"Роботехника . Ардуино"
рабочая программа (4 класс)

Технологии образовательной робототехники способствуют эффективному овладению обучающимися универсальными учебными действиями, так как объединяют разные способы деятельности при решении конкретной задачи. Программа «Робототехника Arduino» предназначен для того, чтобы обучающиеся имели представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borevich1_malinovskispr_1_2.docx69.27 КБ

Предварительный просмотр:

Название программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Робототехника Arduino»

Руководитель программы

Куклина Ирина Владимировна, директор школы

Автор программы

Боревич Светлана Вацлавовна, учитель начальных классов

Название организации реализующей программу,

ее адрес

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»

ХМАО - Югра, Советский район, пгт Малиновский, ул. Кузнецова, 18

Цель, основные задачи программы

Цель: образование детей в сфере инновационных технологий на основе конструирования и программирования роботов Arduino, содействие развитию технического творчества, развитие инновационной деятельности в образовательных учреждениях.

Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Обучающие:  

  • Обучить принципам работы с радиоэлектронными компонентами;
  • Обучить принципам сборки схем на макетных платах;
  • Сформировать навыки чтения принципиальных схем;
  • Обучить принципам работы с измерительными приборами;
  • Обучить принципам работы с аналоговыми и цифровыми датчиками, исполнительными устройствами;
  • Обучить основам программирования в среде Arduino Uno;
  • Обучить   базовым алгоритмами  движения        и ориентации робота в пространстве;

Развивающие:   

-мотивировать к изучению наук информационно-технического цикла: информатики (программирование и автоматизированные системы управления) и математики;

-развивать инженерное мышление, навыки конструирования,

программирования;

- Развивать        познавательную        активность        учащихся посредством включение в проектную деятельность;

-Развивать        интерес учащихся к различным областям электроники, программирования и роботостроения;

-продолжить развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности, изобретательности;

-развивать креативное мышление и пространственное воображение;

-развивать и поддерживать желание участвовать в соревнованиях, конкурсах и проектах с целью мотивации к обучению и закреплению изученного материала;

Воспитательные:     

-формировать стремление к получению качественного законченного результата;

-способствовать формированию культуры коллективной

проектной деятельности учащихся при реализации общих

технических проектов.

Содержательные блоки программы

Раздел 1. «Вводное занятие»

Раздел 2. «Основные понятия электричества»

Раздел 3 «Основы проектирования электронного устройства на базе Arduino Uno»

Раздел 4 «Основы робототехники на базе Arduino Uno»

Раздел 5 «Проектная деятельность»

Предполагаемый результат

Теоретические компетенции

Обучающиеся будут

  • знать/понимать

По окончанию обучения учащиеся будут знать и уметь:

Знать основные законы электричества;

Знать        технические        характеристики        основных электронных компонентов;

Уметь читать принципиальные схемы;

Уметь чертить электронные схемы в САПР;

Уметь собирать электронные схемы на макетных платах;

Уметь использовать в работе измерительные приборы;

Уметь находить и устранять ошибки в схеме;

Знать и уметь использовать в работе цифровые и аналоговые датчики, исполнительные устройства;

Знать основы программирования в среде Arduino Uno;

Знать        базовые алгоритмы        движения и ориентации робота в пространстве;

Уметь        самостоятельно находить информацию в        сети интернет, работать в команде;

Практические компетенции

-создавать реально действующие модели устройств при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;

-создавать программы на компьютере для различных устройств; -корректировать программы при необходимости;

-демонстрировать технические возможности устройств;

Общеучебные умения и навыки

Овладеют навыками определения адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

Научатся комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

Научатся использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

Овладеют умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

Направленность

научно-техническая

Срок реализации программы

1 модуль /1  год обучения

Официальный язык

Русский

Общее количество участников программы

45 по 15   человек  в группе в возрасте от 12 до 17 лет

География участников

Советский район,  пгп. Малиновский

2. Пояснительная записка

    Дополнительная образовательная «общеобразовательная» программа «Робототехника Arduino» на примере платформы Arduino составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ п. Малиновский» имеет научно-техническую направленность. Она направлена на развитие и поддержку детей, проявивших интерес и определенные способности к техническому творчеству.

       Общая характеристика курса

      Технологии образовательной робототехники способствуют эффективному овладению обучающимися универсальными учебными действиями, так как объединяют разные способы деятельности при решении конкретной задачи. Программа «Робототехника Arduino» предназначен для того, чтобы обучающиеся имели представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словари ученика. Кроме этого, помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности. Целью использования «Робототехника Arduino» является овладение навыками технического конструирования, знакомство с элементами радио-конструирования, развитие мелкой моторики, изучение понятий конструкции и основных свойств (жесткости, прочности, устойчивости), навык взаимодействия в группе. Дети работают с микросхемой Arduino UNO и наборами датчиков. С их помощью школьник может запрограммировать робота - умную машинку на выполнение определенных функций.

      Актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Дополнительная образовательная программа «Робототехника Arduino» соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в занятиях научно-техническим творчеством.

     Важными приоритетами социально-экономической политики сегодня становятся привлечение детей и молодёжи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий – от рабочих до инженеров и от изобретателей до инноваторов. Экономика России предполагает широкое использование наукоемких технологий и оборудования с высоким уровнем автоматизации. Все современные технологические процессы связаны с электронными технологиями, которые будут и в дальнейшем развиваться и совершенствоваться.

Целесообразность изучения данного курса определяется:

Возможностью продолжить обучение в области        робототехники для обучающихся старших классов;

Расширением         возможностей для проектной и исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях;

Возможностью развить и применить на практике знания, полученные в школе на уроках информатики, физики, математики;

    Новизна программы заключается в принципиально новом подходе к обучению робототехнике и проведению ранней профориентационной работы.

   

 Программа составлена на основе действующих нормативных правовых актов и государственных программных документов

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660)
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»
  • в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ п. Малиновский»

Отличительные особенности программы заключаются в возможности объединить конструирование и программирование управляемых электронных устройств в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество.

Цель: образование детей в сфере инновационных технологий на основе конструирования и программирования роботов Arduino,

Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Обучающие:  

  • Обучить принципам работы с радиоэлектронными компонентами;
  • Обучить принципам сборки схем на макетных платах;
  • Сформировать навыки чтения принципиальных схем;
  • Обучить принципам работы с измерительными приборами;
  • Обучить принципам работы с аналоговыми и цифровыми датчиками, исполнительными устройствами;
  • Обучить основам программирования в среде Arduino Uno;
  • Обучить   базовым алгоритмами  движения        и ориентации робота в пространстве;

Развивающие:   

-мотивировать к изучению наук информационно-технического цикла: информатики (программирование и автоматизированные системы управления) и математики;

-развивать инженерное мышление, навыки конструирования,

программирования;

- Развивать        познавательную        активность        учащихся посредством включение в проектную деятельность;

-Развивать        интерес учащихся к различным областям электроники, программирования и роботостроения;

-продолжить развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности, изобретательности;

-развивать креативное мышление и пространственное воображение;

-развивать и поддерживать желание участвовать в соревнованиях, конкурсах и проектах с целью мотивации к обучению и закреплению изученного материала;

Воспитательные:     

-формировать стремление к получению качественного законченного результата;

-способствовать формированию культуры коллективной

проектной деятельности учащихся при реализации общих

технических проектов.

Планируемый результат:

Теоретические компетенции

Обучающиеся будут

  • знать/понимать

По окончанию обучения учащиеся будут знать и уметь:

Знать основные законы электричества;

Знать        технические        характеристики        основных электронных компонентов;

Уметь читать принципиальные схемы;

Уметь чертить электронные схемы в САПР;

Уметь собирать электронные схемы на макетных платах;

Уметь использовать в работе измерительные приборы;

Уметь находить и устранять ошибки в схеме;

Знать и уметь использовать в работе цифровые и аналоговые датчики, исполнительные устройства;

Знать основы программирования в среде Arduino Uno;

Знать        базовые алгоритмы        движения и ориентации робота в пространстве;

Уметь        самостоятельно находить информацию в        сети интернет, работать в команде;

Практические компетенции

-создавать реально действующие модели устройств при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;

-создавать программы на компьютере для различных устройств; -корректировать программы при необходимости;

-демонстрировать технические возможности устройств;

Общеучебные умения и навыки

Овладеют навыками определения адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

Научатся комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

Научатся использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

Овладеют умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

Формы контроля

Контроль уровня освоения материала обучающимися осуществляется по результатам выполнения практических заданий на каждом занятии, по результатам тестирования, завершающим теоретические разделы программы.

Критерии оценки качества выполнения практических заданий:

  • Сборка и программирование электронного устройства осуществлена без ошибок в полном соответствии с инструкцией к заданию - хорошее освоение материала;
  • Сборка и программирование электронного устройства осуществлена без ошибок в полном соответствии с инструкцией к заданию, выполнены дополнительные задания, предполагающие творческое решение учащимися поставленной задачи – отличное освоение.

Важным элементом механизма оценивания образовательных результатов является рейтинг творческой активности учащихся в конкурсах, выставках и иных мероприятиях различных уровней.

 Формы подведения итогов

  • по результатам конкурсных         работ        на муниципальной, региональном уровне;
  • по результатам соревнований по робототехнике;

  1. Механизм реализации программы.

       Для реализации программы используются традиционные формы и методы (словесные, наглядные) проведения занятий. Это рассказы, беседы, лекции, из которых обучающиеся узнают много новой информации; практические задания для закрепления теоретических знаний и реализации собственной творческой мысли. Занятия сопровождаются использованием наглядного материала. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.

Методы обучения

  1. Познавательный  (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения материалов);
  2. Метод проектов  (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей)
  3. Контрольный метод  (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
  4. Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов)

Формы организации  занятий очная с применением дистанционных технологий

  • урок-консультация;
  • практикум;
  • урок-проект;
  • урок проверки и коррекции знаний и умений.
  • выставка; 
  • соревнование;

     Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения конструирования и программирования модели робота для решения предложенной задачи.

       При проведении занятий строго соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, время выполнения заданий на компьютере, проводятся физкультминутки и динамические паузы.

Место программы «Робототехника Arduino»  в учебном плане

 На реализацию дополнительной общеобразовательной программа «Основы робототехники»  используется время, отведенное на внеурочную деятельность. Форма реализации курса по выбору - кружок. Условием отбора детей в объединение является желание заниматься деятельностью, связанной с робототехникой и конструированием.

Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструкциям.

Сроки реализации 1 год

Общий объем учебного времени 34 недели - 102 учебных часа (3 часа в неделю).

Программа предусматривает свободный набор   45 человек до 15 человек  в группе в возрасте от 12 до 17 лет.

Режим работы:  3 часа в неделю по 1 часу.

Программа реализуется без предъявления требований к уровню образования и  квалификации педагога

   

Методическое и материально-техническое обеспечение программы

Данная программа может быть эффективно реализована во взаимосвязи методического обеспечения программы и материально-технических условий.

Методическое обеспечение программы включает в себя:

 дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу;

 календарный учебный график;

 тесты и задания для диагностики результативности обучения учащихся;

 дидактические материалы (схемы сборки; видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства);

 разработки занятий в рамках программы;

 комплекс физкультминуток;

 Интернет-ресурсы.

Материально-техническое обеспечение программы

 Плата Arduino Uno,  программное обеспечение Arduino Uno.

 Гоночные наборы "Амперки".

 Умный робот-автомобиль 2WD

 Обучающий набор по Arduino

 Комплект 3D -принтера

 Базовый стартовый комплект для Arduino

 Набор UNO Starter KIT Платформа «Малыш» для Arduino

 технические средства обучения: ноутбуки,проектор, колонки;

 расходные материалы (компакт-диски, бумага, картриджи, маркеры).

Монтажная плата для Arduino                        

Модулей питания для Arduino                        

Потенциометров для Arduino                        

Фоторезисторы для Arduino                        

Соединительный провод Dupont                         

Мультиметр                        

Аккумуляторы формата  18650                        

Зарядное устройство                        

Боксы для аккумуляторов                        

Кабель типа USB Type B 5 метров                        

KCD11 10*15 мм кнопочный переключатель                         

  1. Учебный план

п/п

Название темы, раздела

Количество часов

всего

теория

практика

Формы аттестации и контроля

1.

Раздел 1 «Вводное занятие»

2

2

-

Вводный контроль в начале учебного года: наблюдение.

Текущий контроль – в середине учебного года. Наблюдение педагога, устный опрос знаний.

Итоговый контроль – в конце учебного года (оценка качества усвоения учащимися содержания дополнительной общеобразовательной программы по окончанию ее изучения).  

2.

Раздел 2 «Основные понятия

электричества»

10

3

7

3

Раздел 3 «Основы проектирования

электронного устройства на базе Arduino Uno»

36

8

28

4

Раздел 4 «Основы робототехники на

базе Arduino Uno»

36

6

30

Раздел 5 «Проектная деятельность»

18

2

16

Итого

102

21

81

  1. Содержание программы

Раздел 1. «Вводное занятие»

Тема занятия: Вводное занятие.

Теория: Знакомство с конструкторами. Организация рабочего места. Техника безопасности.

Практика: Показ конструкторов, рассматривание комплектующих конструктора.

Раздел 2«Основные понятия электричества»

Тема занятия: Электрический ток.

Теория:

Понятие о строении вещества, электрическом токе и его действиях. Проводники, полупроводники, непроводники, их свойства и применение.        Резисторы.Применение резисторов. Светодиоды. Принципиальные схемы. Быстрая сборка схем на макетной плате. Основные электрические величины (напряжение, сила тока, сопротивление).

Мультиметр. Закон        Ома.

Практика:

«Определение номинала резистора по цветовому коду, с помощью мультиметра»

«Определение номинала резистора для светодиода по закону Ома»

«Сборка простейших схем на макетной  плате»

Раздел 3 «Основы проектирования электронного устройства на базе Arduino Uno»

Тема занятия: Плата Arduino

Теория: Основные сведения о микроконтроллерах. Применение и перспективы развития в России. Плата Arduino. Технические спецификации. Знакомство с программой Fritzing для создания принципиальных электрических схем. Электроника:        широтно-импульсная модуляция, порты, поддерживающие ШИМ Программирование: Встроенная функция analogWrite, параметры      функции. Объявление переменных. Электроника: последовательное и параллельное подключение, делитель напряжения, переменные резисторы, устройство резистивных датчиков, потенциометр. Обзор цифровых и аналоговых датчиков. Инфракрасный дальномер, датчик освещенности, датчик линии. Особенности подключения кнопки. Светодиодная шкала. Циклы со счетчиком. Семисегментный        индикатор.Транзистор– управляющий элемент схемы. Назначение, виды и устройство транзисторов. Биополярный транзистор. Использование транзистора в моделях, управляемых Arduino.        

Разновидности двигателей:        постоянные, шаговые,     серводвигатели.        

Способы управления мощной нагрузкой. MOSFET – транзистор. Конденсатор.

Практика: Цифровые порты Arduino. Мини-проекты «Маячок», «Железнодорожный семафор» на макетной плате. Дополнительные творческие задания: «Бегущий огонек», «Светофор». Программирование: знакомство со средой программирования, структура программы, процедуры setup () и loop (). Встроенные функции pinMode, digital Write, delay параметры функций. «Схема«Светофор» во Fritzing. «Маячок с нарастающей яркостью», «Светильник с управляемой яркостью» «Умный светильник», «Терменвокс», Вывод сигнала датчика на монитор порта. Назначение и устройство жидкокристаллических        экранов.Библиотека . LCD дисплей. Подключение LCD дисплея. Вывод показаний датчика на дисплей. «Кнопочный переключатель» «Мерзкое пианино» «Светильник с кнопочным управлением». «Бегущий огонек» «Счет        до 10 и обратно», «Секундомер»  

Управление серводвигателем. Библиотека Servo.h

Раздел 4 «Основы робототехники на базе Arduino Uno»

Тема занятия: Сборка мобильного роботана основе двухмоторной платформы Turtle.

Теория: Управление без обратной связи: Движение вперед, назад. Подключение инфракрасного дальномера. Datasheet. Простейший метод нахождения препятствий. Отражательные датчики линии. Datasheet. Преимущества и недостатки цифровых и аналоговых датчиков. Концепция программирования. Реализация программы. Теория автоматического управления – предмет изучения. Краткий обзор. Понятие регулятора.        Объект        управления, управляющие воздействие, ошибка. Типовые законы управления. Пропорционально-дифференциальное управление.        Дифференциальная компонента.        Концепция программирования.

Практика: Движение по контуру геометрических фигур. Объезд препятствий. Движение вдоль стены. Обнаружение белых и черных участков поверхности с помощью аналоговых датчиков линии. Усреднение аналогового сигнала.

Движение робота в пределах границ (танец вкруге). Движение вдоль черной линии. Концепция

Подключение сервопривода. Робот для соревнований «биатлон»

Раздел 5 Проектная деятельность

Тема занятия: Работа над индивидуальным проектом

Теория: Обсуждение идей. Темы проектов.

Практика: Самостоятельный поиск информации. Реализация идеи.

  1. Календарный учебный график

№п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел 1 «Вводное занятие» 2 ч

1

по расписанию)

Комбинированное

1

Вводное занятие.

Кабинет 34

Вводный

2

по расписанию)

Практическое

1

Организация рабочего места. Техника безопасности

Кабинет 34

Раздел 2 «Основные понятия электричества» 10 ч

3

по расписанию)

Комбинированное

1

Электрический ток.

Кабинет 34

4

по расписанию)

Практическое

1

Проводники,        полупроводники, непроводники, их свойства и применение.

Кабинет 34

5

по расписанию)

Комбинированное

1

Основы схемотехники.

Измерительные приборы.

Кабинет 34

6

по расписанию)

Практическое

1

Основные электрические величины (напряжение, сила тока, сопротивление).

Кабинет 34

7

по расписанию)

Комбинированное

1

Практическая работа «Определение номинала резистора по цветовому коду, с помощью мультиметра»

Кабинет 34

8

по расписанию)

Практическое

1

Основные законы электричества.

Кабинет 34

9

по расписанию)

Комбинированное

1

Закон        Ома.

Кабинет 34

10

по расписанию)

Практическое

1

Практическая работа

«Определение номинала резистора для светодиода по закону Ома»

Кабинет 34

11

по расписанию)

Комбинированное

1

Практическая работа «Сборка простейших схем на макетной плате»

Кабинет 34

12

по расписанию)

Практическое

1

Основные законы электричества.

Кабинет 34

Раздел 3 «Основы проектирования электронного устройства на базе Arduino» 36 ч.

13

по расписанию)

Комбинированное

1

Основные сведения о микроконтроллерах. Плата Arduino

Кабинет 34

14

по расписанию)

Практическое

1

Технические спецификации

Кабинет 34

15

по расписанию)

Комбинированное

1

Среда разработки Arduino Uno

Кабинет 34

16

по расписанию)

Практическое

1

Мини-проекты «Маячок»

Кабинет 34

17

по расписанию)

Комбинированное

1

«Железнодорожный семафор» на макетной плате.

Кабинет 34

18

по расписанию)

Практическое

1

Дополнительные творческие задания:

«Бегущий огонек», «Светофор».

Кабинет 34

19

по расписанию)

Комбинированное

1

Программирование: знакомство со средой программирования, структура программы, процедуры setup () и loop (). Встроенные функции pinMode, digital Write, delay параметры функций.

Кабинет 34

20

по расписанию)

Практическое

1

Программа Fritzing для создания

принципиальных электрических схем

Кабинет 34

21

по расписанию)

Комбинированное

1

Практическая работа «Схема

«Светофор» во Fritzing

Кабинет 34

22

по расписанию)

Практическое

1

Широтно-импульсная модуляция.

Кабинет 34

23

по расписанию)

Комбинированное

1

Электроника:        широтно-импульсная модуляция, порты, поддерживающие ШИМ

        

Кабинет 34

24

по расписанию)

Практическое

1

Программирование:

Встроенная функция analogWrite, параметры      функции.

Кабинет 34

25

по расписанию)

Комбинированное

1

Объявление переменных.

Кабинет 34

26

по расписанию)

Практическое

1

Практическая работа:

«Маячок с нарастающей яркостью»

Кабинет 34

27

по расписанию)

Комбинированное

1

Цифровые и аналоговые датчики.

Кабинет 34

28

по расписанию)

Практическое

1

Электроника: последовательное и параллельное подключение, делитель напряжения, переменные резисторы, устройство резистивных датчиков, потенциометр

Кабинет 34

29

по расписанию)

Комбинированное

1

Программирование:

Функции map, tone. Считывание резистивных датчиков. Функция analogRead Алгоритмы с ветвлением. Конструкция If.

Кабинет 34

30

по расписанию)

Практическое

1

Практическая работа:

«Светильник с управляемой яркостью»

«Умный светильник»

Кабинет 34

31

по расписанию)

Комбинированное

1

Цифровые и аналоговые датчики.

Кабинет 34

32

по расписанию)

Практическое

1

Электроника: датчик освещенности, фоторезистор.

Кабинет 34

33

по расписанию)

Комбинированное

1

Практическая работа:

«Терменвокс»

Кабинет 34

34

по расписанию)

Практическое

1

Вывод показаний датчиков на LCD дисплей и монитор порта.

Кабинет 34

35

по расписанию)

Комбинированное

1

Инфракрасный дальномер, датчик освещенности, датчик линии.

Кабинет 34

36

по расписанию)

Практическое

1

Вывод сигнала датчика на монитор порта.

Библиотека .

LCD дисплей.

Кабинет 34

37

по расписанию)

Комбинированное

1

Подключение LCD дисплея. Вывод показаний датчика на дисплей.

Кабинет 34

38

по расписанию)

Практическое

1

Кнопка. Простейший датчик нажатия.

Кабинет 34

39

по расписанию)

Комбинированное

1

Устранение шумов с помощью стягивающих и подтягивающих резисторов.

Кабинет 34

40

по расписанию)

Практическое

1

Программное  устранение  дребезга кнопки.

Кабинет 34

41

по расписанию)

Комбинированное

1

Практическая работа «Кнопочный переключатель»

Кабинет 34

42

по расписанию)

Практическое

1

Кнопка. Простейший датчик нажатия.

Кабинет 34

43

по расписанию)

Комбинированное

1

Практическая работа «Мерзкое пианино»

«Светильник с кнопочным управлением».

Кабинет 34

44

по расписанию)

Практическое

1

Светодиодные сборки.

Кабинет 34

45

по расписанию)

Комбинированное

1

Светодиодная шкала. Циклы со счетчиком.

Кабинет 34

46

по расписанию)

Практическое

1

Практическая работа «Бегущий огонек»

Кабинет 34

47

по расписанию)

Комбинированное

1

Практическая работа «Счет        д 10 и обратно», «Секундомер»

Кабинет 34

48

по расписанию)

Практическое

1

Транзистор – управляющий элемент схемы. Подключение сервоприводов и двигателей

Кабинет 34

Раздел 4. Основы робототехники на базе Arduino. 36 ч

Неделя 2

49

по расписанию)

Комбинированное

1

Сборка мобильного робота на основе двухмоторной платформы Turtle

Кабинет 34

50

по расписанию)

Практическое

1

Основные типы

движения робота.

Кабинет 34

51

по расписанию)

Комбинированное

1

Управление без обратной связи: Движение вперед, назад.

Кабинет 34

52

по расписанию)

Практическое

1

Движение по кругу, по спирали.

Кабинет 34

53

по расписанию)

Комбинированное

1

Движение по контуру геометрических фигур.

Кабинет 34

54

по расписанию)

Комбинированное

1

Датчики расстояния.

Кабинет 34

55

по расписанию)

Практическое

1

Простейший метод обнаружения

препятствий.

Кабинет 34

56

по расписанию)

Комбинированное

1

Управление с обратной связью.

Кабинет 34

57

по расписанию)

Комбинированное

1

Подключение инфракрасного дальномера. Datasheet.

Кабинет 34

Текущий

58

по расписанию)

Практическое

1

Объезд препятствий.

Кабинет 34

59

по расписанию)

Комбинированное

1

Движение вдоль стены

Кабинет 34

60

по расписанию)

Комбинированное

1

Алгоритм выхода из лабиринта.

Кабинет 34

61

по расписанию)

Практическое

1

Аналоговые и

цифровые датчики линии.

Кабинет 34

62

по расписанию)

Комбинированное

1

Отражательные датчики линии.

Кабинет 34

63

по расписанию)

Комбинированное

1

Преимущества и недостатки цифровых и аналоговых датчиков.

Кабинет 34

64

по расписанию)

Практическое

1

Обнаружение белых и черных участков поверхности.

Кабинет 34

65

по расписанию)

Комбинированное

1

Усреднение аналогового сигнала.

Кабинет 34

66

по расписанию)

Практическое

1

Движение робота в пределах границ

Кабинет 34

67

по расписанию)

Комбинированное

1

Движение        между        двумя

параллельными        линиями.

Кабинет 34

68

по расписанию)

Комбинированное

1

Концепция программирования. Реализация программы.

Кабинет 34

69

по расписанию)

Практическое

1

Движение робота вдоль черной линии.

Кабинет 34

70

по расписанию)

Комбинированное

1

Обнаружение перекрестков.

Кабинет 34

71

по расписанию)

Комбинированное

1

Инверсная линия.

Кабинет 34

72

по расписанию)

Практическое

1

Концепция программирования. Реализация программы.

Кабинет 34

73

по расписанию)

Комбинированное

1

Основы ТАУ. Обзор регуляторов.        

Кабинет 34

74

по расписанию)

Практическое

1

Объект управления, управляющие воздействие, ошибка.

Кабинет 34

75

по расписанию)

Комбинированное

1

Типовые законы управления.

Кабинет 34

76

по расписанию)        

Практическое

1

Пропорциональное управление.

Кабинет 34

77

по расписанию)

Практическое

1

Теория автоматического управления – предмет изучения. Краткий обзор. Понятие регулятора.        

Кабинет 34

78

по расписанию)

Комбинированное

1

Пропорционально- дифференциальное управление

Кабинет 34

79

по расписанию)

Практическое

1

Концепция программирования. Реализацияпрограммы. Преимущества и недостатки.

Кабинет 34

80

по расписанию)

Практическое

1

Пропорционально- интегрально-

дифференциальное управление

Кабинет 34

81

по расписанию)

Комбинированное

1

Концепция программирования. Реализация программы. Преимущества и недостатки.

Кабинет 34

82

по расписанию)

Практическое

1

Принципы и методы работы с сервоприводом

Кабинет 34

83

по расписанию)

Практическое

1

Подключение сервопривода.        

Кабинет 34

84

по расписанию)

Комбинированное

1

Робот        для соревнований

 «биатлон»

Кабинет 34

Раздел 5 Проектная деятельность 18 ч

85-86

по расписанию)

Практическое

2

Обсуждение идей. Темы проектов.

Кабинет 34

87-90

по расписанию)

Практическое

4

Самостоятельный поиск информации.

Кабинет 34

91-100

по расписанию)

Комбинированное

10

Работа над индивидуальным проектом

Кабинет 34

101-102

по расписанию)

Практическое

2

Реализация идеи.

ИТОГО:

102

  1. Список литературы

Для учителя

Для обучающихся

1

Робототехника. Создаём DIY-робота [Электронный ресурс] / Д.Г. Копосов — Текстовые дан. (1 файл pdf : 178 с.). — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний.

Робототехника. Создаём DIY-робота [Электронный ресурс] / Д.Г. Копосов — Текстовые дан. (1 файл pdf : 178 с.). — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний.

2

Робототехника в школе: методика, программы, проекты [Электронный ресурс] / В.В. Тарапата, Н.Н. Самылкина. — Эл. изд. — Электрон. Текстовые дан. (1 файл pdf : 112 с.). — М. : Лаборатория знаний, 2017

Интернет-ресурсы

  1. http://wiki.amperka.ru/ - проекты, теоретические сведения, видеоуроки по направлению Arduino, форум увлеченных по обмену опытом;
  2. https://edugalaxy.intel.ru/ - сообщество учителей. Обмен опытом.
  3. http://arduino-projects.ru/ - все проекты Arduino в одном месте.
  4. http://myrobot.ru/ - роботы своими руками. Простейшие роботы на одной микросхеме. Программирование микроконтроллеров

https://www.arduino.cc/ - официальный сайт Arduino. Программное обеспечение. Блокнот программиста

Примерные темы для проектной деятельности:

  1. Робот-автомобиль;
  2. Робот для соревнований по регламенту «Траектория»;
  3. Робот для соревнований по регламенту «Биатлон»;
  4. Электронные устройства для «умного дома»;
  5. Электронные устройства для мониторинга погодных условий;
  6. Бытовые роботы-помощники;