Классные часы для начальной школы по различным темам.
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Кудинова Раиса Геннадьевна

Класные часы для начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnye_chasy.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Название и пословица – ребус за «Букварём»

Русская фразеология.

Пословица, к слову, молвится.

Слова, соединяясь друг с другом, образуют словосочетания. Одни из них свободные, другие – несвободные. Например, в предложении «Засучив рукава, она мыла в сенях лестницу» сочетание «засучив рукава» является свободным: каждое слово в нем сохраняет самостоятельное значение и выполняет синтаксическую функцию отдельного члена предложения. В предложении же «Все трудились засучив рукава, обдумывали каждую мелочь в предстоящей работе» то же самое сочетание «засучив рукава» употреблено как несвободное, как единое смысловое и синтаксическое целое в значении «усердно, энергично, старательно». Такие лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания называются фразеологическими оборотами (идиоматическими оборотами, фразеологизмами).

Фразеологизмы – одно из средств образного и выразительного языка. Они представляют собой лаконическое выражение идей, понятий, явлений, используются в разговоре для краткой, эмоциональной передачи мысли. К фразеологическим выражениям относятся пословицы и поговорки, так называемые крылатые слова – меткие выражения выдающихся людей, цитаты из художественных произведений («быть или не быть»; «герой нашего времени»; «последний из могикан»). Фразеологические обороты, как и отдельные слова, могут быть многозначными. «С ума сойти» - 1) лишиться рассудка; 2) сильно беспокоиться; 3) очень интересоваться, увлекаться чем – либо; 4) делать глупости, поступать неразумно; 5) восклицание, выражающее удивление, восторг («С ума сойти! Замуж выходит, а для меня она еще ребенок!»)

Фразеологические обороты широко используются во всех речевых стилях в различной функции. В научной и официально – деловой речи употребляются сочетания, выступающие в номинативной ( назывной) функции, часто в роли составных терминов ( восклицательный знак, глухие согласные, грудная клетка, зуб мудрости, точка опоры, удельный вес, цепная реакция).

План состязания.

1. Краткое сообщение о фразеологии.

2. Класс заранее поделен на 3 команды (отдельные задания – домашние заготовки).

3. Презентация команды (название, девиз, эмблема, речевка, веселые стихи).

4. Ребус о книге.

5. Конкурс «Листы».

6. Кольцовка.

7. Пословицы по тематике «Дружба», «Труд», «Ученье», «Хлеб – соль».

8. «Ошибки наборщика».

9.Пантомима.

10. «Замени пословицами».

11. Пословицы в рисунках.

12. Подведение итогов.

Оборудование.

1. На доске:       «Пословица к слову молвится».

                           Ребус о книге.

2. Раздаточный материал:   - «листы» с заданиями;

                                               - «Ошибки наборщика»;

                                               -«Пантомима».

3. У детей: черновики, карандаши, ластики; рисунки (домашнее задание); эмблемы команд.

Ход игры.

1. Кратко о фразеологии (приложение 1).

2. Команды занимают свои столы.

3. Презентация (название, эмблема, девиз, речевка).

Веселые стихи (приложение 2).

4. Разминка. Ребус о книге (приложение 3). Пословица « Книга подобна воде, дорогу пробьет везде». Задание: расставить книги так, чтобы можно было прочесть пословицу.

5. «Листы». (Приложение 4). Каждая команда получает по листу со списком пословиц, в которых перепутаны слоги и буквы. Задание: восстановить пословицы.

6. «Кольцовка». 

1). Команды по очереди получают фразеологизм (читает ведущий) и поясняют его значение.

Медвежья услуга, махнуть рукой, мутить воду, зарубить на носу, вешать нос, водить за нос, с гулькин нос, тыкать носом, сбоку припека, ухом не ведет, не видать как своих ушей, царевна Несмеяна, черный день, прикусить язык, общий язык, болеть душой, биться как рыба об лед, волк в овечьей шкуре, грош цена, сесть в галошу, делу время – потехе час, дело в шляпе, в ежевых рукавицах, еле – еле душа в теле, есть чужой хлеб, ни жарко – ни холодно, жевать жвачку, знать назубок, одет с иголочки, ищи ветра в поле, крокодиловы слезы, легок на помине.

2). Дети по очереди предлагают друг другу фразеологизмы (домашняя заготовка). (На усмотрение ведущего).

Отгадка – балл.

7. Тематика «Ученье», «Дружба», «Хлеб – соль», «Труд».

Балл получает команда, последней назвавшая пословицу по очередной тематике.

8. «Ошибка наборщика». (Приложение 5). Команды получают списки пословиц, где нужно совместить начало и конец каждой пословицы.

9. Пантомима. (Приложение 6). Команды получают по 1 пословице. Задание: изобразить содержание так, чтобы другие догадались. Справились – балл.

10. «Замени пословицами». (Читает ведущий).

1). Не старайся сделать несколько дел одновременно. (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь).

2). В жизни человека ждет много испытаний. (Жизнь прожить – не поле перейти).

3). Чтобы хорошо запомнить, надо повторять. (Повторенье – мать ученья).

11. Пословицы в рисунках. Команда представляет рисунок (домашняя заготовка), изображающий содержание пословицы. Угадана пословица – команда получает балл.

12. Подведение итогов игры.

Подсчет баллов. Вручение «медалей» «Знатоки», «Книгочеи», «Веселые и находчивые».

Ведущий:    Чтоб была победа сладкой,

                     Распечатай шоколадку.

                     Раздели ее по – братски

                     Без обиды, без опаски.

                     Пусть подружит нас игра!

                     Всем участникам – ура!

Вручение сладких призов.

Литература:

1. «Занимательное азбуковедение». Книга для учителя. М., «Просвещение», 1991 г.

2. «Русский язык для школьников 5 – 9 классов». Д. Розенталь, И. Голуб, Н. Кахтев. М., «Дрофа», 1995 г.

1. Ложь вечекало не ситкра.

2. Много нсеаг – много лехба.

3. Корень ченьяу горек, а плод доклас.

4. Не меий сто блеруй, а меий сто урдзей.

5. Май лоохныдй – год лехбоорндый.

6. Испокон века гакни растит велокаче.

7. Новых зедруй наживай, а тарсхы не рейтя.

8. Май лохондый – не будешь логондый.

9. Искру шииту до пожара, беду воотди до даура.

1. Не бросай друга                            меду наносит.

2. Одна пчела немного                   сам упадешь.

3. Не рой другому яму                  надо уметь.

4. Мало хотеть                               в несчастье.

5. Ложь человека                      такова и работа.

6. Откладывай безделье             большого безделья.

7. Маленькое дело                    не красит.

8. Каков мастер                        да не откладывай дела.

9. Красна птица пером                 имей сто друзей.

10. Не имей сто рублей                 по пояс мойся.

11. Холода не бойся                     не сиди на печи.

12. Хочешь есть калачи                   а человек умом.

  1. Близок локоток, да не укусишь.
  2. Куда иголка, туда и нитка.
  3. Как волка ни корми, он в лес смотрит.

Праздник  числа.    1 класс.

Изучены числа первого десятка. Можно провести праздник числа – праздник для учителя и учеников.

Класс красиво украшен. Звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе?».

Ведущий. Здравствуйте, друзья! Приветствуем вас на нашем празднике!

Группа детей.

Нам лениться надоело,

Принимаемся за дело:

Надо вещи разобрать,

Сосчитать и записать.

Время выяснить пришло:

Что разбилось, что сгнило?

Сколько отдано соседу?

Сколько отдано соседу?

Сколько выросло в саду?

Сколько плавает в пруду?

Сколько птичек на суку?

Сколько нужно перебрать?

Где прибавить, где отнять?

Математика поможет

Разобраться и понять.

В. Мы учимся считать, а прежде понадобилось цифры узнать.

В этой цифре нет угла-

Оттого она кругла.

До того она кругла-

Покатиться бы могла.

Что это за цифра? (0).   -Нуль, как обруч. Захочу – по дороге покачу. (На доску – цифру 0).

Если что-то вдруг пропало,

Улетело, убежало,

Мы на этом месте

Ставим 0 с тобою вместе.

В. У кого одна нога, да и та без башмака? (1)

Ребус. Первая цифра сидит в середине,

Буква с начала и буква с конца.

В целом – леса, города и равнины.

К целому полны любовью сердца. (Родина.)

В. Вид ее, как запятая:

Хвост крючком.

И не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи – нет. (2).  (На доску – цифру 2).

Загадки.   Два брата через дорогу живут, друг друга не видят.

(Глаза).

Два березовых коня через лес несут меня.

Кони эти рыжи, и зовут их …( лыжи).

В. Отгадайте название сказки:

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя ). (Цифру 3 – на доску).

Назовите другие сказки, в названии которых есть цифра 3.

(«Три поросенка», «Три толстяка», «Три орешка для Золушки»).

В. Делал Егорка с мамой уборку.

Опрокинул стул в квартире.

Стал похож он на 4.      (На доску – цифру 4).

Загадки.  Вспушит она свои бока,

Свои 4 уголка.

И тебя, как ночь настанет,

Все равно к себе притянет. (Подушка).

А у дома под кустами жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто успел их сосчитать?

В. Идет 4 после (трех).

В. Эта цифра не простая,

Как пружинка, завитая.

Да ведь это не беда.

Всем бы надо с ней, ребята,

Подружиться навсегда. (На доску – цифру 5).

В. Пять – пятерка в дневнике.

Пять – пять пальцев на руке.

Пять у звездочки концов.

Пять в скворечнике скворцов.

В. Если прибавим один к пяти,

Тут же окажемся мы у…(шести ). (На доску – цифру 6).

Загадка.   Дом без окон и дверей,

Как зеленый сундучок,

В нем 6 кругленьких детей,

Называется…(стручок).  –Какое число названо? (6).

В. –А в этой загадке какое число?

Овсом его не кормят, кнутом его не гонят,

А как пашет – 7 плугов тащит. (Трактор). (На доску – ц. 7).

В. Цифра 7 – подъемный кран-

Заглянула в гости к нам.

Семь цветов с собой взяла,

В небе радугу зажгла.

Загадки.  Что за птицы пролетают

По семерке в каждой стае?

Вереницею летят, не воротятся назад. (Дни недели).

Семь ребят на лесенке заиграли песенки. (Ноты).

Ребус СЕМЬЯ.

В. Нуль подставил спинку брату.

Тот забрался нес пеша.

Стали новой цифрой братцы,

Не найти нам в ней конца.

Повернуть ее ты можешь,

Головой поставить вниз.

Цифра будет все такой же…(На доску – ц. 8).

Загадки. Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног –

Это я…(осьминог).

Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра – акробатка?

Если не голову встанет,

Ровно на три меньше станет. (Девять).

Веселые стихи.

К девяти без десяти

Надо в школу нам идти.

В девять слышится звонок.

Начинается урок.

К девяти без десяти

Детям спать пора идти.

А не ляжете в кровать,-

Носом будете клевать! (С. Маршак ).

В. Раз, два, три, четыре, пять –

Будем пальчики считать.

Если сложим руки вместе,

Сколько будет пальцев? Десять!

Хитроумные братишки,

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

Звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе?»

Оборудование:

  1. Запись песни В. Шаинского «Чему учат в школе?».
  2. Ребусы  РОДИНА, СЕМЬЯ.
  3. Цифры 0 – 9.
  4. Рисунки трактора, гороха, нот, радуги;  циферблат.

Праздник  Букваря.

Оборудование.

1. Стихи – детям для заучивания.

                Врун.            Д. Хармс.

-А вы знаете, что  СО?

А вы знаете, что  БА?

А вы знаете, что  КИ?

Что собаки – пустолайки

Научилися летать?

Буквы – значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

А называется все алфавит.

Ты эти буквы заучи!

Их три десятка с лишком.

А для тебя они – ключи

Ко всем хорошим книжкам!

        Грамматика.              О. Высотская.

Грамматика, грамматика,

Наука очень строгая.

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье.

Не составить телеграмму

И открытку не отправить.

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравить.

Вот два столбика наискосок,                     вот посмотрите – кто такой,

А между ними поясок.                                Загородив дорогу,

Ты эту букву знаешь, а?                        Стоит с протянутой рукой,

Перед тобою буква А.                                Согнув баранкой ногу.

Угадайте, вспомните,                                И подобно кочерге

Что за море в комнате?                                Горбит спину буква Г.

Видна вдали-

Красивая, витая,

Вот буква В

Как будто крендель.                        Вот стоит, дымок пуская,

Испекли,

Приезжих поджидая.                        Буква Д – труба печная.

На дворе – такая жалость! -                        Буква Е передохнула,

Наша лесенка сломалась.                        Как тот час же на нее

Наша лесенка сломалась,                        Пара птенчиков вспорхнула

Буква Е, зато осталась.                                Получилась буква Е.

Эта буква широка.                                На эту букву посмотри!

И похожа на жука.                                Она совсем как цифра 3.

И при этом, как и жук

Издает жужжащий звук.

Ты с этой буквою знаком.                        Чтоб меня не путать с И,

Стоят два столбика рядком,                        сверху галочку пиши.

А между ними поясок,

Протянутый наискосок.

Сигнальщик держит два флажка,                Алфавит продолжит наш

С флажками он, как буква К.                        Буква Л – лесной шалаш.

Взявшись за руки, мы встали                        На букве Н я, как на лесенке,

И на М похожи стали.                                Сижу и распеваю песенки.

В этой букве нет угла,                                Пойдем отсюда по тропе,

Оттого она кругла,                                И мы дойдем до буквы П.

Покатиться бы могла.

Дрожу от страха до сих пор! -                        Полумесяц в небе темном

Воскликнуло полено, -                                Буквой С повис над домом.

Похожа буква на топор!

Расколет непременно.

Молоток стучит «Тук-тук!»                        Найди сучок в любом лесу,

Букве Т я – старый друг.                        И ты увидишь букву У.

Отвечайте, кто знаток:

Это что за молоток?

Федя ходит руки в боки,                        Х – забавная игрушка,

Значит, выучил уроки.                                Деревянная вертушка.

                                                        Деревянная вертушка

                                                        Ветру вольному подружка.

Буква Ц – Внизу крючок,                        Да, вы правильно решили:

Точно с краником бачок.                        Ч мы пишем, как четыре.

                                                        Только с цифрами, друзья,

                                                        Буквы путать нам нельзя.

Посмотри на букву Ш-                                Буква Щ поможет нам

Буква очень хороша,                                Чистить зубы по утрам.

Потому что из нее

Можно сделать Е и Е.

Буква Р перевернулась –                        А бедняжка буква Ы

Мягким знаком обернулась.                        Бродит с палочкой, увы.

Из ведра не просто так                                Буква С на всех дивится,

Нам воды напиться.                                Словно в зеркало глядится.

Нужен ковшик –                                         Сходство есть наверняка,

Твердый знак,                                        Только нету языка.

Чтобы не облиться.

Чтобы О не укатилась,                                Каждый знает: буква Я

Крепко к столбику прибью.                        Самая хвастливая!

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква Ю.

2. На доске: «Прощай, Букварь!»

3. У детей – таблички с буквами:- гласные

                                             -согласные

                                             - ь, ъ.

4. Алфавит.

5. Ребусы.

6. «Веселая грамматика», с.3.

7. Таблички с пословицами.

8. Учебники: Букварь, Русский язык, Литературное чтение.

9. Запись песни «Чему учат в школе».

10. Карточки раздаточные со словами Аня, Зоя, день.

-

Ход праздника.

1. Песня «Чему учат в школе».

2. Вступление. Стихотворение «Врун». Д. Хармс.

3. Ведущий: - Собаки летать, конечно, не научились. А вот первоклассники научились. Чему? Читать. Кто их научил? Букварь! Он – именинник, герой сегодня. (На доску – Букварь). Мы с ним прощаемся, он рассказал нам очень много, научил всем хитростям о буквах. И на этом прощальном уроке мы покажем, чему научились, чтобы Букварь расстался с нами с радостью.

4. Повторение букв по группам: гласные, согласные звонкие, парные согласные, согласные всегда твердые, согласные всегда мягкие, ь знак и ъ знак.

Провожу так: прошу назвать очередную группу букв, дети делают это. «Буквы» выходят, представляются (стихи – визитные карточки каждой буквы из Азбуки). «Буквы» могут загадывать загадки. После выступления каждой группы спрашиваю: «Какая группа букв была?»

5. В. Буквы – значки, как бойцы на парад,

        В строгом порядке построились в ряд.

        Каждый в условленном месте стоит,

        А называется все – АЛФАВИТ.        (Читаем алфавит хором).

6. Стихотворение «Ты эти буквы заучи…»

7. Игры.                 «Буква заблудилась». «Веселая грамматика», с. 3.

                         Ребусы. (Корова, ворона, трава, дрова).

8. Физпауза.    У котика усы удивительной красы.

Глазки смелые, зубки белые.

Выйдет котя в огород-

Всполошится весь народ:

И петух, и курица

С деревенской улицы.

Станут котю в гости звать,

Станут котю угощать.

9. «Хитрости букв».

Раздаю детям карточки: 1 ряд – слово Аня; 2 ряд – слово день; 3 ряд – слово Зоя.

- В чем хитрость? (Соотношение числа букв и звуков).

- Итак, буквы не только «хитрые» сами, они делают «хитрыми» слова. И тут Букварь не бросает нас, он оставляет нас на попечение Грамматике.

10.Знакомство с учебником «Русский язык».

Стихотворение «Грамматика» О. Высотской.

11. Знакомство с учебником «Литературное чтение».

-Прочтем с доски пословицу.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.   –Объясните смысл.

-Можно ли сказать, что книга – друг человека? Что значит береги? (Не рви; но главное – не забывай читать, люби читать. Книга, как лучший друг – не обманет, научит, утешит).

-В книгах найдем мудрость, урок, поучение. Прочитаем с доски:

-Не велик кусок пирога, да стоит много труда.

-Скучен день до вечера, коли делать нечего.

(В обсуждении связываем с чтением, с книгой).

12. Итог. Хором – Спасибо Букварю!

-И его напутствие:

                Школьнику на память.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь-

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись!

Буква заблудилась.

*Закричал охотник: -Ой!                        *Забодал меня котел,

Двери гонятся за мной!                                На него я очень зол.

*На виду у детворы                                *Врач напомнил дяде Мите:

Крысу красят маляры.                                -Не забудьте об одном:

                                                        Обязательно примите

*Старый дедушка Пахом                        Десять цапель перед сном.

На козе скакал верхом.

*Посмотрите-ка, ребятки,                        *На болоте нет дорог.

Раки выросли на грядке.                        Я по кошкам скок да скок.

*Куклу выронив из рук,                        *Лежит лентяй на раскладушке,

Маша мчится к маме:                                Грызет, похрустывая, пушки.

-Там ползет зеленый лук

С длинными усами!                                *Ехал дядя без жилета,

                                                        Заплатил он штраф за это.

*Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,                        *У вратаря большой улов,

Но зато ему потом                                Влетело в сетку пять волов.

На крючке попался дом.

*Тает снег, течет ручей,                        *Воробьишко поскакал,

На ветвях полно врачей.                        Где-то кошку отыскал.

*Мы собирали васильки,                        *Поэт закончил строчку,

На головах у нас щенки.                        В конце поставил бочку.

*Жучка будку не доела:                        *Муравей нашел травинку

Неохота. Надоело.                                И взвалил ее на свинку.

*На пожелтевшую траву                        *Сшил себе котенок тапки,

Роняет лев свою листву.                        Чтоб зимой не мерзли шапки.

*Миша дров напилил,                                *Здесь хорошее местечко-

Печку кепками топил.                                Протекает рядом печка.

*Синеет море перед нами,                        *Мама с бочками пошла

Летают майки над волнами.                        По дороге вдоль села.

*Сели в ложку и – айда                                *На поляне лесной

По реке туда-сюда.                                Вырос зуб молодой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематика классных часов в начальной школе

Приблизительные темы классных часов в начальной школе на весь учебный год....

Сборник классных часов для начальной школы.

Поучительные, познавательные классные часы....

классные часы в начальной школе

Предлагаю разработки классных часов для учащихся 2 - 3 кл. Форма проведения - этическая беседа. Основная  идея: "Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе"....

"Классные часы в начальной школе"

В статье «Классные часы в начальной школе» Иванова И. А. обращает внимание  учителей на необходимость проведения личностно- ориентированных классных часов. Из личного опыта учитель Ив...

Темы классных часов в начальной школе

Темы классных часов можно включить в план воспитательной работы...

Презентация к классному часу в начальной школе на тему "Права ребёнка"

Данная презентация знакомит обучающися с их правами. Презентация может быть использована на классных часах и занятиях по внеурочной деятельности....

Конспект классного часа для начальной школы. Тема: День космонавтики.

Конспект классного часа для начальной школы. Тема: День космонавтики....