Развитие общения со сверстниками в младшем школьном возрасте.
статья

РЯБОВА  ОЛЬГА  АЛЕКСЕЕВНА

Начиная с момента поступления в школу, у ребенка складываются межличностные отношения с одноклассниками и учителем Теперь    основной  деятельностью  и обязанностью ребенка становится учение, которое требует от него дисциплины, организованности, воли, приходится делать то, что надо, а не то, что хочется, считаться с чужими желаниями и интересами. Контакты между первоклассниками осуществляются посредством педагога.

Адаптировавшись в школе, ребенок начинает активно устанавливать дружеские контакты. Если к 9-10 годам у ребенка сложились дружеские отношения с кем-то из одноклассников, можно сделать вывод, что он умеет налаживать контакт с ровесником.

На протяжении младшего школьного детства понимание дружбы и отношение к друзьям меняется. Для ребенка 6-7 лет друг- это тот, с кем он играет, сидит за одной партой или живет в одном доме. В выборе друга ребенок ориентируется не на качества личности, а на поведение. Ему важно, чтобы с друзьями было хорошо и весело. Дружеские отношения недолговечные, они легко возникают и так же легко заканчиваются.

Дети 8-11 лет считают друзьями тех, кто помогает им, выполняет их просьбы, разделяет их интересы. Для них становятся важны качества личности: доброта, внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

        Среди младших школьников появляются лидеры. Они, как правило, общительны, инициативны, имеют хорошие способности и богатую фантазию, входят в положение сверстников, хорошо учатся и готовы поделиться знаниями с одноклассниками. Есть и дети, которых не очень любят в коллективе. Обычно они имеют трудности в общении со сверстниками, драчливы, вспыльчивы, капризны, грубы, замкнуты, неаккуратны, неряшливы; могут ябедничать, зазнаваться и жадничать.

К концу младшего школьного возраста на первый план при оценке сверстников выходят организаторские способности, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Первое впечатление о другом человеке у младших школьников ситуативно, стереотипно, ориентировано на внешние признаки.

Чем старше ребята становятся, тем полнее и адекватнее они осознают свое положение в группе сверстников. Так в 9-10 лет школьники начинают более остро реагировать на замечания, которые им делают в присутствии одноклассников, становятся более застенчивыми. Осуждение учителями ученика перед всем классом является для него травмирующим фактором, нередко требующим психотерапевтического вмешательства.

Ведущая роль в формировании межличностных отношений у младших школьников принадлежит учителю. Нужно суметь вовлечь ребенка в интересную деятельность; помочь ему добиться успеха в той деятельности, от которой зависит его положение; преодолеть его аффективность  (вспыльчивость, драчливость, обидчивость); помочь выработать уверенность в себе.

Родители тоже могут помочь младшему школьнику наладить контакты со сверстниками. Для этого они должны быть приветливы и гостеприимны, когда ребенок приводит друзей домой, угощать их блюдами, которые им нравятся, приглашать их на совместные прогулки, экскурсии, походы в кино, помогать ребенку делать первые шаги к установлению отношений с одноклассниками.

В младшем школьном возрасте у ребенка складывается определенная самооценка в отношении своих учебных способностей и общих возможностей. Ребенок в этом возрасте стремится овладеть различными умениями, делать что-то лучше всех. Ребенку важно, чтобы его умение оценили и взрослые, и сверстники. Он должен чувствовать свою ценность и неповторимость. Задача взрослых-помочь ребенку реализовать свои возможности и раскрыть ценность его умений для одноклассников. Например, если школьник плохо учится, но хорошо рисует, можно организовать в школе выставку его работ. Это может изменить и отношение ребенка к учебе и классу, и отношение одноклассников к нему. А для учителей и родителей ОЧЕНЬ ВАЖНО помочь ребенку найти баланс между желанием быть, как другие, и стремлением быть особенным.

Знание ребенком своих сильных и слабых сторон способствует формированию его самостоятельности, уверенности в себе, независимости, компетентности в общении со сверстниками. Для общей оценки уровня  сформированности  у младших школьников навыков общения со сверстниками можно использовать шкалу развития социальных отношений, разработанную А. Гезеллом. В этой шкале приведены профили социального поведения для детей 6 и 9 лет. Согласно шкале Гезелла, в 6 лет дети проявляют явный интерес к заключению дружеских отношений; хорошо ладят с друзьями, но без надзора взрослого долго вместе не играют; спорят, физически борются, стремятся настоять на своем; часто жалуются; могут проявлять властолюбие по отношению к некоторым детям, исключать из игры третьего; не умеют проигрывать и жульничают ради выигрыша. Для детей 9 лет характерны следующие признаки: у большинства детей есть хороший друг одного с ним возраста и пола, они принадлежат к определенной группе детей; хорошо ладят с друзьями, несмотря на встречающиеся ссоры и разногласия; в большей степени проявляют интерес к деятельности, чем к собственному отношению к другу.  Дети  могут подавлять свои собственные интересы ради других членов своей компании, стараются соблюдать правила группы

 

Список использованной литературы:

1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

2. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников: Автореф. докт. дис. – М., 1981.

3. Спок Б., Розенберг М. Б. Ребёнок и уход за ним / Пер. с англ.; Худож. обл. М. В. Драко. – 3-е изд. – Минск: ООО «Попурри», 1998. – 848 с.: ил.

4. Шкуричева Н. А. Формирование позитивных межличностных отношений первоклассников. – М.: Маска, 2008. – 226 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_obshcheniya_so_sverstnikami_v_mladsh.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:


Развитие общения со сверстниками в младшем школьном возрасте.

Начиная с момента поступления в школу, у ребенка складываются межличностные отношения с одноклассниками и учителем Теперь    основной  деятельностью  и обязанностью ребенка становится учение, которое требует от него дисциплины, организованности, воли, приходится делать то, что надо, а не то, что хочется, считаться с чужими желаниями и интересами. Контакты между первоклассниками осуществляются посредством педагога.

Адаптировавшись в школе, ребенок начинает активно устанавливать дружеские контакты. Если к 9-10 годам у ребенка сложились дружеские отношения с кем-то из одноклассников, можно сделать вывод, что он умеет налаживать контакт с ровесником.

На протяжении младшего школьного детства понимание дружбы и отношение к друзьям меняется. Для ребенка 6-7 лет друг- это тот, с кем он играет, сидит за одной партой или живет в одном доме. В выборе друга ребенок ориентируется не на качества личности, а на поведение. Ему важно, чтобы с друзьями было хорошо и весело. Дружеские отношения недолговечные, они легко возникают и так же легко заканчиваются.

Дети 8-11 лет считают друзьями тех, кто помогает им, выполняет их просьбы, разделяет их интересы. Для них становятся важны качества личности: доброта, внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

        Среди младших школьников появляются лидеры. Они, как правило, общительны, инициативны, имеют хорошие способности и богатую фантазию, входят в положение сверстников, хорошо учатся и готовы поделиться знаниями с одноклассниками. Есть и дети, которых не очень любят в коллективе. Обычно они имеют трудности в общении со сверстниками, драчливы, вспыльчивы, капризны, грубы, замкнуты, неаккуратны, неряшливы; могут ябедничать, зазнаваться и жадничать.

К концу младшего школьного возраста на первый план при оценке сверстников выходят организаторские способности, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Первое впечатление о другом человеке у младших школьников ситуативно, стереотипно, ориентировано на внешние признаки.

Чем старше ребята становятся, тем полнее и адекватнее они осознают свое положение в группе сверстников. Так в 9-10 лет школьники начинают более остро реагировать на замечания, которые им делают в присутствии одноклассников, становятся более застенчивыми. Осуждение учителями ученика перед всем классом является для него травмирующим фактором, нередко требующим психотерапевтического вмешательства.

Ведущая роль в формировании межличностных отношений у младших школьников принадлежит учителю. Нужно суметь вовлечь ребенка в интересную деятельность; помочь ему добиться успеха в той деятельности, от которой зависит его положение; преодолеть его аффективность  (вспыльчивость, драчливость, обидчивость); помочь выработать уверенность в себе.

Родители тоже могут помочь младшему школьнику наладить контакты со сверстниками. Для этого они должны быть приветливы и гостеприимны, когда ребенок приводит друзей домой, угощать их блюдами, которые им нравятся, приглашать их на совместные прогулки, экскурсии, походы в кино, помогать ребенку делать первые шаги к установлению отношений с одноклассниками.

В младшем школьном возрасте у ребенка складывается определенная самооценка в отношении своих учебных способностей и общих возможностей. Ребенок в этом возрасте стремится овладеть различными умениями, делать что-то лучше всех. Ребенку важно, чтобы его умение оценили и взрослые, и сверстники. Он должен чувствовать свою ценность и неповторимость. Задача взрослых-помочь ребенку реализовать свои возможности и раскрыть ценность его умений для одноклассников. Например, если школьник плохо учится, но хорошо рисует, можно организовать в школе выставку его работ. Это может изменить и отношение ребенка к учебе и классу, и отношение одноклассников к нему. А для учителей и родителей ОЧЕНЬ ВАЖНО помочь ребенку найти баланс между желанием быть, как другие, и стремлением быть особенным.

Знание ребенком своих сильных и слабых сторон способствует формированию его самостоятельности, уверенности в себе, независимости, компетентности в общении со сверстниками. Для общей оценки уровня  сформированности  у младших школьников навыков общения со сверстниками можно использовать шкалу развития социальных отношений, разработанную А. Гезеллом. В этой шкале приведены профили социального поведения для детей 6 и 9 лет. Согласно шкале Гезелла, в 6 лет дети проявляют явный интерес к заключению дружеских отношений; хорошо ладят с друзьями, но без надзора взрослого долго вместе не играют; спорят, физически борются, стремятся настоять на своем; часто жалуются; могут проявлять властолюбие по отношению к некоторым детям, исключать из игры третьего; не умеют проигрывать и жульничают ради выигрыша. Для детей 9 лет характерны следующие признаки: у большинства детей есть хороший друг одного с ним возраста и пола, они принадлежат к определенной группе детей; хорошо ладят с друзьями, несмотря на встречающиеся ссоры и разногласия; в большей степени проявляют интерес к деятельности, чем к собственному отношению к другу.  Дети  могут подавлять свои собственные интересы ради других членов своей компании, стараются соблюдать правила группы

Список использованной литературы:

1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

2. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников: Автореф. докт. дис. – М., 1981.

3. Спок Б., Розенберг М. Б. Ребёнок и уход за ним / Пер. с англ.; Худож. обл. М. В. Драко. – 3-е изд. – Минск: ООО «Попурри», 1998. – 848 с.: ил.

4. Шкуричева Н. А. Формирование позитивных межличностных отношений первоклассников. – М.: Маска, 2008. – 226 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании «Общение родителей с детьми младшего школьного возраста».

Цель: привлечь внимание родителей к важности доверительного общения с ребенком; предложить рекомендации по организации общения с ребенком....

Развитие общения со сверстниками в младшем школьном возрасте

Статья посвящена особенностям общения младших школьников со сверстниками, развитию их общения и дружбы с 1 по 4 класс. Перечислены характеристики, которыми наиболее часто обладают "популярные" и "непо...

Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста и определение уровня их развития.

В этом материале представлен цикл занятий для развития координации у младших школьников,улучшение способности к ориентированию в пространстве, и тренировка ряда акробатиеских элементов. Так же здесь п...

"Жестокое обращение среди сверстников учеников младшего школьного возраста".

Жестокость может проявляться не только в физической, но и в психологической форме. Такой опыт может негативно сказаться на отношениях ребенка со сверстниками, семьёй, а так же на отношениях с самим со...

Общение родителей с детьми младшего школьного возраста

Методическая разработка родительского собрания...