Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
календарно-тематическое планирование (4 класс)

Кильченбаева Александра Салаватовна

Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tropinki_4.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Тропинка к своему Я»

4 класс

2021-2022 учебный год

Составитель:

Кильченбаева А.С.

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

г. Нижневартовск

2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
  3. Содержание учебного предмета.
  4. Тематический план.
  5. Тематическое планирование.
  6. Приложение 1. Календарно-тематическое планирование 4 А класса.
  7. Приложение 2. Календарно-тематическое планирование 4 Б класса.
  8. Приложение 3. Календарно-тематическое планирование 4 В класса.
  9. Приложение 4. Календарно-тематическое планирование 4 Г класса.
  10. Приложение 5. Календарно-тематическое планирование 4 Д класса.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 4 класса составлена на основе:

  • Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования №373 от 06.10.2009г
  • Курса занятий Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (1-4 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 207 с.
  • Основной общеобразовательной программы МБОУ «СШ №19» на 2020-2021 учебный год    учебный год.

Место предмета в учебном плане школы.

Согласно учебному плану МБОУ «СШ №19» на 2021-2022 учебный год в 4 классах на изучение курса «Тропинка к своему я» отводится 1 час в неделю. За год -  34 часа.

Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Задачи:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

6. Формировать терпимость к мнению собеседника.

7. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

Планируемые результаты

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
  • извлекать необходимую информацию из текста
  • определять и формулировать цель в совместной работе
  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
  • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
  • соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях
  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
  • адекватно воспринимать оценку учителя

Коммуникативные УУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учиться контролировать свою речь и поступки
  • учиться толерантному отношению к другому мнению
  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении
  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
  • формулировать своё собственное мнение и позицию
  • учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Содержание программы

Раздел 1. Мои силы, мои возможности (12 часов)

Моё лето. Как я провёл лето и чему научился за время летних каникул. После лета меня называют по-новому – четвероклассник. Чем четвероклассник отличается от первоклассника? А от второклассника и третьеклассника? Кто Я? Из каких маленьких частичек я состою: Боялка, Добрушка, Капризулька, Хохотушка, Злючка, Ленюшка…это все мои друзья. Но командую здесь Я. Я – человек! Я – житель планеты Земля! Какой Я – большой или маленький?  Что я умею и чем горжусь? Мои способности. Что такое способности и какие нужны способности для успеха в том или ином деле? У каждого человека есть какие-то способности, но некоторые люди не знают о своих способностях и не используют их. Что нужно для успеха? «Успех = способности + трудолюбие». Мой выбор, мой путь. Способности моих родителей. Как эти способности помогали им в жизни.  Не всегда самый лёгкий путь приводит к успеху. Часто от нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдём, как сложится наша жизнь. Мой внутренний мир. Вокруг нас много удивительного. Надо только суметь заметить это. Мой внутренний мир тоже уникален и неповторим. В свой внутренний мир я могу впустить только того человека, которому доверяю. Значение взгляда: взгляд может сказать больше слов. Взглядом можно поддержать человека или, наоборот, расстроить, можно приласкать или сделать больно. Что значит верить? Человек, который свято верит в свою мечту, стремится к успеху и верит в него, обязательно своего добьётся!

Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (4 часа)

Моё детство. Вспомним детство. Что я чувствую в роли маленького ребёнка, чему радуюсь, о чём мечтаю? Я – это моё детство, потому что именно детство делает нас такими, какие мы есть. Я изменяюсь. Что я умел раньше и что умею сейчас. Что я знал раньше и что  знаю сейчас. Каким я буду, когда вырасту? Почему важно решить для себя, каким ты хочешь стать и что хочешь изменить в себе?

Раздел 3.Моё будущее (4 часа)

Как заглянуть во взрослый мир? Я в настоящем, я в будущем. «Хочу в будущем – делаю сейчас». Чтобы получить какой-то результат в будущем, надо что-то делать для этого уже сейчас. Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно? Что такое «эмоциональная грамотность» и как она связана со здоровьем человека?

Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком и что для этого нужно? (3 часа)

Поведение человека зависит от его качеств. Кто такой интеллигентный человек, и какие качества должны у него присутствовать? Портрет интеллигентного человека. Хочу вырасти интеллигентным человеком. Кто может стать интеллигентным человеком? Каким должен быть ученик сейчас, чтобы из него получился интеллигентный человек в будущем? Что такое идеальное Я? У многих людей есть некий идеальный образ самого себя -  то, каким бы ему хотелось стать.

Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно? (11 часов)

Кто такой свободный человек? Можно ли поступать всегда так, как хочется? Права и обязанности школьника. «Должен и имею право: в школе, дома, на улице».  Что такое «право на уважение»? Как я должен поступить, если нарушено моё «право на уважение»? В реальности количество прав и обязанностей человека примерно одинаковое. Главные права и обязанности ученика. «Билль о правах ученика и учителя в школе». Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как можно разрешать конфликты мирным путём?

Тематический план

Название раздела

Кол-во часов

1

Мои силы, мои возможности

12 часов

2

Я расту, я изменяюсь

4 часа

3

Моё будущее

4 часа

4

Хочу вырасти интеллигентным человеком и что для этого нужно?

3 часа

5

Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно?

11 часов

ИТОГО

34 часа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока п\п

Название темы/урока

Кол-во часов

Мои силы, мои возможности (12 ч)

1

Мое лето

1

2

Кто Я?

1

3

Кто Я?

1

4

Какой Я – большой или маленький?

1

5

Мои способности

1

6

Мой выбор, мой путь

1

7

Мой внутренний мир. Кто в ответе за мой внутренний мир?

1

8

Мой внутренний мир. Кто в ответе за мой внутренний мир?

1

9

Уникальность моего внутреннего мира. Уникальность твоего внутреннего мира

1

10

Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

1

11

Что значит верить?

1

12

Что значит верить?

1

Я расту, я изменяюсь (4 ч)

13

Мое детство

1

14

Мое детство

1

15

Я изменяюсь

1

16

Я изменяюсь

1

Моё будущее (4 ч)

17

Мое будущее

1

18

Мое будущее

1

19

Хочу вырасти здоровым человеком

1

20

Хочу вырасти здоровым человеком

1

Хочу вырасти интеллигентным человеком и что для этого нужно? (3 ч)

21

Кто такой интеллигентный человек

1

22

Хочу вырасти интеллигентным человеком

1

23

Что такое идеальное Я

1

Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно? (11 ч)

24

Кто такой свободный человек?»

1

25

Права и обязанности школьника

1

26

Права и обязанности школьника

1

27

Что такое «право на уважение

1

28

Права и обязанности

1

29

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам

1

30

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам

1

31

Как разрешать конфликты мирным путем?

1

32

Как разрешать конфликты мирным путем?

1

33

Итоговое занятие

1

34

Итоговое занятие

1

ИТОГО:

34 часа


Приложение 4. Календарно-тематическое планирование 4 Г класс

Учитель Кильченбаева А.С.

№ урока п\п

Дата по плану

Дата по факту

Название темы/урока

Кол-во часов

Примечание

Раздел 1. Кто Я? Мои силы, мои возможности (12 часов)

1

Мое лето

1

2

Кто Я?

1

3

Кто Я?

1

4

Какой Я – большой или маленький?

1

5

Мои способности

1

6

Мой выбор, мой путь

1

7

Мой внутренний мир. Кто в ответе за мой внутренний мир?

1

8

Мой внутренний мир. Кто в ответе за мой внутренний мир?

1

9

Уникальность моего внутреннего мира. Уникальность твоего внутреннего мира

1

10

Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

1

11

Что значит верить?

1

12

Что значит верить?

1

Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (4 часа)

13

Мое детство

1

14

Мое детство

1

15

Я изменяюсь

1

16

Я изменяюсь

1

Раздел 3. Моё будущее (4 ч)

17

Мое будущее

1

18

Мое будущее

1

19

Хочу вырасти здоровым человеком

1

20

Хочу вырасти здоровым человеком

1

Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком и что для этого нужно? (3 ч)

21

Кто такой интеллигентный человек

1

22

Хочу вырасти интеллигентным человеком

1

23

Что такое идеальное Я

1

Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? (11 часов)

24

Кто такой свободный человек?»

1

25

Права и обязанности школьника

1

26

Права и обязанности школьника

1

27

Что такое «право на уважение»

1

28

Права и обязанности

1

29

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам

1

30

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам

1

31

Как разрешать конфликты мирным путем?

1

32

Как разрешать конфликты мирным путем?

1

33

Итоговое занятие

1

34

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Тропинка к своему Я» (урок...

Программа внеурочной проектной деятельности "Я - частица своей страны"

Программа  по внеурочной проектной деятельности "Я - частица своей страны" содержит учебно-тематическое планирование и работу над социальными проектами....

«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности «Люби свой край»

«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности  «Люби свой край» (программа патриотического воспитания младших школьников)....

Программа внеурочной деятельности ПОДАРОК СВОИМИ РУКАМИ

Программа создана для развития творческих способностей обучающихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"

Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Чудеса своими руками" 4 класс

   В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса своими руками"

Данная  программа  внеурочной  деятельности  по  курсу  «Чудеса  своими руками» во 2 классе нацелена на оптимальное общее развитие каждого ребёнка и в со...