Нравственно-духовное воспитание.Трудный путь прощения.
методическая разработка (4 класс)

Прощение — сложный процесс, требующий сил и энергии, дарующий исцеление от обид, вредно воздействующих на физическое и психическое здоровье человека. Прощение подобно спасательному кругу, который в ситуации обиды не даст утонуть в потоке гнева и агрессии, избавит нас от тяжких мук, которые мы порой несем через всю жизнь.

Цель:

  1. Объяснить смысл слова ПРОЩЕНИЕ.
  2. Указать какая польза для людей в умении прощать.
  3. Помочь проанализировать свои поступки, задуматься над ними.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_trudnyy_put_proshcheniya.docx36.15 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие: «Трудный путь прощения»

Цель:

  1. Объяснить смысл слова ПРОЩЕНИЕ.
  2. Указать какая польза для людей в умении прощать.
  3. Помочь проанализировать свои поступки, задуматься над ними.

Оборудование:

  1. Мел синий, красный, зелёный.
  2. Листочки в виде листочков деревьев: желтые и коричневые.
  3. Рисунок с изображением комка грязи.
  4. Изображение дерева.
  5. Презентация.

Ход занятия:

Психолог. Прощение — сложный процесс, требующий сил и энергии, дарующий исцеление от обид, вредно воздействующих на физическое и психическое здоровье человека. Прощение подобно спасательному кругу, который в ситуации обиды не даст утонуть в потоке гнева и агрессии, избавит нас от тяжких мук, которые мы порой несем через всю жизнь.

И пусть скептики говорят, что прощение противоположно торжеству справедливости, что оно — проявление слабости, что оно может стать отказом от борьбы за собственную точку зрения, проявлением превосходства, снисхождения. Некоторые люди считают даже, что просить прощения — значит унизиться перед другим. Но прощение — это внутреннее, личное освобождение от обиды и борьба за освобождение другого из плена отрицательных эмоций.

 Я хочу каждому из присутствующих здесь сегодня подарить ангела как символ чистоты и святости. Это не просто игрушка, а знак, который будет напоминать вам слова Норта:

Прощение — не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью, в то время, когда он, казалось, должен быть лишен права на них.

— Что мы чувствуем, когда прощаем себя и другого?

 — Удивление... Избавление от тяжких мук и обид. Счастье и облегчение! Радость!!  Желание начать новую жизнь!!!

— Какие качества помогут нам сделать это?

— Смелость, сострадание, великодушие, любовь, уважение, чувство ответственности.

Вопрос. Как вы понимаете эти слова:

«Если ты настоящий друг, научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

1слайд

- Сегодня мы поговорим о трудном пути прощения.

2 слайд

- Давайте посмотрим на состояние обиженного человека и опишем его словами.

- Что значит простить человека?

3 слайд

  • не таить обиду;
  • перестать сердиться (гнев всегда порождает ответный гнев);
  • перестать упрекать человека за нанесённую обиду;
  • не ждать, пока обидчик исправит свою ошибку и первым подойти мириться.

- Разберём несколько ситуаций из вашей жизни.

(На доске нарисовано сердечко.)

  1. «Мой друг сегодня меня обманул. Не буду с ним больше общаться»

- Что вы испытываете? (ГНЕВ) (Закрашиваем 1/3 сердечка синим цветом.)

2. «Катя сегодня про меня сплетничала. А что, если я тоже что-нибудь наплету про неё?»

 - Что вы затаили? (ОБИДУ) (Закрашиваем 1/3 сердечка зелёным цветом.)

3. «Колька бросил на пол мою книжку. Я за это кину в коридор его дневник.

- Что вы делаете? (МСТИТЕ) (Закрашиваем 1/3 сердечка в красный цвет.)

- Посмотрите какие чувства вы испытываете. 

4 слайд

5 слайд

- Ваше сердечко заболело, вам плохо. ГНЕВ, ОБИДА, МЕСТЬ разжигают ссору.

- Подскажите, что им нужно сделать, как выбрать путь прощения чтобы уладить ссору?

(Ученики приводят примеры прощения, как средство разрешения конфликта, Учитель стирает части закрашенного сердечка)

- Чему нас учит опыт с мелками?

(Прощение стирает ГНЕВ, ОБИДУ, МЕСТЬ.)

- Легко ли просить прощение?

6 слайд

(Ученики читают слова.)

  1. Есть трудное слово на свете,
    Его очень трудно сказать.
    Его не хотят часто дети
    И слышать, не то, что понять

  1. Оно никому не мешает,
    Оно примиряет людей.
    И тот, кто его применяет,
    Бывает сердечней, добрей

  1. Что это за слово такое,
    Что многих так сильно страшит?
    Не сложное, очень простое:
    «Прости», — и Бог тебя тоже простит
    .

- Ребята, о чём же мы будем говорить сегодня?

7 слайд

8 слайд

     В «Толковом словаре русского языка» Ожегова слово «простить» обозначает извинить, не ставить в вину.

В словаре В. Даля «простить» -  значит избавить от греха, вины, долга; помиловать».

- Давайте определим какие качества нужны, чтобы простить человека.

9 слайд

Смелость

Терпение

Сила воли

Сострадание

- Будем учиться прощать, ведь  Исцеление начинается с прощения

- Послушайте какая ситуация произошла с одним мальчиком

Ситуация

(стихотворение читает ученик)

1 часть

Побил меня Гуляев Колька:

Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько,

Я, молча, слезы проглотил.

Пришел домой, захлопнул двери,

Ничком свалился на кровать.

А я-то в дружбу нашу верил!..

Но больше дружбе не бывать!

А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья

На теплоход один проситься:

Матросом - ты, матросом -я!

Хотели вместе мы по свету

Поплавать вдоль и поперек...

Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!

Такую дружбу не сберег!

Ты не сберег мечты хорошей,

И вот всему конец теперь!..

Но…

12 слайд
Задание:
 Каждый должен представить, что Колька Гуляев - твой друг. Он обидел тебя. Каким ты видишь финал стихотворения, выход из создавшейся ситуации?

Учитель: Подведение итогов.

2 часть

(читает ученик)

концовка стихотворения

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька - так несмело

Вошел с поникшей головой:-

Прости уж! Сердишься?.. Задело!

Беда, горячий я какой!

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему: - Ну что ж!

Я не сержусь: чего сердиться?

Я так и знал, что ты придешь!

(С. Погорельский)

Стихотворение «Я ушёл в свою обиду»

(читает ученик)

Я ушёл в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда!
Буду жить в ней все года!

И в обиде
я не видел
ни цветочка, ни куста…
И в обиде я обидел
и щеночка, и кота…

Я в обиде
Съел пирог
и в обиде
я прилёг,
и проспал в ней два часа.
Открываю я глаза…
А она куда-то делась!
Но искать
не захотелось.

Ребята, на доске образ «Древа жизни». Это символ, олицетворяющий мирное произрастание всего живого на земле. Каким оно должно быть, вы ответите сами, участвуя в игре «Человеческие чувства» и прикрепляя к древу свои ответы.

14 слайд

Перед вами список различных человеческих чувств. 

Досада

Порядочность

Агрессия

Доброта

Любовь

Раздражение

Уважение

Гнев

Вдохновение

Интерес

Презрение

Ненависть

Обида

Зависть

Сердечность

Взаимопонимание

Равнодушие

Радость

Ревность

Страх

Счастье

Успех

Выберите из них те, что мешают вам прощать, и запишите их на коричневом листочке.

Эти листочки вы поместите на землю около нашего древа. Выбросим эти чувства из своей души. Уничтожим злость и обиду вместе с ними!

А на зелёном листочке напишите слова, выражающие чувства, помогающие простить и попросить прощение, чтобы царил мир между вами.

Эти листочки вы прикрепите на крону дерева.

(ребята украшают древо)

Учитель: Видите, каким оно стало живым и красивым. На нём нет ни злости, ни обиды. Оно радует глаз и шлёт всем мир и согласие.

А теперь прочтём советы, как избежать ошибок в отношениях друг с другом.

15 слайд

Ребята, запомните!

1. Каждый может совершить ошибку.

2. Совершив ошибку, умей её признать.

3.Прости, и будешь прощён.

4. Прощенье уничтожает злобу и агрессию,

разъедает ненависть, спасает от одиночества.

5. Прости, и твоя душа будет светлее.

- Ребята, есть много способов выразить прощение. Вот некоторые:

16 слайд

Способы выразить прощение

  • Правило 1: Человек осознал, что виноват и просит прощения, надо его простить.
  • Правило 2: Сделай доброе дело тому, кто нанёс тебе обиду или неприятность.
  • Правило 3: Напиши дружеское письмо тому, кто нуждается в прощении.  
  • Правило 4: когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад.

Учитель:

-И  в завершении  нашего занятия послушайте стихотворением

(Выходит девочка в белом платье. Мальчик ждёт своего выхода, в руках у него рисунок, на котором изображён комок грязи)

Э. Асадова ЦВЕТЫ ПРОЩЕНИЯ.

(Читает учитель)

В белоснежном платье, как снежинка,

То ли в гости, то ли в отчий дом,

Шла девчонка вьющейся тропинкой

И несла букет живых цветов.

(Читает девочка)

Стройная, как тополь серебристый,

Весела, как звонкий ручеек,

Что-то нежно ей шептали листья,

Улыбался каждый лепесток.

Гладили кудрявую головку

Солнышка волшебные лучи.

А она счастливая девчонка,

Целовала розы лепестки.

И в глазах – лучащихся росинках,

Полыхала цветью неба синь,

И вот-вот, казалось, что пушинкой

Вдруг взлетит над шелестом осин.

Шла и пела голосом счастливым

Вторила ей музыка весны,

И кругом светлее становилось

От сверкавшей платья белизны.

(Читает учитель)

Что-то замаячило в сторонке,

И, жестко брошенной рукой,

К платью белоснежному девчонки

Вдруг прилип с травою грязный ком.

Словно ничего не понимая,

Девочка рассматривала грязь,

И мальчишка, руки потирая,

Нагло улыбался, щуря глаз.

(Читает девочка)

Не всплакнула, не назвала хамом

Гордого виновника в ответ,

А с улыбкой светлой хулигану

Бросила душистый свой букет.

И мотнув короткой рыжей стрижкой

(Сердце есть и у озорника),

Отбежал пристыженный мальчишка

С пересохшей грязью на руках.

(Читает учитель)

Если злые люди в вашей жизни

Вдруг оставят грязные следы,

Вы подобно девочке-снежинке

Бросьте в них прощения цветы.

Учитель:

- Какая же сила помогает нам в таких ситуациях не озлобиться, не вскипеть от ненависти?  

- Кто-то называет ее великодушием, но как бы вы не называли эту силу, главное –воспитать ее в себе.

 17 слайд

- Мне очень хочется, чтобы рисунок, который вы сейчас видите на слайде, стал эмблемой нашего класса, а слова, написанные на нём, стали девиза:

Главное – вместе!

Главное – дружно!

Главное – с сердцем, горящим в груди!

Нам равнодушие вовсе не нужно!

Злобу и обиду прочь ты гони!

18 слайд            «Не жди ни час, прости сейчас»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы воспитания "трудного" ребенка

Материал, который может помочь родителям в проблемных ситуациях...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное  направление)...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности» (духовно-нравственное направление) 1 – 4 классы

Рабочая программа  внеурочной деятельности«Азбука нравственности»(духовно-нравственное направление)1 – 4 классы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление) 2-класс

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человек...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса «Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление)

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников....

«Тропинка в профессию» общеразвивающая программа воспитательной деятельности духовно – нравственно (духовно-нравственной направленности)

21 век поставили перед человеком и цивилизованным обществом множество сложных и ответственных вопросов. Речь идёт о проблеме профессиональной ориентации младших школьников в учебно – воспитатель...