Родительское собрание: "Поощрение и наказание в семье"
материал (2 класс)

Чаус Ирина Алексеевна

Обсуждение путей, средств и приёмов построения взаимоотношений с детьми в семье

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание  в  классе.

Тема: Поощрение и наказание в семье.

Цели собрания:

1.     Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.

2.      Показать преимущества ненасильственных методов воспитания детей;

3.     Формировать у родителей культуру поощрения ребёнка в семье.

4.     Обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье.

5. Выяснить, какие методы поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся.

6. Оказать родителям педагогическую помощь в решении трудных проблем семейного воспитания.

Участники: классный руководитель, родители учащихся.

 

План родительского собрания:

1. Вступительное слово.

2.Знакомство  с результатами предварительного анкетирования учащихся.

3.Анкетирование родителей.

4.Постановка проблемы.

5 .Участие родителей в работе .

6.Выступление родителей .

7. Игровые ситуации

8.Ответы педагога на вопросы родителей.

9.Принятие решения родительского собрания.

 

Ход  собрания

 

I.                  Вступительное слово учителя.

Прочитайте  высказывание  на доске и вдумайтесь: «Когда мы наказываем ребёнка, мы не усложняем его жизнь, а облегчаем, мы берём выбор на себя. Мы  освобождаем его совесть от необходимости выбирать и нести ответственность…»(С.Соловейчик.).

Предлагаю высказать своё согласие или несогласие с точкой зрения С.Соловейчик.(высказывания родителей)

 Все родители мечтают вырастить "хорошего ребёнка". В действительности же, очень часто под словом "хороший" мы имеем в виду "послушный, исполняющий любые требования, проявляющий ответственность в тех заданиях, которые поручил ему взрослый. Проблема в том, что многие качества, которые родители хотят   видеть в своём ребёнке в повседневной жизни, мешают общению с малышом.

 Что такое семья для ребёнка?  Ребёнку нужна ласковая, внимательная     и заботливая мама, к которой он может прижаться в трудную минуту, рассказать о своих переживаниях, поделиться своими секретами, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.

  Всегда ли мы внимательны к своему маленькому человечку? Всегда ли мы сразу реагируем на его просьбы и обращения? Всегда ли уделяем ему должное внимание?

Как Вы думаете, если ребёнок не получает в какой-то мере любовь, внимание, ласку в семье, то как он станет себя вести?

Если ребёнок занят интересной игрой или хочет узнать что-то новое, а родители начинают что-то требовать, то какое поведение будет у ребёнка?

 Да, свой протест он будет выражать непослушанием, неподчинением требованиям взрослых. И  если это происходит часто, ребёнок привыкает вести себя подобным образом. Поэтому, нам, взрослым, прежде всего надо проанализировать себя, свой образ жизни, чтобы найти причины непослушания ребёнка. Ведь дети нас копируют, с нас они берут пример, нам они подражают. И вот, когда мы не справляемся с ситуацией, то бываем,  вынуждены применять наказания. Слово «наказание» в словаре С.И. Ожегова толкуется  как мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление».

   Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказания существуют. К самым неправильным, неблагоприятным формам наказания следует отнести физическое воздействие.

 Если родители использовали физическое наказание тогда, когда дети не подчинялись их требованиям, то данное воздействие не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения. Нельзя применять физическое наказание ещё и потому, что обычно эта форма воздействия выбирается тогда, когда сами родители находятся в состоянии слабого сознательного контроля собственного поведения. Не оставим без внимания запрет.

 Довольно часто в силу ограниченности собственного опыта ребёнка родители вынуждены запрещать ему выполнять какие-то действия, прежде всего из соображений безопасности. Необходимо, чтобы запрет совпадал или опережал совершение неправильного поступка. Очень важно в таких случаях контролировать речевые высказывания, ограничиваясь кратким замечанием: "Нельзя!", отказываясь при этом от развёрнутой аргументации запрета. Лучше показывать своё недовольство мимикой, жестом, выражением лица. Тогда постепенно ребёнок научится понимать, какие поступки вызывают эмоциональную поддержку родителей, а какие нет.

Довольно распространенным наказанием в семье является наказание "естественными последствиями", состоящее в лишении ребёнка за провинность чего-либо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т.п.) Такой метод может  привести к успеху только в том случае, если ребёнок воспринимает ограничение как справедливое, если в большей степени решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Применение данного воспитательного воздействия возможно лишь с определённого возраста, когда ребёнок в принципе способен установить связь между своим проступком и наказанием. Применяя наказание по принципу "естественных последствий", нельзя лишать ребёнка того, что необходимо для его полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками. Хорошо, если данный тип наказания в семье принимает вид узаконенного и распространяемого на всех правила: намусорил - сам убери, испачкал- сам приведи в порядок и т.п

Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний. Чем больше у ребёнка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний. Требований тоже должно быть немного, и они должны соотноситься с возрастом, индивидуальными особенностями ребенка и с вашими воспитательными ценностями. Обращайте внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения ребёнка. Найдите  время хотя бы несколько раз в день сказать ребёнку добрые, ободряющие слова. Способов выразить положительную оценку поведению ребёнка существует много: слово, жест, взгляд, похвала, подарок и т.д.

Общаясь с ребёнком надо всё время помнить, что перед нами живой человек со своими чувствами и переживаниями. Сейчас он маленький, но он быстро растёт. Чрезмерными окриками, строгостью хорошего человека не вырастить, так как строгость  вызывает ответную жестокость и лицемерия.

Самое дорогое для нас - это наши дети! И наша задача быть терпеливее с ними. Необходимо читать им интересные книжки, вместе с ними играть. Ведь игра – это ведущий вид деятельности ребёнка. В игре он познаёт окружающий мир, природу, учится общаться с нами, развивается его речь, память…

Радость, которую Ваш малыш испытывает в совместных делах - это основа добрых отношений с ребёнком, а также залог соблюдения правил поведения и бесконфликтной дисциплины .

Больше хвалите и поощряйте детей, тогда и они будут меньше Вас огорчать.

Каждому ребёнку необходимо постоянное подтверждение нашего доброго отношения к нему, так как он хочет знать, что его любят.

2.Знакомство  с результатами предварительного анкетирования учащихся. (Анкета для учащихся в приложении  1)

 

 

3. Анкетирование родителей (Приложение 2)

 

Уважаемые родители, предлагаю ответить на вопросы анкеты.   Для каждого высказывания выберите  только одно слово, которое соответствует вашему  мнению, и подчеркните это слово. Обработку анкет проведём на собрании. Сопоставив результаты анкетирования учащихся и родителей определим тему нашего собрания. Итак, тема родительского собрания Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе.

4.Постановка проблемы.

 

Что такое поощрение и наказание? Какие  формы и методы  поощрения и наказания применяются в Вашей семье?

 

5 .Участие родителей в работе круглых столов.

Вопросы для обсуждения.

1.Какие виды поощрения вы используете?

2.Какое место занимает поощрение в нравственном становлении ребёнка?

3.Нужна ли мера в поощрении и похвале детей?

4.Предупреждает ли наказание нежелательные поступки?

5.Как вы относитесь к физическому наказанию?

6..Каково значение единства требований родителей в наказании и поощрении?

6. Выступление родителей от круглых столов.

 

7. Игровые ситуации:

- Ребёнок плохо ведёт себя на улице, на виду у окружающих. Как поступать родителям?

-Что делать, если ребёнок скрывает  от родителей свой плохой поступок?

-Как поступить в том случае, если вы уличили ребёнка во лжи?

 

8.Ответы педагога на вопросы родителей.

 

9.Принятие решения родительского собрания.

1)Рекомендовать родителям как можно чаще использовать различные методы поощрения ребёнка.

2)Подготовить информацию о положительном опыте семейного воспитания.

 

 

Литература: Е.О.Ерёменко, Е.К. Лобачёва

                     «Родительские собрания 1-4 классы»

                     Н.И.Дереклеева

                    «Новые родительские собрания 1-4 классы»

 

 

 

                                                                                                   Приложение 1.

Анкета для учащихся.

 

1.) Если ты провинился, как тебя наказывают дома? (Ругают, бьют, не разрешают гулять и т.д.)

2.) Если тебе что-то удалось очень хорошо, как на это реагируют родители? (Хвалят, называют ласковыми словами, делают маленький подарок, не обращают внимание.)

3.)Мама и папа одинаково относятся к твоим удачам и ошибкам? (Да, нет, иногда).

4.) Хочется ли тебе исправить ошибку, если тебя сильно отругали? (Да, нет, иногда).

5.) Хочется ли тебе сделать что -  то ещё лучше, если тебя за это хвалят? ( Да, нет, иногда) .

6.) Делишься ли ты секретами со своими родителями? ( Да, нет, иногда).

                                                                                                        Приложение 2.

Анкета для родителей.

 

1.Какие методы воспитательного воздействия вы используете чаще всего? (Требование, убеждение, наказание, поощрение)

2. Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребёнку? (Да, нет, иногда.)

3.Какие виды поощрений вы используете в воспитании? ( Похвала, одобрение, подарки.)

4.Наказываете ли ребёнка физически? ( Да, нет, иногда.)

5.Положительно ли влияет избранная мера наказания? ( Да, нет, иногда.)

6.Доверяет ли вам ребёнок, делится ли с вами секретами? ( Да, нет, иногда.)

7.Стараетесь ли вы контролировать своё собственное поведение ради воспитания ребёнка? ( Да, нет, иногда.)

8.Существует ли ,с вашей точки зрения, взаимосвязь между физическим наказанием и формированием отрицательных черт? ( Да, нет, иногда.)

                                                                                                            Приложение 3

Памятки родителям

 

   1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

  2. Наказание должно быть без унижения.

  3. Если есть сомнение, наказывать или нет – не наказывайте!

 4. Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Не мешайте ребёнку начать всё сначала.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"

Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"...

Родительское собрание Поощрение и наказание детей в семье

На собрании обсуждается проблема поощрения и наказания ребёнка в семье...

Родительское собрание Поощрение и наказание ребёнка в семье.

эта тема родительского собрания актуальсна во всех классах...

Сценарий родительского собрания «Поощрение и наказание в семье»

Цели собрания:1.     Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.2.     Формировать у родителей культуру поощрения ребёнка в семь...

Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье"

Данная разработка будет интересна классным руководителям....

родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье"

родительское собрание в форме обмена мнениями...