Конспект внеурочного занятия в 1 классе по теме: Где зимуют птицы?"
план-конспект занятия (1 класс)

Данная разработка содержит конспект внеурочного мероприятия для 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия

Направление: общеинтеллектуальное

Тема занятия: Где зимуют птицы.

Цель: расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления.

Задачи занятия:

  1. Познакомить с перелетными птицами.
  2. Выявить особенности зимовки птиц в разный временной период.
  3. Воспитывать заботливое и бережное отношение к птицам, стремление делать кормушки.

Оборудование и дидактические средства: м/м презентация, аудиозаписи звуков птиц, конспект внеурочного занятия.

Класс: 1

Ход занятия

I.        Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кристина Алексеевна! Давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Настроение ваше улучшилось, а значит и занятие у нас будет радостным, добрым и, надеюсь, очень интересным.

II.        Целеполагание

-Ребята, давайте отгадаем загадку.

Наступили холода.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой)

-Расскажите о признаках зимы в природе.

-Правильно. Ребята, а какая погода зимой? (ответы детей)

-Сколько месяцев длится зима? Назовите их.

-Какой месяц начинает зиму? (Декабрь)

-А какой месяц заканчивает? (Февраль)

-Как вы думаете, а кому тяжелее всех зимовать? (Тяжелее всех зимовать птицам)

-Сегодня наш разговор о том, где зимуют птицы.

III. Основная часть 

1. Вступительный рассказ учителя

-Птиц на земле много — около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие (страусы), есть и совсем крошечные (колибри). Есть птицы, которые вовсе не могут летать. Птицы могут жить в лесу, в степи, в пустыне или в горах, на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие — насекомыми. Есть хищные, которые поедают других птиц и зверей, а есть те, которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы получили свои имена за голос, другие — за цвет, третьи — за поведение.

2. Знакомство с перелетными птицами

- Ребята, если сейчас выйти на улицу, мы увидим много птичек? А летом? Как вы думаете, почему? (Потому что зимой очень холодно и мало еды)

- Это потому, что всех птиц можно разделить на 2 большие группы: перелётные и зимующие.

- Какие птицы улетели в теплые края? (Ласточка, лебедь, скворец….)

- На слайде изображены эти птицы. Давайте рассмотрим их.

- Как называют таких птиц, которые улетают в теплые края и вновь возвращаются? (перелётные)

Перелётными мы называем птиц, которые живут в нашей местности, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места.

- Как вы думаете, а где зимуют перелетные птицы?

- Чаще всего они улетают в Африку.

-Ребята, подумайте, почему многие птицы улетают в теплые края?

3.Знакомство с понятием “прощальный концерт» (прослушивание аудиозаписи)

-Улетая на юг, певчие птицы нередко устраивают прощальные концерты. В солнечный осенний день вполне можно услышать концерт жаворонка над пустыми полями. Нередко возвращаются к своим домишкам скворцы и тоже издают прощальные трели. Самыми последними, когда мороз уже сковывает воду, покидают наши края лебеди.

  1. Знакомство с зимующими птицами

-А птиц, которые зимуют в наших краях, называют зимующими. Какие это птицы? (Воробей, голубь, сорока, ворона, дятел, снегири, синица)

-Начнем наше знакомство с зимующими птицами. Я загадываю вам загадку, а вы её отгадываете.

1. Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый... (Воробей)

- Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)

Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

2. А какая птица умеет ворковать? (Голубь)

-Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).

- Как голубь воркует? (Гру-гру)

3. Следующая наша гостья

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой… (Сорока)

- Послушайте, как трещит сорока.

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

4. Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица… (Ворона)

- Послушайте, как ворона каркает.

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

5. О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой! (Дятел)

- Послушайте, как стучит дятел.

Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

6. Угадайте, кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ... (Снегири)

- Послушайте, как снегирь поёт.

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

7. Что это за птица?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

- Послушайте, как синичка поёт.

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека. 

5. Игра «Птицы» (Физминутка)

Если вы в стихотворении услышите птицу, то киваете головой, а если услышите, что появилась не птица, а кто-то другой, то должны топать ногами и хлопать в ладоши.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы (куницы).

Чибисы, чижи (ужи),

Галки (мухи) и стрижи,

Аисты, кукушки (лягушки),

Лебеди  (бабочки) и утки,

И спасибо шутке!

6. Работа в рабочей тетради

- Я хочу узнать, хорошо ли вы запомнили перелетных и зимующих птиц птиц. Давайте откроем рабочую тетрадь на странице 14 и раскрасим красным карандашом кружочки около перелетных птичек.

7. Игра «Кормушка»

Что за стол среди берёз,

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

- Зачем нужны кормушки? (Ответы детей)

- Вам нужно наполнить кормушку для птиц. (Шоколад, рябина, жевательная резинка, хлеб, сало, конфеты, подсолнечник, мясо, тыквенные семечки)

-А почему нельзя шоколад и все, чем мы не наполнили кормушку?

- Ребята, не забывайте о наших пернатых друзьях. Подкормите их зимой и тогда летом вы будете с удовольствием наблюдать за ними или слушать прекрасные птичьи трели.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

-Каких птиц мы сегодня изучили?

-Почему птиц называют перелетными?

-А теперь ещё раз назовём птиц, которые зимой будут прилетать к нашей кормушку (Ответы детей).

-Вспомните особенности птиц: воробей, ворона, голубь, сорока, дятел, снегирь, синица.

-Если вы, ребята, пришли в лес на прогулку, старайтесь не шуметь, не кричать, не заглядывайте в гнёзда. Не трогайте яйца и птенцов руками. Вы можете вспугнуть птиц, и они бросят свой дом. И никогда в гнезде не появятся птенцы. А ещё мне очень хочется, чтобы вы помогали, оберегали птиц. Ведь если их не будет, то вредные гусеницы, жуки нападут на деревья, съедят кору, листочки, обглодают ветви, почки….

Мы должны помнить:

Что птиц не надо ловить,

Надо птиц всегда любить.

Птичьих гнезд не разорять

Зимою птицам помогать,

Их жалеть, оберегать.

-Молодцы! Вы все сегодня очень хорошо работали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия по ОБЖ по теме: «На водоёме зимой» (2 класс)

На деревья и кустыШапки нахлобучилаВ толстяка – снеговикаПревратила чучело.И на окнах спозаранку –Звезды, листья ,завитушки.Все девчонки взяли санки.Все мальчишки взяли клюшки.Вот подарки,...

Конспект внеурочного занятия 2 класс тема "Где найти витамины весной" УМК "Школа России" + презентация

Название кружка: «Разговор о правильном питании» Направление внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное Форма работы: коллективная      Тема...

Методическая разработка конспекта внеурочного занятия «Волшебный мир Оригами» Тема занятия «Маленькие вестники с фронта»

Данная методическая разработка предназначена для проведения внеурочного занятия в 3 классе. Разработка внеурочного занятия составлено в соответствии с ФГОС НОО, раскрывает организацию занятия в услови...

Конспект внеурочного занятия (2 класс). Тема: "Как правильно экономить".

Цели деятельности учителя: формирование культуры обращения с деньгами.Планируемые результатыПредметные:Знать - какие ресурсы мы можем экономитьУметь – применять на практике полученные знанияЗнат...

Конспект внеурочного занятия 3 класс. Тема: "Безопасность пассажиров"

Цель занятия: формирование знания детей по теме, о том, кто пассажир; повторение правила поведения на остановках, в общественном транспорте; развитие мотивации к безопасному поведению.Планир...

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности, тема: «Работа. Заработная плата», 3 класс

Название внеурочной деятельности: «Финансовая грамотность»Направленность внеурочной деятельности: социальнаяКласс / возраст детей: 3 класс 9-10 летЦель: Расширение знаний о  понятии ...

Конспект внеурочного занятия по экономике по теме «Банк» (3 класс)

В основе жизни всех людей лежат экономические интересы. Отсюда вытекает цель  курса -  вовлечь детей в занятия экономикой, понять ее роль, главные общественные функции, ее объективную значим...