Коррекционно - развивающее обучение
материал

Шачнева Наталья Ивановна

Специфика коррекционно-развивающей работы состоит в том, чтобы помочь детям с ограниченными возможностями здоровья овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кутузовская   школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

Доклад на тему:

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Выполнила:

Учитель начальных классов первой категории

Шачнева Наталья Ивановна

2021 – 2022

Введение

Василий Александрович  Сухомлинский когда – то написал такие слова: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

Тема моего доклада «Развитие творческих способностей учащихся» выбрана не случайно. Обращение к данной теме вызвано существенными причинами.

Дело в том, что современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Поэтому я вижу необходимым уделять особого внимания развитию творческих способностей учащихся. - Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое мной понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создаётся нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к деятельности.

Развитию творческих способностей учащихся во внеурочное время будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:

- развитие творческого мышления;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческой деятельности.

Задача учителя – увидеть определенные задатки, развивать способности каждого ребенка, заложенные в нем от природы, помочь ребёнку максимально раскрыться в своей творческой деятельности. Педагоги и психологи считают, что активное развитие творческих способностей происходит в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте дети интересуются окружающим миром. Они любознательны, активны. Поэтому так важно  создавать определенные условия для формирования и развития творческих способностей.

При реализации творческого потенциала воспитательного пространства, педагогу – воспитателю необходимо чётко продумать цели своей работы. Бесталантных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно только во внеурочной деятельности. В данном случае цель работы – формирование и раскрытие творческой индивидуальности воспитанника. Реализация цели подразумевает решение следующих задач:

1.Создание условий для интеллектуально – нравственного, эмоционального самовыражения личности ребёнка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.

2.Обеспечивать педагогическую поддержку творческих устремлений учащихся.

3.Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе.

4.Сформировать круг традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределять учеников по способностям.

Я не ставила перед собой цель перечислить все виды работы с учащимися, которые я использую во внеклассной работе для развития творческих способностей младших школьников. Мне хотелось поделиться наиболее интересным моментом из нашей классной жизни Самое высокое творчество-это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Это можно реализовать через проведение праздников. Творческий праздник для ребенка – это творческое вдохновение его души, реализация его мысли. Праздник – это не только способ отдыха, общения и развлечения, но и мощный воспитательный инструмент. Именно через праздники можно решать многие задачи: - обратить внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей; - формировать культуру общения, умение видеть положительные и отрицательные моменты в воспитании собственных детей; - развивать чувство юмора детей и родителей, уважение друг к другу. Главная задача праздника Создать у ребенка радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный настрой, сформировать представления о праздничной культуре, познакомить с традициями праздников, их организацией, приобщить к общечеловеческой культуре. . Классификация праздников В настоящее время в начальной школе отмечаются государственные праздники: «Новый год», «Международный женский день 8 марта», «День защитника Отечества», «День Победы». Кроме государственных праздников проводятся календарные, связанные с определенным временем года: «Осенний праздник», «Праздник Зимы», «Праздник Весны» и т.д. Отмечаются в начальной школе и так называемые тематические праздники: «День Знаний», «Прощание с Азбукой», «Дни рождения» и т.д.

Как же я готовлю праздник? С чего начинаю? Для подготовки к празднику необходимо:

1. Составить предварительный план праздника . Это необходимо для четкого формулирования главных целей и задач задуманного мероприятия, преду смотреть все необходимое для успешного его проведения, правильно распределить силы и время на подготовку, добиться четкости и слаженности в действиях всех участников. Ведущее место в нем принадлежит сценарию, содержащему основную информацию, влияющему на интеллект, воображение, эмоции и чувства детей.

2. Разработка сценария праздника. Руководствуюсь основными правилами создания сценария: При написании сценария праздника необходимо учесть тематику праздника. -  Сюжет должен быть продуманным и интересным для детей;-  Программа должна строиться на музыкальном материале, который знаком и освоен детьми; - В игровом процессе должны преобладать двигательные и общеразвивающие упражнения и игры, иначе детям будет скучно.  - Определяю цели праздника. Под выбранную тему подбираю соответствующий материал. Собранный материал помогает выстраивать ход мероприятия. - Выбираю ведущих и персонажей праздника, роли которых распределяются между детьми. Очень важный этап. Каждый участник праздника должен чувствовать себя нужным, востребованным и интересным другим. Каждый должен иметь возможность проявить свои способности .

Детский коллектив – коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают не приспособляться к жизни, а преобразуя её вокруг себя.

- Необходимо  относиться к ребятам, как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе.

- Нужно уметь находить в каждом ребёнке что – то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей.

- Выработать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.

- В своей работе с детьми необходимо придерживаться принципа: «Всё, что могут делать дети сами, они должны делать самостоятельно».

В педагогике нет единого подхода к квалификации форм воспитательной работы. Наиболее распространённой считается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся, массовая, групповая, индивидуальная формы. Кроме того, существует подход к определению форм воспитательной деятельности, связанный с направлениями воспитательной работы. Например: организации познавательно – развивающей деятельности учащихся более всего соответствуют формы: викторина, конкурс проектов, конкурс эрудитов, деловые игры, конкурс изобретателей и фантазёров…

При осуществлении задач нравственного воспитания и самовоспитания широко применяются такие формы: круглый стол, беседы на этические темы о самовоспитании,  литературно – музыкальные композиции, практические занятия, заочные путешествия.

При организации эстетического воспитания широко применяются: экскурсии, прогулки на природу, беседы о музыке, живописи, обзор журналов…

При организации физического воспитания широко применяются игры типа «Весёлые старты», походы и эстафеты, беседы о гигиене, здоровье.

Присущая детям жажда деятельности часто находит своё выражение в игре, заменяющей ребёнку необходимый для него труд. Всякая игра приучает их к согласованным действиям, к точности и своевременности перед командой или группой, за которую они играют. В добровольном подчинении к правилам игры, без которых она перестаёт быть организованным действием, утверждается, крепнет сознательная дисциплина. Наконец в игре, чаще всего представляющей собой индивидуальное или групповое соревнование, воспитываются волевые качества. В воспитательном процессе игра должна отвечать следующим требованиям:

- Игра должна содействовать сплочению коллектива.

- Иметь познавательное значение.

- Активизировать общественную деятельность детей.

- Обеспечивать мыслительную активность участников игры.

- создавать условия для детского творчества.

- Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Цель воспитательной игры: сделать воспитательный процесс радостным, интересным, запоминающимся для детей. Пробудить душу ребенка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения – вот основные задачи, которые реализуются в игре.

Заключение.

Для того, чтобы обучать детей творчеству, воспитателю – педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию – процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм воспитания. Мероприятия творческого характера – это мероприятия, предполагающие креативность в их реализации и рассчитанные на использование в них творческих возможностей учащихся.

Внеклассная работа, которую провожу я, направлена на развитие творческих и познавательных способностей. Чтобы развивать способности детей, я провожу мероприятия в форме игр, кругов общения, устных познавательных журналов «Путешествие по лесным тропам», в форме заочного путешествия «Учись видеть прекрасное в человеке», конкурсов. В подготовке мероприятия принимает участие весь класс. Любая подготовка к мероприятию проводится по схеме:

- Создание творческой группы. - Определение целей и задач.
- Написание сценария. - Репетиционный период.  - Проведение мероприятия.

- Анализ мероприятия, выявление проблем и путей их решения

- Каждому нравиться своя работа, поэтому всегда каждого надо поощрить, хотя бы словесно.

Атмосфера добра и человечности, взаимопонимания и уважительное отношение друг к другу, и взаимовыручка пронизывает такие праздники, возникает возможность сотрудничества воспитателя – педагога, учащихся.

Результаты работы показывают, что можно добиваться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить такую цель и подчинять ей свою деятельность.

Свое выступление хочу закончить словами замечательного педагога В.А. Сухомлинского, «Дети должны жить в мире красоты, музыки, рисунка и творчества. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка".

Список литературы:

 Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.,.

 Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара,

 Волков И. П. Учим творчеству. –М.,

 Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей.-М.,

 Мусницкая Е.В. Обучаем, развиваем и воспитываем / ИЯШ



Предварительный просмотр:

       Тема: «Управление здоровьем школьников через здоровьесберегающую организацию педагогического процесса»

 

Цель: Обеспечение младшим школьникам возможности сохранения и укрепления здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

Задачи:

- Выяснить значимость здоровьесберегающих технологий в улучшении состояния здоровья и качества жизни обучающихся

в процессе учебной деятельности.

- Способствовать сохранению и укреплению здоровья младших школьников, созданию благоприятной обстановки в классе.

- Обобщить здоровьесберегающие условия проведения образовательного процесса.

На своих уроках использую следующие средства здоровьесберегающих технологий:

С первых минут урока, с приветствия, я создаю обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Он  проводится в форме диалога которое настраивает школьников на работу. Урок можно начать словами учителя: «Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза». Под тихую музыку дети повторяют за учителем: « Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я, как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я буду внимателен на уроке. У меня хорошее настроение. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться. Я готов к работе. Работаю! Мы внимательны. Все будет хорошо. Мы успеем все сделать». Фразы произносятся 1-2 раза с улыбкой хором или мысленно. Каждый раз учитель импровизирует, придумывает новые варианты «установочных» фраз. После установки на мобилизацию восприятия, памяти, мышления работа на уроке проходит в быстром темпе. Можно провести в форме прочтения стихотворения, которое настраивает школьников на работу. Вот некоторые из них:

Громко прозвенел звонок — Начинается урок.

Наши ушки на макушке, глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка? Беритесь, ребята,
Скорей за работу. Учитесь считать, чтоб не сбиться со счёта.

Долгожданный дан звонок –Начинается урок.
Каждый день–всегда, везде. На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим и тихонечко сидим.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я
провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

Упражнения для снятия общего или локального утомления;

Упражнения для кистей рук;

Гимнастика для глаз;

Гимнастика для слуха;

Упражнения, корректирующие осанку;

Дыхательная гимнастика.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

      Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока я не допускаю однообразия работы. На уроке происходит от 4 до 7 смен видов деятельности на уроке, что соответствует СанПин.

В первом классе провожу две физкультминутки продолжительностью по две минуты. Во втором - четвертом классах наблюдаю за детьми и устанавливаю количество и время проведения таких минуток непосредственно на уроке. Когда у детей возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц, учу детей расслаблять мышцы. Это делаю в игровой форме.

Кричалка: Дождик, дождик, лейся пуще! Пусть растет пшеница гуще!

Лейся, лейся как река! Будет белая мука!

Дети во время произношения кричалки встряхивают кистями рук.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только благоприятно воздействует на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Нужно добиваться, чтобы все упражнения ребенок выполнял легко, чтобы занятия приносили ему радость.

Для младших школьников важно развитие мелкой мускулатуры кистей рук. Перед работой в тетрадях можно проводить небольшой массаж пальцев.

Дети поочередно соединяют мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет:

Раз, два, три, четыре, пять! (Хлопают в ладоши.)Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик — самый сильный, (Поочередный массаж пальцев.)

Самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик — самый длинный, и стоит он в середине.

Этот пальчик — безымянный, избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал!

Дети интенсивно растирают кисти рук, а затем встряхивают их. При этом пальцы хорошо разогреваются, и ребята с удовольствием приступают к работе. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, помогают через нервные окончания эмоционально воздействовать на кору головного мозга и положительно влиять на работу внутренних органов:

Чок, чок, чок, чок, разомну я кулачок!

Буду пальчики считать: раз, два, три, четыре, пять!

Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил. С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Этот пальчик — хочет спать. Этот пальчик — бух в кровать.

Этот пальчик — уж уснул. Этот — рядом прикорнул.

Этот пальчик — спит давно. Все спят. Пальчики проснулись!

Каждый пальчик хочет спать. Этот пальчик — лег в кровать.

Этот пальчик — чуть вздремнул. Этот пальчик — уж уснул.

Этот — ляжет на бочок. Получился кулачок.

Встали пальчики. Ура! Всем играть опять пора!

Одни из самых популярных и полезных физкультминуток — это двигательно-речевые. Они способствуют развитию громкой речи, тренируют память, снимают утомление, рифма стихов развивает слуховое восприятие детей. Дети произносят стихотворный текст и в соответствии с ним выполняют движения.

Упражнения для развития координации речи с движением:

«Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,

Деревцо все выше, выше, а ребята – тише, тише»

«Раз, два – выше голова три, четыре – руки шире

Пять, шесть – всем присесть семь, восемь – встать попросим

Девять, десять – тихо сесть

Необходимо научить ребенка следить за осанкой. От нее зависит не только стройность фигуры, но и здоровье. При хорошей осанке внутренние органы находятся в правильном положении, что является одним из важных условий их нормальной работы. Для профилактики нарушений осанки можно использовать комплекс упражнений в речитативах:

Начинаем подготовку! Выходи на тренировку! В путь пойдем мы спозаранку

Не забудем про осанку. Три, четыре, раз, два. Я хожу с осанкой гордой,

Прямо голову держу, Никуда я не спешу. Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два. Я могу и поклониться, И присесть, и наклониться,

Повернусь туда-сюда! Ох, прямешенька спина!Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два!

Актуальной проблемой в наше время является охрана зрения школьников.

Необходимо переключать фокус зрения, смотреть в даль, хотя бы 2 минуты, потом следует закрыть глаза на 1-2 минуты, дать им отдохнуть. Это простое упражнение снимает усталость, временно расслабляет мышцы глаз. Ежедневная гимнастика для глаз служит не только профилактикой нарушения зрения, но и оказывает благоприятное воздействие на организм.

Вот некоторые упр., которые я включаю ежедневно в учебный процесс.

1. Вверх-вниз, влево-вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

2. Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

3. Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

4. Рисование носом. Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.

5. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Ах, как долго мы писали. Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. {Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко. {Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,(Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,

{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)

Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.

Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.

В 1-2 классах я часто применяю сказкотерапию, где дети учатся вместе со сказочными героями преодолевать трудности, быть добрыми и справедливыми. Огромные возможности для душевного здоровья имеет музыкотерапия. Она является интересным и перспективным направлением, которое используют в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокаивать, укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы. Я использую веселую ритмичную музыку в физкультминутках, а спокойную лирическую при самостоятельной работе на уроках изобразительного искусства, литературного чтения, технологии и др.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кутузовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

   Доклад по теме:

«Современные подходы в развитии связной речи у детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

Подготовила учитель начальных классов:

 Шачнева Наталья Ивановна

2020 г

Формирование умений и навыков связной речи у обучающтхся – это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. У  детей  с  ОВЗ  нарушения  познавательной  деятельности  обусловлены бедным  запасом  их  представлений  об  окружающем  мире,  низкой работоспособностью,  несформированностью  произвольной  регуляции деятельности,  специфическими  особенностями  поведения  и  психики.  Такие дети  часто  отвлекаются,  невнимательны,  затрудняются  в  выделении признаков  предметов  и  явлений  природы,  не  умеют  классифицировать предметы  и  называть  группу  предметов  одном  словом,  словарный запас ограничен. В процессе развития навыка чтения я  включаю  на уроках специальные тренировочные упражнения:

1. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на правильное произношение звуков, отработку дикции. Артикуляционная гимнастика проводится в начале урока в течение 2- 3 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.

Чтение чистоговорок  шепотом и медленно:

Ра – ра – ра- начинается игра. Ры- ры- ры – у нас в руках шары.

Да – да – да – из трубы бежит вода. До – до – до – на дереве гнездо.

Чтение громко и уверенно:

Моль- соль – толь- боль. Почка – почва – почта. Дверь – зверь – червь.

Скороговорки на проговаривание согласных звуков.

Коси, коса, пока роса.

На реке поймали рака, из – за рака вышла драка.

Задание: прочитай скороговорку с интонацией удивления, весело, грустно и др.

2. Метод динамического чтения.  Динамическое чтение – это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы  слов, то есть блоки. Это чтение только глазами про себя.

     Упражнения для развития «поля зрения» по таблицам.

А

У

К

С

О

Т

Д

Е

И

С

Т

М

Ф

Я

Э

Ю

Н

И

Г

Ш

Б

В

Л

Ш

Ж

Х

Щ

Й

Р

Б

Ц

Е

Ы

Ю

З

К

М

Н

П

Ь

 ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙТЕ ПРО СЕБЯ, УКАЗЫВАЯ БУКВЫ КАРАНДАШОМ.

Памятка

  1. Как можно быстрее назови все буквы (слоги) по порядку, указывая карандашом.

Работа с  таблицей:

ТА

ША

ВО

КАР

ЛО

ТЕ

ДО

КУ

МА

ТО

ПОР

ДЕ

НИ

СА

Задание: прочитай слоги про себя  по порядку (сверху вниз, слева направо). Постарайся запомнить слоги. Составь из данных слогов слова.

3.Упражнения на развитие чтения без повторов.

1. Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом. 

МЕвеДь                              КАниКУЛы

ПОсуДА                             АВТобуС

ДЕКАбрь                           СНегоВИк

ВоРоБьИ                            ЛаСтОЧКа

2.Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.  

СНЕ │ ГО │ ПА│  ДЫ

СНЕ – ГО – ПА – ДЫ

3.Постоянное наращивание слова:

КОТ                                           РЫБА                                 СНЕГ

КОТИК                                     РЫБКА                              СНЕЖОК

КОТЁНОК                                РЫБНЫЙ                        СНЕГОВИК

4.Работа по таблицам, включающим в себя слоги таких структур (согласный, гласный).

А

О

У

Ы

Е

Т

Н

О

У

Ы

Е

А

ДЛ

ТР

В данных таблицах слоги не прописаны, ученики составляют слоги самостоятельно при чтении таблиц.

4.Упражнения на развитие осознанности чтения.

1. Назови одним словом.

Чиж, грач, синица, сова, ласточка -  ……………

Ножницы, молоток, пила, грабли - ……………..

2. Раздели слова на группы:  

А)  Заяц, горох, ёжик, медведь, капуста, волк, огурец.

Б)  Корова, шкаф, стул, коза, диван, овца, стол.

3. «Поиск в тексте заданных слов».

4. Выбрать из данного текста слова, состоящие из 4–5 слогов, научиться их проговаривать.

5. Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).

5. Упражнения для  развития темпа (скорости) чтения.

Указанные ниже упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идёт обычная работа над выразительностью и т.д. Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут.

1."Жужжащее" чтение. Оно было одним из основных элементов развития навыков чтения в Павлышской школе, школе В.А. Сухомлинского. Это чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее

2.  Чтение с простукиванием ритма. Простукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученик должен читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.

3.  За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.

4. Чтение за учителем (упражнение вырабатывает скорость произношения слов)

5. Ежеурочные пятиминутки чтения.

    У каждого ребенка своя книга и любой урок начинается с того, что дети открывают книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Затем дети закрывают учебник и продолжается урок.

Задания к тексту, которые вызывают интерес к чтению

  • Чтение по ролям
  • Составить вопросы к тексту
  • Учитель читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение
  • Учитель предлагает проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на поставленный вопрос в тексте.

Для ребенка очень важно овладеть логически связной речью и богатым словарным запасом. Для этого существует множество способов: беседы, составление рассказа по картинкам, восстановление деформированного текста, обучение младших школьников рассуждению и доказательству посредством загадок. Особенности  содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания.

Таким образом, загадка - это не просто развлечение и игра, но  и упражнение в рассуждении и доказательстве, то есть важное средство обучения и развития. Уметь доказывать - это умение правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.

Очень часто используемым приемом для развития речи является  составление рассказа по картинкам, что формирует правильную связную речь и способствует  развитию интереса к сочинительству. Например, тот, у кого рассказ получится длиннее и интереснее, победил.

Использование на уроках разнообразных и интересных методов и приемов  предполагает повышение эффективности и качества обучения учащихся. Одним из таких приемов является восстановление деформированного текста. Например:

 Найдите предложения, которые не относятся к данному времени года.

Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения является игра, которая способствует созданию у школьников положительно эмоционального настроя, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал.

 У обучающихся с ОВЗ в развитии нарушается формирование всех сторон речи: её фонетическая сторона, лексика, грамматический строй, что позволяет говорить о системном нарушении речи. Игры на уроках развития речи дают возможность исправлять недостатки речевого развития учащихся, обогащать словарь, но и активизировать познавательную деятельность.

 Учебная игра – педагогически направленная деятельность, нацеленная на эффективное усвоение материала. Игра возможна на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала. Игры могут быть коллективные (принимает участие весь класс), групповые, индивидуальные. На своих уроках я использую их  в  виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока». Использование игры в процессе объяснения нового материала. Например: игра «Собери слово» при изучении темы «Соединительные гласные О и Е». Использование дидактических игр при проверке пройденного материала. Например: игра «Орфографическое лото», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний».

Настольные игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например: игра «Четвертый лишний», «Парные картинки», «Почта», «Собери картинку», «Где ошибся художник», «Домино», «Лото».

Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, ребусы, кроссворды, головоломки.

 Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в результате игр тренируют работу анализаторов, развивают инициативность, сообразительность, воображение, мышление, речь, воспитывают чувство товарищества.

Одним из эффективных методов для развития связной речи у детей с ОВЗ является мнемотехника. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Они используются для:

• обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы;

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов.

Как любая работа строится от простого к сложному: - слово; - словосочетание; - запоминание и воспроизведение предложений. Когда выше перечисленные этапы работы детьми освоены, можно переходить к мнемодорожкам и работать уже над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой. Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Задания: - Назови как можно больше слов на букву А. Данный прием может быть использован на других уроках, но уже на другую букву.

Например, игра на развитие памяти «Успей запомнить за минуту», начинается с простого вопроса «Сколько слияний ты запомнил с гласной  о» (на доске 10 слияний). Задания усложняются. «Кто больше слов запомнит из «волшебной» шкатулки?» (Здравствуйте, добрый день, до свидания, доброе утро, спокойной ночи, извините, пожалуйста, спасибо, будьте добры, простите) «Кто больше всех запомнит слов-описаний – котёнка?» (Шерстка серенькая, мягкая, гладкая, пушистая, теплая, ходит тихо, крадучись, неслышно, царапается). Хорошая игра для развития речи и памяти «Добавь следующие слова». Ученик называет предмет и передает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящее, к этой же группе предметов и называет два слова по порядку и т.д. Пример: 1-й ученик– заяц, 2-й ученик – заяц, волк, 3-й – заяц, волк, лиса и т.д.

Внимание, наблюдательность и речь детей развивает игра «Художник». Ребенок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова: «Нарисую я портрет, только чей, пока секрет. Отгадайте,  вас прошу я. Чей же я портрет рисую?» Художник дает устный портрет кого–нибудь из детей. «У него темные волосы, карие глаза, добрая улыбка. На нем голубая рубашка и черные брюки» и т. д.

Обогащению словарного запаса способствуют игры как «Загадки Веселого Карандаша», например: - в чем сходство и различие муравья и жука?;  - чем отличается стрекоза от самолета?

«Что такое хорошо, и что такое плохо»:1 группа детей ищет достоинства, чем хорош, а 2 группа – недостатки.

- Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).

- Кроссворды.

- Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).

- Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к теме «Огород» или «Школа» и т.п.).

- Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).

- Картинный диктант.

- Списывание словарных слов в порядке возрастания слогов или наоборот.

- Дописывание предложения (в предложении пропущено словарное слово).

- Образование единственного числа из множественного или наоборот. Игра («Один – много»)

- Выписывание из данных слов: слов, состоящих из двух, трех слогов; слов с Й; слов с шипящими.

- Замена одним словом определения (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе).

              Развитие речи у учащихся процесс управляемый, который идет по пути расширения их словарного запаса. Поэтому на всех уроках, сообщая новый материал, нужно включать в него и те новые слова, которые являются понятиями. Раскрывая при этом их значение, следует опираться на уже сложившийся словарный фонд, чтобы ранее усвоенные слова не забывались, а вновь усваиваемые – лучше понимались и сохранялись в памяти. Одним из центральных звеньев в системе коррекции  является работа по формированию речевых умений и навыков.  Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Чтение —это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом».

     Таким образом, можно сделать вывод, что в организации работы по  речевому развитию младших школьников с ОВЗ учителю необходимо использовать самые разнообразные способы (и именно в игровой форме). Это дает положительный результат. Практические результаты следующие:

- У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья повысится интерес, мотивация к урокам развития речи.

- Научатся рассуждать, используя информацию.

- Улучшится воображение, мышление.

- Повысится качества речи, такие, как: содержательность, логичность, богатство речи, умение отвечать на вопросы, стиль речи.

- Научатся действовать сообща, наблюдать за ответами товарища, стремиться к совместной цели.

Список использованной литературы

1.Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи». М., 2007.

2.Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников». М.П., 1985.

3.Липкина А.И. «Работа над устной речью учащихся». – М., 2003.

4.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М., 1995.
5.Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения

Представляю Вашему вниманию статью на тему:  Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения....

Личность в коррекционно-развивающем обучении.

Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Писатель осваивает приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает прие...

Программа коррекционно-развивающего обучения

Образовательная программа «Учись учиться» (Коррекция мыслительных и речевых навыков) по авторскому учебно-методическому комплекту Языкановой Е.В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения»,...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.

Только комплексное воздей­ствие на ребенка может дать успешную динамику    психофизического развития.   ...

Урок внеклассного чтения по теме "Твой родной край" в 4-м классе коррекционно - развивающего обучения. Р.Казакова "Хабаровску"

Урок внеклассного чтения по теме «Твой родной край» для учащихся 4-х классов коррекционно-развивающего обучения помогает понять красоту родного края, развивает мышление, речь, творческие способн...

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 1-4 КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ С ОНР И ЗПР

В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психическ...

Современные подходы к организации коррекционно-развивающего обучения. Технология модульного обучения.

Сегодняшняя ситуация в области образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с нарушениями в интеллектуальном р...