Петербурговедение
статья (1 класс)

Рассадина Светлана Борисовна

Статья посвещена тому, что изучение истории своего города, это начало к патриотическому воспитанию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peterburgovedenie.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Петербурговедение – патриотическое воспитание

Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.

Краеведение – это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края.

Актуальность изучения краеведения в современном обществе очевидна. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формированию гражданственности. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.

Цель: сформировать у воспитанников целостное представление о родном городе, пробудить в них любовь к родной природе., помочь осознать значение Санкт Петербурга, города в котором живем, в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего города, района, а, значит, и страны.

Задачи Петербурговедения :

1. Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и где он живет.

2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

5. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым петербуржцам.

6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.

В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а достопримечательности, улицы своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают.

Для воспитанника формирование краеведческих знаний — способ расширить кругозор, так как углубленное изучение Петербурга, происходит в сравнении обычно со всей страной или со всем цивилизованным пространством, кроме того, знание одного города пробуждает интерес к другим регионам и к Земле в целом.

Изучение истории Санкт Петербурга воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах. Кроме того, обращаясь к истокам местных традиций, изучая особенности народной культуры своего города со времён Александра Невского, Петра Первого, годы правления Екатерины Второй. Дни блокады и подвиг ленинградцев в Великой Отечественной войне, историю своей семьи, ребёнок получает неповторимый чувственный опыт позволяющий осуществлять личностное развитие и саморазвитие, воспитывается гражданственность, чувство собственной значимости.

Ознакомление дошкольников с родным городом входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей края проводятся в группе за просмотром презентаций, слайдов и видео материалов; а так же в библиотеке. С детьми также организуются занятия-игры с музейными экспонатами, они принимают участие в мастер – классах.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

В классе, где проводятся петербурговедение присутствуют тематические альбомы о достопримечательностях, игры «Немо- Петербург».», рабочие листы и раскраски достопримечательностей, игра-ходилка «Прогулка по Петербургу»«Дорисуй- чего не хватает», пазлы «Виды города», деревянный конструктор «Храмы СПб», речевые и подвижные игры о родном городе, книги, стихи и чистоговорки, альбом детского творчества «Петербург глазам детей» и др.

Работа с материалами способствует воспитанию любви к малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, речевых, изобразительных умений, творческих способностей.

Совместно с родителями воспитанников могут быть созданы книги «900 дней блокады», Памятники войны», «День Победы».

Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств.

Прогулки и экскурсии по Санкт-Петербургу, - эти формы незаменимы в  работе, с этой целью мы активно привлекаем родителей. Просим сделать фотоотчёт, с его помощью дети вспоминают о местах, которые они посетили

Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.

Значимым в работе по краеведению является метод проектов.

По мимо ознакомления с историческими местами и памятниками Санкт –Петербурга, прививается детям культуру поведения. Знаком с понятием «культурная столица»«петербуржец» со знаменитыми петербургскими учёными, писателями, композиторами, художниками, скульпторами и архитекторами. Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного города

Начиная работу педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для Санкт-Петербурга, что есть только здесь.

Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дети еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.

Каждый момент ознакомления с Петербургом, должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику, достойному гражданину своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Петербурговедения "Город над вольной Невой"

Презентационный материал к первому (вступительному)  уроку Петербурговадения. Обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу. Знакомство с главными достопримечательностями родного города....

Петербурговедение

Город и человек тесно взаимосвязаны. Природа во многом определяет условия жизни горожан, их менталитет, внешний облик города в целом. Рожденный трудом людей, город становится их помощником и защитнико...

Петербурговедение

Наш город всегда считался северной и культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого прекраснейшего города мира? Прежде всего, они должны знать свой город, его историю, любить его. А ещ...

Методическая разработка по английскому языку в рамках Дня погружения в петербурговедение "Посещение Эрмитажа"

данный урок был разработан в рамках Дня петербурговедения. Ученики совершили заочную экскурсию по Эрмитажу. Урок помогает развить комплексную иноязычную компетенцию и создает условия для развития навы...

Урок по Петербурговедению

Урок по Петербурговедению. Тема "Указатели улиц и нумерация домов"...

Урок по Петербурговедению

Презентация на тему "Животные в скульптуре Санкт-Петербурга  (кони)"...