Урок доброты. Классный час "Мы разные, но мы вместе"
классный час (2 класс)

Цель: создать условия для формирования представления о здоровье как ценности человеческой жизни.

 Задачи: познакомиться с некоторыми проблемами людей с ограниченными возможностями; закрепить понятие толерантности,  сформировать представление об «особенных людях».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dobroty._klassnyy_chas_my_raznye_no_my_vmeste.docx494.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок доброты. Классный час «Мы разные, но мы вместе!»

 Цель: создать условия для формирования представления о здоровье как ценности человеческой жизни, для формирования личности, имеющей нравственные идеалы, исполненной достоинства и уважения к другим людям, проявляющей толерантность в различных предметных сферах, жизненных ситуациях.

Задачи: познакомиться с некоторыми проблемами людей с ограниченными возможностями; закрепить понятие толерантности (принятие человека таким, какой он есть), сформировать представление об «особенных людях».

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Особенные люди», ножницы, листы бумаги, ленточки, шарфик, доска, палочка, наушники.

Ход мероприятия:

Здравствуйте. Каждый день мы произносим это слово много раз. Вы уже знаете, что означают  слово «Здравствуйте» не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, кому обращено.

Здоровье очень важно для человека. Здоровье – это подарок судьбы. Очень важно научиться беречь этот дар.

Но всегда ли только от желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?

Я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева "Цветик - семицветик".

Просмотр отрывка из мультфильма.

А теперь ответьте на вопросы.

- Сколько лепестков было у волшебного цветка?

- Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).

- Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид).

- К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм.

Инвалиды – это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

На доске: В «Большом энциклопедическом словаре» написано: «Инвалид (от латинского invalidus – слабый, немощный) – лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность ».

- А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах (ответы) да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. Их очень много…

В немецком языке есть понятие «Sonderkind» (зондер кинд) – особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем наших ребят «особенные дети».

Слайд 1. 3 декабря - Международный день инвалидов. Во всех странах этот день проводится с целью привлечений внимания общественности к проблемам людей с ограниченными возможностями, а также изменения устоявшегося мнения об инвалидах, как людях неполноценных и неспособных к жизни в современном обществе. Он напоминает нам о том, что общество обязано заботиться о тех, кто слаб, болен и немощен, нуждается в содействии и поддержке. Мы обязаны помочь им реализовать себя, свои способности и возможности.

Слайд 2. Согласно Конституции, люди с ограниченными возможностями имеют равные права со всеми гражданами страны. Между тем, свою особенность они ощущают уже в детские годы, когда понимают, что не могут, к примеру, просто так выйти во двор. Младший возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности.

- Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности?

Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям.

Все виды большого спорта, цирк тоже очень травмоопасны.

- Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту?

И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье.

Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиакатастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.

- После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.

Бывает, что дети рождаются инвалидами или становятся инвалидами в результате несчастных случаев или болезней. Например: из - за укуса клеща, кто-то попал прямо под колесо машины, кто-то кого-то толкнул, и тот ударился и получил травму, кто-то защищал свою Родину и семью, например, от (бандитов), кто-то во время тренировки что-то повредил.

Презентация «Особенные люди»

Люди с ограниченными возможностями или «особенные люди» - кто они? Они такие же люди, как и любой из нас. Они почти ничем не отличаются, только носят очки с толстыми линзами, слуховой аппарат, используют вспомогательную технику для передвижения, специальные книги для чтения, пользуются языком жестов.  Какие чувства возникают у нас при встрече с ними? С какими чувствами связано словосочетание люди с ОВЗ? Я предлагаю составить КЛАСТЕР

        боль

        жалость        сострадание

оскорбление        

        унижение

равнодушие

Любой недуг является испытанием для человека, но оно также тренирует силу воли и учит ответственности за себя и своих близких, что часто помогает добиться в жизни успеха. Когда приходит в дом беда, страдает не только тот, кто болен, но и близкие для него люди. Нам очень трудно понять, что они чувствуют, как они переживают.

Аутизм – тяжёлое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть различным: от глубокой умственной отсталости до одарённости в отдельных областях знаний и искусства. Что чувствуют дети с этим диагнозом? Предлагаю стать на минуту аутистами и понять, что чувствуют эти люди (ВИДЕО «Аутизм: мир глазами больного»).

Слайд 3. Многие из людей, ограниченных в своих физических возможностях – люди удивительной судьбы. Их мужеством и силой воли можно только восхищаться. Несмотря на трудности, они не просто умеют жить и выживать в порой неприветливом мире, но и ведут активную деятельность, занимаются творчеством

Слайд 5. Соня Шаталова – наверное, самый известный в России уникальный человек, у неё аутизм. В восемь лет она, бывало, не могла начать есть без команды мамы, сидя перед тарелкой супа, но в том же возрасте смогла написать: «Зачем живут люди? Бог каждому, когда посылает в это мир, говорит: «Трудись и прославляй Меня делами своими». Я так думаю, для меня это стихи. Мне невозможно их НЕ ПИСАТЬ, иначе я умру от боли, лопну от напора слов в голове».  (ВИДЕО «КОСТЁР»)

Благодаря огромной силе духа и воли, эти люди могут добиться успехов в самых разнообразных сферах: науке, бизнесе, художественном творчестве, искусстве, спорте.

 (слайд 6. Э. Лаппер) Элисон Лаппер – английская художница, родившаяся без рук. Она живёт в Великобритании и известна всему миру. Элисон родилась с врождённой аномалией – у неё нет рук, и практически нет ног. Это произошло в результате действия препарата от токсикоза (талидомида), который в те времена прописывали беременным. О его побочных эффектах узнали слишком поздно. Мать отказалась от Элисон в роддоме, и девочка росла в приюте, где были спальни на 30 коек, окружающих детей-калек железной клеткой. На всю жизнь Элисон запомнила ощущение страха, когда воспитатель, желая позабавиться, бросал её, словно мяч, через всю комнату на гору подушек. …Когда становилось совсем невыносимо, Элисон пыталась выплеснуть все свои чувства на бумагу. Она начала рисовать ещё в три года. Эмоции били словно вулкан. Элисон рисовала, держа кисть пальцами ноги. А потом, когда они после операции утратили подвижность, стала зажимать карандаш зубами.

Её заметили и приняли в художественный колледж, потом она окончила университет, и стала известной художницей. Работы Элисон отмечены многими призами. Эта художница покорила мир умением видеть красоту во всём. Элисон живёт легко и естественно, радуется всему, что есть в жизни. Она не чувствует себя инвалидом, у неё есть любимый и любящий сын, любимая работа и жизнь, вдохновляющая миллионы людей во всём мире. Она, несомненно. Женщина с характером и с чувством собственного достоинства, она – счастливая мать, она – художник, она – автор книги, которому хватило самоиронии назвать автобиографию девизом собственного пути: «Моя жизнь в моих руках».

Чтобы полнее ощутить, почувствовать на себе, как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение.

Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте вырезать квадрат из бумаги, без помощи рук развяжите и завяжите шнурки на обуви. Что вы испытывали? Что хотелось сделать?

Поднимите руку те, кто продал бы за миллион долларов свою ногу, руку, глаза?

За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух и зрение?

Слайд 7.Её история похожа на историю Золушки. Врачи из Института глазных болезней имени Гельмгольца говорят, что медицина не достигла того уровня, чтобы дать ей зрение. «Я научилась жить во власти грёз, я научилась засыпать без слёз…» - слова из её песни. Диана Гурцкая видит цвета. Не удивляйтесь, каждый цвет для неё – это что-то очень реальное. Голубой, например, - летний день после дождя. Зелёный – весна, пробуждение природы после зимней спячки. Белый – зима, серый – тоже зима, но грустная. Жёлтый - осень, листья, которые она любит подбирать с земли. А розовый – лето.

Диана занимается не только своей эстрадной карьерой, но и общественной деятельностью. Она стоит у истоков Фонда помощи незрячим и слабовидящим детям «По зову сердца», является его председателем. Диана – первая незрячая певица Восточной Европы, принявшая участие в международном конкурсе «Евровидение».
С 2013 г. Диана Гурцкая назначена членом Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов.
Я попрошу выйти два человека, закрыть глаза и нарисовать дом. Трудно ли вам было выполнить задания? Какие были ваши ощущения?

Слайд 8.Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Существует специальная азбука - азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.

А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда не слышащие люди могут понять и наш язык - по специальной программе Эмилии Леонгард в специальных Центрах их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить.  А если человек лишен и зрения, и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Буквы эти особенные. Такой набор "букв" называется дактильной азбукой. Достаточно сложно. А ведь нужно жить, учиться, работать. Мало кто знает, что Брежнев носил слуховые аппараты, также это: Жак ив Кусто, Борис Патон, Бил Клинтон, мать Тереза, Стинг, Джек Николсон... и много других. Люди мира, имеющие проблемы со слухом, но состоявшихся в жизни. Чего только Циолковский и Бетховен стоят... Есть еще много заболеваний, которые мешают жить человеку полноценной жизнью.

Слайд 9.Марли Матлин — американская актриса. Потеряла слух в полтора года и, несмотря на это, в семь лет начала играть в детском театре. В 21 год получила «Оскар» за свой дебютный фильм «Дети меньшего бога», став самой молодой в истории обладательницей «Оскара» в номинации «За лучшую женскую роль».

Слайд 10.Хелен Келлер — американская писательница, преподаватель и общественный деятель. После болезни, перенесенной в полуторагодовалом возрасте, осталась слепоглухонемой. С 1887 года с ней занималась молодая преподавательница Института Перкинса — Энн Салливан. В ходе долгих месяцев напряженной работы девочка овладела знаковым языком, а затем стала учиться говорить, освоив правильные движения губ и гортани. В 1900 году Хелен Келлер поступила в Рэдклиффский колледж и в 1904 году окончила его с отличием. Она написала и опубликовала более десятка книг о себе, своих ощущениях, учебе, мировоззрении и понимании религии, среди которых: «Мир, в котором я живу», «Дневник Хелен Келлер» и др., выступала за включение слепоглухонемых в активную жизнь общества. История Хелен легла в основу знаменитой пьесы Гибсона «Сотворившая чудо» (1959), экранизированной в 1962 году.

Учитель: Сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить таким людям. Ведь само слово «инвалид» означает «слабость», «немощность», «бессилие». Это человек, который не может противостоять трудностям. Но познакомившись с историями наших героев можно их назвать слабыми, немощными?

Какие чувства теперь вызывает у вас словосочетание «Люди с ограниченными возможностями», вернёмся к нашему КЛАСТЕРУ

                  уважение                          равный        восхищение

упорство

                талант

целеустремлённость

        терпение                 доброта

По вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. И в заключении хочется добавить, что каждый человек с ограниченными возможностями желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. Особенные люди достойны уважения. Думаю, что вы никогда не будете смеяться над такими людьми, а, наоборот, по возможности предложите им свою помощь.  И как сказал один из таких людей: «Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам». «Принимай меня, как себе равного».

Спасибо огромное за общение, будьте здоровы!

C:\Users\1\Desktop\IMG_20211207_085826.jpgC:\Users\1\Desktop\IMG_20211207_090201.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный уголок "Мы разные, но мы вместе"

Для учителей, оформляющих классный уголок. Взято с разных сайтов в помощь заинтересованным классным руководителям....

КЛАССНЫЙ ЧАС «МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»

Цели:Формирование толерантного и уважительного отношения к личности.Создание доброжелательной атмосферы, направленной на повышение внутригруппового доверия и сплоченности классного коллектива.Стимулир...

классный час "Мы разные, но мы вместе".

классный час "Мы разные, но мы вместе"....

Классный час. "Мы все разные - но мы вместе!"

О толерантном отношении к людям....

Классный час "Мы разные,но мы вместе" (в рамках недели толерантности)

В нашем классе есть дети разных национальностей, и мы знакомимся с историей, культурой, традициями и обычаями этих народов. На этом классном часе мы посадили дерево Дружбы и поиграли в игры детей Молд...

Классный час «Все мы разные, но мы вместе»

Методическая разработка классного часа...

Классный час в 4 классе «Мы все разные, но мы вместе!» (Классный руководитель Шериева З.А.)

Цель: воспитание высоконравственной, ответственной, творческой,толерантной личностиЗадачи:Ввести и закрепить определение термина «толерантность», углубить понимание его значения.Сформ...