Статья "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
статья (4 класс)

Светлана Петровна Будз

В статье идёт речь о патриотизме как нравственной ценности. Идея патриотического воспитания во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности. Любовь к родному краю и стране очень важно прививать с раннего детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nik_170.docx44.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: В статье идёт речь о патриотизме как нравственной ценности. Идея патриотического воспитания во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности. Любовь к родному краю и стране очень важно прививать с раннего детства.

      Работа классного руководителя не может быть продуктивной без знаний нормативно-правовой базы.

       Общеобязательные нормы (правила) в части обеспечения воспитательного процесса в образовательных организациях закрепляют:

  • Конституция Российской Федерации, Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации, устанавливающие право каждого гражданина на образование и закрепляющие осуществление процессов воспитания и обучения как предмета совместного ведения с Российской Федерацией;
  •    Семейный кодекс Российской Федерации;
  •    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  •    Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
  •    Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  •    Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  •    Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
  •    Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  •    Приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

               В концепции сформулированы базовые национальные ценности[1, с.21-22]:

  • патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  •  человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

      29 мая 2015 года Распоряжением N 996-р г. Правительством Российской Федерации была утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

       Стратегия определяет приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Стратегия предусматривает обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций по следующим направлениям:

   гражданское воспитание;

   патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;

   духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;

   приобщение детей к культурному наследию;

   популяризация научных знаний среди детей;

   трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;

   экологическое воспитание.

      Для успешной работы в этих направлениях можно использовать следующие психолого-педагогические технологии:

  • технология обучения в сотрудничестве,
  •  проектная и исследовательская деятельность,
  • технология игрового обучения,
  • технология решения творческих задач,
  • технология критического мышления,
  • - здоровьесберегающая технология,
  • - ИКТ и др.

       Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Приоритетные задачи воспитательной работы:

  • формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
  • формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;
  •  формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счёт активной жизненной и социальной позиции;
  •  создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
  • привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребёнка.

        Ребёнок растет сам. Его надо развивать, обогревать теплом своей души и обогащать знаниями. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда ребёнок станет полноценным членом общества.

Так каковы же цели воспитательной работы – воспитать Человека с большой буквы, утвердить его уникальное «я», выявить его неповторимое предназначение. А задача учителя помочь ему в этом.

          Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки в жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа: классный руководитель, учителя-предметники, психолог, педагог-организатор, библиотекарь, социальные службы. И все звенья данной цепочки должны двигаться к одной цели- воспитание достойного гражданина своей страны.

          «… В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро -сколько возможно больше и сколько возможно лучше.» Н.А. Добролюбов [3].

            Среди всех направлений наиболее важным, считаю, гражданско-патриотическое воспитание. Без этого нет будущего страны.

            Идея патриотизма сегодня претерпела определённые изменения. Она может и должна стать тем стержнем, вокруг которого формируется сознательно избираемая, активная, деятельная патриотическая позиция молодёжи, обеспечивающая её готовность и способность к активным действиям во благо Родины. Патриотическое воспитание – необходимое условие существования страны. Общество, утратившее патриотизм как один из идеалов, становится нежизнеспособным.

             Ещё будучи ребёнком, родители должны воспитывать в нём чувство гордости за свой родной край, свою страну. Родителям необходимо заострять внимание ребёнка на красотах родного края; во время прогулок объяснять ребёнку, что есть на территории данной местности; вместе с малышом принимать участие в озеленении города или благоустройстве своего двора; постоянно расширять кругозор своего ребёнка; оценивать свои и чужие действия и поступки;  читать книги о родной земле , её выдающихся героях, об уникальных традициях, культуре своего народа.

             Патриотизм является чувством, очень схожим с привязанностью, преданностью и ответственным отношением к своей родине. Цель взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы еще в маленьком возрасте научить его быть привязанным к родным местам, проявлять ответственность в своих маленьких поступках. До того, как малыш научиться сопереживанию бедам и задачам его Родины, ему необходимо прививать чувство сопереживания к своим ближним.

            А далее эту работу продолжит школа.  Патриотическое воспитание — это неотъемлемая часть образовательного и воспитательного процесса.

            Актуальность проблемы заключается ещё и в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по классу, редко сострадают чужому горю.

            Цель воспитания патриотизма у младшей категории школьников заключается в развитии у них следующих качеств:

  • воспитание у школьников чувства личного самоуважения через его добродетельные поступки, проявление любви и уважения к членам семьи, почтительное отношение к старшему поколению;
  • формирование объективного представления о личном окружении человека, умения подать себя правильно в обществе на основе принятых норм;
  • через проявление интереса к собственной семейной истории, ее личным традициям, уважение к прошлому страны, формируется любовь к своей малой родине, а также ответственность за ее будущее.

              При решении задачи патриотического воспитания любому педагогу необходимо выстраивать свою работу на основании следующих условий и индивидуальных особенностей младших школьников:

  • учет актуальности подаваемых знаний для детей указанного возраста;
  • воспитательный процесс должен носить непрерывный, систематический характер;
  • к каждому ребенку необходимо находить индивидуальный подход с учетом его личных особенностей;
  • разнообразные виды деятельности должны использоваться им на основании возрастных особенностей младших школьников.

              В воспитательной работе целесообразны следующие формы работы: уроки героико-патриотической тематики, дискуссии, классные часы, посвящённые беседам о родном крае, его героях, памятных местах; подборка информации о своих родных местах; тематические экскурсии; коллективное выполнение проектных работ; введение начальных уроков истории; конкурсы декламации поэтических стихов, рисунков, сочинений; проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках.

             Вот несколько примеров из моей работы в этом направлении.

             В рамках проекта «Маленькие герои большой войны» была проведена патриотическая акция по посадке деревьев в Аллее памяти маленьких героев. Цель проекта – обогатить и наполнить процесс исторического, героико-патриотического, интернационального и культурно-нравственного воспитания подрастающего поколения яркими именами, примерами и подвигами, незаслуженно забытых юных защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны.  Совместными усилиями городской и школьной библиотек с учащимися был проведён классный час о детях, которые навсегда оставили след в истории нашей страны. Позднее у школы были высажены саженцы и установлена памятная табличка. 

               Есть даты в истории нашей страны, которые нельзя забыть. Участие в Параде Победы, митинги у памятников – это неотъемлемая составляющая жизни нашего класса. В один из таких дней ребят приняли в ряды юнармейцев.

              Юные защитники нашей Родины принимали участие в военно-спортивной игре «Зарничка», в которой заняли 1 место.  Затем команда «Алые береты» представила нашу школу на региональном этапе Всероссийской военно-спортивной игры «Зарничка».  Ребята достойно выступили и показали себя как дружный и сплочённый коллектив.  

          Также были проведены военно-патриотические сборы "Юнармейское лето". Шестидневные сборы для юнармейцев оказались интересными и познавательными. Дети посетили огромное количество памятных мест, узнали много нового и интересного о городе-герое Керчи.

           Есть такая рана в Крыму — в поселке Мирном Симферопольского района. Это Мемориальный комплекс «Концлагерь «Красный». В 1941 году оккупанты организовали место принудительного содержания военнопленных и гражданских лиц. Условия содержания здесь были не менее кошмарными, чем в лагерях смерти. Посещение Мемориального комплекса оставило в маленьких душах детей неизгладимые впечатления.

            Мужество является той характеристикой, которая имеет огромное значение, занимая достойное место во внутреннем мире человеческой души.  «Рыцарский турнир», «Весёлые старты», «А ну-ка, мальчики», «Юные защитники» – это мероприятия, которые укрепляют коллектив, закаляют его силу и дух.

              В классе, в городской библиотеке неоднократно проводились патриотические уроки: патриотический марафон «И память о войне нам книга оставляет», «Мы помним! Мы гордимся!», «Листая страницы истории». Навсегда останутся в нашей памяти десантники 76-й гвардейской воздушно-десантной Черниговской Краснознамённой дивизии, преградившие путь боевикам в Чеченской Республике. Перед ребятами выступили военнослужащие– участники чеченской войны.  Живое общение с прекрасными людьми, достойными уважения приносит свои плоды.

            Ежегодно проходят конкурсы, Всероссийские акции, направленные на достойное воспитание подрастающего поколения. Ребята класса принимают в них активное участие. Многие работы отмечены дипломами. грамотами, благодарностями и сертификатами. Это такие акции как «Окна Победы»,

«Бессмертный полк», «Мы все равно скажем «спасибо», конкурсы «Дети Крыма против фашизма», «Базовые национальные ценности», «Вместе ярче», «Мирный космос», «Великое русское слово», «Рисуем Победу» и др.

           Каждый год я провожу мониторинг по уровню воспитанности младших школьников. На диаграммах представлены результаты проведения мониторинга за 4 года. Виден рост воспитанности учащихся.



                   Рис.1 Результаты диагностики обучающихся

        Это малая часть проведённых мероприятий, которые способствуют воспитанию настоящих патриотов своей страны.

       Патриотами люди не рождаются. Честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе.

Список литературы

  1. А.Я. Данелюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – 2009. – с.29
  2. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа // Начальная школа. - 2011. - №11. - С.68 – 71
  3. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения - 1986. - 348с.

.  

                 

                                     

           

                                       



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы младших школьников

Эта работа включает в себя методы работы классного руководителя у с учащимися начальной школы....

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы младших школьников

Когда ребенок маленький, когда он жадно впитывает весь окружающий мир. Вот в этот период закладывается самый прочный фундамент будущей личности. Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

Приоритетное направление воспитательной работы в рамках программы ФГОС.

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях. К.Д.Ушинский....

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья

В статье дается определение патриотизму и система работы  по патриотическому воспитанию...

Статья "Роль классного руководителя в организации воспитательной работы младших школьников"

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы младших школьниковНравственные чувства и навыки поведения — это тот стержень, вокруг которого формируются морально-этические взгля...