«Организация воспитательного процесса в адаптационный период в 1 классе в соответствии с ФГОС»
статья (1 класс)

Быханова Валерия Валерьевна

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу.

Готовность к обучению в школе включает: физиологическую, психологическую, личностную готовность к обучению в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация воспитательного процесса в  адаптационный  период в 1 классе в соответствии с ФГОС»

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу.

Готовность к обучению в школе включает: физиологическую, психологическую, личностную готовность к обучению в школе.

Адаптация (приспособление) ребёнка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. Специалисты выделяют три основных этапа физиологической адаптации ребёнка к школе, каждый из которых имеет свои особенности:

1. Ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий организм ребёнка отвечает бурной реакцией.

2. Неустойчивое приспособление, когда организм ребёнка ищет и уже использует некоторые оптимальные варианты реакций на новые воздействия.

3. Период относительно устойчивого приспособления, когда организм ученика находит такие варианты реагирования на школьную нагрузку, которые позволяют избежать чрезмерного напряжения.

Продолжительность всех трех фаз – пять-шесть недель.

Для того чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития необходимо:

  1. Выявить особенности психолого - педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в процессе обучения и общения.
  2. Создать систему психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
  3. Создать специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

Чем же характеризуются первые недели обучения?

По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок.

Режим учебных занятий

В соответствии с СанПиНом занятия первоклассников проводятся только в первую смену. Обучение в 1-х классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных

•  продолжительность учебного года: 33 учебные недели;

•  сентябрь, октябрь - по 3 урока в день по 35 минут каждый (четвертые уроки проводились в нетрадиционной форме: это урок-игра, урок-экскурсия, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-театр и т. д.);

•  ноябрь-декабрь - по 4 урока по 35 минут каждый;

•  январь-май - по 4 урока по 40 минут каждый, что отражено в Уставе учреждения и в правилах внутреннего трудового распорядка.

Продолжительность учебной недели: 5 дней с максимально допустимой недельной нагрузкой в академических часах - 24 часа с учетом внеурочной деятельности. С учетом адаптационного периода и в первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).

Соблюдении гигиенических требований

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, в расписании уроки чередуются в течение дня и недели различные по сложности предметы: основные предметы (математика, грамота, казахский язык и познание мира) чередуются с уроками музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, самопознания, физической культуры. Для обучающихся 1 класса наиболее интенсивные предметы проводятся на 2 уроке. На уроках и внеурочное время учащимся обеспечено максимальная двигательная активности:

• ежедневная физзарядка на уроках;

Занятия, классные часы и внеурочная деятельность направлены на освоение

детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. При организации

социально-психологической адаптации первоклассников были задействованы

следующие приемы и формы работы:

Межличностные контакты.

Они предполагают знакомство друг с другом.

Рассказ о себе.«Раскрыть» каждого ребенка, показать одноклассникам его достоинства,

приподнять ребенка в его собственных глазах помог социально-психологический тренинг «Я хочу рассказать вам о себе» с целью налаживания системы межличностных контактов в классе.

Вхождение в коллектив. Детей, которые испытывают трудности межличностного общения (застенчивые, малообщительные, агрессивные, несдержанные, эгоистичные и т. п.), классные руководитель и учителя, работающие с 1 классом адаптировали к системе межличностных отношений, проведя с ними тренинг по формированию навыков коммуникативной компетентности, вовлекали в совместные мероприятия, привлекали к работе в парах, микрогруппах.

Общее дело. Ничто так не сплачивает коллектив, как общие дела. Мною были продуманы коллективные дела, направленные на создание классного содружества. Дети участвовали в традиционных школьных праздниках.

Создание благоприятного эмоционального климата в первых классах

Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения. Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром, обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Поэтому мною были запланированы и проведены уроки-экскурсии на всех предметах.

На уроках обучения грамоте и математики я использую яркую наглядность, обращаюсь к личному опыту учащихся, предлагаю задания на классификацию, анализ и синтез, задачи на развитие логического мышления, нахождение геометрических фигур с доказательством их принадлежности, составление ломаной из карандашей, устный счет, решение неравенства у доски, решение примеров на уменьшение и увеличение, игру «Карусель» и др. Большое место на занятиях по математике отвожу дидактическим играм, при проведении которых детям разрешается двигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников использую разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы и пр.). На своих уроках применяю игровые, ИКТ-технологии, технологии проблемного обучения, критического мышления, использую системно-действенный подход к обучению.

Необходимо отметить, что большинство детей успешно прошли адаптационный период, положительно настроены на процесс обучения, умеют вести себя в школе, хорошие отношения с одноклассниками и учителями, добросовестно и без видимых усилий выполняют требования учителя, всегда в хорошем настроении.

Если вовремя не разобраться в причинах, не скорректировать затруднения адаптации, то всё вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка.

Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в образовании. Значимой поддержкой учителю в адаптационный период является взаимное сотрудничество с ним родителей, а также родительские собрания, которые проводятся в 1-х классах в течение адаптационного периода. На собрании я приглашаю родителей к сотрудничеству; знакомлю с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации; рассказываю о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода, провожу анкетирование, которое помогает больше узнать ребёнка и подобрать к нему свой “ключик”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Эффективность использования учебно-лабораторного оборудования в учебно-воспитательном процессе в начальных классах в рамках реализации ФГОС"

Образование не стоит на месте. Современный ученик сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию личностному самоопределению, что заложено в...

Обобщение опыта по теме: «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в начальных классах условиях перехода на ФГОС ».

Целью обобщения опыта является  формирование системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, предприимчивой, созидательной личности, обучение ...

Выступление на заседании ШМО Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью .

Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)Внеурочная деяте...

Мастер - класс «Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения»

Тема мастер-класса: «Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второ...

ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ОВЗ"

Образование в начальной школе уже давно стало одним из самых инновационных направлений развития российского образования. Начальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, также измен...

«Организация воспитательного процесса в ГПД в условиях реализации ФГОС»

В данной статье представлен аналитический материал по организации воспитательного процесса в ГПД...