Дружба..Какое прекрасное слово
план-конспект занятия (3 класс)

Основной задачей воспитания в начальной школе является сплочение детского коллектива, формирование товарищеских взаимоотношений, умения дружить. Ведь дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Именно при дружеских отношениях ребенок учится полноценному общению. Однако дружба не развивается спонтанно, а формируется благодаря развитию у детей нравственных качеств, таких как взаимопонимание, уважение, толерантность, сопереживание. Классный час предназначен для учащихся 3-4 класса, это мероприятие нравственной направленности и посвящено  обсуждению проблемы дружбы, товарищества, которые очень актуальны для младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druzhba._kakoe_prekrasnoe_slovo.doc79 КБ
Файл druzhba.pptx1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: "Дружба.… Какое прекрасное  слово"

 Пищук Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Куйбышевского района «Гимназия №1 имени А.Л. Кузнецовой»

«Дружба – самое  необходимое для жизни,

так как никто не понимает себе жизни без друзей,

даже если бы он имел все остальные блага».

        Аристотель

Пояснительная записка:

Основной задачей воспитания в начальной школе является сплочение детского коллектива, формирование товарищеских взаимоотношений, умения дружить. Ведь дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Именно при дружеских отношениях ребенок учится полноценному общению. Однако дружба не развивается спонтанно, а формируется благодаря развитию у детей нравственных качеств, таких как взаимопонимание, уважение, толерантность, сопереживание. Классный час предназначен для учащихся 3-4 класса, это мероприятие нравственной направленности и посвящено  обсуждению проблемы дружбы, товарищества, которые очень актуальны для младших школьников.

Цель классного часа – воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу.

Задачи:

  • расширить  знание детей о дружбе;
  • на основе примеров и жизненного опыта показать важность и ценность настоящей дружбы;
  • показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни;
  • развивать умения рассуждать и взаимодействовать в группе

Сценарий классного часа разработан на основе активных методов обучения с применением элементов дискуссии и игры,  практической деятельности.

Технологии:

 информационно-коммуникативные, игровые, технология сотрудничества, элементы технологии критического мышления, проектной технологии.

Оборудование: 

  • плакат «Дерево дружбы»;
  • презентация;
  • раздаточный материал: карточки для работы в группе и индивидуально 

Список литературы
1. Дереклеева, Н.И. Классные часы по теме «Нравственность» / Н.И. Дереклеева – М.: «5 за знания», 2006.

2. Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Изд.: Детство-Пресс, 2010

3. Измайлов Л. Монолог о дружбе

4. С.В. Кульневич, Т. П. Лакоценина «Воспитательная работа в начальной школе» Практическое пособие. Творческий центр «Учитель», 2000

5. Классные часы. Внеклассная работа. 1-4 классы. ФГОС. Издательство «Экзамен»,- М.:2012.

Интернет-источники   1. festival.1september.ru

Ход классного часа

Класс разделён на 4 группы.

Актуализация знаний.

Учитель. Хочу вам рассказать одну историю. (Слайд 1)

Когда я была маленькой и училась в начальной школе, нам много рассказывали про дружбу. Однажды я прочитала рассказ М.В.Водопьянова “Один за всех и все за одного”, который до сих пор помню и хочу вам рассказать.

“Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой.

Однажды домой пришли Левины товарищи и твердо заявили, что они всем классом помогут ему.

И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции.

С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и членом-корреспондентом Академии наук”.

- Вот оно чудо! Дружба спасла человека! Представьте себе только, в 23 года слепой человек стал ученым, благодаря своим друзьям. А ведь все могло быть иначе.

Учитель.  Сегодня мы с вами поговорим о дружбе. Наш классный час называется: "Дружба… Какое прекрасное  слово". (Слайд 2)

Давайте обсудим такие вопросы: (Слайд 3)

  1. Как ты думаешь, для чего человеку нужны друзья?
  2. Кого можно назвать настоящим другом?

Учитель читает отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».

 

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?

В толковом словаре С.И. Ожегова:    (Слайд 4) 

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

 О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы.  (Слайд 5 -8)

Какие ассоциации возникают, когда слышите слово Дружба  (Слайд 9) 

Дружба - такое доброе, такое тёплое, такое радостное слово, В нем каждая буква как будто светится изнутри и как бы говорит нам: «Давайте жить в мире и согласии». И вы сами можете в этом убедиться. Попробуйте на каждую букву этого слова придумать «дружные» слова, характеризующие дружбу. 

конверт №1  (Дети сначала записывают самостоятельно, затем обсуждают в группах, после этого на доске появляется запись.)

Д – доверие, доброта…

Р – радость, равенство…

У – уважение, успех…

Ж – жизнелюбие…

Б -  братство, благородство…

А -  активность…

Учитель: Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.

 Игра собери пословицу (Слайд 10)

Работа в группах (Слайд 11)

конверт №2  Ситуации.  Попробуйте  подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

 

 

Ситуация №1

Вы пришли из школы и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно помочь отремонтировать велосипед. А нужно ли всегда идти на поводу у своего друга? Друг должен считаться с вами.

(Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть».)

Ситуация № 2

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг повредил  руку.

(Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)

Ситуация № 3

Ваш друг поступил с вами плохо, нечестно или вернее подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. -А как можно вернуть дружбу?

(Подарок не приму и скажу: «Друга за деньги не купишь».)

Ситуация № 4

Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках - упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет коробком с порошком и порвал его. Все содержимое пакета рассыпалось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать все с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной

моего несчастья. После этого случая наша дружба распалась. А как бы вы поступили на моем месте?

Дружба, что стекло: расколешь - не соберёшь.

 

 

ФИЛЬМ (Слайд 12) Просмотр и обсуждение фильма  «Настоящая дружба»

Игра "Друг к дружке" (Слайд 13)

- Сейчас я вас научу играть в  интересную игру "Друг к дружке". Во время этой игры надо делать все очень быстро. Сейчас по моей команде "Друг к дружке" вы должны выбрать себе друга и пожать ему руку... А теперь я буду говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро "поздороваться друг с другом:
- Правая рука к правой руке!
- Спина к спине!
- Нос к носу!
Каждый раз, когда я говорю "Друг к дружке", вам надо быстро найти партнера, пожать ему руку и выполнять мои команды.
- Ухо к уху!
- Бедро к бедру!
- Пятка к пятке!

- "Друг к дружке"! Коленка к коленке!
- Затылок к затылку!
- Плечо к плечу!
В эту игру вы можете сами поиграть на перемене или на продленке.

Игра (Слайд 14 – 19)

  1. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена?
  2. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвёртым в компании друзей?
  3. Этот герой произносил : «Я самый больной в мире человек!» Ему дали лекарство, а он в ответ произнёс : «Друг спас жизнь друга!» О ком идёт речь? Какое лекарство дали больному?
  4. Какие два друга лежали на песке и пели песню о солнышке? Назовите их.
  5. Этот герой всегда произносил фразу «Ребята, давайте жить дружно»
  6. В каком мультфильме герои пока строили Дом Дружбы нашли себе друзей

Групповая работа. Дерево дружбы конверт №3

Учитель. Какими качествами должен обладать друг? Герои мультфильма построили Дом Дружбы, а я вам предлагаю вырастить Дерево Дружбы.   На столах карточки со словами, выберите те качества, которыми должен обладать друг.

(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность придти на помощь в любую минуту и др.  Выбранные карточки дети прикрепляют к дереву.).  

Учитель. Какие качества вы выбрали? Почему?

- Почему оставили карточки со словами: злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм?

Сейчас каждый из вас подойдет к «Древу дружбы», назовет всем те качества человека, которые он считает необходимыми для создания дружеских отношений и приклеит свой «листочек».  

(после того, как все ребята приклеили свои листочки)

Ребята, посмотрите, какое веселое и привлекательное стало наше «Древо Дружбы»!!! Так и у человека происходит: чем больше в нас хороших качеств-«листочков»,  тем приятнее с нами общаться.

Это «Древо дружбы» останется в вашем классе как символ вашего дружного коллектива. И каждый раз, когда вы не знаете, как поступить в трудной ситуации, связанной с отношениями со своими одноклассниками и друзьями, подойдите к нему, и оно вам обязательно подскажет, что можно предпринять.

Итог. Почему "дружба" - такое чудесное слово?

Песня «Дружба крепкая..» (Слайд 20)

Учитель: Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего? Получили ли вы ответы на свои вопросы?

 конверт №4  Смайлики

В сегодняшней нашей встрече (Слайд 21)

  • Мне понравилось...
  • Мне не понравилось...
  • Я понял(а)…
  •  Я  задумался (ась) о….
  • У меня возникло чувство…

Встаньте, дети, Встаньте в круг (Дети встают вкруг)

Я твой друг и ты мой друг

Пусть будет шире Дружбы круг

В кругу стоят друзья твои

Ты им улыбку подари

Слева друг и справа друг

А вместе это дружбы круг

Друзьям справа и слева руку пожми

Передай им тепло своей руки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ДРУЖБА- ПРЕКРАСНОЕ СЛОВО

Слайд 3

Как ты думаешь, для чего человеку нужны друзья? Кого можно назвать настоящим другом?

Слайд 4

В толковом словаре С.И. Ожегова: Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Слайд 5

Дружба – самое необходимое в жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага Аристотель, древнегреческий философ и учёный

Слайд 6

Цицерон древнеримский политический деятель, оратор, писатель. Без истинной дружбы жизнь – ничто. Цицерон

Слайд 7

Пифагор, древнегреческий математик и философ . Дружба есть равенство

Слайд 8

Аристотель, древнегреческий философ и учёный В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья – это надежное прибежище. Аристотель, древнегреческий философ и учёный

Слайд 10

Собери пословицу 1. Не имей 100 рублей, 2.Человек без друзей, 3.Нет друга- ищи, 4.Дерево живёт корнями, 5.Дружба не гриб, а человек друзьями. в лесу не найдёшь. а имей 100 друзей. что дерево без корней. а нашёл – береги.

Слайд 18

Ребята, давайте жить дружно!

Слайд 21

Мне понравилось… Мне не понравилось… Я сегодня понял (а)... Я задумался (ась) о… У меня возникло чувство…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дружба!Какое чудесное слово!

Внеклассное мероприятие по данной теме было проведено на районном семинаре среди учащихся 3 класса.Данная тема мероприятия актуальна во все времена,дети должны видеть важность дружбы между людьми.Ведь...

Внеклассное мероприятие во 2-м классе "Дружба! Какое чудесное слово"

Мероприятие подробно объясняет значение слова дружба. Цель дружбы....

Внеклассное мероприятие во 2-м классе "Дружба! Какое чудесное слово"

Мероприятие подробно объясняет значение слова дружба. Цель дружбы....

Внеклассное мероприятие во 2-м классе "Дружба! Какое чудесное слово"

Мероприятие подробно объясняет значение слова дружба. Цель дружбы....

Дружба! Какое чудесное слово!

Конспект внеклассного мероприятия....

Классный час "Дружба - какое чудесное слово"

Классный час формирует нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу. Развивается умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Дети узнают какими качествами обладает настоящий дуг, как...

Внеклассное мероприятие "Дружба! Какое прекрасное слово!"

Конспект открытого внеклассного мероприятия...