Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные инспекторы движения"
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс)

Ирина Анатольевна Федорова

Программа «Юные инспекторы движения» разработана в соответствии и на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и общего образования под редакцией  В.А. Горского М. « Просвещение» 2011 год и авторской программы « Юные инспекторы дорожного движения» Н.Ф. Виноградовой в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся от 6 до 11 лет.

Цели программы:

- создание условии для саморазвития, самопознания, самореализации личности;

- формирование у учащихся потребности в охране жизни и здоровья;

- обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного пространства.

Задачи:

•    привлечение школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;

•    вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedorova_programma_yuid.docx540.41 КБ

Предварительный просмотр:

 

Паспорт программы

Наименование коллектива (объединения), в котором реализуется программа

Обучающиеся 3-в класса ЮИД

Автор (педагог)

Федорова Ирина Анатольевна

Наименование программы

Юные инспекторы движения

Направленность образовательной деятельности

Социально- педагогическая

Вид

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Тип

Модифицированная

Статус

Утверждена педсоветом

1 редакция 2019 год

Цель программы

Создание условии для саморазвития, самопознания, самореализации личности;

формирование у учащихся потребности в охране жизни и здоровья; обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного пространства.

Предмет обучения

Правила дорожного движения

Срок освоения

4 года

Возраст учащихся

6- 11 лет

Форма обучения

Работа с классом и в малых группах

Режим занятий

1 год- 1 раз в неделю по 2 часа ( 66 часов)

2 год- 1 раз в неделю по 2 часа ( 68 часов)

3 год- 1 раз в неделю по 2 часа ( 68 часов)

4 год- 1 раз в неделю по 2 часа ( 68 часов)

Формы аттестации

Выставки, турниры, викторины, соревнования, спектакли, выступления агитбригады, концерты, тестирования, анкетирования.

Наполняемость группы

25 человек

Форма детского объединения

Класс, группа

Раздел I. Основные характеристики

Пояснительная записка

         Программа «Юные инспекторы движения» разработана в соответствии и на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и общего образования под редакцией  В.А. Горского М. « Просвещение» 2011 год и авторской программы « Юные инспекторы дорожного движения» Н.Ф. Виноградовой в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся от 6 до 11 лет.

Цели программы:

создание условии для саморазвития, самопознания, самореализации личности;

формирование у учащихся потребности в охране жизни и здоровья;

обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного пространства.

Задачи:

•    привлечение школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;

•    вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.

Оборудование:

Кабинет для теоретических занятий по ПДД, спортивный зал для ОФП, наглядные пособия, методическая литература.

Направленность программы:

       Важной составляющей социально- педагогической деятельности школы является создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях. Проживая в городе, дети значительное время находятся в образовательном учреждении, поэтому именно на школу родители возлагают ответственность за формирование у ребят навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья. А ведь именно навыки, сформированные в детстве, перерастают затем в стойкие привычки. В связи с тем, что работа по программе предполагает использование обучающимися компьютеров во время изучения темы и при проведении онлайн- тестов, данная программа имеет метапредметную направленность.

Новизной и отличительной особенностью программы следует считать непрерывность обучения младших школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, а также в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса в работе преподавателем используются современные педагогические технологии: проектирование, организаторские методы, информационные технологии обучения.

Актуальность.

Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Это происходит потому, что обучающиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений. Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и объединения ЮИД. Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества всё усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации. Конкурсы шоу – программ по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж лёгкое дело, а главное интересное. Знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.

Педагогическая целесообразность.    

Изучение детьми правил дорожного движения, приобщение    к культуре поведения на дороге, формирование основ медицинских знаний даст возможность учащимся стать полноценными участниками безопасного дорожного движения: пешеходами, пассажирами, водителями.

Основные методы, используемые для реализации программы «Юные инспекторы движения»:

 Конкретные методы, используемые при реализации программы:

  • в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение правил дорожного движения, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение);
  • в воспитании – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

 В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:

  • Викторина «Олимпиада автоэрудитов (по истории правил дорожного движения);
  • Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных происшествий);
  • Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихотворений по правилам дорожного движения, рисование рисунков, плакатов, выступление           с агитбригадами);
  • Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему в дорожно-транспортных происшествиях);
  • Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа                 в группах);
  • Викторины, конкурсы, кроссворды;
  • Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам дорожного движения);
  • Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге;
  • Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом»;
  • Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по правилам дорожного движения;
  • Создание уголка безопасности дорожного движения;
  • Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах,

Результаты образовательной деятельности:

Личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые обучающимися в результате освоения программы:

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:

  • обучающиеся научаться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • обучающиеся научаться осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Познавательная УУД:

  • обучающиеся научаться проводить сравнение и классификацию объектов;
  • обучающиеся научаться понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • обучающиеся научаться проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

  • обучающиеся научаться работать в группе, учитывать мнение партнёров, отличные от собственных;
  • обучающиеся научаться обращаться за помощью;
  • обучающиеся научаться предлагать помощь и сотрудничество;
  • обучающиеся научаться слушать собеседника;
  • обучающиеся научаться формулировать свои затруднения;
  • обучающиеся научаться формулировать собственное мнение и позицию;
  • обучающиеся научаться договариваться и приходить к общему решению;
  • обучающиеся научаться осуществлять взаимный контроль;

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения;
  • овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения.

Выполнение задач, стоящих перед программой позволит:

  • Сокращение количества дорожно-транспортных происшествий  с участием обучающихся;
  •  Повышение уровня теоретических знаний по правилам дорожного движения;
  • Расширить знания обучающихся об истории правил дорожного движения;
  • Повысить дорожную грамотность обучающихся;
  • Сформировать мотивационно - поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;
  • Повысить ответственность детей за своё поведение на дороге, за свою безопасность и здоровье.

Результаты образовательной деятельности по годам:

   Первый года обучения:

  • знать основные части улицы и дороги, общие правила ориентации, правила перехода улиц и дорог;
  • знать название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков;
  • определять наиболее опасные участки улиц и дорог, где не следует переходить улицу.

   Второй года обучения:

  • знать название, назначение дорожных знаков, изученных за два года обучения и места их установки;
  • знать значение сигналов светофоров, регулировщиков;
  • знать правила безопасного поведения на городских улицах и загородных дорогах;
  • самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог, входить и выходить из общественного транспорта.
  • знать где разрешено школьникам кататься на велосипедах;
  • знать правила безопасного поведения школьников при движении группой и колонной на улице;
  • безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников.

Третий и четвертый года обучения:

  • уметь разбираться в видах дорожных знаков;
  • оказывать первую доврачебную помощь;
  • знать и выполнять правила безопасного поведения пешеходов;
  • знать правила поведения пассажиров и пешеходов;
  • знать основы безопасности при езде на велосипеде (скутере)

Уровни воспитательных результатов

 1 уровень

Приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни

2 уровень

Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

3 уровень

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия

Конечным результатом обучения  

Результат освоения программы определяется соблюдением обучающимися правил дорожного движения, участием в конкурсах, викторинах, соревнованиях, работой над творческими заданиями, активностью в пропаганде безопасного поведения на улице среди сверстников, бережного отношения к себе, результатами учебного тестирования.

Содержание программы

Тема 1.Улица полна неожиданностей.  (22 часа)

Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? Безопасность на улице. Наш город, посёлок, где мы живём. Опасности на наших улицах. Мы идём в школу. Школа безопасности. Движение пешеходов и машин. Правила перехода через дорогу. Школа безопасности. Посвящение в пешеходы. Добрая дорога

Тема 2. Наши верные друзья.(20 часов)

Наши друзья – дорожные знаки. Знакомство со знаками. Дорожные знаки – пешеходам. Светофор и его сигналы. Виды пешеходных переходов. Чтение дорожных знаков. Творческая мастерская. Безопасный путь в школу. А знаешь ли ты. Почитаем знаки?

Тема 3. Это должны знать все. (24 часа)

Правила движения в колонне. Где можно играть? Мы пассажиры общественного транспорта. Мы едем, едем, едем…Мы пассажиры личного транспорта. Загородная дорога. Пешеход на загородной дороге. Мой друг – велосипед. Учимся соблюдать ПДД. Итоговое занятие

 Тема4. Дорожная азбука (26 часов)

Улица  полна  неожиданностей. Безопасность  на  улице. «Безопасный  путь : Дом-школа-дом».  Школа  безопасности. Движение  пешеходов  и  машин. Улица .Тротуар .Проезжая  часть. Где и  как  надо  переходить дорогу?  Дорожные  знаки. Дорожная  разметка  и  её  предназначение. Перекресток  и  его  виды. Итоговое занятие

Тема 5. Наш друг – светофор (12 часов)

Светофор  и  его  сигналы. Сигналы  регулирования  дорожного  движения. Изучение  и  тренировка  в  подаче  сигналов  регулировщика.  «Красный, желтый, зеленый». Своими руками. Итоговое занятие

Тема 6. Мы – ЮИД (30 часов)

Мы - пассажиры. Обязанности водителей, пешеходов и  пассажиров. Виды транспорта (наземный, водный, воздушный). Правила поведения в  общественном  транспорте. «Учимся соблюдать  правила  дорожного  движения» . Что такое –хорошо?. ПДД. Мой друг – велосипед. Ремень безопасности. Гимн ЮИД. ЮИД. Безопасное лето. Вместе. Подготовка праздничной программы. Мы – ЮИД.

Тема 7. Правила дорожного движения (24 часа)

 « Улица и мы». Обязанности пешеходов. Сигналы светофора. Пешеходные переходы. Правила поведения на улице. Элементы улиц и дорог. Движение по улицам и дорогам. Переход улицы на нерегулируемом перекрестке. Сигналы регулировщика. Дорожные знаки. Виды дорожных знаков. ГИБДД – помощник и друг.

Тема 8. Мой друг – велосипед! (14 часов)

Правила езды на велосипеде по улицам и на проезжей части. Езда на велосипеде. Устройство велосипеда. Устройство велосипеда. Требования к велосипеду. Фигурное вождение велосипеда. Порядок движения группы велосипедистов. Освоение приемов профилактики и ремонта велосипеда. Устройство велосипеда.

Тема 9. Безопасность и правила безопасности ( 30 часов)

ПДД и пешеход.  Правила безопасности пешехода. Безопасное пользование общественным транспортом. Общественный транспорт. Правила безопасности пешехода. Я- пешеход. Я б в водители пошел, пусть меня научат! Я – водитель! Поведение во дворах и парковых зонах.

Мой двор. Запрещается, разрешается. Мастерская дорожных знаков. В мире дорожных знаков.

Тема 10. Основы доврачебной медицинской помощи (32 часа)

Общие принципы оказания доврачебной помощи. Знай и умей. Я сам. Состав и назначение автоаптечки. Чрезвычайные ситуации на дороге. Поведение при аварийной ситуации. Техника наложения повязок. Первая помощь при общих ранениях. Наложение жгута и повязок. Первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей. Остановка кровотечений. Первая помощь при несчастных случаях. Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца. Первая помощь при ожогах и отморожениях. Транспортировка при различных видах травм. Оказание первой доврачебной помощи.

Тема 11. Пропаганда ПДД (36 часов).

Знаешь ли ты правила дорожного движения? В объективе- безопасность. «Друзья светофора». Красный , желтый, зеленый. Школа светофорных наук. Встреча с интересными людьми. Дорожная азбука. «Перекресток». «Мой друг – велосипед». Автогородок. Безопасность на дороге. Автогородок. Оказание первой доврачебной помощи. Способы оказания первой доврачебной помощи. «Внимание, дети!». ЗОЖ. Дети-дорога.

ИТОГО: 270 часов

Учебно-тематический план реализации программы:

№ п\п

Наименование разделов

Всего

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Формы организации

учебных занятий

1

Улица полна неожиданностей

22

Активные игры, танцы, изучение правил.

Игры, выступления

презентации

2

Наши верные друзья

20

Активно играть, расшифровывать выражения, рисовать и иллюстрировать.

 

Викторина, беседы, презентации, беседа с работником ГИБДД

3

Это должны знать все

24

Агитбригада

4

Дорожная азбука

26

пользоваться правилами ПДД

Викторина, беседы, презентации

5

Наш друг – светофор

12

Изготовление поделок своими руками

Выставка поделок

6

Мы – ЮИД

30

Праздник

7

Правила дорожного движения

24

Активно играть, расшифровывать выражения, рисовать и иллюстрировать.

Игры, беседы, презентации

8

Мой друг – велосипед!

14

пользоваться правилами ПДД

Соревнования

9

Безопасность и правила безопасности

30

Активно играть, расшифровывать выражения, рисовать и иллюстрировать.

Выставки, турниры, викторины.

10

Основы доврачебной медицинской помощи

32

пользоваться правилами ПДД

Викторина

11

Пропаганда ПДД

36

Спектакли, выступления агитбригады, концерты.

итого

270

Формы и виды контроля:

Выставки, турниры, викторины, соревнования, спектакли, выступления агитбригады, концерты, тестирования, анкетирования.

Учебно-тематическое планирование.

1 год обучения 66 часов

№п\п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

Форма деятельности учащихся

1

Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения?

2

2

-

Беседа с учащимися о ПДД. Просмотр фильма «Волшебник Продобрей»

2

Безопасность на улице.

2

-

2

Заочная экскурсия на проезжую часть. Игра «Я – пешеход»

3

Наш город, где мы живём.

2

2

-

Дискуссия на тему «Дороги нашего микрорайона»

4

Опасности на наших улицах.

2

2

-

Сообщения детей об опасных ситуациях на дороге

5

Мы идём в школу.

2

-

2

Составление плана-маршрута из школы домой    

6

Школа безопасности.

2

2

-

Игра «Светофорчик»

7

Движение пешеходов и машин.

2

2

-

Беседа с учащимися о ПДД

8

Правила перехода через дорогу.

2

2

-

Занятие в кабинете безопасности

9

Школа безопасности.

2

-

2

Подготовка сценария

10

Посвящение в пешеходы

2

-

2

Праздник

11

Добрая дорога

2

-

2

Конкурс рисунков

12

Наши друзья – дорожные знаки.

2

2

-

Рассказ учителя о знаках

13

Знакомство со знаками.

2

-

2

Презентация дорожных знаков

14

Дорожные знаки – пешеходам.

2

-

2

Занятие в кабинете безопасности

15

Светофор и его сигналы.

2

-

2

Рисуем светофор

16

Виды пешеходных переходов.

2

2

-

Беседа

17

Чтение дорожных знаков.

2

-

2

Работа в кабинете безопасности

18

Творческая мастерская

2

-

2

Изготовление дорожных знаков

19

Безопасный путь в школу.

2

2

-

Беседа с учащимися

20

А знаешь ли ты.

2

2

-

Викторина

21

Почитаем знаки?

2

-

2

Занятие в кабинете безопасности

22

Правила движения в колонне.

2

2

-

Беседа

23

Где можно играть?

2

2

-

Беседа

24

Мы пассажиры общественного транспорта.

2

-

2

Игра

25

Мы едем, едем, едем…

2

2

-

Презентация «Виды транспорта»

26

Мы пассажиры личного транспорта.

2

2

-

Беседа

27

Загородная дорога.

2

2

-

Заочная экскурсия

28

Пешеход на загородной дороге.

2

-

2

Занятие в кабинете безопасности

29

Мой друг - велосипед

2

2

-

Основы безопасности

30

Учимся соблюдать ПДД.

2

-

2

Занятие в кабинете безопасности

31

Итоговое занятие

2

-

2

Подготовка агитбригады

32

Выступление агитбригады

2

-

2

Подготовка агитбригады

33

Праздник «Мы – ЮИД»

2

-

2

Выступление агитбригады

Итого:

66

32

34

2 класс – 68 часов

№п\п

Тема

Количество часов

Форма деятельности учащихся

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

-

Мотивация на систематические занятия по программе.

2

Улица полна неожиданностей

2

-

2

Экскурсия «Наш город где мы живем»              

3

Безопасность на улице

2

2

-

Викторина «Азбука безопасности»

4

«Безопасный путь: Дом-школа-дом»  

2

-

2

Разработка схемы

5

Школа безопасности

2

-

2

Игра «Знающий пешеход»

6

Движение пешеходов и машин

2

-

2

Экскурсия «Я – пешеход»

7

Улица. Тротуар. Проезжая часть.

2

2

-

Игровая программа «Правильное движение»

8

Где и как надо переходить дорогу?  

2

2

-

Просмотр видеофильмов по правилам дорожного движения

9

Дорожные знаки

2

-

2

Игра «Найди пару»

10

Дорожные знаки

2

-

2

Конкурс рисунков «Правила дорожного движения - наши верные друзья»

11

Дорожная разметка и  её  предназначение

2

2

-

Беседа

12

Перекресток и его виды

2

-

2

Игра «Перекресток»

13

Итоговое занятие

2

2

-

Викторина

14

Светофор и его сигналы

2

2

-

Беседа

15

Сигналы регулирования дорожного движения

2

-

2

Игра «Сигналы светофора»

16

Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика

2

-

2

Игра «Регулировщик»

17

 «Красный, желтый, зеленый»

2

-

2

Развлекательная программа

18

Своими руками

2

-

2

Творческая мастерская

19

Итоговое занятие

2

2

-

Тестирование по итогам программы

20

Мы - пассажиры

2

2

-

Правила пользования транспортом

21

Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров

2

2

-

Викторина «Мы за безопасность на дорогах»

22

Виды транспорта (наземный,  водный, воздушный)

2

2

-

Беседа

23

Правила поведения в общественном транспорте

2

-

2

«От пешехода до пассажира» - игра

24

«Учимся соблюдать правила дорожного движения»

2

2

-

занятие – викторина

25

Что такое –хорошо?

2

-

2

Игра «Дисциплинированный пассажир»    

26

ПДД

2

-

2

Занятие в кабинете безопасности

27

Мой друг - велосипед

2

2

-

Основы безопасности при вождении велосипеда

28

Ремень безопасности

2

2

-

Беседа, просмотр фильма

29

Гимн ЮИД

2

-

2

Прослушивание и разучивание песни

30

ЮИД

2

2

-

Творческая встреча с ребятами из команды ЮИД

31

Безопасное лето

2

2

-

Беседа по безопасности

32

Вместе

2

-

2

Подготовка праздничного концерта

33

Подготовка праздничной программы

2

-

2

Подготовка агитбригады

34

Мы - ЮИД

2

-

2

Праздник, выступление агитбригады

68

32

36

                                                             3 класс – 68 часов

№п\п

Наименование темы

Количество часов

Форма деятельности учащихся

всего

теория

практика

1

Вводное занятие «Улица и мы»

2

2

-

Инструктаж

Беседа

2

Обязанности пешеходов

2

2

-

Диагностика знаний детей по ПДД, анкетирование

3

Сигналы светофора

2

-

2

Игра «Светофор»

4

Пешеходные переходы

2

2

-

Беседа

5

Правила поведения на улице

2

-

2

Викторина

6

Элементы улиц и дорог

2

-

2

Работа по таблицам

7

Движение по улицам и дорогам

2

2

-

Беседа, игра

8

Переход улицы на нерегулируемом перекрестке

2

2

-

Беседа (просмотр фильма)

9

Сигналы регулировщика

2

2

-

Беседа (встреча с инспектором)

10

Дорожные знаки

2

2

-

Экскурсия в «Страну дорожных знаков»

11

Виды дорожных знаков

2

-

2

Игра

12

ГИБДД – помощник и друг

2

2

-

Беседа

13

Правила езды на велосипеде по улицам и на проезжей части

2

2

-

Беседа о правилах езды на велосипеде.

14.

Езда на велосипеде

2

-

2

Овладение умений безопасного вождения велосипеда.

15

Устройство велосипеда

2

2

-

Беседа. Занятие в кабинете ПДД

16

Устройство велосипеда

2

-

2

Практикум

17

Фигурное вождение велосипеда

2

-

2

Освоение приемами маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда. Практикум

18

Общественный транспорт

2

2

-

Беседа «Правила для пассажиров»

19

Я –пассажир

2

-

2

Ролевая игра

20

Правила безопасности пешехода

2

-

2

Инструктаж по безопасности

Работа творческой группы

21

Контроль знаний

2

-

2

Тест «Безопасная дорога»

22

ПДД и пешеход.  

2

-

2

Игра-викторина

23

Правила безопасности пешехода

2

2

-

Беседа

24

Я- пешеход

2

-

2

Викторина.

25

Я б в водители

пошел, пусть меня научат.

2

2

-

Беседа «Правила для водителя»

26

Я – водитель!

2

-

2

Ролевая игра

27

Поведение во дворах и парковых зонах

2

2

-

Анкета

28

Мой двор

2

-

2

Конкурсный рисунок

29

Запрещается, разрешается.

2

2

-

Закрепление о правилах поведения и дорожных знаках

30-31

Мастерская дорожных знаков

4

-

4

Изготовление запрещающих дорожных знаков

32

В мире дорожных знаков

2

-

2

Игра – викторина

33

Итоговый урок

2

2

-

Тест-опрос

34

Праздник

2

-

2

Безопасная дорога

Итого:

68

32

36

4 класс – 68 часов

№п\п

Наименование темы

Количество часов

Форма деятельности учащихся

всего

теория

практика

1

Общие принципы оказания доврачебной помощи

2

2

-

Беседа

2

Чрезвычайные ситуации на дороге

2

2

-

Просмотр фильма

3

Знай и умей

2

2

-

Беседа об основных умениях и навыках оказания доврачебной помощи

4

Я сам

2

-

2

Практическое занятие

5

Поведение при аварийной ситуации

2

2

-

Беседа

6

Техника наложения повязок

2

-

2

Мед практикум

7

Первая помощь при общих ранениях

2

2

-

Беседа

8

Наложение жгута и повязок

2

-

2

Мед практикум

9

Первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей

2

2

-

Беседа

10

Остановка кровотечений

2

-

2

Мед практикум

11

Первая помощь при несчастных случаях

2

2

-

Беседа, опрос

12

Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца

2

-

2

Мед.практикум

13

Первая помощь при ожогах и отморожениях

2

2

-

Викторина

14

Транспортировка при различных видах травм

2

-

2

Мед практикум

15

Оказание первой доврачебной помощи

2

2

-

Круглый стол

16

Контроль знаний

2

-

2

Игра – соревнование «Санпост»

17

Знаешь ли ты правила дорожного движения?

2

2

-

Беседа. Викторина

18

В объективе- безопасность

2

-

2

Оформление альбома фоторабот

19

«Друзья светофора»

2

2

-

беседа

20

Красный, желтый, зеленый.

2

-

2

Конкурс рисунков

21

Школа светофорных наук

2

2

-

беседа

22

Встреча с интересными людьми

2

2

-

Встреча с инспектором ГИБДД

23

Дорожная азбука

2

2

-

Беседа по темам пройденного курса

24

«Перекресток»

2

-

2

Ролевая игра  

25

«Мой друг – велосипед»

2

2

-

Правила для велосипедистов. Беседа

26

Автогородок

2

-

2

Практикум

27

Безопасность на дороге

2

2

-

Беседа по ПДД

28

Автогородок

2

-

2

Игра -соревнование

29

Оказание первой доврачебной помощи

2

2

-

Беседа. Викторина

30

Способы оказания первой доврачебной помощи

2

-

2

Практикум

31

«Внимание, дети!»

2

-

2

Выпуск агитационных листовок

32

ЗОЖ

2

-

2

Конкурс рисунков

33

Дети-дорога

2

2

-

Викторина

34

Мы-ЮИД

2

-

2

Праздник для детей

Итого:

68

36

32

Формы аттестации

Образовательный процесс регулярно контролируется. В целях отслеживания результата освоения той или иной темы на занятиях осуществляется контроль в различных формах: опрос, педагогическое наблюдение за каждым учащимся, анализ, собеседование, опрос индивидуально, проводится анкетирование, тестирование обучающихся, организуются выставки, турниры, викторины, соревнования, спектакли, выступления агитбригады, концерты.

Форма контроля и подведения итогов.

При зачислении учащихся в группы проводится вводное анкетирование, которое показывает понимание обучающимися проблемы безопасности жизни, знание ими правил дорожного движения пешеходов и выявляются проблемы, над которыми в первую очередь необходимо работать педагогу.

Дважды в течение учебного года проводится тестирование: промежуточное в декабре и итоговое в мае. По итогам аттестации заполняется таблица мониторинга  освоения общеобразовательной программы.

Для подведения итогов используются такие формы занятий как: проведение игровых соревнований, тестирования, выступления обучающихся. Во время соревнований и тестирования учащиеся ярко демонстрируют все полученные навыки. Выступления обучающихся наглядно демонстрируют активность жизненной позиции каждого ученика.

Конечным результатом обучения  

По итогам реализации программы формируется ученик, соблюдающий правила дорожного движения; имеющий активную жизненную позицию; готовый принимать участие в конкурсах, викторинах, соревнованиях, агитбригадах; активно участвующий в пропаганде безопасного поведения на улице среди сверстников; бережно относящийся к себе, что должно подтверждаться результатами учебного тестирования.

Формы диагностики прогнозируемых результатов:

 При обучении используются следующие формы диагностики прогнозируемых результатов:

  • дорожные знаки – вопросы;
  • медицина – билеты;
  • знания устройства велосипеда – тестовая работа;
  • соревнования;
  • конкурсы;
  • круглый стол;
  • конкурсы рисунков;
  • конкурсы стенгазет.
  • Выступления агитбригад и творческих групп.

Критерии оценок

           Баллы выставляются каждому обучающемуся по пятибалльной шкале по каждому показанию. Все баллы суммируются, и вычисляется среднеарифметический балл, которые заносятся в графу «Итог освоения программы в баллах». Уровень освоения программы выставляется по следующей шкале: Если средний арифметический балл обучающегося составил:

от 1 до 2,5 – уровень низкий

 от 2,6 до 4 – уровень средний

от  4,1 до 5 – уровень высокий

1.Знание дорожных знаков.

Каждому обучающемуся предлагается выполнить 15 заданий на знания дорожных знаков. Каждый правильный ответ на вопрос начисляется 1 балл.

15 баллов – отметка 5

13-14 баллов – оценка 4

9-7 баллов – отметка 3

 6-1 не зачёт

Первая помощь (медицина)

Обучающимся предлагаются 12 билетов с теоретическими вопросами по оказанию первой доврачебной помощи. В каждом билете содержится 5 вопросов с тремя вариантами ответов к каждому, один из которых верный. За каждый правильный ответ начисляются баллы.

 5 баллов – отметка 5

 4 балла – отметка 4

 3 балла – отметка 3

 2 балла – не зачет

Знание велосипеда (теория)

Обучающимся выдается рисунок велосипеда. Каждый обучающийся определяет устройство велосипеда. За правильный ответ начисляются баллы

5 баллов – отметка 5 - нет ошибок

4 балла – отметка 4 – 2ошибки

3 балла -  отметка  3 –  3-4 ошибки

2 балла  - незачет   5 и более ошибок

Условия реализации программы:

Материально-техническое обеспечение:

Методическое оснащение:

  1. Права ребёнка. Нормативно-правовые документы, - Москва: ТЦ «Сфера», 2005.
  2. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51- 433/16).
  3. Горский В.А., Смирнов Д.В., Тимофеев А.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010.
  4. Виноградова Н. Ф. авторская программа «Юные инспекторы дорожного движения» 2007.
  5. Извекова Н.А., Медведева А.Ф., Полякова Л.Б. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.
  6. Клочанов Н.И. Дорога, ребёнка, безопасность: методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов / Клочанов Н.И. – М., 2004
  7. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет.- М.: ТЦ «Сфера», 2010
  8. Билеты по правилам дорожного движения, страхованию, медицине;
  9. Рисунки ребят с конкурсов по правилам дорожного движения;
  10. Разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений из интернет- ресурсов.

Техническое оснащение:

  • компьютер с экраном и проектором;
  • магнитофон;
  • плакаты по правилам дорожного движения;
  • препятствия из автогородка. 
  • Интерактивные наглядные учебные пособия для начальной школы.
  • Видеоматериалы для проведения пропаганды изучения правил дорожного движения    в начальных классах.
  • Специально оборудованный кабинет ПДД.

Кадровое обеспечение

- педагог дополнительного образования с соответствующим образованием

Список дополнительной литературы в адрес педагога

  1. Алексеев А.П.- М.: Эксмо, 2013г.-144 с.
  2. Алексеев А.П. Правила дорожного движения 2016 с иллюстрациями с последними    изменениями/А.П. Алексеев- М.: Эксмо, 2016г.-160 с.
  3. Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной работе. - Ростов н/д, 2011г.
  4. Громаковский А.А. Правила дорожного движения для начинающих 2013 (со всеми последними изменениями)/А.А. Громаковский. - М.: Эксмо,2016. -208с.
  5. Изучение правил дорожного движения. - Вологда, 2014г.
  6. Комментарии к Правилам дорожного движения, 2017г.
  7. Кузнецов В.В., Цыпкин А.Е. От велосипедиста до автомобиля. Пособие для учителя и учащихся. - Библиотека газеты: Ежедневные новости. Подмосковье, 2011г.
  8. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М, 2012г.
  9. Методические рекомендации по организации работы среди учащихся школ по правилам дорожного движения. - Майкоп, 2012г.
  10. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. - Вологда, 2011г.
  11. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. - Новосибирск – 2012г.
  12. Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Методические материалы. - Вологда, 2012г.
  13. Романова Е.А. Занятия по правилам дорожного движения/Е.А. Романова-М.: ТЦ Сфера, 2013-64с.
  14. У светофора каникул нет/ рекомендации/. - Вологда, 2011г.
  15. Учителю о правилах дорожного движения. / Рекомендации по организации       внеклассной работы с детьми по ПДД. – М., Просвещение, 2011г.
  16. Финкель А.Е. Правила дорожного движения в рисунках (редакция 2016.)/А.Е. Фикель.- М.:Эксмо,2016.-104с.
  17. Эйгель С.И. Словарь дорожных знаков. - Эксмо-Пресс, Москва,2011г.
  18. Эйгель С.И. 25 уроков по ПДД. - Эксмо-Пресс, Москва, 2012г.

Список литературы в адрес обучающихся

  1. Буланова С. Правила поведения на дороге. - «Стрекоза-Пресс», Москва, 2012г.
  2. Безопасность на дороге. Карточки для развития ребёнка -М.: Улыбка, 2014г.-231с.
  3. Лыкова, И. А. Безопасность на дороге. Беседы по картинкам. Основные понятия. Дидактический материал (набор из 8 карточек) / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. - М.: Цветной мир, 2014. - 533 c.
  4. Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения для начинающих 2016 (со всеми изменениями)/Н.Я. Жульнев.- М.: Эксмо, 2016г.-304с.
  5. Правила дорожного движения. - Москва, 2014г.
  6. Шельмин Е.В. Правила дорожного движения 2013 с примерами и комментариями/
    Е.В. Шельмин.- СПб: Питер,2013г.-160с.
  7. Шипунова, В. А. Безопасность на дороге. Сложные ситуации / В.А. Шипунова. - М.: Карапуз, 2014. - 712 c.

Интернет - источники

  1. Примерные программы и учебно-методический комплект для обучения участников отрядов юных инспекторов движения (http://минобрнауки.рф/документы/4960).
  2. Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам безопасности дорожного движения (http://минобрнауки.рф/документы/4962).
  3. Разработка концепции, методических рекомендаций и проектов нормативных документов по внедрению в деятельность образовательных организаций системы непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (http://минобрнауки.рф/документы/4965).
  4. Комплексный проект профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на период 2013-2020 г.г.(http://минобрнауки.рф/документы/5372).

Нормативно-правовые документы

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
    № 273-ФЗ;
    Федеральный закон от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
    Правила дорожного движения Российской Федерации (утверждены Постановлением   Совета Министров- Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090 (с изменениями и дополнениями);
  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001г. № 196 в редакции от 10.03.2009г.);
  3. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);
  4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008);
  5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41);
  6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242);
  7. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015г. № 09-3564);
  8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006г. № 06-1844);

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ступеньки к школе"

Программа разработана для подготовки детей к школе. Работа в студии "Ступеньки к школе строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по предмету  «Изобразительное  искусство. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Говоруша"

Программа кружка "Говоруша" по развитию речи для 1 классов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки".

Программа кружка "Умелые руки" создана на основе программы "Кружки начального технического моделирования" А.П.Журавлевой, М.: Просвещение, 1988 г....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная информатика".

Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий....

дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Дом, в котором мы живём"

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Дом, в котором мы живём" для детей младшего школьного возраста школы-интернат 5 вида...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...