Рабочая программа воспитания 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Цель программы: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vospitaniya_2_kl.docx39.43 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа воспитательной работы во 2 классе на 2021– 2022учебный год составлена на основе:

- ФГОС НОО второго поколения;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на 1 ступени

начального общего образования;

- Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

- Закона РФ “Об образовании”,

- Декларации прав и свобод человека;

- Конвенции о правах ребенка;

- Устава школы.

Цель программы: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Основные задачи воспитательной деятельности во 2 классе:

  • Создать условия для успешной адаптации детей к школьным

     условиям, снижению школьной тревожности.        

  • Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности.
  • Создать условия для развития нравственных качеств личности.
  • Формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива.
  • Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.        
  • Создать условия для развития нравственных качеств личности.

Базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  •   патриотизм –  любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к  родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Права и обязанности учащихся

Каждый учащийся является членом коллектива школы,  имеющий  определённые настоящим Уставом дисциплинарные нормы и требования.

Учащиеся имеют право:

  1. Пользоваться учебными кабинетами, библиотекой, спортзалом.
  1. Участвовать   в   обсуждении   вопросов   по  успеваемости,   трудовой   и   учебной
    дисциплине, а также других вопросов, связанных с учебным процессом.
  2. Учащиеся имеют право участвовать в общественной жизни коллектива и школы.

Учащиеся обязаны:

  1. Систематически и глубоко овладеть теоретическими знаниями и практическими
    навыками.
  1. Посещать учебные занятия, еженедельные школьные линейки, мероприятия.
  2. Повышать свой культурный и нравственный уровень.
  3. Соблюдать правила внутреннего распорядка школы.
  4. Быть дисциплинированными и организованными.
  5. Беречь школьное имущество.

Ожидаемые результаты:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами (в рамках основного и дополнительного образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Циклограмма работы классного руководителя в течение года.

Ежедневно
1. Работа с опаздывающими и выяснения причин отсутствия учеников на занятиях.

2. Организация питания учащихся.

3. Организация дежурства в классном кабинете.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

5.Работа с классным журналом класса и дневниками учащихся        

Еженедельно

1. Проверка дневников учащихся.

2. Проведение мероприятий в классе по плану.

3. Работа с родителями (законными представителями) по ситуации.

4. Работа с учителями-предметниками по ситуации.

Каждый месяц        

1. Посещение уроков в своем классе.

2. Консультации школьного психолога.        

3. Встреча с родительским активом.

4. Работа с активом класса.

Один раз в четверть

1. Оформление классного журнала.

2. Участие в работе МО классных руководителей.

3. Анализ выполнения плана работы за четверть.

4. Коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.

5. Проведение родительского собрания.

Один раз в полугодие

Мониторинг и педагогическая диагностика учащихся (тестирование, анкетирование, опрос и .т.д.).

Один раз в год

1. Проведение открытого мероприятия.

2. Оформление личных дел учащихся.

3. Анализ и составление плана с классным коллективом.

4. Сбор статистических данных о классе.

Правила работы с агрессивными детьми


1.    Быть внимательным  к нуждам и потребностям ребенка.
2.     Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
3.    Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
4.    Наказания не должны унижать ребенка.
5.    Обучать приемлемым способам выражения гнева.
6.    Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после неприятного для него события.
7.    Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
8.    Развивать способность к сопереживанию.
9.    Расширять поведенческий репертуар ребенка.
10.Отрабатывать навык реагирования в конфликтных  ситуациях.
11. Учить брать ответственность на себя.

Правила работы с гиперактивными детьми

1.    Работать с ребенком в начале дня.
2.    Уменьшить рабочую нагрузку с ребенком.
3.    Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физминутки.
4.    Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5.    Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6.    Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
7.    Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8.    Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9.    Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным.


Правила работы с тревожными детьми.

1.    Избегать состязаний и  каких - либо видов работ, учитывающих скорость.
2.    Не сравнивать ребенка с окружающими.
3.    Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4.    Демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всем примером ребенку.
5.    Чаще обращаться к ребенку по имени.
6.    Не предъявлять к ребенку завышенных требований.
7.    Быть последовательным в воспитании ребенка.
8.    Стараться делать ребенку как можно меньше замечаний.
9.     Использовать наказание лишь в крайних случаях.
10.     Не унижать ребенка, наказывая его.

Работа с родителями (законными представителями)

          Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Основные   направления   классного руководителя  и  родителей (законных представителей):

Общение - это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя   совместно  с  родителями   способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей кпониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность-человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.

Интерес к жизни -это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы.

Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).

Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Познавательная сфера жизни ребенка.

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:

а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;

б) осуществление мероприятий   совместно  с   родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;

в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса    на  родительских  собраниях;

г) организацию классных часов   совместно  с  родителями по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей (законных представителей).

        

Задачи работы с родителями (законными представителями):

  • Постоянное информирование родителей (законных представителей) о результатах учёбы, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка.
  • Просвещение родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и обучения детей, оказание им помощи.
  • Привлечение к организации досуга детей по интересам.
  • Помощь в налаживании контактов между детьми, родителями (законными представителями) и учителями.

Формы работы:

  • Родительские собрания.
  • Открытые уроки.
  • Индивидуальные беседы.
  • Посещение на дому.
  • Совместные праздники, экскурсии.

Тематика родительских собраний на 2021-2022 учебный год.

№ п/п

Дата

Тема

Волнующие вопросы

1.

сентябрь

«Задачи обучения и воспитания во 2 классе»

1)Знакомство с программой второго года обучения.

2)    Внеурочная деятельность.

3) Чтение – основа учения (об особенностях развития скорости чтения).

       2.

декабрь

«Итоги 2 четверти»

  1. 1) Воспитание самостоятельности и развитие навыка самообслуживания.

2) Роль микроклимата в семье и авторитета родителей в процессе воспитания детей.

3)   Итоги 2 четверти                  

      3.

февраль

Собрание «Ребенок и гаджеты. Вред или польза»

  1. О правильном использовании компьютера в домашних условиях.
  2. Режим учащихся.

       3) Контроль за выполнением домашнего задания.

     4.

май

«Итоги учебного года»

  1. Итоги учебного года.
  2. Анализ УУД обучающихся 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС.
  3. Организация летного отдыха

        Работа с родителями

Месяц

Родительские собрания и заседания род. комитета

Тематические консультации

Индивидуальные

консультации

Совместные дела с классом

Сентябрь

Собрание «Задачи обучения и воспитания во 2 классе»

« Как повысить технику чтения»

Составление социального паспорта класса

«День Знаний»

Октябрь

Заседание родительского комитета  ( по плану)

 «Как  развить память ребенка»

Посещение семей, консультации

Подготовка к празднику «Золотая осень»

Ноябрь

Заседание родительского комитета  ( по плану)

«Памятка при решении задач»

 Консультации психолога  

Участие родителей в мероприятиях ко Дню матери.

Декабрь

Собрание «Итоги 2 четверти»

«Самостоятельность ребенка во время выполнения домашних заданий»

Консультация учителя ( по необходимости)

Подготовка к новогоднему празднику

Январь

«Как запоминать словарные слова»

Консультация психолога

Февраль

Собрание «Ребенок и гаджеты. Вред или польза»

«Как повысить грамотность ребенка»

Консультация с родителями слабоуспевающих учащихся

Март

Заседание родительского комитета  ( по плану)

«Как решать примеры по математике»

Если ребенок успевает слабо…

Консультация психолога

Празднование 8 марта

Апрель

Заседание родительского комитета  ( по плану)

«Как помочь ребенку  при заучивании стихов»

Консультация учителя ( по необходимости)

Организация экскурсии в лес

Май

Собрание «Итоги учебного года»

«Как легко запомнить таблицу умножения»

Консультация учителя на лето

Совместный поход

Анализ воспитательной работы за 2020 – 2021  учебный год.

Воспитательная работа в 1  классе была направлена на решение следующих основных задач:

1. Повышение уровня воспитанности школьников через проведение часов общения и воспитательных занятий, пропаганду здорового образа жизни, привлечение детей к работе объединений дополнительного образования.

2. Совершенствование работы по духовно-нравственному, правовому и др. воспитанию.

3. Внедрение разнообразных форм работы с детьми.

Как классный руководитель планировала свою деятельность по направлениям воспитательной работы в классе: духовно-нравственное воспитание, охрана здоровья и физическое развитие, личностное развитие, организация досуга детей, трудовое воспитание, работа с родителями.

В течение года по всем направлениям деятельности были проведены намеченные мероприятия.

В течение 1 года обучения в школе ребята сдружились друг с другом, больше узнали друг о друге. В данном классе с первых дней обучения, ребята пытаются учиться слушать друг друга, понимать, учатся договариваться друг с другом. Очень любят участвовать в школьных и классных мероприятиях. 

Работа с родителями проводилась с целью:

привлечь родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

Постоянно ведётся работа по укреплению связи с родителями обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье.

В основу работы были положены принципы:

сотрудничество родителей и классного руководителя; ответственность родителей и классного руководителя за результаты воспитания детей; взаимного доверия.

Планируя работу с родителями, учитывалась не только их заинтересованность, но и социально-психологическая совместимость.

Это предусматривает следующие направления деятельности:

  • изучение семей учащихся;
  • педагогическое просвещение родителей;
  • обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
  • педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса;
  • индивидуальная работа с родителями;
  • информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

И эта работа дает результаты. Родители активно участвуют во всех проводимых мероприятиях.

В целом воспитательная работа способствовала созданию в классе благоприятного психологического климата, обеспечению занятости детей во внеурочное время, внедрению новых технологий в воспитательный процесс, совершенствованию работы с учащимися и их родителями.

В дальнейшем необходимо тщательно спланировать работу по ведению здорового образа жизни, профилактике правонарушений, предусмотреть проведение классных часов с приглашением медицинских работников, сотрудников полиции, лесного хозяйства и других социальных служб.

План работы

направления

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

КТД

Торжественная линейка, посвящённая Дню Знаний.

Праздник «Золотая осень»

День матери

Новогодний маскарад

Духовно-нравственное

Час общения «Как вести себя в школе?»

Беседа «Спешите делать добро»

Беседа «Как вести себя в общественных местах?»

Классный час  «Вежливые слова»

Гражданско-патриотическое

 Классный час  «Я- гражданин России.».

Беседа  «Славит человека труд»

Классный час «Наша страна – Россия»

Классный час «12 декабря – день Конституции»

Эстетическое

Внеклассное занятие

«Загадки осени»

Фотоконкурс «Краски осени»

Беседа-игра «Встречают по одежке, провожают по уму»

Конкурс на лучшую елочку (из разных материалов, А4)

Экологическое

Викторина «В гостях у природы»

Конкурс поделок  из природного материала

Экологические игры

Акция «Помогите птицам».

Трудовое воспитание.

Организация дежурства по классу

Операция  «Классу -чистоту и порядок».

Ремонт старых книг.

Конкурс на лучшую кормушку для птиц.

Учебно-познавательное

 Практикум «Как научиться быть внимательным».

Математический турнир «В лабиринте чисел»

НПК «Мой первый научный опыт»

Игра«Звездный час»»

ОБЖ

 Беседа «Улица полна неожиданностей»

«День здоровья»

Кл.час  «Царица Гигиена и ее друзья»

Беседа «Самое дорогое, что есть – жизнь»

2 полугодие

направления

январь

февраль

март

апрель

май

КТД

«Зимний журнал»

Игровая программа «Рыцарский турнир»

Праздник «23+8»

Конкурс «Ералаш»

День Победы

Духовно-нравственное

 Беседа «Как лучше поступить?»

(разбор ситуаций)

Кл.час  «Честность-прежде всего»

Диалог - игра «Что значит быть нужным людям?».

Беседа «Жить в мире с собой и другими»

Кл.час «Что человек должен ценить?»

Гражданско-патриотическое

Урок мужества «Герои моей республики»

Урок мужества «Вечная слава героям российским…»

Беседа «Что значит – быть патриотом»

Урок мужества «Мы этой памяти верны»

Беседа «Мы помним наших земляков - героев»

Эстетическое

Конкурс чтецов

«Зимушка – зима!»

Рыцарский турнир вежливости;

Цветы  для мамы

(поделка из бумаги)

Фотоконкурс «Пришла весна»

Фотовыставка

 «Мой дед – герой»

Экологическое

Экскурсия в зимний лес

 

Беседа «Любить природу – значит её охранять»

Кл.час «Берегите землю»

Акция «Здравствуй, пернатый друг»

Экскурсия «Природа весной»

Трудовое воспитание

Выставка творческих работ «Самоделкин»

Классный час  «Кто что любит и умеет делать?»

Акция «Чистая школа»

Уход за комнатными растениями

Работа на клумбе.

Учебно-познавательное

Неделя  по предмету «Окружающий мир»

Неделя русского языка

Книжкина неделя

Неделя математики

Классный час - Расскажи о своих успехах.

ОБЖ

Классный час «Огонь – друг, огонь – враг».

Практикум «Где нас подстерегают опасности»

 Классный час «Ценности нашей жизни».

Беседа «О здоровом питании»

Час здоровья «Сильные, смелые, ловкие»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП рабочей программы воспитания 3 класс

КТП рабочей программы воспитания 3 класс, школа России....

Рабочая программа воспитания во 2 классе по модулям.

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как...

Рабочая программа воспитания Классного руководителя 4 класса

       На основе программы воспитания ГКОУ РО Развиленской школы-интерната разработана адаптированная общеобразовательная программа воспитания для обучающихся с умственной о...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» с учетом рабочей программы воспитания для начального общего образования(1-4 класс)

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" с учетом рабочей программы воспитания для начального образования (1-4 класс)Данный материал будет полезен учителям по физической кул...

Рабочая программа воспитания классного коллектива 1 класс

Рабочая программа воспитания классного коллектива 1 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ) с КАЛЕНДАРНЫМ ПЛАНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа с календарным планом предназначены для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённ...