Использование здоровьесберегающих технологий в группах продленного дня
статья

Гнитецкая Елена Федоровна

На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения.. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл зрительная гимнастика21.16 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия №107 Выборгского района СПб

Составитель: воспитатель ГПД  Гнитецкая Е.Ф.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения.

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Педагог должен быть и активным организатором, и советчиком. Вот несколько самых важных компонентов здорового образа жизни. Ими являются:

  • Ежедневная двигательная активность учащихся
  • Физическая пауза на уроке
  • Рациональное питание.
  • Соблюдение правил личной гигиены.
  • Соблюдение режима дня.
  • Безопасное поведение на улице, в игре.
  • Профилактические упражнения.

Приемы здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
  • компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, гимнастика, массаж);
  • стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки);
  • информационно-обучающие (адресованные родителям, учащимся, педагогам).

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Реализующиеся на основе личностно-ориентированного подхода, здоровьесберегающие технологии относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.

В целях углубления компетенций по здоровьесбережению на занятиях в группах продленного дня я использую различные методы и приемы: познавательная игра, ситуационный метод, соревновательный метод, практический метод – посредством элементарных движений во время занятия, физкультминуток, «минуток покоя», различных видов гимнастики (пальчиковой, дыхательной, артикуляционной, для глаз, для бодрости).

Поскольку нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, часто использую в своей работе упражнения зрительной гимнастики, которые могут быть использованы в целях профилактики и оздоровления, а также для того, чтобы вовремя предупредить зрительное утомление у детей во время занятий.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Для проведения не требует специальных условий. Упражнения выполняются 2-4 мин. При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе). Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

Особенно нравятся детям стихотворные формы гимнастики.

Примерные комплексы,  используемые мной на занятиях:

Гимнастика для глаз 1

Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Гимнастика для глаз 2

Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро-быстро поморгаем
И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.

Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились
На места отправились.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
 

Гимнастика для глаз 3

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.

И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

«Мостик»
Закрываем мы глаза,

вот какие чудеса. (закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают,

упражнения выполняют.

(продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем,

через речку мост построим.

(открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О»,

получается легко

(глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз

(глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем

(глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем.

(глазами смотрят вверх-вниз)

«Осень»

Осень по опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью поводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите – осень в золото одета!

(Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх –влево — вниз

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.

Повторить 2 раза).

«Елка»

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

(Выполняют движения глазами.

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.

Повторить 2 раза.)

 «Овощи»

Ослик ходит выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

(Обвести глазами круг.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Посмотреть влево- вправо

Влево — вправо.

Посмотреть вниз.

Посмотреть вверх.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.

Повторить 2 раза.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Использование здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня"

Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводит к улучшению психико-эмоционального состояния детей....

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня"

Приоритетные направления здоровьесбережения детей в ГПД; игра - аспект здоровьесбережения; факторы риска, негативно влияющие на здоровье детей в ГПД,...

Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня.

Здоровьесберегающие технологии используемые в ГПД....

Использование здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня.

В группе продленного дня особенно важны и нужны оздоровительные моменты, т.к. в первую половину дня дети в основном сидят за партами , у них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник...

Статья на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня на занятиях по бисероплетению"

Здоровьесберегающие технологии -это система работы оздоровительного пространства по сохранению и развитию здоровья его участников-и взрослых, и детей.Это касается не только учебных предметов,уроков фи...