Классный час "Блокада Ленинграда"
классный час

Софроний Аурика Игоревна

Классный час "Блокада Ленинграда"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Софроний А.И.

Технологическая карта классного часа «День снятие блокады Ленинграда»

Тема: День снятие блокады Ленинграда

Цели деятельности педагога

расширение представления детей о блокаде Ленинграда, воспитывание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Средства обучения

Презентация с видео- и аудиоматериалами.

Литература

https://urok.1sept.ru/статьи/660425/

Этап урока  указанием продолжительности этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

Организационный этап (1 мин)

Приветсвует учащихся

Приветсвуют учителя

Целеполагание (3 мин)

- Какое сегодня число?

- Что важного произошло в этот день?

- Верно. Сегодня мы с вами погрузимся в страшное прошлое нашей страны. Мы поговорим о блокаде Ленинграда.

- 27 января.

- День снятие блокады.

Основной этап (35 мин)

- Давайте для начала вспомним. Когда началась Великая Отечественная Война?

- В конце июня 1941 года были прекрасные летние дни. Стояла прекрасная погода. Кто-то собирался на дачу, кто-то в парк. И вдруг...

(Левитан.Объявление о начале ВОВ)

жизнь изменилась, началась война!

- 22 июня 1941 г. в 4 часа утра немецко-фашистские войска вероломно, без объявления войны вторглись в нашу страну. Их натиск был очень силен, они быстро продвигались вглубь страны и к концу лета 1941 г. заняли огромную территорию Советского Союза. В том числе они вплотную приблизились к Ленинграду – второму по численности населения городу СССР. К началу войны в городе проживало более 3 млн. человек.

- Почему же Ленинград так был важен для захватчиков?

Самое главное заключается в том, что Ленинград имел очень важное стратегическое значение. Захватить Ленинград – значит захватить побережье Балтийского моря, а это повлекло бы за собой уничтожение Балтийского флота. Захватить Ленинград – значит захватить уже всю страну. Вот почему захват Ленинграда был важнейшей целью Гитлера и его окружения.

- Люди начали обороняться, чтобы не подпустить врага к Ленинграду. Из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы. А между тем, немецкие войска наступали на всех фронтах. Преодолев героическое сопротивление советских войск и прорвавшись через народное ополчение, которые испытывали нехватку оружия и боеприпасов, противник 8 сентября 1941 года перерезал последнюю железную дорогу, связывавшую Ленинград с остальной страной, и блокировал город. Началась героическая борьба ленинградцев в условиях блокады.

- Что такое блокада?

- Чтобы нам лучше понять, что такое блокада для Ленинграда, я предлагаю нам посмотреть одно видео.

В\м «Один день из жизни блокадного Ленинграда»

- Так блокада продолжалась почти 900 дней. Каждый день бомбежка, голод, смерти, а зимой еще холод. Особенно тяжело было детям.

На фоне видео «Дети блокадного Ленинграда».

Наравне со взрослыми они переносили все невероятные лишения, которые выпали на их долю.

Требовались рабочие. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага. В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.

- Есть одна девочка. Зовут ее Таня Савичева. Кто-нибудь знает что-нибудь об этой девочке?

Судьба этой девочки, как и всех детей Ленинграда, была трагична. Она вела дневник, в которой вела страшные записи – даты смерти ее близких! Она и ее знаменитый дневник стали символами блокадного Ленинграда.

В\м «Таня Савичева»

- Ленинград был окружен. Вы можете увидеть это на карте. В блокированном городе оказалось более 2,5 миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Перерезаны все железнодорожные, речные и автомобильные пути сообщения. Город голодал. Оставался только один выход. Что это за выход?

 - “Дорога жизни” — единственный путь сообщения блокадного Ленинграда с Большой землей. Почему этот путь называют именно так?

Дорога Жизни была очень опасна. После того как зимой лед достигал достаточной толщины, по нему начинали перевозить грузы в блокадный Ленинград, эвакуировали людей. 22 ноября 1941 году на еще не окрепший лед вышли первые грузовики, которые везли муку. Все, кто обслуживал ледовую трассу – работали в необычайно сложных условиях: в цепенящую стужу, когда лед таял, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

- Дистанция была установлена при движении друг за другом автомобилей, чтобы избежать опасности ухода под лед сразу нескольких грузовиков. Через каждые 200 метров водители видели днем дорожные знаки, а ночью — маячные фонари. Через полыньи*, периодически возникавшие на льду Ладоги, оперативно устанавливались деревянные мостики.

* Полынья́ - это не замерзающее окно на поверхности водоема.

Показываем на льдинах полыньи.

- По маршруту движения также были расставлены регулировщики — как правило, молодые женщины, сооружены пункты обогрева и места для оказания первой медицинской помощи. Дорогу обслуживало не менее 300 человек, не считая водителей и охрану.

- В первую военную зиму в блокадный Ленинград было доставлено более 360 тонн грузов, из которых более 260 тысяч тонн составляло самое важное для Ленинграда — продовольствие. В обратный путь, на Большую землю вывозились люди. С ноября 1941-го по апрель 1942-го, когда лед растаял, ледовая трасса перевезла более 550 тысяч ленинградцев, в первую очередь, детей, женщин и стариков.

- Чтобы лучше понять, что такое Дорога жизни, мы предлагаем вам просмотреть фрагмент из фильма «Ладога».

Просмотр фрагмента из фильма «Ладога»

- Дорога жизни спасла много судеб. Но и она же приносила немало смертей. Трасса находилась под постоянным обстрелом и бомбежкой немецкой артиллерии и авиации, а суровый нрав Ладоги вносил дополнительные коррективы в работу. В результате, только 29 ноября 1941 года было потеряно 52 автомашины, а к 1 февраля 1942 года на льду Ладожского озера затонуло 327 автомашин. Гибли люди, машины уходили под лед, но дорога продолжала функционировать.

- Водители старались за сутки совершить две поездки. Речь шла о жизни и смерти сотен тысяч людей. Некоторые шоферы успевали сделать даже три рейса.

В отдельные периоды на "Дороге жизни" работало до четырех тысяч автомобилей. Чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть, шоферы при езде на трассе часто не закрывали двери.

-  Всего же за период функционирования "Дороги жизни" к весне 1943 года из Ленинграда был эвакуирован 1 миллион 376 тысяч человек и, в свою очередь, доставлено более полутора миллиона тонн грузов. Город выстоял и выжил.

- Несмотря ни на что, ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: “Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!” Все выбежали на улицу, кричали: “Ура!”,- поздравляли друг друга. Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из самых скорбных – каждый, доживший до этого праздника, за время блокады потерял родственников, друзей, знакомых...

В честь победы в битве за Ленинград над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах

- 22 июня 1941 г.

Рассуждения детей.

Ответы детей.

- Дорога Жизни.

Рассуждение детей

Итог (5 мин)

- Вот мы с вами поговорили о блокаде.  Что вы чувствуете сейчас?

- Скажите, для чего нам важно знать это?

- Есть такие строчки:

Опять война, опять блокада, -

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: “Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали стихов достаточно вполне”.

И может показаться правы и убедительны слова,

Но даже, если это правда, такая правда не права!

Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть. Она как сила нам нужна!

- Тем, кто родился после войны, многого уже не понять, что пережило военное поколение. Можно только слушать рассказы тех. кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти...

Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережИть ледяной ад. И не только пережИть, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

Отвечают на вопросы.

Заключительный этап (1 мин)

- Надеюсь, вы запомните последние наши мысли и с уважением относиться к этой знаменательной дате.  

Спасибо за внимание! До свидание!

Прощаются



Предварительный просмотр:

Ссылка на презентацию: https://docs.google.com/presentation/d/1f9_JaK_J_wTR0FsXhLAy9grkd3YjU_MM/edit?usp=sharing&ouid=111249220692153301926&rtpof=true&sd=true


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Блокадный Ленинград"

 В преддверии великого праздника Дня Победы мы начинаем задумываться о том, что нынешнее поколение совсем не знает той войны. Все меньше и меньше становится ветеранов, которые могли бы рассказать наши...

Классный час "Блокада Ленинграда"

Классный час "Блокада Ленинграда"...

Классный час: "Блокада Ленинграда" с использованием ИКТ

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа....

Классный час с презентацией "Блокада Ленинграда"

Материал рассчитан на 2 урока. Дети наглядно знакомятся с 900-дневной обороной Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....

Классный час на тему "Снятие блокады Ленинграда".

Классный час посвящённый памятной дате...

Классный час "Подвиг защитников Ленинграда"

Предлагаю Вашему вниманию сценарий воспитательного мероприятия, прсвящённого освобождению города - героя Ленинграда от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны....

Классный час "Дети блокадного Ленинграда"

Материал классного часа  знакомит детей с событиями, происходящими в блокадном Ленинграде....