Рабочая программа по внеурочной деятельности " В мире книг"
рабочая программа (4 класс)

Рабочая программа по внеурочнлой деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

 на заседании методического объединения

Протокол № 1 от 26.08. 2021г.

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 27.08. 2021г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директором МБОУ «СОШ № 40 им. В. Токарева» Н.И. Федака

Приказ от 31.08.2021г. № 481-ОД

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности  «В мире книг»

4 а,б,в,г класса

начального общего образования

на 2021 -  2022 учебный год

Составители: Анкушева А.А.

             Латун Л.И

Коржова Н.Б.

Ступакова В.С.

                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                   

                                 

                                              г.  Бийск, 2021

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «В мире книг» для 4 класса  составлена на основе:

- Основной образовательной программы начального общего  образования МБОУ «СОШ № 40 им.  В.Токарева»

- на основе авторской программы факультатива «В мире книг» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы)  Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2014. – 192 с. – (Начальная школа XXI века).

Цели изучения:

  • создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
  • расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Характеристика организации учебного процесса

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:  34 часа

Режим занятий:  1 час в неделю.

Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В.Токарева»

Содержание тем учебного курса

Страницы старины седой (4 ч)

Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг.

Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.

Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.

Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын».

Экскурсия в типографию или книжный магазин.

Крупицы народной мудрости (4 ч)

Сборники произведений фольклора.

Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».

Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».

Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.

Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).

Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках».

Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.

Мифы народов мира (2 ч)

Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг.

Работа с системным каталогом.

Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».

Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».

Русские писатели-сказочники (3 ч)

Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.

Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».

Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).

Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).

«Книги, книги, книги…» (4 ч)

Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.

Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.

Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).

Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.

Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов».

Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами.

Книги о детях и для детей (3 ч)

Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг.

Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.

Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».

Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)

«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».

Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.

Родные поэты (3 ч)

Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.

Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина.

Конкурс чтецов «Стихи о Родине».

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)

Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.

Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.

Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».

Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.

Мир книг (3 ч)

Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.

Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».

Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита».

Литературная игра «Тайны учебной книги».

Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.

Тематическое планирование  

учебного курса «В мире книг» 4 класс

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Страницы старины седой

4

Крупицы народной мудрости

4

Мифы народов мира

2

Русские – писатели сказочники

3

Книги, книги, книги…

4

Книги о детях и для детей

3

Словари, справочники, энциклопедии

3

Родные поэты

3

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания

4

Мир книг

3

Резерв

1

Итого

34

Планируемые образовательные результаты освоения

учебного курса «В мире книг»

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы факультатива.

 В результате освоения программы факультатива «В мире книг» формируются следующие

Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

Аппарат книги — совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

— составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жан-рам, типам и видам;

— различать виды и типы книг;

— писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;

— знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;

— пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

— писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;

— пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;

— составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;

— задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;

— выполнять роль библиотекаря — выдавать книги и заполнять формуляры;

— собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);

— работать с детскими газетами и журналами.

Календарно-тематический поурочный план

по внеурочной деятельности «В мире книг»

для 4 класса

(вариант: 1 час в неделю, 34 учебные недели)

№ п/п

Наименование разделов и тем по разделу

Всего часов

Дата

Коррекировка

даты

1

Тема 1. Страницы старины седой

4 ч.

1.1

Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники.

1

1.2

Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси.

1

1.3

Библия. Библейские предания.

1

1.4

Творческая работа: история книги.

1

2

Тема 2. Крупицы народной мудрости

4 ч.

2.1

Героические песни о героях России. Песня-слава.

1

2.2

Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове.

1

2.3

Русь великая в произведениях фольклора.

1

2.4

День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России.

1

3

Тема 3. Мифы народов мира

2 ч.

3.1

Мифы народов мира. Книги-сборники.

1

3.2

Мифологические герои.

1

4

Тема 4. Русские писатели-сказочники

3 ч.

4.1

Мир сказок: сказки народные и авторские.

1

4.2

Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П. Ершова «Конёк-Горбунок».

1

4.3

Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.

1

5

Тема 5. «Книги, книги, книги…»

4 ч.

5.1

Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку.

1

5.2

Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги.

1

5.3

Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги.

1

5.4

Проектная деятельность: создание рукописной книги «Русские баснописцы».

1

6

Тема 6. Книги о детях и для детей

3 ч.

6.1

Дети — герои книг писателей XIX века.

1

6.2

Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. Мамине-Сибиряке, А. Куприне и др.

1

6.3

Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу-сборник писателей-классиков.

1

7

Тема 7. Словари, справочники, энциклопедии

3 ч.

7.1

«Хранители слов» — словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».

1

7.2

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия.

1

7.3

Игра «100 вопросов Почемучек» — практическая работа со справочной литературой.

1

8

Тема 8. Родные поэты

3 ч.

8.1

Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги.

1

8.2

Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др.

1

8.3

Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе».

1

9

Тема 9. Писатели о писателях. Очерки и воспоминания.

4 ч.

9.1

Очерки и воспоминания. Писатели о писателях.

1

9.2

Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.

1

9.3

Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».

1

9.4

Творческая работа: очерк о своей школе, о своём городе или о любимой книге.

1

10

Тема 10. Мир книг.

3 ч.

10.1

Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота».

1

10.2

Детские газеты и журналы.

1

10.3

Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации.

1

10.4

Резерв* Итоговый урок по теме «Мир книг»

1

                                                                             Итого:

34 ч.

Лист корректировки календарно-тематического поурочного планирования

Класс

Дата

Количество

непроведен-

ных

уроков

Причина

Коррекция

Согласование с курирующим заместителем директора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"

Пояснительная записка   Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Конце...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " В мире книг" 1 класс

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА«В мире книг»для внеурочной деятельности младших школьниковПояснительная записка  Факультатив  «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализа...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"

Рабоча программа содержит пояснительную записку, содержание, КТП...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг" для 2-4 классов

Программа внеурочной деятельности  по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг" 4 класс

 Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления  кружка «В мире книг» для 4 класса   Рабочая программа составлена на основании сборника прогр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "В мире книг"  2 класс...