Статья "Структура и управление творческим процессом"
статья

Структура и управление творческим процессом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Структура и управление творческим процессом

В начале нашего столетия некоторые ученые (Рибо, Энгельмейер, Россман) пытались анализировать творческий процесс, проникнуть в его сложный механизм и создать его схему. В частности, Энгельмейер П.К. в своей теории творчества выделил основные стадии:

-первая - возникновение идеи (акт творчества);

- вторая - выработка схемы (акт науки);

-третья - разработка деталей (акт ремесла). [13].  

На современном этапе развития науки и техники творческими являются все три стадии. Если рассмотреть третью стадию, то изготовление образцов, то есть реализация идеи является сложнейшим творческим процессом. Чем сильна развитая промышленность? Не столько идеями и схемами, сколько высочайшим уровнем творчества в технологии - в подборе режимов и методов формообразования деталей, в оптимальном выборе уровня качества, в снижении энергоемкости и экономии материалов.

Следовательно, все этапы деятельности обучающихся следует считать творческими.

Большое значение имеет дифференцированный подход при постановке задач, умений и навыков, психологический статус, личные цели и интересы. Как недостаточная, так и чрезмерная сложность поставленных задач могут отрицательно сказаться на результатах работы, в первом случае задача неинтересна, во втором случае - непосильна. Для оптимальной постановки задач необходима их градация по уровням сложности.

Наиболее удачно решает эту проблему Кутьев В.О. [13].

Творчество учащихся, по его мнению, может быть выражено тремя уровнями:

- воспроизводящая деятельность;

- воспроизводящая деятельность с элементами творческого подхода;

- творческая деятельность.

Творческий процесс является одной из составных частей учебно-воспитательной работы в школе и имеет целевые функции управления творчеством. М.М. Поташник определяет их следующим образом:

- становление, создание управляемой и управляющей систем;

- поддержание всех свойств системы, ее упорядочение и стабилизация:

- обеспечение оптимального функционирования системы;

- развитие системы.  [14].

На наш взгляд, наиболее важной является оптимальное функционирование системы, что является залогом постоянной и эффективной работы. При этом необходимо выполнение следующих требований:

         - механизм управления должен соответствовать целям творчества,

уровню знаний и умений учащихся, квалификации педагогических кадров учебного заведения;

- в оценке результатов творческого процесса необходимы критерии

качества и эффективности этой работы.

Как и любая другая составная часть учебно-воспитательного процесса, творческий процесс нуждается в эффективном контроле. Горская Г.И., Чуракова Р.Г. [14] считают, что высокая результативность контроля зависит от выполнения следующих условий:

- компетентность проверяющих;

-своевременная и точная информированность о ходе дел в контролируемом процессе;

- научная обоснованность, полнота, объективность, конкретность выводов, рекомендаций, предложений, требований;

- действенность контроля, то есть оказание своевременной помощи.

Успехи учеников в творческом процессе во многом зависят от отношения их родителей. Педагоги в беседах с родителями должны заручиться их поддержкой в вопросах привлечения обучающихся к творческому процессу. Для этого должна быть выстроена система работы с родителями, включающая в себя, в том числе, родительское просвещение. При работе с родителями необходимо руководствоваться двумя принципами: взаимодействие и сотрудничество. Уважительное отношение к родителям со стороны педагога дополнительного образования, применение в своей практике инновационных форм взаимодействия, в том числе проведение совместных творческих дел, мастер-классов позволит выстроить диалог, добиться взаимопонимания и взаимодействия в интересах ребенка, творческого развития его личности.  

Для того чтобы раскрыть в ученике творческое начало, необходим индивидуальный подход. По определению психологического словаря И.М.Кондакова индивидуальный подход — это психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуальный подход обеспечивает индивидуальное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей. Сущность индивидуального подхода в воспитании заключается в том, что общие цели в воспитании конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями  [14].

Индивидуальный подход к обучающимся связан с учетом большого круга их индивидуальных особенностей и взаимодействия между ними. При этом назначение такого подхода заключается не только в том, чтобы все ученики успешно овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и в том, чтобы у них реализовывались индивидуальные творческие возможности, у каждого ученика выработался рациональный индивидуальный стиль деятельности.

Индивидуализация подхода не может быть сведена только к определенной системе воздействий со стороны педагога, ориентированных на особенности того или иного ученика (требования, инструктивные указания, поощрения и т.д.). Она должна стимулировать активность обучающегося в овладении профессией. Это предполагает обеспечение его такой системой требований и указаний об усваиваемых действиях, которые позволяли бы проявиться индивидуальным возможностям. Большую роль играют воздействия на личную сферу обучающегося с целью воспитания и закрепления отношений личности и мотивов как основных регуляторов поведения и деятельности ученика.

Для проявления творческой активности обучающихся важное значение приобретает активизация их мышления. Этот аспект активности связан с анализом и оценкой как объективных условий, так и индивидуальных возможностей. К реализации этих возможностей имеют прямое отношение и эмоциональные реакции ученика. Учет этих реакций выступает как один из аспектов индивидуального подхода к обучающимся.

Существенной стороной организации индивидуальной работы является учет социально-психологических условий: особенностей взаимоотношений учеников друг с другом, учет их индивидуальных особенностей при организации помощи друг другу, а также индивидуализация общения педагога с обучающимися.

Одним из условий мобилизации индивидуальных возможностей является психологическое просвещение учеников. Оно позволяет  им полнее осознать и оценить свои индивидуальные качества и их природу и создает предпосылки для организации работы по самовоспитанию.

При индивидуализации учебной работы нужно учитывать обученность, обучаемость, имеющиеся навыки самостоятельной работы, познавательные интересы и здоровье обучающихся.

Для того, чтобы происходило творческое развитие личности необходимо обращать пристальное внимание на составление заданий для обучающихся.  Задания могут быть трех видов: обязательные, выборочные, добровольные и должны быть нацелены на развитие способностей обучающихся. Выполнение этих условий будет способствовать развитию творческой активности и созданию ярких, индивидуальных работ.

Положительный исход творческой деятельности обучающихся на прямую зависит и от творческой активности педагога. Поиск новых педагогических идей, решений, методов, технологий и форм проведения занятий, применение на практике знаний о возрастных и психологических особенностях обучающихся, включение в педагогическую деятельность технологий, присущих системе дополнительного образования (педагогика сотрудничества, взаимодействия и др.), помогут развитию творческой личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление инновационным процессом как организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем

Роль руководителя методического объединения в введении инноваций в образовательный процесс как комплекс мер организационного, методического, психологического характера. Разработка новой формы про...

«Управление инновационным процессом в образовании»

«Управление инновационным процессом в образовании»...

Управление творческим развитием детей в условиях сельской начальной школы

Управление творческим развитием детей в условиях сельской начальной школы...

Управление инновационными процессами в современном образовательном учреждении

Правительством Российской Федерации развитие образования определено в качестве одного из национальных проектов. В этих условиях особую роль играет модернизация системы образования, главной задачей кот...

Моделирование поисково - познавательной деятельности обучающихся через активные приемы обучения как фактор управления образовательным процессом

Интерактив по данной теме с целью  представления собственного опыта и обеспечения предпосылок  готовности педагогов к использованию метода моделирования - одного из видов активного обучения ...