Экологическая квест-игра по станциям "Юные экологи" для обучающихся 1-4 классов
классный час
Цель: создание условий для формирования у детей основ ответственного отношения к окружающему миру и представлений об отрицательных последствиях деятельности человека.
Задачи:
- формировать систему знаний об экологических проблемах;
- развивать устойчивый интерес к природе, внимание, логическое мышление, умение работать в команде.
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- формировать умение решать проблемные ситуации, развивать поисковую деятельность по подбору эффективных способов для решения задач;
- активизировать словарь (сортировать, контейнеры, макулатура, фильтрация.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1.docx | 1.24 МБ |
kvest_igra_yunye_ekologi.docx | 98.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МОУ «Каменская основная школа»
Экологическая квест-игра
«Юные экологи»
Разработчик:
Кузнецова Анна Александровна
2021г
Цель: создание условий для формирования у детей основ ответственного отношения к окружающему миру и представлений об отрицательных последствиях деятельности человека.
Задачи:
- формировать систему знаний об экологических проблемах;
- развивать устойчивый интерес к природе, внимание, логическое мышление, умение работать в команде.
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- формировать умение решать проблемные ситуации, развивать поисковую деятельность по подбору эффективных способов для решения задач;
- активизировать словарь (сортировать, контейнеры, макулатура, фильтрация.)
Описание: данная игра будет полезна педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, ведущим объединения и кружки экологической направленности. Игра экологической направленности, рассчитана на участие трех команд.
Участники: 1-4 класс
Место проведения: база школы.
Форма проведения: экологическая квест-игра.
Время мероприятия: 35 минут.
Оборудование: маршрутный лист, раздаточный материал, ветки, грамоты.
Сценарий экологической квест-игры по станциям «Юные экологи»
Организационный момент проходит в игровом зале, где собрались все команды:
(звучит музыка «Звуки природы»)
Голос за кадром на фоне слайда:
Запомните заповеди юного эколога:
- не только смотри, а наблюдай,
- не шуми, а слушай и понимай,
- не обижай, не мешай, а помогай братьям нашим меньшим – насекомым, птицам, животным.
Кто выполнит эти заповеди, тот станет юным экологом.
Ведущий: Дорогие друзья! Наверняка вы все любите путешествовать и ходить в поход. Я приглашаю вас поучаствовать в экологическом квесте «Юные экологи». Наша игра пройдет по станциям.
Ваша задача состоит в том, чтобы пройти маршрутный лист, выполняя поочерёдно задания на каждой станции. Вам предстоит пройти 8 станций, на вы получите определенное количество баллов. Так же вам за правильное выполнение задания будут выдаваться буквы, из которых вы в конце составите ключевое слово нашей квест-игры(ПРИЛОЖЕНИЕ1)
Наше жюри подсчитает количество баллов, заработанное вами, и выявит победителя сегодняшней игры. Давайте же поприветствуем их:
ФИ__________________________________________.
Перед началом квеста вы должен своим командам дать названия и девиз. Он должен быть связан с нашим мероприятием!
Даю вам время подумать!
(Ребята дают названия командам и придумывают девиз)
Время вышло, мы готовы услышать ваше слово!
(Приветствие команд)
Итак, каждая команда сейчас получит маршрутный лист, по которым вам нужно следовать.
В нём отмечены 8 станций:
- Станция «Зеленая аптека»
- Станция «Горизонт»
- Станция «Костровой»
- Станция «Жалобная книга природы»
- Станция «Лесная тропа»
- Станция «Не спеши выкидывать»
- Станция «Вред для природы»
- Станция «Экологический десант»
Время для прохождения каждой станции – 5 минут, потом переходите на другую станцию.
Когда пройдёте все станции подходим ко мне и сдаём путевой лист. Ждем все команды.
За путевыми листами приглашаются командиры от каждой команды.
И мы начинаем!
Желаю всем удачи!
Ход квеста:
- Станция «Зеленая аптека»
Чтобы выжить в лесу надо знать какие полезные свойства имеют разные растения. Сейчас я буду читать описание лекарственных растений, вам нужно отгадать их названия. За каждый правильный ответ 1 балл.
- В древности соком этого растения лечили глазные болезни. Было даже такое поверье, что ласточки собирают сок этого ядовитого растения и им лечат глаза детям, которые родились слепыми. А чтобы вывести бородавку, надо смазывать её соком этого растения 2 раза в день. И поступать так до её исчезновения. Назовите это растение. (чистотел)
- О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит». Это растение используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно эффективно при лечении авитаминозов, атеросклерозов, малокровия. Считают, что оно способно снижать содержание сахара в крови. Очень полезно похлестать себя веничком при приступах радикулита, заболеваниях суставов. Назовите это растение. (крапива)
- Это дерево не лишено целебных свойств. Настой из коры этого дерева есть лучшее средство против простуды, ломоты и лихорадки. Молодые листочки лечат заболевания суставов, они легко снимают боль. Являются противовоспалительным средством при ожогах и опухолях. Назовите это дерево. (осина)
- Эта ягода растёт на моховых болотах, её плоды содержат аскрбиновую, лимонную и яблочную кислоты. В народной медицине используются все части растения. Их используют при гастритах, заболеваниях почек. Плоды хороши при кашле, высокой температуре, почечно-каменной болезни. Они обладают мочегонным, противолихорадочным действием. Назовите эту ягоду. (морошка)
- Какой кустарничек, с одного края нарастая, с другого отмирая – живёт 100 лет? Ягоды этого растения можно хранить очень долго в свежем виде или их просто замачивают водой. Имеют целебную силу и ягоды, и листья кустарничка. Они обладают бактерицидным действием, т. е. способны уничтожать микробы. Растение понижает кровяное давление, им лечат болезни печени, почек. Ягоды полезны при гастритах с пониженной кислотностью желудочного сока, при язве желудка. (брусника)
- Ещё древнегреческий врач Гиппократ указывал на лекарственные свойства плодов этого кустарника. В 16 – 17 веках плоды данного растения заготавливали для военного ведомства. В то время лучших средств для лечения раненых воинов не было. Назовите этот кустарник. (шиповник)
- Ягоды этого растения обладают кроветворной способностью, стимулируют пищеварение, лечат болезни почек, органов дыхания. Сок или растёртые плоды широко применяют наружно для лечения лишаев, экземы, ими сводят веснушки и пигментные пятна. Листья, цветки и плоды уничтожают болезнетворные микроорганизмы. Назовите эту ягоду. (земляника)
- Эта ягода растёт на моховых болотах, её плоды содержат аскорбиновую, лимонную и яблочную кислоты. В народной медицине используются все части растения. Их используют при гастритах, заболеваниях почек. Плоды хороши при кашле, высокой температуре, почечно-каменной болезни. Они обладают мочегонным, противолихорадочным действием. Назовите эту ягоду (Клюква).
- Ещё в самые стародавние времена — это дерево называли деревом четырёх дел: 1 дело – мир освещать, 2 дело – крик утишать, 3 – чистоту соблюдать, 4 – больных исцелять. Назовите это дерево (Берёза).
- Это - удивительное дерево. Всё в нём полезно. Лоси едят зимой молодые побеги. Семенами кормятся белки и мыши, дятлы и клесты. А весной, когда оно цветёт, и огромное количество пыльцы попадает в реки, её поедают мальки и маленькие рыбёшки. Отвар хвои этого дерева считается высоковитаминным. Хвою клюют лесные птицы, глухарь, например. Назовите это дерево (Сосна).
- Из настоя этих цветов в древности готовили «золотую воду» - эликсир против головных болей и сердцебиения. Ягоды этого цветка ядовиты. Цветок занесён в Красную книгу (Ландыш).
- Есть примета: если пчёлы роем гудят на этом цветущем дереве – завтра будет ясный день, так как цветки этого дерева выделяют нектар только в сухую погоду. Мёд, собранный с цветков этого дерева, красноватого цвета, очень ароматный, при засахаривании становится крупнозернистым и высоко ценится. Назовите это дерево. (рябина)
- Станция «Горизонт»
Юному путешественнику никак не обойтись без знаний ориентировки на местности без компаса. Ваша задача перечислить способы определения сторон горизонта и кратко их описать. За каждый способ дается по 1 баллу. Если отряд затрудняется ответить, вы имеете право на подсказки, но за 0,5 балла.
- Муравейники с северной стороны более крутые, а с южной – пологие.
- Мох на камнях и деревьях растет с северной стороны.
- По направлению тени, когда солнце находится в наивысшей точке (в зените), оно показывает строго на юг.
- По луне:
В первую 1/4 Луна ориентировочно расположена:
- 19:00 – юг;
- 1:00 – запад;
В полнолуние Луна ориентировочно расположена:
- 19:00 – восток;
- 1:00 – юг;
- 7:00 – запад.
В последнюю 1/4 Луна ориентировочно расположена:
- 1:00 – восток;
- 7:00 – юг.
- В Северном полушарии Полярная звезда всегда пребывает над северной точкой горизонта.
- Если присмотреться к деревьям, то можно увидеть, что листьев с южной стороны больше и они более густые, на северной же стороне листьев меньше.
- С северной стороны древесная кора более темная и грубая. Лучше всего это наблюдается у сосны, лиственницы, березы, осины.
- Обычно после дождя сосновые стволы темнеют с северной стороны дерева, что обуславливается вторичной коркой, быстрее нарастающей именно с северной стороны.
- Грибы на деревьях чаще вырастают с северной стороны стволов.
- Станция «Костровой»
Чтобы сварить покушать и согреться путешественнику нужно знать, как развести костер, чтобы он не потух и горел как можно более эффективно. Сейчас вам надо построить из веточек разные виды костров, которые вы знаете и назвать его название. За каждый вид костра дается 1 балл.
- Станция «Жалобная книга природы»
Когда мы отправляемся в поход, мы не всегда думаем о природе, о том, как ей не навредить. И природа создала свою книгу жалоб, я прочту некоторые жалобы, а вам нужно догадаться кто их автор. За каждого угаданного автора 1 балл.
- «Шестьдесят лет прожила я на свете, но прошлой весной подошёл ко мне юный турист и на стволе у меня вырезал слово: «Лёня» и мой сок вытек. Летом дачник подошёл и вырезал «Ваня», теперь под кору залезают разные вредные насекомые, и я погибаю». (береза)
- «Сама знаю, что не красавица, живу я на болоте. Песни громко распеваю и комариков глотаю. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая». (жаба)
- «Я – самое трудолюбивое насекомое. Ни минуты не могу сидеть без дела. За 1 день я уничтожаю до 300.000 вредных насекомых. Но дети часто топчут меня ногами, разрушают моё жилище палками, а ведь мне больно. Пожалейте меня, я ведь приношу много пользы.» (муравей)
- «Я – цветок, обитаю в воде. По мне можно определять время: раскрываюсь ровно в 7 часов утра, а закрываюсь в 5 часов вечера. Люди безжалостно рвут меня за красоту, когда катаются на лодках. А потом выкидывают на берег. А ведь я занесена в Красную книгу». (белая кувшинка)
- «Я – представитель семейства рептилий. Очень подвижна, могу изменять направление своего бега. За это прозвали меня прыткой. Мальчишки часто ловят меня и сажают в банку. А кому понравится сидеть в банке. Если я хочу убежать от врагов, я отбрасываю свой хвост.» (ящерица)
- «Я ни жив, ни мертв стою. До того запуган – шелестеть боюсь. Кидают в меня чем попало, палки и камни так и свистят. Это ребята жёлуди сшибают. Не могут дождаться, пока они сами на землю упадут. Весь я в царапинах и трещинах, все ветки мне повыкручивали, а сучки поломали». (дуб)
- Мы самые красивые насекомые в мире. Не приносим никакого вреда. А из-за своей красоты страдаем. Очень часто люди видят что-то красивое и говорят: мне бы такое! Как хочется иметь такую красоту! Люди, остановитесь! Поймав нас, вы нарушаете закон. Ведь некоторые из нас очень редкие и занесены в Красную книгу. Не убивайте нас! (бабочка)
- «Ох, не любят же меня люди. Голос, видите ли, им не нравятся и глаза, говорят у меня не красивые! Считают, что я беду приношу. А я всю ночь летаю - мышей добываю. А станет светло, спать лечу в дупло». (сова)
- На земном шаре нет, пожалуй, такова существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. (летучая мышь)
- А нам как плохо живется – хуже некуда, хоть и не видно нас почти, а только слышно тонкий голосок. Каждый норовит нас обидеть. А ведь мы пользу приносим. Нашими личинками, которые мы откладываем в воде, питаются рыбы и разная водная живность. Но от нас все отмахиваются, пытаются убить. Хоть мы не кусаемся, а просто прокалываем кожу человека хоботком, чтобы выпить капельку крови, которая необходима самке. Только после этого она сможет отложить яички, из которых наши дети выводятся. (комары)
- Ох, а мне как порой несладко приходится. Все меня обходят стороной, обижают меня. Говорят, что я злая и жгучая, сорняком обзывают. А из меня ведь и суп можно сварить, и салат приготовить. И как лекарственное средство я незаменима для того, чтобы волосы густыми да красивыми были, а отвар из меня- хорошего средства от кашля и полезен для желудка. (крапива)
- Я очень быстрая и ловкая. Но и мне приходится нелегко в лесу. Часто бывает, что не хватает кормов и нам приходится уходить с обжитых мест. По дороге очень многие погибают от зубов хищников и от рук человека. Нас убивают из-за красивого меха. А сколько моих сородичей гибнет в лесных пожарах! (белка)
- Станция «Лесная тропа»
По лесу гулять пойдём - листьев, шишек наберём.
Соберите из элементов лист (шишку) и соедините с названием дерева. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
- Станция «Не спеши выкидывать»
Наверняка, вы знаете, что есть вторичная переработка мусора. Но так же можно нашему мусору дать вторую жизнь. Ваша задача придумать различные способы использования мусора в быту. Другими словам «Дать мусору вторую жизнь». Например : Коробка из-под молока - использовать для выращивания рассады, сделать кормушку для птиц. Пластиковая бутылка - сделать воронку, поделку. (Дети вытягивают листочек :пустая консервная банка; лампочка, одноразовый стаканчик). За каждый ответ вы получаете 1 балл.
- Станция «Вред для природы»
Послушайте высказывание и ответьте на вопрос: «Что приносит вред природе?». За каждый правильный ответ вы получите балл.
- Из неё получается много мусора. Её изобрели китайцы. У нас её получают из древесины. Она легко горит. На ней обычно рисуют или пишут. /Бумага./
- Её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. Она бывает разноцветной, её очень трудно сломать. Предметы, сделанные из неё мало весят. Из неё производят очень много игрушек; если её поджечь, то становится чёрный едкий дым. /Пластмасса./
- Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто. Его делают из песка; чаще всего оно прозрачное; когда падает, оно разбивается;/Стекло./
- Это получается, когда становится старым или ломается; это можно увидеть везде: в городе, деревне, вдоль дорог; это можно сдать и получить деньги; это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое; это бывает цветным, и его можно сдать на переплавку и получить деньги. /Металлолом./
- Его много в городе, но мало в деревне; особенно силён он в промышленном городе, где много заводов, фабрик, машин; от него люди болеют, нервничают, громко кричат и его становится всё больше; его издают разные приборы и машины; он вызывает загрязнение окружающей среды. /Шум./
- Станция «Экологический десант»
Что бы идти дальше, я должна быть уверена, что вы умеете правильно вести себя в лесу.
Задание 1. Отвечайте «Да» или «Нет». За каждый правильный ответ вы получите балл.
- Если мы придём в лесок, мы сорвём в лесу цветок. (Нет)
- Если съели пирожок, выбросим бумажку. (Нет)
- Мусор дружно соберём и с собою унесём. (Да)
- Разведем в лесу костер, а тушить не станем. (Нет)
- Очень сильно насорили и убрать забыли. (Нет)
- Кто-то ветку надломил – мы её подвяжем (Да)
- Громко музыку включать мы в лесу не станем (Да)
Некоторые люди после пикника в лесу оставляют за собой много мусора.
Во многих цивилизованных странах – существует раздельный способ сбора мусора. На улицах стоят мусорные контейнеры разных цветов. В них складывают соответствующий мусор. Ваша задача – рассортировать мусор.
Задание 2: Перед вами 4 контейнера разного цвета. Рассортируйте мусор.
БУМАГА | ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ | СТЕКЛО ПЛАСТИК МЕТАЛЛ | ОПАСНЫЕ ОТХОДЫ |
1.Синий – бумага, газеты, журналы, картон.
2. 3еленый – пищевые отходы.
3. Желтый – банки, бутылки, пластик, металл.
4. Серый – опасные отходы (батарейки, лампочки, сломанные телефоны.)
Мусор (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Заключение:
Вы все молодцы, прошли все станции, сейчас у вас соберут маршрутные листы и подсчитав баллы мы с вами узнаем, какой отряд является победителем нашей экологической игры.
Подведение итогов, награждение команд.
Ведущий:
Друзья!
Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг.
Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина. «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значить охранять Родину»
Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир – нашу прекрасную планету по имени Земля.
“ Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни” - сказал Сухомлинский.
Вот и подошёл финал нашей квест – игре, и мы жюри готовы объявить результаты!
Для вручения грамоты за 1,2,3 место приглашаются______________.
Спасибо всем за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квест–игра по правилам дорожного движения для учащихся 1 классов
Занятие направлено на закрепление и пополнение у ребят знаний правил дорожного движения; формирование представления у младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижени...
Квест-игра "День великого сказочника Г. Х. Андерсена", 3 класс
Квест-игра "День великого сказочника Г. Х. Андерсена", 3 класс...
Экологическая квест- игра
Квест предназначен для учащихся начальных классов,проводится в форме соревнования между классами по параллелям....
Экологический квест-игра по станциям
Экологический квест-игра по станциям...
Открытое занятие квест-игра "Путешествие в космос" для учащихся 1-2 классов
Внеклассное занятие разработано для детей с нарушением слуха младшего школьного возраста ко дню космонавтики....
Статья "Экологическая квест-игра «В школьном дворе»"
Экологическая квест-игра «В школьном дворе»...
Квест-игра «Река Кама – главная река нашего края» (4 класс).
Знакомство с реками (с растениями и животными) Пермского края. Углубление и уточнение представления о родном крае....