Программа кружка "Умелые ручки" для 1 класса
рабочая программа (1 класс)

Программа разработана для занятий с учащимися 1 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. Программа дополняет и расширяет содержание тем предметной области «Технология» за счет введения разнообразных видов мастерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruchki_1_a.docx39.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15

г. Балашова Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО классных руководителей

_________/

Протокол №   от « » сентября 2021 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МОУ СОШ №15

_____________/ Соловова И.А

«  »сентября 2021г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №15

_____________/Непершина Г.И.

Приказ №  

от «  » сентября 2021г.

Программа внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

«Умелые ручки»

на 2021/ 2022 уч. год

Возраст обучающихся    7  лет

Сроки реализации программы   1 год

Составитель: Мирошниченко Н.С.

учитель начальных классов

Пояснительная записка.

Внеурочная деятельность в настоящее время является составной частью учебно-воспитательного процесса. В ходе этой работы проявляется активность детей обусловленная их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности. Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники

Программа разработана для занятий с учащимися 1 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. Программа дополняет и расширяет содержание тем предметной области «Технология» за счет введения разнообразных видов мастерства. 

Направление программы общекульткрное. Данная программа  представит учащимся широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Изучая декоративно-прикладное искусство в кружке, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. Работа  ребят над созданием изделия, неразрывно связанна с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала, эту работу  можно смело назвать творческой.

Актуальность:  Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника.

Новизна:   Программа кружка «Умелые руки» помогает стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создавать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.

Новизна программы состоит в том , что в отличие от уже существующих программ по внеурочной деятельности в данной программе будут рассматриваться несколько основных блоков  по декоративно-прикладному творчеству. ( Работа с природными материалами, работа с бумагой, работа с пластичными материалами,  работа с текстильными, работа с бросовыми материалами). В программе осуществляется учет возрастных особенностей учащихся, а так же их интерес, и усложненность работ. Это сделано для того ,что бы учащиеся могли попробовать воплотить свои творческие способности , применяя различные виды материалов. Так же происходит знакомство учащихся с различными видами материалов  и техниками , применяемыми  в декоративно-прикладном искусстве.

Цель  программы:

  • воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства;
  • развитие художественно-творческой активности;
  • овладения знаниями в области  декоративно-прикладного искусства.

 

 Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Задачи:

  1. Образовательные
  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии,                              изобразительного искусства, математики, литературы и т.д. и способствовать их систематизации;
  • расширять представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства
  • вооружать детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки
  • приобщать школьников к народному искусству
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, композиции, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов
  • учить работать над индивидуальным изделием.

  1. Воспитательные
  • осуществлять трудовое,  эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
  • воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
  • добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.
  • воспитание ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

  1. Развивающие
  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного      искусства, технической эстетики, архитектуры;
  • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе декоративно – прикладного искусства.
  • реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников,
  • развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление, аккуратность, усидчивость, мелкую моторику пальцев.

Возраст учащихся: 7 лет

Срок реализации программы: 1 год.

Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 33 часа в 1 классе (по одному часу в неделю).

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

Прогнозируемый результат

  • скоординированы движения кистей рук воспитанников;
  • развито творческое воображение у воспитанников;
  • сформирован интерес к творческой деятельности;
  • развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.

У учащегося  будут сформированы личностные универсальные учебные действия:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.

У учащегося  будут сформированы  коммуникативные универсальные учебные действия:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

У учащегося  будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать навыки работы с информацией.

Ожидаемые результаты 1 класс

Результаты обучения:

 - дети будут знать виды материалов для творчества (природные, бумага,  картон, нитки, пластилин.), их свойства и названия.

Результаты развития:

-формирование художественного вкуса,

- развитие фантазии и творческого потенциала.

Результаты воспитания:

-воспитание уважительного отношения к людям разных профессий,

-бережное отношение к результату своего труда и труда других людей.

Форма проведения итогов образовательной программы

В конце года запланирован показ изделий, изготовленный за время прохождения данного курса. Выставка работ будет проходить на школьном уровне, на которую  учащиеся, родители, и просто любители декоративно-прикладного искусства могут придти и  полюбоваться.

Блоки изучаемые в программе  по декоративно-прикладному творчеству « Умелые ручки»

  1. Работа с природными материалами.
  2. Работа с бумагой( бумагопластика).
  3. Работа с пластичными материалами (плстилинография)
  4. Работа с текстильными материалами
  5. Работа с бросовым материалом.

Содержание программы 1 класс

  1. Вводное занятие.

Беседа

Знакомство с программой курса «Умелые ручки» и блоками изучаемые в течение всего курса. Техника безопасности.

  1. Работа с природными материалами.

Беседа, Практическое выполнение работы.

Техника безопасности при работе с природным материалом.  Как производить  сбор листьев, семян, цветов, кореньев и шишек, мха. Сушка собранного материала. Представление  и  название листьев. Инструменты и материалы для работы с природными материалами. Показ готовых изделий с использованием природных материалов. Разработка и выполнение аппликации из листьев. (бабочка, петушок, солнышко и т.д. ). Разработка и выполнение объемная поделки из природных материалов.( человечек, ежик и т.д.)

Изделия:

  • Аппликация из листьев – бабочка, рыбка, солнышко, ежик, береза.
  • Объемная поделка -  человечек, ежик, зайчик.

  1. Работа с бумагой

Беседа, Практическое выполнение работы.

 Бумага как универсальный материал, применяемый для различных целей. История аппликации. Материалы и инструменты для работы. Определение слова «аппликация». Аппликация предметная, сюжетная, декоративная. Показ готовых изделий в технике аппликация. Техника выполнения аппликации, Техника выполнения объёмной аппликации, Геометрические фигуры их название. Техника выполнения аппликации из геометрических фигур. Разработка и выполнение аппликации, плоскостной, объемной, геометрической. 

Изделия:

  • Аппликация из бумаги – зонт, петушок, геометрические фигуры (бабочка)
  • Объемая поделка – букет цветов, елочка, улитка.

  1. Работа с пластическими материалами.

Беседа, Практическое выполнение работы.

 Знакомство с новой техникой. Материалы и инструменты, применяемые при работе с пластилином. Техника безопасности при работе. Объемная лепка пластилином. Показ готовых изделий .Лепка простых элементов на картоне (Солнышко, цветок). Разработка и выполнение работы объемное рисование на картоне пластилином (ваза с цветами). Разработка и выполнение обратной  мозаики  на прозрачной основе.

Изделия:

  • Ваза с цветами, мозайкана прозрачной основе - животные, арбузная долька, цветок с пайетками, животные из пластилина.

  1. Работа с текстильными материалами.

Беседа, Практическое выполнение работы.

Знакомство с новой техникой. Материалы и инструменты, применяемые при работе с нитками. Показ готовых аппликаций с использованием ниток. Разработка и выполнение аппликации из цельных  ниток, разработка и выполнение аппликации из резаных ниток.

  • Аппликация из ниток -  ежик, рыбка.

  1. Работа с бросовыми материалами.

Беседа, Практическое выполнение работы.

Что такое бросовый материал. Применение бросового материала в  декоративно-прикладном  творчестве. Примеры  работ с использованием бросового материала. Материалы и инструменты при работе. Техника безопасности при работе с бросовыми материалами. Выполнение картины « бабочки на лугу» применяя фантики от конфет, золотая рыбка из диска и бумаги.

  • Барашек из салфеток, снеговик из ватных дисков.

  1. Общая коллективная работа.

Практическое выполнение работы.

Разработка и выполнение коллективной работы, выбор техники  для выполнения работы.

  1. Выставка  работ по итогам пройденного курса.

Практическое выполнение работы.

Организация школьной выставки.

Календарно-тематическое планирование 1 класс

№п/п

Блок и темы занятий.

Кол-во часов

Дата

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Вводное занятие (1 ч.)

Знакомство с программой курса «Умелые ручки» и блоками изучаемые в течение всего курса.

Техника безопасности.

 Аппликация из бумаги - зонтик.

1

08.09.

1

-

Работа с природными материалами (4 ч.)

2-5

Аппликация из природных материалов на картоне.

2

15.09. -22.09

1

1

Объемная поделка из природных материалов- животные.

2

29.09.-06.10.

-

2

Работа с бумагой  (6 ч.)

6-11

Плоскостная аппликация из бумаги на картоне.

2

13.10.-20.10.

1

1

Аппликация из геометрических фигур на картоне.

2

27.10.-10.11.

-

2

Объемная аппликация из бумаги на картоне.

2

17.11. – 24.11.

-

2

12-17

Работа с пластическими материалами  (6 ч.)  

Обратная мозаика из пластилина  на прозрачной основе 

3

01.12.

08.12.

15.12.

1

2

 Объемное рисование  пластилином на картоне

3

22.12.

29.12.

12.01.

-

3

18-22

Работа с текстильными материалами  (5 ч.)

Аппликация из цельных шерстяных ниток.

3

19.01.

26.01.

1

2

Аппликация из резанных шерстяных ниток.

2

02.02.

16.02.

-

2

23-27

Работа с бросовыми материалами (5 ч.)

Золотая рыбка из диска и бумаги

2

23.02.

02.03.

1

1

Аппликация «Бабочки на лугу» из конфетных фантиков.

3

09.03.

16.03.

23.03.

-

3

28-32

Общая коллективная работа (5 ч.)

Композиция с применением  изученных техник .

06.04.

13.04.

20.04

27.04.

11.05.

-

5

33

Выставка  работ по итогам пройденного курса.(1 ч.)

1

18.05.

-

1

Итого: 33 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"

В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс

Русский язык, чтение, окружающий мир...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...