продлённого дня.
статья (1 класс)

Перед воспитателями группы продлённого дня стоит важная воспитательная задача: добиться того, чтобы учащиеся выросли сознательными и здоровыми, чтобы проявляли инициативу и творчество при выполнении заданий. А как решить эту задачу? Вот здесь на помощь педагогу приходит игровая деятельность. У воспитателя в играх появляется возможность лучше узнать своих воспитанников,их характер, привычки, творческие и организаторские способности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая деятельность учащихся в группе продлённого дня.

Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует,

 самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности.

А.С.Макаренко

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А.Сухомлинский

Игра-это один из основных видов деятельности детей. Во время игры создаются условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка. Игры заставляют детей переживать различные эмоции, воспитывают и развивают в ребёнке всё то, что составляет богатство человеческой личности. Игра для детей- это не только развлечение, но и возможность участвовать в творческом процессе,это средство самовыражения.

Перед воспитателями группы продлённого дня стоит важная воспитательная задача: добиться того, чтобы учащиеся выросли сознательными и здоровыми, чтобы проявляли инициативу и творчество при выполнении заданий. А как решить эту задачу? Вот здесь на помощь педагогу приходит игровая деятельность. У воспитателя в играх появляется возможность лучше узнать своих воспитанников,их характер, привычки, творческие и организаторские способности. Игры сближают детей и воспитателя, позволяют установить более тесный контакт, помогают взрослому лучше воздействовать на каждого из детей. Дети любят играть, потому что в игре можно ошибаться, это же не урок.

Существуют разные классификации игр, о них достаточно много написано. Хотелось бы рассмотреть игры, которые довольно часто используются в группе продлённого дня: подвижные, интеллектуальные и настольные.

Итак, особое место среди игр занимают подвижные игры. Во время учебного процесса у детей нет возможности бегать, выплеснуть накопившуюся за день энергию, а в группе продлённого дня во время прогулки это возможно. Вот здесь и понадобятся подвижные игры. Подвижные игры- это важнейшее средство физического воспитание детей школьного возраста. Они всегда требуют от участников игры подвижных действий, направленных на достижение поставленной задачи. Преимущество подвижных игр ёще и в том, что здесь используются все виды движений, присущих человеку: ходьба, бег, прыжки,метание, бросание, ловля, борьба, лазанье. Часто в подвижных играх проявляют инициативу ребята, которые не активны в учебной деятельности, а здесь проявляются их лидерские качества, они становятся интересны другим детям. Итак, игры, в  которые можно поиграть с детьми : «Тише едешь, дальше будешь», «Краски», «Третий лишний», «Платочек», День и ночь», «Лава», «Чай-чай, выручай!»; игры с мячом «Штандары», «Вышибалы», «Картошка» . Самое главное научить детей играть в эти игры, а потом они самостоятельно выберут те, которые им  интересны. В дальнейшем задача воспитателя подхватить инициативу, контролировать  и направлять действия детей. В подвижных играх происходит сплочение коллектива.

Интеллектуальная игра — это игра, опирающаяся на применении игроками своего интеллекта или эрудиции. Дети любят разные варианты игры «Крестики-нолики», им интересны игры  «Виселица», «Балда», «Тимбрейн», особенно нравятся аналоги телевизионных игр «Поле чудес», «Звёздный час», «Своя игра», «Что? Где? Когда», «Брейн-Ринг».  Во время этих игр создаются условия для взаимодействия и взаимопомощи. Участники игры становятся одной командой, заинтересованной в победе. Учащиеся получают положительный эмоциональный заряд. Очень часто в такой игре дети раскрываются с другой стороны: становятся нужными те качества и знания, которые не востребованы в школьной жизни.

Наконец, о настольных играх. Чаще всего в них играют тогда, когда на улице непогода, в перерыве между внеурочными занятиями, пока дети собираются в группе продлённого дня или когда в группе остаётся несколько человек. Настольные игры разнообразны, количество видов игр увеличивается. Любая настольная игра выполняет не только развлекательную функцию, но и способствует развитию личностных качеств и способностей ребенка. Даже самые простые настольные игры оказывают полезное влияние на ребенка, развивают внимание, зрительную память, логику, воображение, сообразительность, образное мышление. Играя в настольные игры дети учатся правильно общаться друг с другом, сопереживать, достойно переживать как победу, так и поражение ( дети очень трудно реагируют на проигрыш) . Самоконтроль и умение сдерживать свои эмоции во время настольной игры со временем превратятся в способность быть сосредоточенным на учебных задачах. Среди детей популярны настольные игры «Мемо», «Мими мемо», шашки и шахматы, домино, лото, «Морской бой». Эти игры вполне доступны и могут быть в игротеке группы продлённого дня.

Итак, каждый воспитатель должен иметь свою коллекцию игр, которую он мог бы предложить детям в зависимости от их индивидуально-психологических особенностей. Планирую игровую деятельность ,нужно понимать, на формирование каких навыков и умений будет направлена игра. Правильно подобранные , умело организованные игры можно считать таким же важным элементом образовательного процесса, как и урок. Участвуя в играх, учащиеся получают навыки общения, сплочения. Они получают удовольствие и радость от пребывания в группе продлённого дня, что очень важно в условиях длительного нахождения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ

Данный материал поможет молодым специалистам в организации работы группы продлённого дня начальной школы....

Организация досуга учащихся в группе продлённого дня

Большинство детей после уроков остаётся в группе продлённого дня. ГПД является важной формой воспитания детей. Успешная работа в ней зависит прежде всего от того, насколько целенаправленно спланирован...

Организация свободного времени учащихся в группе продлённого дня

Организация свободного времени в группе продленного дня...

Использование игр при организации деятельности учащихся в группе продлённого дня

Статья о возможностях применения игр в группе продлённого дня, описание игр каждой группы....

Статья на тему: "Основные формы и методы работы с учащимися в группе продлённого дня ".

Статья на тему: "Основные формы и методы работы с учащимися в группе продлённого дня"....