Воспитательно-познавательное мероприятие-" Югра-наш дом"
план-конспект занятия (2 класс)

Галина Светлана Ивановна

Познакомившись с материалом по теме- Югра-наш дом" дети больше узнают о своем родном крае, когда и сколько лет исполняется нашему округу. Пополняют свой словарный запас и расширяют свой кругозор знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospit.meropr._den_znaniy-_yugra.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час, посвящённый 90-летию Югры

Кл. рук. Галина С.И.

2 кл.

(Воспитательно-познавательное меропрятие)

Тема: Югра – моя родина.

Цели: Подвести детей к осознанию понятия Родина.

Расширить некоторые возможные формы проявления любви к своему Отечеству.

Формировать интерес у детей к своей «малой» родине Югре.

Воспитывать у детей гордость за свою Родину, любовь к родному краю.

Оборудование: карта, карточки с вопросами из игры – викторины «Я живу в Югре», иллюстрации, рисунки детей.

Ход занятия.

  1. ХМАО – Югра. Слайд 1

Есть на карте у меня
Вся в болотах, вся в тайге - моя Югра.
Говорят, что в ней полным-полно чудес,
И зверей и ягод полон сказочный лес.
Говорят олени тут живут,
И деревья до небес растут.
Приезжайте в гости к нам друзья- 
Мы покажем вам свои места.

Добрый   день,   дорогие   друзья.

Мы с вами сегодня, друзья дорогие.

Начнем про Сибирь интересный рассказ.

Нас ждут на пути и увалы большие,

И тайны шаманов, и предков наказ.

Узнаем немало о нашей Сибири,

И станет нам ближе родная Югра.

-Ребята, как вы думаете, почему сегодня мы говорим о Югре?

-Наверно, потому, что скоро наш округ будет отмечать свой юбилей. Слайд 2

-А сколько лет исполняется нашему округу? (85)

-Молодцы! Но нельзя сказать, что эта часть земли существует 85 лет. Из истории известно, что первые люди в нашем крае появились в глубокой древности. Они пришли с юга. Это были Угры – предки ханты и манси.        Слайд 3

Югра – так назвали русские люди до 16 века район расселения угроязычных      племен, составившие позднее основу для формирования народов ханты и манси. Из летописей, из истории известно, что жителей Югры называли тогда остяками и вогулами.

 Остяки – ханты, жили по среднему течению Оби, Иртыша их притокам.

 Вогулы – манси, занимали территорию по обеим склонам Среднего Урала.

Жили ханты и манси в паулах – маленьких поселках и укрепленных поселениях – городищах, которые располагались всегда в очень удобных в промысловых отношениях местах.

-А как полностью называется наш округ?

-От каких народностей образовано название окружного центра и округа?

-А если раньше ханты назывались остяки, а манси – вогулы, то как могло звучать название округа?

-Правильно. Назывался наш округ  Остяко – Вогульский национальный округ,  который был образован 10 декабря 1930 года. Центром округа было село Самарово.  Позднее село Самарово было переименовано в город Ханты-Мансийск, и соответственно округ тоже переименовали в Ханты – Мансийский автономный округ.

На территории округа проживает множество национальностей. Но название округ получил благодаря малочисленным народам ханты и манси. Жизнь этих народов богата своими культурными традициями, песнями, играми, танцами. Слайд 4

Всех людей мы называем ханты.

Ханты – русский, ненец и узбек.

Потому, что это слово – ханты

В переводе значит – человек.

Это очень дорогое слово!

Ты не выпускай его из рук.

Не развей по ветру бестолково

На него откликнется твой друг.

И куда б потом ты не поехал

Разнеси своим друзьям его,

Словно раскаленные орехи

Искры у чувала твоего.

Это слово северным сияньем

Пусть сияет в заполярной мгле.

Помни наше мудрое названье

Ханты – все народы на земле.

Соединив тайгу и горы,

Озера, реки и поля

Раскинулась в просторах наших

Ханты-мансийская земля.

Был этот край веками дикий,

И только после октября

Открылся путь тебе великий –

Ханты-мансийская земля.

-Территория нашего округа по площади превышает территорию любого европейского государства (523 000 кв. км).

-Богат наш Югорский край лесами. Много деревьев растет в них. Но больше всего хвойных. Хвойные леса в нашем крае разные. В одних лесах растут ели и пихты, в других сосны и кедры.

-Обратите внимание на флаг Ханты-Мансийского автономного округа. Какие цвета на нем отображены? Слайд 5

Символы округа: герб, с изображением двуглавой птицы «Катухуп вой» на фоне голубого и зеленого щита. Под щитом начертан девиз «Югра»; флаг - прямоугольное полотнище, разделенное  на равновеликие полосы голубую, зеленую, белую. В левой верхней части полотна расположен элемент белого цвета из герба Ханты - Мансийского автономного округа.

Синий – цвет воды, зелёный – лесов, белый – снега, золотой – символ славного прошлого, красный – жизни.

Наш округ — седой богатырь

Свой дух возродил величаво,

Опора России — Урал и Сибирь!

Гордимся Югрою по праву!

Под небом сибирской земли

Богатства от края до края,

И крылья надежды мы здесь обрели,

Югру на века прославляя.

         

  1. Природа округа.

-Необычайно хороша наша Сибирская природа. Она вдохновляет поэтов создавать стихи. Слайд 6

Источник вдохновения – Югра,

Сюжетов – на роман,

Добра – неизмеримо,

И прирастает больше, чем вчера,

Пуантами стуча,

Как прима-балерина.

Источник вдохновения – Югра.

-Скажите, что самое главное в стихах?

-У вас на столе скреплены строки из стихотворения. Вам нужно собрать эти строки так, чтобы ваше четверостишие соответствовало правилам составления стиха.

1. Люблю тебя, мой край родной,          

Люблю до глубины души.                          

Ведь ты один у нас такой.                           

Находишься в   глуши.                                  

2. Мне всё здесь близко, всё родное,      

И здесь мой дом, мои друзья.                    

Здесь всё для сердца дорогое,

Всё, без чего прожить нельзя.

3. Я не смогу без этой шири                     

Ни жить, ни петь и ни дышать.                  

Нет уголка красивей в мире,

Я знаю точно - не сыскать.

4. Твоя земля, богата нефтью,                 

Леса полны даров,                                       

Озёр и рек,  чудесней нету!                       

Хоть и климат здесь суров.

 -Давайте проверим, что у вас получилось. (Проверяется каждое составленное четверостишие.)

-Югорские леса и болота богаты  разнообразием животных и растений.

На большей части площади растут хвойные и смешанные леса. Заливные пойменные луга, крутые берега, поросшие тайгой, в сочетании с множеством мелких озёр и болот, богатых ягодами, создают непревзойденные по красоте картины природы Западной Сибири. В тайге, в реках, озёрах  и на болотах можно увидеть много растений, а какой разнообразный мир животных.

Предлагаю вам, отгадать загадки о некоторых из них. Слайд 7, 8, 9

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. 
(Медведь)

Что за зверь зимой холодной,
Ходит в чаще злой, голодный? 
(волк)

Над шапками кустарника дерево плывёт.
На чьей же голове оно уютно так растёт?
Откроет нам поляна, лесного великана. 
(Лось)

Чуток, строен и высок, гордо голову несёт,
От рогов густая тень.
Вот красивый зверь…… 
(олень)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти - рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в жизни этот зверь. 
(Рысь)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом кедре
Орешки я грызу 
(белка)

Есть в реке работники – не столяры, ни плотники,
А выстроят плотину – хоть пиши картину. 
(Бобры)

Трусоват лесной красавец.
Догадались? Это ………… 
(заяц)

-Люди не всегда бережно относятся к природе, часто они её губят даже не задумываясь о последствиях.

-«Оцени поступок человека» (по иллюстрациям)

Задание: Рассмотрите рисунок, опишите, к чему призывает автор.

Игра «Правила природы». Учитель называет определённые факты, а ученики выводят необходимые правила поведения в природе.

  • Лоси и дикие кабаны любят мухоморы (Нельзя в лесу уничтожать мухоморы)
  • Муравьи – санитары леса (Нельзя разрушать муравейники)
  • В лесу всё реже встречаются ландыши (Цветами лучше любоваться в природе)
  • Мальчик прибивает скворечник гвоздями к дереву (Чтобы не повредить дерево, скворечник привязывают проволокой)
  • Весной мальчишки вырезали ножом углубление в берёзе, собрали берёзовый сок 2 литра и поехали дальше кататься на велосипедах (есть способы сбора сока и нужно замазывать рану садовым варом)

-Ханты и манси уважали и  животных, они считали их разумными существами, изучали их повадки и использовали в жизни.

3.        Обычаи ханты.
Физминутка. Дети танцуют танец оленей, рожки, движение по кругу. 
Слайд 10, с музыкой

Оказывается у коренных народов Севера каждое движение в танце обязательно должно, что то обозначать: это может быть полет птицы, бег оленя, восход солнца.

-А чем с древности занимаются ханты и манси?

-Они охотятся, ловят  рыбу, разводят оленей, женщины шьют одежду, украшают её бисером, собирают грибы и ягоды.

 -Ну а для того, чтобы заниматься охотой, строить чум мужчины коренных народов севера должны быть очень сильными и ловкими. И проверяют они свою силу с помощью одного состязания, которое называется “Талты юх”. Вот и мы с вами проведём небольшое состязание и определим кто из нас сильный и ловкий. Слайд 11

Состязание “Талты юх”.

Два игрока садятся на пол напротив друг друга и, вытянув ноги вперед, упираются друг в друга ступнями ног, а руками берутся за палку. По команде игроки начинают тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от пола. При этом нельзя сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживает борьбы и расцеплял пальцы, то он считается побежденным. Победитель состязается со следующим игроком. Состязание продолжается до выявления победителя среди всех его участников.

-Народности ханты и манси общаются на своем национальном языке. Конечно, мы с вами этого языка не знаем. Но можем сейчас познакомиться с некоторыми словами, фразами.

-Послушайте стихотворение и его перевод: Слайд 12

Сценка «Кошечка»

- Катюпа,катюпа, палюпа манны?        - Кошечка, кошечка, что у тебя за ушки?

- Палюпа – лупта.                                      – Ушки мои – листочки.

- Самупа манны?                                       - Что за глазки у тебя?

- Самупа – найсан.                                    – Глазки мои – уголёчки.

- Нёлупа маныр?                                       - Что за носик у тебя?

- Нёлупа  сэныг.                                         – Носик мой – тутовичок.

- Нелмупа маныр?                                    -  Что за язычок у тебя?

- Нелмупа – корпинь.                               – Язычок мой – напильничек.

 

  1. Богатства округа. Слайд 13, 14

 Здесь осины, здесь рябины, здесь волнушки,
Зайцы, лисы, белки, мишки - много зверюшек.
И целебных трав полна моя тайга- 
Приезжайте, вас излечим навсегда.
Нет красивей, нет чудесней нашего края.
И от этой красоты душа замирает.
И чудес полным - полна моя Югра-
Будет райским уголком она всегда!

-Скажите, а какими природными богатствами славиться наш округ?

(Песня: «Югорская звезда» Муз. О. Кваша сл. В. Костин)

-Много лет назад ученый Губкин Иван Михайлович заявил о том, что именно в нашем округе  есть запасы нефти. Приехали геологи и нефтяники. Были построены красивые современные города.  

Югра богата разными  полезными ископаемыми. Здесь ведется добыча рассыпного золота, кварца, строительных песков. Обнаружены месторождения угля, железных руд, меди, цинка, свинца. Но главное богатство края – нефть и газ. 

Ханты – Мансийский округ занимает ведущее место в России по добыче нефти и газа. Не зря Югру называют краем «черного золота».

Именно об этом Сергей Сметанин написал в своём стихотворении:

Моя Югра — Ты — песнь моя. От самой колыбели

Я шел с тобой к своей высокой цели.

Твоя судьба — и нефть, и газ России.

Твои просторы — снежно-голубые.

И труд, и чувство счастья — вся награда!

Я помню все. Мне это было надо.

Моя Югра — Я твой герой, хранитель и глашатай.

Живи Югра! Живи и сердце радуй!

4. Обобщение. Слайд 15, 16, 17

-И в заключение нашего занятия мы с вами послушаем стихи о Югре.  А вы в это время можете раскрасить рисунки о нашем округе.

Соединив леса и горы,

Озёра, реки и луга,

Раскинулась в своих просторах

Ханты-мансийская земля!

Все о тебе стихи слагают,

Они летят во все края.

Ты всей земле теперь известна,

Ханты-Мансийская земля!

Люблю тебя, мой край родной,    

Люблю до глубины души

Ведь ты один у нас такой

Находишься в   глуши.

Мне всё здесь близко, всё родное,  

И здесь мой дом, мои друзья.              

Здесь всё для сердца дорогое,

Всё, без чего прожить нельзя.

Я не смогу без этой шири                

Ни жить, ни петь и ни дышать

Нет уголка красивей в мире,

Я знаю точно - не сыскать.

Твоя земля, богата нефтью,     

Леса полны даров,                       

Озёр и рек,  чудесней нету!         

Хотя  и климат здесь суров.

Югра – какой волшебный звук,

В нем слышен бубна громкий стук,

Оби веселое журчанье

И тихий шум лесов вокруг.

 

Югра – какой прекрасный мир,

Здесь кедр – загадочный кумир,

Медведь – могучий предок ханты,

Муксун нагуливает жир.

 

Югра – какая благодать,

Она для нас отец и мать,

Она и дом наш, и Отчизна –

Чего же нам еще желать?

Гордись, Сибирь, своей тайгою

И силой всемогущих рек.

Гордись сынами, как тобою

Гордятся чудо-земляки

По имени СИБИРЯКИ!

1. Люблю тебя, мой край родной,          

Люблю до глубины души.                          

Ведь ты один у нас такой.                           

Находишься в   глуши.                                  

2. Мне всё здесь близко, всё родное,      

И здесь мой дом, мои друзья.                    

Здесь всё для сердца дорогое,

Всё, без чего прожить нельзя.

3. Я не смогу без этой шири                     

Ни жить, ни петь и ни дышать.                  

Нет уголка красивей в мире,

Я знаю точно - не сыскать.

4. Твоя земля, богата нефтью,                 

Леса полны даров,                                       

Озёр и рек,  чудесней нету!                       

Хоть и климат здесь суров.

ГАЗ

НЕФТЬ

ПУШНИНА

Рыболовство

ОХОТА

2 поток

 7.55 – 8.00

Утренняя гимнастика

8.00 – 8.35

1 урок

8.35 – 8.55

Завтрак

8.55 – 9.30

2 урок

9.30 – 10.10

Динамическая пауза

10.10 – 10.45

3 урок

10.45 – 10.55

Перемена

10.55 – 11.30

4 урок

11.30 – 12.20

Прогулка/ 5 урок

12.20 – 12.40

Обед

12.40 – 13.20

Внеурочная деятельность

13.30 – 14.10

Внеурочная деятельность/ игры по интересам

14.20 – 15.00

Игры по интересам

15.00 – 15.15

Полдник

15.15 – 15.55

Игры по интересам

15.55 – 16.30

Прогулка/отъезд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Югра-наш дом"

Интегрированное мероприятие (окружающий мир+изо)...

Внеклассное мероприятие «ЮГРА-мой край родной»

Воспитательное мероприятие о жизни коренных жителей Ханты-Мансийской земли....

Сценарий мероприятия «Югре – 90!»

Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству наро...