Программа воспитания на 2021-2022 учебный год
рабочая программа (2 класс)

Доржиева Жаргалма Сырен-Доржеевна

план воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Иволгинский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа Хойтобэе»

Рассмотрено на заседании методического объединения классных руководителей ___________________

Руководитель МО:

___________(______________)

Протокол № ____

от «___» ____________ 202__г.

Согласовано:

Заместительдиректора по ВР

МОУ «СОШ Хойтобэе»:

___________ (Халтубаева К.А.)

«____» _____________ 202__г.

Утверждаю:

Директор

МОУ «СОШ Хойтобэе»

____________ (Бадмаев В.М.)

Приказ № ____

от «___» ____________ 202__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Класс:

Уровень образования – начальное общее образование

Срок реализации программы – 2021-2022 учебный год

Рабочую программу составила: Доржиева Ж. С-Д, классный руководитель

Хойтобэе,2021

  1. Особенности организуемого во 2 «а» классе воспитательного процесса

Во 2 «а» классе обучаются 28 детей. Классный коллектив сформирован 01.09.2020 года.

2012

2013

2014

итого

Мальчики

1

11

2

14

Девочки

14

-

14

Итого

1

25

2

28

         

       27 детей – из полных семей, 1 ребенок – из неполной семьи. Семьи благополучные. На учете в органах социальной защиты состоит 20 семей. Детей – инвалидов, и опекаемых в классе нет.

       Классный коллектив находится на стадии становления. Поэтому воспитательная работа в 2020-2021 учебном году была направлена на создание классного  коллектива, на формирование уважительного отношения к одноклассникам и привитие культуры учебного сотрудничества, а также формирования познавательной активности учащихся.

       Работоспособность класса хорошая. Дети  любознательны и общительны. На контакт со взрослыми идут легко. Большое внимание уделялось воспитанию культуры учебного труда и правилам поведения в школе.

Дополнительным образованием охвачено 23 ребенка. Учащиеся посещают кружки и секции организованные Иволгинским районным центром дополнительного образования, спортивными школами, а также другими организациями дополнительного образования города Улан-Удэ.

       Учащиеся проявляют  активную жизненную позицию. Об этом говорит то, что дети принимали  с родителями активное  участие в школьных и региональных конкурсах:

  1. Школьный конкурс макетов, посвященных ПДД - 1 место.
  2. Школьный конкурс «Новогодняя дверь» - 1 место.
  3. Школьный конкурс чтецов, посвященный Новому году- Цыремпилова Чимита -1 место, Шадапова Номина – 3 место.
  4. Школьный конкурс «Айлшалыт манайда» (Сагаалган) – 1 место
  5. Школьный видеоконкурс для родителей « Гэрбулындухэригтэ» ( семья НайдановаСаяна) – 1 место
  6. Школьный конкурс «Эрын гурбан наадан» - 1 место
  7. Школьный конкурс « Отгадывания бурятских кроссвордов» ( Сагаалган) 1 место
  8. Республиканский этап Всероссийского детского экологического форума « Зеленая планета 2021»( апрель 2021): Дмитриева Милена ( участие), Омоктуева Айлана( участие),  Монголова Айлана( участие), Бимбаев Жаласан( участие)
  9. Республиканская природоохранная акция « Защитим лес от пожаров» ( апрель 2021): МонголоваАйлана( участие)
  10. Региональный этап Всероссийского конкурса обучающихся на знание государственных  и региональных символов и атрибутов Российской Федерации и Республики: Монголова Айлана( участие)
  11. Школьный конкурс патриотической песни – 1 место
  12. Школьный конкурс «А ну-ка, девочки!» 2 место
  13. Школьный конкурс чтецов, посвященный Дню Победы – Мясников Ярослав 2 место –
  14.  Школьная олимпиада по математике -1 место Дмитриева Милена,  ОмоктуеваАйлана , Ступакова Кристина
  15. Научно – практическая конференция школьников ЦыленоваНаран – Туяа 2 Школьная олимпиада по краеведению: ЦыремпиловаЧимита 2 место, Галсанов Бэлигсана -3 место, ШадаповаНомина - участие
  16. Школьный конкурс – викторина « По страницам сказок К.И. Чуковского» - 1 место.
  17. Участие в онлайн- концерте, посвященном Дню Матери, Масленице, участие в онлайн- акции « Бессмертный полк».

За первый год работы с детьми 2 «а» класса, выявились следующие проблемные вопросы:

  1.  Высокая тревожность и возбудимость, проблемы с концентрацией внимания, низким уровнем здоровья.
  2. Инфантилизм,  недостаточная сформированность  трудовых навыков, навыков самообслуживания. Отсюда стремление к иждивенчеству, требование постоянной заботы, пониженная критичность по отношению к самому себе, недостаточно сформированная ответственность за свои поступки.
  3. Избыточное погружение в виртуальную среду. зависимость от гаджетов, ухудшение восприятия живой речи.
  4. Слабое физическое развитие.

В 2021-2022 учебном году процесс воспитания в нашем классе будет основываться на следующих принципах:

-Открытость;

-Совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители); --Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом;

-Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней;

-Свобода участия – учитывается мнение учащихся и родителей в выборе задания во внеклассном мероприятии;

-Обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия);

-Сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу;

-Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.

Основным ориентиром будет являться  создание в  урочной и внеурочной деятельности комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие учеников и учителя. Реализация процесса воспитания будет проходить  через создание ярких и содержательных событий, с общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

  1. Цель и задачи воспитания.

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений).

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности.

В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:  

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах;

- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);  

- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом  людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.  

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

3. Виды, формы и содержание деятельности.

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы.

Рабочая программа включает в себя:

Инвариантные модули:

- 3.1. Модуль «Школьный урок»

- 3.2. Модуль «Классное руководство»

- 3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование»

- 3.4. Модуль «Работа с родителями»

- 3.5. Модуль «Самоуправление»

- 3.6. Модуль «Профориентация»

Вариативные модули:

- 3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

- 3.8. Модуль «Детские общественные объединения»

- 3.9. Модуль «Школьные социальные медиа»

- 3.10. Модуль «Экскурсии, экспедиции и походы»

- 3.11. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

-3.12. Модуль «Профилактика»

Мероприятия по всем модулям отражены в плане воспитательной работы школы, дополняется и корректируется по мере необходимости.

План воспитательной работы хранится в электронном варианте на гугл диске.  

3.1. Модуль «Школьный урок»

Основная идея и цель данного модуля предполагает использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета на уроках, для системного осуществления воспитательной деятельности в образовательном учреждении.

Каждый учитель-предметник самостоятельно определяет применение тех или иных форм работы на уроках, с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности обучающихся.

На начальном этапе реализации программы воспитания и работы школы в целом, предполагается разнообразие форм, средств и методов, используемых на уроке.

Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение знаний в объекты эмоционального переживания; организацию работы с воспитывающей информацией; привлечение внимания к нравственным проблемам, связанным с открытиями и изобретениями.

Традиционный формат предметных недель для уровней основного и среднего образования – заменяется на нестандартное совмещение разных дисциплин. Примером может служить «Неделя математики и музыки», «Неделя физики и литературы», «Неделя информатики и истории», «Неделя геометрии и биологии», Неделя географии и физической культуры», «Неделя технологии и экологии» и т.д. Каждый новый учебный год можно вносить изменения в последовательность, совмещение и количество дисциплин, что позволит поддерживать интерес к предметным неделям.

Межпредметные связи повышают научный уровень обучения, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений действительности. При этом развивается системность мышления, гибкость ума, умение обобщать, мыслить абстрактными понятиями, благодаря межпредметным погружениям и предметным неделям формируется целостная картина мира. Немаловажное значение имеет воспитательный эффект нестандартных предметных недель – скоординированные усилия учителей-предметников и классных руководителей позволяют усилить воспитательный потенциал учебных предметов, показать практическую значимость знаний, развивают способности обучающихся.

Организация периодических интеллектуальных мероприятий (игр, конкурсов, ТВ-шоу, квестов, квизов), организаторами которых могут выступать не только учителя и ученики, но и  родители (законные представители) обучающихся, социальные партнеры, студенты и т.д. Создание собственной интеллектуальной игры для проведения соревнований с приглашением учащихся других школ, как в очном режиме, так и в онлайн-формате.

Для совершенствования полученных знаний на уроках и более глубокого понимании предмета, создаются предметные клубы, что во многом позволит повысить качество школьного урока.

Возможность перехода от классно-урочной системы к урокам, проводимых вне стен школы, в окружающем социуме: в сельской библиотеке, в КСЦ, в детском саду, в учреждениях среднего профессионального и высшего образования, в музеях, научно-технических центрах, школе искусств и другие варианты. Пространство окружающего социума становится пространством приобретения опыта самостоятельных социальных проб, реализации собственных инициатив, навыков самоорганизации. Здесь обучающиеся получают опыт сотрудничества, партнерских отношений друг с другом и со взрослыми. Не остается в стороне цифровые технологии проведения уроков, что позволяет проводить занятия в местах географически далеких от школы.

В школе организуются мероприятия для учителей: мастер-классы, тренинги, ролевые игры, мозговые штурмы по вопросам воспитания на уроке, которые отражены в плане методической работы школы.

3.2. Модуль «Классное руководство»

Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе, социальным педагогом, педагогом-психологом; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Деятельность классного руководителя по вопросам воспитания подразделяется на направления:

Работа с классом:

  • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
  • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
  • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
  • сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
  • выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

Индивидуальная работа с учащимися:

  • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом.
  • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
  • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
  • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе, социальным педагогом, педагогом-психологом:

  • регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, социальным педагогом, психологом, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
  • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
  • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
  • привлечение учителей, социального педагога и психолога к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
  • Поддержание связи с КДН, ПДН, органом опеки и попечительства, медицинскими организациями, органами социальной защиты и т.д.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

  • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
  • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
  • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
  • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
  • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности

и дополнительное образование»

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования преимущественно осуществляется через:

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности.

Познавательная деятельность. Передача школьникам социально значимых знаний, развитие их любознательности, привлечение их внимания к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирование их гуманистического мировоззрения и научной картины мира осуществляется через предметные кружки и клубы (Занимательная физика, Физика в экспериментах, Английский и др.)

Художественное творчество. Для создания благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, направленных на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общего духовно-нравственного развития функционируют хореографический кружок «Бадма Сэсэг», вокальный кружок «Аялга», арт-студия «Линия горизонта», фольклорный кружок.

Проблемно-ценностное общение. Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей происходит через журналистский кружок, школьную газету, школьное радио, волонтерский клуб «Лотос».

Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда.

Спортивно-оздоровительная деятельность. Физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых достигается через работу педагога организатора ОБЖ, кружок Юнармия и спортивный клуб «Тамир» (волейбол, легкая атлетика, баскетбол- на данный момент не начала действовать).

Реализуются секции «Вольная борьба», «Таэквондо», «Стрельба из лука», «Футбол».

3.4. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: 

На групповом уровне:

  • Родительский комитет школы (родительский комитет класса), участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
  • общешкольные и классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников, вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми;
  • Размещение актуальной информации, новостей, рекомендаций на сайте школы, социальных сетях, в группах и сообществах различных мессенджеров, через работу школьных медиа;
  • Создание семейных клубов по интересам, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения, с возможностью проведения различных мастер-классов, семинаров, круглых столов, с приглашением разных специалистов;
  • Осуществление родительского контроля питания в школьной столовой, возможность посещения школьных учебных и внеурочных занятий для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;

На индивидуальном уровне:

  • работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
  • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

3.5. Модуль «Самоуправление»

Основная цель модуля заключается в создании условий для выявления, поддержки и развития управленческих инициатив обучающихся, принятия совместных со взрослыми решений, а также для включения обучающихся школы в вариативную коллективную творческую и социально-значимую деятельность. Участие в самоуправлении даёт возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, получить опыт конструктивного общения, совместного преодоления трудностей, формирует личную и коллективную ответственность за свои решения и поступки.

Главным органом школьного самоуправления является Школьный парламент, который состоит из министерств: культуры, спорта, образования, труда и порядка, СМИ и ИТ, мировой суд, которые ведут работу по развитию качества школьной жизни.   В состав школьного самоуправления входят лидеры классов, старосты, активисты детских объединений (российское движение школьников, бригада юных инспекторов дорожного движения, бригада юных пожарных, волонтерский клуб «Лотос», спортивный клуб «Тамир» и др.

Школьный парламент занимается следующими задачами: планирование, организация и анализ общешкольных мероприятий и культурно-образовательных событий; разработка и внедрение инициатив ученического, педагогического и родительского коллективов; управление социально ориентированной деятельности школы; создание и укрепление общешкольных традиций. Уровень общешкольного коллектива предполагает получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.

На уровне классного самоуправления решаются следующие задачи: под руководством классного руководителя создается модель самостоятельной деятельности по реализации инициатив обучающихся; создаются условия для выявления и реализации творческого потенциала обучающихся; воспитывается личная и коллективная ответственность за выполнение порученных дел, обеспечивается тесная связь с общешкольным ученическим самоуправлением.

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Поскольку учащимся 5-9 классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление может курироваться заместителем директора по воспитательной работе, социальным педагогом, педагогом-психологом, педагогом-организатором.

Деятельность органов школьного ученического самоуправления разного уровня отражается в план-сетке мероприятий школы. Для повышения значимости, продуктивности, привлекательности работы школьного самоуправления, дважды в год проводятся специальные учебные курсы (тренинги, занятия, игры) для актива школы, на которую приглашаются лидеры всех классов. Установка стенда школьного парламента, с актуальным содержанием, позволит остальным учащимся видеть результаты работы и лиц, которые задействованы в улучшении школьной жизни.

         

3.6. Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и школьников включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профориентационных практик и профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.

        Профориентационная работа осуществляется: на классных часах; на занятиях дополнительного образования; при вовлечении детей в детско-взрослые объединения; в организованных ознакомительных мероприятиях; экскурсиях; походах; участие в днях открытых дверей, встречах с людьми разных профессий.

Раз в год силами всей школы будет организован выставочный конкурс «Огромный мир профессий».

Для учащихся 10 и 11 классов данное направление становится приоритетным. Выбор предметов сдачи государственных экзаменов, проведение бесед по выбору профессий с учеником и его родителем становится частым, важно два раза в год приглашать специалистов профориентационных центров или психологов.

3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Для создания системы условий, возможностей для саморазвития, укрепления традиций, лучшего взаимопонимания родителей, учащихся и учителей, формирования благоприятного микроклимата, доверительного отношения ежегодно должны проводится традиционные мероприятия, которые объединяют всех представителей воспитательного процесса.

На сегодняшний день в школе выделены следующие общешкольные ключевые дела:

«День знаний» - связанный не только с началом нового учебного года, но являющийся исторической датой школы, а именно торжественным открытием школы (1 сентября 2020 года). Подготовку и проведение торжественной линейки, возлагается на учителей 9 и 11 классов и педагога-организатора.

«День учителя»- особый и традиционный, профессиональный праздник, позволяющий выразить благодарность и любовь к своим учителям. Традиционный день самоуправления позволяет детям проявить свои навыки самоорганизации, подготовка и проведения праздничного концерта.

«Новый год» - волшебный и красочный праздник.

«Сагаалган» - традиционный бурятский праздник, который в школе проводится на протяжении месяца. Столько же занимает подготовка к нему: в течении месяца проводятся различные конкурсы среди классов, конкурсы фотографий и видео, рисунков и подделок, конкурсы для семей, тематические уроки, мастер-классы и т.д., важным требованием является в эти праздничные дни наличие традиционного бурятского костюма.

«День Победы» - историческая дата, гордость за отчизну, память о героях. Все участники образовательного процесса участвую во всероссийских акциях (Георгиевская лента, Бессмертный полк и др.), в общешкольных конкурсах рисунков, военной песни, смотрах строевой подготовки. Классные часы, приглашение членов «Боевого братства» и т.д.

«Последний звонок»- праздник выпускников, за подготовку, оформление и проведение торжественной линейки отвечают учителя 1 классов.

3.8. Модуль «Детские общественные объединения»

На базе школы продолжается работа, направленная на развитие детских общественных объединений. Основными являются «Российское движение школьников», волонтерский клуб «Лотос», бригада ЮИД, Юнармия. Также создано объединение по сохранению и развитию бурятского языка,  члены объединения принимают участие в различных конкурсах.

Члены общественного объединения получают важный для них опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом, развивают в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. 

Основной формой работы в данном учебном году будут:

  •  клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения событий;
  • Организация членами клуба мероприятий для начальной школы (изготовление сувениров, открыток, постановки спектаклей, творческие занятия и т.д.);
  • Поиск и сотрудничество с общественными объединениями Иволгинского района и города Улан-Удэ, ТОСами;
  • Для членов объединений будут организовываться обучающие курсы, встречи с представителями общественных организаций, выездные экскурсии в Добродом;
  • Для членов волонтерского клуба и членов РДШ, будет проводиться работа по регистрации на сайтах РДШ.ру и Добро.ру.

        Администрацией и педагогическим персоналом будет осуществляться поддержка детского объединения, его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении.

3.9. Модуль «Школьные и социальные медиа»

Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • Работа структурного подразделения школьного парламента (министерства СМИ и ИТ) и школьной газеты и радио «Сагаан Дали», целью которого является освещение (наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления;
  • Создание творческого клуба по интересам, цель которого – объединить детей и взрослых. Работы членов данного сообщества будут публиковаться в школьной газете, социальных сетях, на школьном сайте, по возможности выпускаться сборниками стихов, рассказов, книжек-иллюстраций, роликов, клипов, фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое, правовое просвещение аудитории.
  • Организация мероприятий, способствующих развитию компетенций в медийной сфере (уроки фотографии, встречи с блогерами, знакомство с профессиями и процедурой создания медиаконтента).
  • участие школьников в конкурсах школьных медиа.

3.10. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»

Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.  Воспитательные возможности данного модуля реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности.

  • Экскурсии в музеи, технопарки, другие образовательные учреждения, библиотеки как для отдельных классов, так и с членами школьного самоуправления, активистами, членами клубов, родителями.
  • Походы, организованные классными руководителями, родителями, школьным самоуправлением, с привлечением педагогов дополнительного образования, продолжением которого могут стать: сочинения, видеообзоры, рекомендации, фотоплакаты и многое другое.
  • Спортивно-туристические слеты членов движения Юноармейцев, членов спортивного клуба, участие в районных и республиканских слетах, для применения теоретических знаний на практике.

Все планируемые экскурсии, экспедиции и походы отражены в плане воспитательной работы школы, а также в планах воспитательной работы классных руководителей.

3.11. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:

  • размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
  • озеленение пришкольной территории, осуществление полной процедуры выращивания цветов от семени до оформления и высадки на территории школы.
  • Создание уголка уединения и отдыха;
  • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
  • событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
  • совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, эмблема школы, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации  во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
  • организация и проведение конкурса творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории, помещения школы.
  • акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

Для повышения интереса к созданию предметно-эстетической среды школы организуются конкурсы на лучшее тематическое оформление, лучший класс, лучший классный уголок и т.д.

3.12. Модуль «Профилактика»

        Важным аспектом воспитательной работы является профилактическая работа, которая обуславливает предотвращение негативных последствий и девиантного поведения, своевременное предупреждение нарушений и несчастных случаев.

        Направления профилактической работы, следующие: профилактика правонарушений, терроризма, экстремизма, табакокурения, употребления психоактивных и психотропных веществ; суицида, профилактика детского дорожного травматизма, пожаров, заболеваний, негативных последствий информационной среды, вовлечения в различные субкультуры.

        Функционирование Совета по профилактике правонарушений обеспечивает контроль и нормативное-правовое и документальное регулирование.

        В начале учебного года ежегодно будет избираться состав Мирового суда школьного самоуправления, позволяющий решать небольшие конфликты и разногласия силами самих учеников.

        Привлечение к организации и проведении мероприятий членов родительской общественности, работников медицинских учреждений, центров, библиотек, инспекторов ГИБДД, ПДН, специалистов органов опеки и попечительства, социальной защиты, членов общественных объединений, волонтеров, студентов юридической, социально-психологической специализации.

        Профилактические мероприятия проводятся в виде лекции, беседы, встречи, тренинги, вебинары, игры, решение кейсов, родительские собрания, классные часы, конкурсы, акции, недели безопасности, экскурсии, квесты и многое другое.

4. Анализ воспитательного процесса

Результатами воспитания в 2020-2021 учебном году можно считать успешную адаптацию учащихся 2 «а» класса к школе, успешного начала формирования классного коллектива, вовлеченность детей во внеурочную деятельность, кружки и секции, участие в общешкольных делах, конкурсах и конференциях школьного уровня и высокий уровень участия в общешкольных ключевых делах. Высокий уровень заинтересованности родителей вопросами обучения детей и их активное участие в школьных делах, посредством работы родительского комитета класса и школы.

Прошедший учебный год был непростым, с учетом эпидемиологической ситуации и первым годом работы школы, новый коллектив педагогов, учащихся и родителей.  

Не решенным остается вопрос налаживания доверительных отношений с родителями учащихся, которые не посещают родительские собрания, и мало интересуются школьной жизнью ребенка и вовлечения их в учебно – воспитательную работу класса и школы.  Решение этого вопроса является важным фактором качественной воспитательной работы.

Стоит уделить внимание новым методам и способам раскрытия творческого и учебного потенциала учащихся класса.

Отсутствие педагога-психолога в нашей школе, не позволило в короткие сроки проработать план работы с тяжело адаптируемыми учениками, составить психологический портрет всех обучающихся.

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ

Курсы внеурочной деятельности

Курсы, кружки и  секции

Количество часов

в неделю

Ответственные

Хореографический кружок

«Бадма Сэсэг»

Вокальный кружок «Аялга»

Арт-студия «Линия Горизонта»

Фольклор

Вольная борьба

Стрельба из лука

Тхэквондо

Футбол

Работа с родителями

Дела, события, мероприятия

Ориентировочное

время

проведения

Ответственные

Организационные родительские собрания в начале каждой  учебной четверти

Классный руководитель

«Праздник первой отметки»

январь

Классный руководитель

Конкурс « Сагаалганай найр наадан»

февраль

Классный руководитель

Праздник труда (весенний субботник)

апрель

Классный руководитель

 Тематическое собрание для родителей «Мама, папа, я – читающая семья»

май

Классный руководитель

Экскурсия детей и родителей в бурятский этнокомплекс « Степной кочевник»

апрель

Самоуправление

Дела, события, мероприятия

Ответственные

Организация  классного самоуправления

сентябрь

Классный руководитель

Организация классного самоуправления

январь

Классный руководитель

Дежурство в школе

1 раз в 2 месяца

Классный руководитель

ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ

Название модуля

Ключевые общешкольные дела

Дела, события, мероприятия

Ориентировочное

время

проведения

Ответственные

День Знаний

1 сентября

День учителя 

 5 октября 

День матери

ноябрь

 Новый год

декабрь 

Сагаалган

Февраль

День защитников Отечества

23 февраля

Международный женский день

8 марта

День Победы

9 мая

Последний звонок

Май 

Название модуля

Детские общественные объединения

Дела, события, мероприятия

Ориентировочное

время

проведения

Ответственные

 Волонтерский клуб «Лотос»

«Российское движение школьников»

Бригада «Юных инспекторов движения»

«Юные пожарники»

Название модуля

Школьные и социальные медиа

Дела, события, мероприятия

Ориентировочное

время

проведения

Ответственные

Помощь в сборе материала для школьной газеты « Сагаан Дали», для школьного сайта, для школьной страницы в Инстаграм

Название модуля

Экскурсии, экспедиции, походы

Дела, события, мероприятия

Ориентировочное

время

проведения

Ответственные

Экскурсия « Знакомство с Бурятией» для детей и родителей в бурятский этнокомплекс « Степной кочевник»

Сентябрь-октябрь

Классный руководитель

Название модуля

Организация предметно-эстетической среды

Дела, события, мероприятия

Ориентировочное

время

проведения

Ответственные

Размещение на выставочных полках регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе, в классе

периодически

Классный руководитель

Создание в кабинете или в коридоре стеллажей для буккроссинга  

Сентябрь - октябрь

Классный час

Тема классного часа

Дата    План

Дата

Факт

Примечание

1

«Школьный дневник»

2

«Правила пожарной эвакуации»

3

«Новый учебный год. Режим дня

4

. «Семья и класс»

5

«Ценность времени»

6

«Правила дорожного движения». Игра на знание правил перехода улицы, цветов светофора, дорожных знаков.

7

«Моя память»

8

ОБЖ. Осенние каникулы»

9

«Наши питомцы»

10

Как влияет образ жизни на здоровье человека

11

? «Как использовать свободное время с пользой»

12

. «Как преодолеть трудности»

13

«Всё обо всём» Игра-викторина на расширение кругозора учащихся.

14

. К 25 ноября «День матери» Тема, посвящённая Дню Матери.

15

«Ссора: почему она происходит?»

16

12 декабря «День Конституции»

17

«Правила поведения во время зимних игр (на природе, на катке, на снежной горке

18

Новогодние сказки и легенды. Традиции разных народов.

19

«ОБЖ. Зимние каникулы» Основы безопасности жизнедеятельности во время зимних каникул

20

«Мой успех»

21

«Поле чудес» Игра-викторина на расширение кругозора учащихся.

22

«Как бороться с ленью»

23

. «Кто такие эгоисты?»

24

«Ложь и её последствия»

25

Февраль «Вежливый диалог по телефону»

26

«Жадность и её последствия»

27

«Вежливость: зачем она нужна»

28

К 23 февраля «День Защитника Отечества» Урок-беседа к Дню Защитника Отечества. 1) История возникновения праздника. 2) Армия — защита Родины. «Наши братья, отцы и деды»

29

«Кнут и пряник. Зачем существуют наказания и поощрения?»

30

К 8 марта «Международный женский день» Урок-беседа, посвящённая Международному женскому дню.

31

«Умение отказываться: зачем это нужно?»

32

«Семейные традиции»

33

«Правила поведения в общественных местах»

34

Безопасное лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2 класс 2021-2022

Рабочая программа 2 класс...

Рабочая программа "Я - исследователь" (2021/2022 учебный год)

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности....

Рабочая программа 1 класс 2021-2022 уч.год МБОУ "Верх-Ануйская СОШ им.Ю.В.Антарадонова"

Рабочая программа 1 класса соответствует требования ФГОС.Соответствует возрастным особенностям данного класса.Рекомендую пользоваться ею учителям - коллегам,молодым учителям и студентам пдагогических ...

Рабочая программа 1 класс 2021-2022 уч.год МБОУ "Верх-Ануйская СОШ им.Ю.В.Антарадонова"

Рабочая программа 1 класса соответствует требования ФГОС.Соответствует возрастным особенностям данного класса.Рекомендую пользоваться ею учителям - коллегам,молодым учителям и студентам пдагогических ...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2021 – 2022 учебный год обучающегося 3 «В» класса Макеева Виктора

При составлении специальной  индивидуальной программы развития руководствовались  Федеральным Законом от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Констит...

Рабочая программ 4 класс по программе " Школа Росси" 2021-2022 учебный год

Рабочая программ 4 класс по программе " Школа России" по предметам: Русский язык, Литературное чтение, Математика, Окружающий мир, Технология (календарно- тематическое планирование и пояснит...

Программа воспитания на 2021-2022 уч.год 1 класс

Программа воспитания на 2021-2022 учебный год...