Толерантность - путь к миру
классный час (4 класс)

Подгузова Оксана Александровна

Формировать у обучающихся с понятие “толерантность”, его происхождение, значение и актуальность как нравственного качества, познакомить с основными чертами толерантной личности; способствовать воспитанию терпимого отношения к окружающим людям; воспитывать у детей человеколюбие, доброту и сопереживание, внимание к окружающим: близким людям, соседям по дому, по парте, к людям с ограниченными возможностями. Предоставить обучающимся возможность узнать своих одноклассников, развить умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_tolerantnost_4_klass.docx90.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия

им. П.И.Чалова станицы Темиргоевской

Картинки по запросу толерантность классный час 4 класс

Классный час

                                                                                   Подготовила

                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                  Подгузова О.А.

Цели: формировать у учащихся с понятие “толерантность”, его происхождение, значение и актуальность как нравственного качества, познакомить с основными чертами толерантной личности; способствовать воспитанию терпимого отношения к окружающим людям; воспитывать у детей человеколюбие, доброту и сопереживание, внимание к окружающим: близким людям, соседям по дому, по парте, к людям с ограниченными возможностями. Предоставить учащимся возможность узнать своих одноклассников, развить умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга.  

Оборудование: карточки с заданиями, аудиозаписи песен «Улыбка», «Дорогою добра», карточки из цветного картона в виде человеческого следа

Ход классного часа

1.Организационный момент. Дети входят в класс под песню «Улыбка».

2.Вступительная беседа.

- Под какую песню вошли в класс? («Улыбка»).

- Что такое улыбка? ( Выражение на лице, мимика).

- А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…)

- Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте. А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.

- Как вы  понимаете смысл этого слова?

Вернемся в прошлое. Давайте посмотрим, откуда к нам пришло это слово.

3. Знакомство с понятием.

Учитель
Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному.

 ^ В английском языке толерантность – это «готовность и способность воспринимать без протеста личность».
Во французском языке толерантность – это «уважение свободы другого, его образа мысли».
^ В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, сострадание, терпение».
В персидском языке толерантность – это «готовность к примирению».

Русский словарь толерантность трактует как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, терпеть иной образ жизни, иное поведение, чувства, мнения, идеи. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.

Учитель
Сейчас мы  
поработаем в группах У каждой пары  положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит каждая из религий:

«Не делай другому того, от чего больно тебе».

«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

«Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».

«В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».

Учитель
Передайте эти мысли своими словами.
Какой общий смысл есть в этих высказываниях?

Учитель
- Конечно, ребята, всё верно: «Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу».

Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться  с чужим мнением.  

Учитель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?

16 ноября отмечается День  Толерантности.

4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:

 Толерантность – это качество личности.

Но ведь у толерантности должно быть лицо! У толерантности должны быть какие-то свои качества.

-Как вы думаете, какими именно качествами должна обладать

  -Давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает  толерантным отношением.

  Работа в группах

           У вас листочки с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять    качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку

 Конверт 1: злорадство, ложь, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, прощение, грубость, сердечность.

Конверт 2: доброта, сердечность, терпимость, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, сотрудничество, уважение, великодушие, понимание, злость.

Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, терпимость, вспыльчивость,  раздражение, сердечность, конфликт, сострадание.

Учитель
Ребята! Давайте проверим, что у нас с вами получилось (представитель каждой группы зачитывает ответ своей группы, затем карточки с качествами, которые чаще всего встречаются, крепятся на доску).

Учитель

-Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами?

 Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга?

Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
А можем ли мы изменить себя?

Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?

 Как мы можем это сделать?

Учитель

Для этого мы с вами будем играть в игру «Давайте дарить друг другу комплименты».
Давайте мы с вами докажем друг другу, что мы добрые, понимающие, толерантные люди.

Дети становятся парами, кладут ладошки друг друга и говорят  комплименты

Учитель
После того, как все дети сказали друг другу комплименты, учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнении:

Вам понравилась эта игра?

Почему?

Были комплименты одинаковыми или разными?

Почему разные?

Учитель

Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, каждый человек – это индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

5. Беседа по содержанию произведения В.Катаева «Цветик-семицветик».

Я предлагаю вам вспомнить произведение, откуда взяты эти строки:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли-

Быть по моему вели.

Вели, чтобы…

Правильно, это произведение называется «Цветик-семицветик».

- Кто был главным героем этого произведения? (девочка Женя)

- Что необычного удалось приобрести девочке? (Цветик-семицветик, который ей подарила старушка).

- Чем был необычен этот цветок? (Мог исполнить любое желание).

- Какое первое желание Жени было исполнено? (Жёлтый лепесток – она оказалась дома со связкой баранок).

- Какое второе желание загадала Женя? (Красный лепесток – мамина вазочка склеилась).

- Где удалось очутиться Жене после третьего желания? (Синий лепесток – на Северном полюсе).

- Каким было четвёртое желание девочки? (Зелёный лепесток - очутиться дома).

- Куда был потрачен пятый оранжевый лепесток? (Женя получила все игрушки, которые есть на свете).

- Как отреагировала Женя на сюрприз с игрушками? (Фиолетовый лепесток- возвращение игрушек в магазины).

- И так остался последний голубой лепесток. Кто из вас помнит, на что хотела потратить его девочка? (Конфеты, велосипед, билет в кино, сандалеты).

- Какое же решение приняла Женя с последним лепестком? (Помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно).

- Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано?

Правильно, самое обдуманное и правильное желание было седьмое.

- С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание? (Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть.Жене захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все).

- Не всякая болезнь излечима, а, следовательно, много среди нас людей, которые нуждаются в чьей то поддержке со стороны.

Доводилось ли вам встречать на своём пути людей, которым нужна чья-то помощь или поддержка, как в данной сказке?

- О каких людях я спрашиваю?

Встречаются люди с физическими недостатками или с обиженной судьбой, люди с нарушением здоровья, с тяжелыми заболеваниями, с последствиями травм, которым тяжело и без дополнительной обиды. Любая обида несёт человеку переживания, печаль, уныние и волнение (это очень плохие спутники жизни, от которых надо избавляться).

Как вы думаете, о ком пойдёт сейчас речь?

Правильно, о людях с ограниченными возможностями

6. Работа в группах (прорабатывание вопросов и выдвижение предложений)

Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке. Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей, а мы должны ему помочь.

Представьте, что вы идёте по улице, где много людей. Каких людей с ограниченными возможностями вы можете встретить на своём пути? (Слабовидящие, слабослышащие, те, кто передвигается на инвалидной коляске).

Какие чувства возникают у вас, когда вы встречаете на своём пути такого человека?

Давайте дадим слабовидящим людям возможность быть с нами на равных правах. Что им для этого нужно? (Ответ: очки, азбука Брайля, специальное компьютерное оборудование для проговаривания текста, собака-поводырь, трость с сигнализацией на препятствие, светофор с сигнализацией и др.)

Попробуем наглядно представить азбуку Брайля.

Ребята, возьмите лист бумаги. Начертите несколько клеточек. В каждой клеточке сделайте проколы, можно ручкой. Переверните лист бумаги и пальцами нащупайте выпуклые точки. Определенное количество таких точек соответствует какой-либо букве. Таков принцип Азбуки Брайля. По этой азбуке в специальной школе учатся слабо видящие дети, по этой азбуке читают слабовидящие люди. Книги у них очень толстые, т.к. изготовлены из картона. Давайте попытаемся запомнить несколько букв из этой азбуки (практическая работа)

Давайте поможем слабослышащим людям. Что нужно этим людям, чтобы они слышали и понимали нас? (Ответ: слуховой аппарат, азбука жестов).

Азбука жестов – это, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев рук. По азбуке жестов учатся слабовидящие дети в специальных школах.

Давайте поможем людям на инвалидных колясках. Что нужно этим людям, чтобы они могли жить и работать? (Ответ: электрическая легкая коляска, приспособления для приготовления пищи, уборки квартиры, для пользования ванной, транспорт с подъемником, компьютер, пандусы в жилых домах, магазинах, театрах и т.д., широкие двери в лифтах и жилых помещениях и офисах и т.д.).

(Выслушиваются ответы детей, их дополнения).

Итак, ребята, вы увидели, что люди с ограниченными возможностями - это такие же люди, как и все.

Из-за несчастного случая или болезни они попали в тяжелое положение. Как и все нуждаются в счастье, радости, общении и сильнее других людей страдают от одиночества, равнодушия, непонимания. Они нуждаются в помощи здоровых людей.

Помните, ребята: «Есть превосходные люди, которые невыносимы и есть другие, которые нравятся со всеми недостатками». Эти прекрасные слова сказал французский философ Ф.де Ларошфуко

ПАРАОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ. Вы, наверное, знаете о параолимпийских играх – международных спортивных соревнованиях для инвалидов. Они традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1992 года – в тех же городах. Летние параолимпийские игры проводятся с 1960 года, а зимние – с 1976 года (они проводятся регулярно раз в четыре года)

Название «параолимпийские» образовано от греческой приставки «пара» – «около, наряду»; имеется в виду параллелизм и равноправие данных соревнований олимпийским соревнованиям. Вы можете прочитать, какие виды спорта входят в параолимпийские игры, на карточках, которые лежат на ваших партах:

Летние виды спорта:

тяжелая атлетика, легкая атлетика, стрельба из лука, плавание, дзюдо, велосипедный спорт, теннис на колясках, фехтование, футбол 7x7, футбол 5x5, баскетбол на колясках, выездка, стрельба, волейбол, регби на колясках, танцы на колясках, голбол, настольный теннис, гребля, парусный спорт.

Зимние виды спорта:

лыжные гонки и биатлон, горные лыжи, хоккей с шайбой, керлинг.

Чтение стихотворения

1) Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря

2) Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Мой сосед по парте.

-  Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с соседом или соседкой. И порой не замечаем, друг друга, обижаем, говорим в их адрес плохие, обидные слова. А ведь вы все разные, непохожие друг на друга, но все по – своему интересны и неповторимы. Поэтому мы с вами сейчас поговорим о ваших соседях по парте.

-  Когда у него день рождения?

- Есть ли у него братья, сёстры? Как их зовут?

- Где работают его мама и папа?

- Какие домашние животные живут у них дома?

-  Чем увлекается в свободное время?

-  В какие игры любит играть? Книги читать? Телепередачи смотреть?

- Я думаю, что теперь вы обратите внимание на своих одноклассников, соседа или соседку по парте, постараетесь узнать о нем (о ней) как можно больше. Ведь из этого слагается большая дружба.

Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы подумайте, как бы вы поступили?

         Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.

         Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.

         С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

         Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

         Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.

       В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними? Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.

1. Саша плохо одет...

- Это неважно.
 - Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

- Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
- Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

- Ты пытаешься защитить его.
- Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Цвет кожи у Джо отличается от твоего...

- Ты стремишься лучше узнать его.
- Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

5. К тебе подходит ребенок-инвалид...

Ты естественным образом разговариваешь с ним.
- Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

    Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.

7 . Обобщающая беседа

Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все  были близкими друзьями. Потому что у нас разное воспитание, интеллект, желание учиться, потребности, характеры, вкусы и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

Конечно, всеми качествами обладать, наверное, невозможно, так как идеальных людей нет, но каждый человек должен к этому стремиться.  

8. Рефлексия «В добрый путь».  ( Песня «Дорогою добра»)

Учитель

Ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.
Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»

Конверт 1: злорадство, ложь, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, прощение, грубость, сердечность.

Конверт 2: доброта, сердечность, терпимость, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, сотрудничество, уважение, великодушие, понимание, злость.

Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, терпимость, вспыльчивость,  раздражение, сердечность, конфликт, сострадание.

Конверт 1: злорадство, ложь, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, прощение, грубость, сердечность.


доброта


миролюбие


сострадание


терпимость


великодушие


сердечность


толерантность


понимание


уважение


прощение


милосердие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие 1 класс " Толерантность - путь к миру"

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов,...

Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру".

Данный классный час построен с учётом технологии развивающего критического мышления....

Презентация к классному часу: "Толерантность - путь к миру"

Данная презентация помогает учащимся сформировать представление о толерантности....

Классный час "Я в мире...мир во мне... Толерантность-путь к миру"

 выбор качеств толерантного человека;изучение качества «Милосердие», выявление этого качества у себя;поиск новых шагов, путей выработки в себе данного качества. ...

классный час на тему: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»

Открытый классный час на тему:«ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»Кузнецова Мария Владимировна, учитель МОУ «Волосовская НОШ» г. ВолосовоЦели:сформировать у учащихся представление о толерантности (воз...

Толерантность - путь к миру

ПрезентациЯ, конспект, правила....