Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Математика - царица наук"
рабочая программа (3 класс)

Лариса Юрьевна Пищикова

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика – царица наук»   для 3 класса по общеинтеллектуальному направлению  составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_-_tsaritsa_nauk_-_3_kl.docx39.1 КБ

Предварительный просмотр:

           муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя  школа №4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Рассмотрено

ЭМС

от _________2021г

Протокол №_____

Принято

Педагогическим советом

от _________2021г

Протокол №_____

Утверждено

Приказом по

МБОУЯСШ  №4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Математика – царица наук»»

3А класс

Пищикова Лариса Юрьевна,

первая квалификационная категория

                                                 

                                                     

                                                         2021/2022 учебный год

   

        Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика – царица наук»                 для 3 класса по общеинтеллектуальному направлению  составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).

          Программа рассчитана на 68 часов в год, соответственно 2 часа в неделю.

   

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • развитие краткости речи;
  • умелое использование символики;
  • правильное применение математической терминологии;
  • умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредотачивая внимание только на количественных;
  • умение делать доступные выводы и обобщения;
  • обосновывать свои мысли.

     В начале и в конце учебного года используется диагностическая методика «Логические закономерности» с целью  исследования логического аспекта математического мышления.      

Планируемые результаты освоения курса «Математика – царица наук»                 

Личностные результаты

  • осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик;
  • стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений.

Метапредметные результаты

РегулятивныеУУД

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Познавательные УУД

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты

  • различать имена и высказывания великих математиков;
  • работать с числами – великанами;
  • пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
  • понимать «секреты» некоторых математических фокусов;
  • преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
  • решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
  • использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
  • находить периметр и площадь окружающих предметов;
  • разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы;
  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;
  • моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

                                                     Основное содержание курса     

Разделы и темы программы

                  Характеристика деятельности

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных заданий международного конкурса «Кенгуру». Математические головоломки, занимательные задачи.                                                                                      

«Числовой» конструктор

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9; 2) 10, 20, 30, 40, … ,90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

Геометрия вокруг нас

Конструирование  многоугольников из одинаковых треугольников.

Волшебные переливания

Задачи на переливание.

В царстве смекалки

Решение нестандартных задач. Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

«Шаг в будущее»

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.; конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» (из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»).

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Составление и заполнение числового кроссворда (судоку). Составление и заполнение числового кроссворда (какуро).

Математические фокусы

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся).

Секреты чисел

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

Математическое путешествие

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150.
1-й раунд: 640 – 
140 = 500   500 + 180 = 680    680 – 160 = 520      520 +150= 670

Выбери маршрут

Единицы длины. Километр. Составление карты путешествия на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостаю-щими данными. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:  СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ      и др.

Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов.
Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.

Разверни листок

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

От секунды до столетия

Время и его единицы: час, минута, секунда. Сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час,  день,  сутки?  Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.

Конкурс смекалки

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

Это было в старину

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. 
Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»

Энциклопедия математических развлечений

Составление сборника занимательных заданий. Использование
разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).

Математический лабиринт

Интеллектуальный марафон.

                                 Календарно-тематическое планирование

п/п

     Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

проведения

                                                         1 четверть

1

Вводное занятие. Диагностическая методика «Логические закономерности».

1

06.09

2

Интеллектуальная разминка. Решение олимпиадных заданий  международного конкурса «Кенгуру».

1

08.09

3

«Числовой» конструктор. Числа от 1 до 1000.

1

13.09

4

«Числовой» конструктор. Составление трёхзначных чисел с помощью карточек.

1

15.09

5

Геометрия вокруг нас.

1

20.09

6

Геометрия вокруг нас. Конструирование  многоугольников из одинаковых треугольников.

1

22.09

7

Волшебные переливания. Решение задач.

1

27.09

8

В царстве смекалки. Решение нестандартных задач.

1

29.09

9

В царстве смекалки. Решение нестандартных задач.

1

04.10

10

Интеллектуальная разминка.  Математические головоломки, занимательные задачи.

1

06.10

11

 Сбор информации для  математической газеты.

1

11.10

12

Сбор информации и оформление  математической газеты № 1.

1

13.10

13

«Шаг в будущее». Игра  «Крестики-нолики на бесконечной доске».

1

18.10

14

«Шаг в будущее».  Конструкторы: «Монтажник», «Строитель».

1

20.10

15

«Шаг в будущее».  Игра «Морской бой» и др.

1

25.10

16

 «Шаг в будущее». Конструкторы: «Полимино», «Паркеты и мозаики».

1

27.10

                                                 2 четверть

17

«Спичечный» конструктор.

1

08.11

18

«Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу.

1

10.11

19

Числовые головоломки.  Решение и составление ребусов, содержащих числа.

1

15.11

20

Интеллектуальная разминка.  Решение олимпиадных заданий  международного конкурса «Кенгуру».

1

17.11

21

Математические фокусы. Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками).

1

22.11

22

Математические фокусы. Алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

1

24.11

23

Математические фокусы. Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

1

29.11

24

Математические игры. Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000».

1

01.12

25

Математические игры. Построение математических пирамид: «Вычитание в пределах 1000».

1

06.12

26

Математические игры. Построение математических пирамид: «Умножение».

1

08.12

27

Математические игры. Построение математических пирамид: «Деление».

1

13.12

28

Математические игры:  «Волшебная палочка», «Лучший лодочник»

1

15.12

29

Математические игры: «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками».

1

20.12

30

Секреты чисел. Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

1

22.12

31

Секреты чисел. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.

1

27.12

32

Математическая копилка. Составление сборника числового материала.

1

29.12

                                                           3 четверть

33

Математическая копилка. Составление и оформление сборника числового материала.

1

10.01

34

Математическое путешествие.

1

12.01

35

Сбор информации для математической газеты.

1

17.01

36

 Сбор информации и выпуск математической газеты № 2.

1

19.01

37

Интеллектуальная разминка. Решение олимпиадных заданий международного конкурса «Кенгуру».

1

24.01

38

Выбери маршрут. Единицы длины. Километр. Выбор маршрута путешествия.

1

26.01

39

 Составление карты путешествия.

1

31.01

40

Числовые головоломки. Решение  ребусов.

1

02.02

41

Числовые головоломки. Решение и составление ребусов.

1

07.02

42

Мир занимательных задач. Задачи со многими

возможными решениями.

1

09.02

43

Мир занимательных задач. Задачи с недостающими данными.

1

14.02

44

Мир занимательных задач. Задачи на
доказательство (найти цифровое значение букв).

1

16.02

45

Геометрический калейдоскоп. Конструирование многоугольников из заданных элементов.

1

21.02

46

Геометрический калейдоскоп. Конструирование из деталей танграма.

1

28.02

47

Интеллектуальная разминка. Математические головоломки, занимательные задачи.

1

02.03

48

Разверни листок. Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

1

09.03

49

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

1

14.03

50

От секунды до столетия. Время и его единицы. Цена одной минуты.

1

16.03

                                                    4 четверть

51

Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час,  день, сутки? 

1

28.03

52

Составление  задач, используя данные о возрасте своих родственников.

1

30.03

53

Интеллектуальная разминка. Решение олимпиадных заданий  международного конкурса «Кенгуру».

1

04.04

54

Числовые головоломки. Заполнение числового кроссворда (какуро).

1

06.04

55

Составление и заполнение числового кроссворда (какуро).

1

11.04

56

Числовые головоломки. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1

13.04

57

Составление и заполнение числового кроссворда (судоку).

1

18.04

58

Конкурс смекалки (задачи в стихах, задачи-шутки, задачи-смекалки).

1

20.04

59

Это было в старину. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»

1

25.04

60

Это было в старину.  Решение старинных задач. 

1

27.04

61

Интеллектуальная разминка. Решение олимпиадных заданий  международного конкурса «Кенгуру».

1

04.05

62

Математические фокусы. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

1

11.05

63

Энциклопедия математических развлечений. Подбор материала для сборника занимательных заданий.

1

16.05

64

Энциклопедия математических развлечений. Составление сборника занимательных заданий.

1

18.05

65

Энциклопедия математических развлечений. Оформление  сборника занимательных заданий.

1

20.05

66

Интеллектуальная разминка. Решение олимпиадных заданий международного конкурса «Кенгуру».

1

23.05

67

Математический лабиринт. Интеллектуальный марафон.

1

25.05

68

Итоговое  занятие. Диагностическая методика «Логические закономерности».

1

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность Курс Школа вежливых наук « Этика: азбука добра »

Курс Школа вежливых наук « Этика: азбука добра »...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов,  духовно - нравственное направление -  кружок "Школа вежливых наук"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Первые шаги в науку» для учащихся 4 класса

Пояснительная записка Окрыляет меня мечта,К звездам путь освещая.Так я творчество вижу всегда,Жизни смысл для себя постигая.Потому что творчествоначинается с искры,С ветки, ветра, с летящих туч,Ч...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку» (клуб) 1- 4 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 4 класс "КАЛЕЙДОСКОП НАУК"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 4 класс...